Правописание безударных личных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
План-конспект 1-ого урока по теме составлен по УМК М. М. Разумовской. На уроке созданы условия для использования разных видов самостоятельной работы. Для дидактического материала использован рассказ К.Г.Паустовского "Последний черт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka_muzykina_ea.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №164
Организация самостоятельной работы
на уроках русского языка в условиях ФГОС
Выполнила:
Музыкина Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ №164 п. Амзас
Таштагольского района
Амзас
2016
Введение
Многие отечественные педагоги и психологи рассматривают самостоятельную работу школьников как одну из основных концепций дидактики. Одни определяют самостоятельную работу как метод обучения, другие - как форму организации учебной деятельности, третьи рассматривают ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
В настоящее время самостоятельная работа широко применяется в основной школе. Она развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению. В результате выполнения самостоятельной работы учащиеся получают новое знание, углубляют и расширяют сферы действия уже полученных.
По мнению российского педагога К.Д. Ушинского, самостоятельная деятельность школьников является прочным основанием всякого плодотворного учения, а самостоятельность - главное условие, при котором обучение становится средством воспитания.
Цель данной работы: создание условий для использования самостоятельной работы на уроке русского языка в 5 классе.
Работа представляет собой план – конспект 1-го урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
В начале урока учащимся для самостоятельной работы предложено задание «Верно ли утверждение», которое формирует у учащихся умение ориентироваться в своей системе знаний. После проблемного изложения учебной информации, когда между учителем и учащимися был организован совместный «мыслительный» диалог, детям дано задание у глаголов выделить окончание, указать грамматические признаки, спряжение с последующей самопроверкой, насколько полно и правильно оно выполнено. На этапе первичного закрепления новых знаний учащиеся самостоятельно в парах выполняют работу по образцу с последующей самопроверкой. Завершают урок два вида самостоятельной работы: 1) используя толковый словарь, учащиеся проводят небольшое исследование, результатом которого станет письменный ответ, 2) дифференцированное задание с последующей самопроверкой. Чтобы избежать перегрузки и уложиться в урок, детям эти задания предлагаются на выбор. Невыбранное задание будет перенесено на 2-ой урок по данной теме.
В результате учащиеся научатся
- создавать письменные и устные высказывания;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, подбирать к ним синонимы
- пользоваться толковым словарем;
- верно спрягать глаголы, указывать их морфологические признаки;
- правильно писать безударные окончания глаголов;
- обнаруживать такие окончания в тексте и владеть способом определения верного написания.
Русский язык. 5 класс
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов
Урок №1
Цель: формирование знаний о правописании гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Задачи урока:
- формирование умения правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов, углубление знаний о глаголе как о части речи, формирование умения определять спряжение глаголов;
- развитие устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости, внимания; умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, работы по алгоритму, по плану;
- воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к собеседнику.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся применять правило правописания безударных личных окончаний глаголов; определять спряжение глаголов; объяснять языковые явления, работать с текстами.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии;
- формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности, действовать в ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
- формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- построение логической цепи рассуждений и доказательств
Коммуникативные УУД:
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и создавать тексты в устной и письменной форме;
- формирование умения использовать речевые средства и средства для решения познавательных и коммуникативных задач;
- формирование умения вести диалог.
Личностные: формирование готовности к саморазвитию; формирование мотивации к обучению; формирование уважительного отношения к иному мнению; совершенствование собственной устной и письменной речи; развитие чувства самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры.
Основные термины и понятия: инфинитив, совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение; время глагола: прошедшее, настоящее и будущее; окончание, суффикс, постфикс.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная
Образовательная технология: технология проблемного обучения
Ход урока
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Познавательные УУД: выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем во время опроса
- Зачем мы ходим в школу? (За новыми знаниями).
- А старые люди говорили, что все новое – это хорошо забытое старое. Что из этого следует?
- Надо учить новое, но не надо забывать старое.
- Вспомним, о чём мы говорили с вами на предыдущих уроках? (О временах глагола, о спряжениях глагола).
II этап. Этап актуализации знаний
Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для изучения нового материала.
Регулятивные УУД: контролировать правильность и полноту суждений, уметь дополнять, исправлять, оценивать правильность выполнения заданий.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, сопоставлять и отбирать информацию полученную из толкового словаря, анализировать языковой материал, синтезировать известную информацию.
Коммуникативные УУД: слушать других и принимать другую точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Личностные УУД: осознавать и проявлять себя гражданином России, видеть связь с историей и культурой своей страны, осознавать свои эмоции.
1. «Верно ли утверждение?»
– Вспомните основные сведения о глаголе и на каждое утверждение дайте ответ: «да» -«нет».
- Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам. (Да.)
- Глаголы повелительного наклонения имеют окончание –ИТЕ. (Нет.)
- Начальную форму глагола называют инфинитивом. (Да.)
- Глаголы прошедшего времени образуются от инфинитива при помощи суффикса –л-. (Да.)
- Глаголы совершенного вида имеют все формы времени. (Нет.)
- У глагола 2 спряжения. (Да.)
2. Самопроверка.
3. Анализ языкового материала.
- Сегодняшний урок мы построим с опорой на произведение К.Г.Паустовского, которое вы читали, готовясь к внеклассному чтению и к конкурсу «Живая классика». Вам понравились его произведения? Чем запомнился этот писатель? Какое место занимает в русской литературе?
Сообщение учащегося: К.Г.Паустовский – незаурядный человек. Испробовав разные профессии, он становится писателем, мечтает о жизни яркой и возвышенной. Многие герои его литературных произведений – творческие люди: поэты, художники, композиторы. В рассказах разворачиваются необычные события: реальность приукрашена выдумкой. Особое место в творчестве занимает природа. Проза писателя лирична, не терпит торопливости, суеты.
- Давайте прочитаем предложения и вспомним, из какого произведения («Последний черт») они взяты. Какие грамматические признаки глаголов мы можем назвать?
Лезет свинья ко мне в избу, сопит, зыркает на меня одним глазом.
Птица не птица, кто его разберет.
Мы боялись, что лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползет к солнцу.
Дед слышал, как черт кляцает зубами.
Птица старая, очень злая, не любит и бьет детей. Взрослых трогает очень редко.
4. Словарная работа. Работа с толковым словарем.
- Какие средства выразительности помогают создать образ? С какой целью использованы просторечные слова ЗЫРКАЕТ, КЛЯЦАЕТ? Что они обозначают?
- Какой стиль использует автор в этих предложениях? Или здесь предложения разных стилей речи?
III этап. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: осознание потребности к построению нового способа действий, формулирование темы урока, цели, задач.
Регулятивные УУД: формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, оценивать собственную деятельность, находить и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные УУД: анализировать и обобщать языковые факты, строить логически обоснованные рассуждения, устанавливать аналогии для понимания закономерностей.
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, понимать позицию другого, уметь договариваться со сверстниками.
Личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие ответы, осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, осуществлять свой выбор
Создание проблемной ситуации.
- Перед вами глаголы из предложений, записанные в два столбика. Почему?
Зыркает Затрещит
Разберет Любит
Вспыхнет Сопит
Поползет
Кляцает
Бьет
Трогает
Лезет
- Какие возникнут затруднения при написании глаголов 1 спряжения? (В одних глаголах безударная гласная в корне слова, в других – в окончаниях можно писать Е, можно писать И).
- Какая орфограмма нам известна? Какое правило можем применить?
- А вы уверены, что в первом столбике глаголы 1 спряжения? Правильно ли в них написано окончание? (В одних глаголах гласная в окончании стоит под ударением, в других - окончание безударное, а инфинитив не помогает определить спряжение – лезть. А глагол БЬЕТ в инфинитиве оканчивается на -ить).
- Какой ещё способ проверки вы знаете? На что ещё надо посмотреть? (Посмотреть, не является ли глагол исключением).
- Является? (Нет).
- А какие вы знаете глаголы-исключения? ….
- Попробуйте определить тему урока. (Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов).
- Какова цель урока? (Научиться правильно писать безударную гласную в окончаниях глаголов).
- Какие учебные задачи можете сформулировать? (Учиться ставить глагол в инфинитив, научиться правильно определять спряжение глагола).
- Почему не справились с последним словом? Как решить эту проблему? (Обратиться за помощью к местоимению 3-го лица мн.ч. – они лезут).
- Как определить написание гласной в личном окончании глагола лезет? Как будем рассуждать? Какие способы проверки вы можете предложить?
(Надо проспрягать: разберу, разберешь, разберет, разберем, разберете, разберут – вспыхну, вспыхнешь, вспыхнет, вспыхнем, вспыхнете, вспыхнут – лезу, лезешь, лезет, лезем, лезете, лезут)
- Определите по пятибалльной шкале свое умение писать безударные личные окнчания глаголов. Зафиксируйте свое затруднение.
Учитель записывает на доске тему урока и задачи.
Дети записывают в тетрадях тему урока, глаголы в 2 столбика, определяют спряжение по окончанию, лицо и число, время.
Самопроверка.
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: построение плана выхода из затруднения
Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с поставленной целью.
Познавательные УУД: представлять информацию в разных формах, выявлять причины и следствия языковых явлений.
Коммуникативные УУД: организовывать работу в группе, уметь договариваться с одноклассниками, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Личностные УУД: понимать эмоциональное состояние других людей, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам, уметь идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
Составление плана и алгоритма
- Прочитайте поставленные перед нами задачи. На какие вопросы мы будем искать ответ?
- Какую гласную букву писать в безударном окончании глагола. Как определить спряжение глагола? Хорошо, когда в словах буквы вставлены, а если нет?
- Поставим эти глаголы в инфинитив.
Дети делают вывод, что глаголы различаются суффиксами, от которых зависит спряжение глагола.
- Составим план выхода из затруднения:
1) нахожу глагол с безударным личным окончанием;
2) ставлю его в инфинитив;
3) смотрю, на что он оканчивается;
4) проверяю, глагол является исключением или нет;
5) определяю спряжение глагола: если инфинитив оканчивается на –ить, это глагол II спряжения – пишу и; если инфинитив оканчивается не на –ить, это глагол I спряжения - пишу е.
- Можно ли составить схему-алгоритм ? (Да).
- Давайте составим (дети составляют, лишь в затруднении учитель подсказывает им).
V этап. Этап реализации проекта выхода из затруднения
Цель: усвоение нового способа действий
Регулятивные УУД: выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, работать по алгоритму.
Познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, представлять информацию в разных формах.
Коммуникативные УУД: организовывать работу в паре, в группе; уметь договариваться с одноклассниками, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; создавать устные тексты в соответствии с нормами ЛЯ
Личностные УУД: понимать эмоциональное состояние других людей, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам, уметь идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
1. Обсуждение различных вариантов составленных алгоритмов, выбор оптимального, запись алгоритма в тетрадь «Опорные сигналы»
2. Работа с учебной литературой.
- Давайте узнаем, что говорят словесники о способах определения гласной в личных окончаниях глаголов.
- Откройте учебник на с.231, прочитайте тему урока, теоретический материал.
- Расскажите друг другу о правописании безударных гласных в окончаниях глаголов, приведите примеры.
Физкультминутка
Цель: профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других.
- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.
- Кто хочет провести физкультминутку? Если называем глаголы I спряжения, то приседаете. Если называем глаголы II спряжения, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок над головой
(стихотворения используются по выбору).
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Дятел долбит старый сук:
Тук-тук-тук и тук-тук-тук.
Он стучать не устает,
Клювом мошек достает.
Замолчит на миг. И вдруг
Снова слышим тук-тук-тук
Ходит по вору индюк,
Словно перьевой сундук,
Он шагает не спеша,
С боку на бок, чуть дыша.
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Пол корнем запасы прячет.
Он среди воды живет
Добродушный наш енот.
Кустик гнется на ветру,
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает..
Лишь затихнет ветерок,
Кустик ветками взмахнет.
Тик да так часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Ползет улитка по тропе,
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит,
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем мы глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
VI этап. Этап первичного закрепления полученных знаний
Цель: формирование умений и навыков при выполнении нового способа действий
Регулятивные УУД: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели, работать по образцу.
Познавательные УУД: строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне, сравнивать объекты по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: организовать работу в паре, преодолевать конфликты, договариваясь с товарищем, понимать позицию другого.
Личностные УУД: учиться критически осмысливать свое и чужое поведение.
- Выполните работу по образцу, работая в парах, образуйте форму 2-го лица единственного и множественного числа, выделяя окончания, с последующей самопроверкой:
Просить (на –ить, 2 спр.) – просишь – просите.
Зыркает, желает, блестит, кляцает, доходится, побалует.
- Определите, данные глаголы переходные или нет. Можете объяснить? Как узнать?
VII этап. Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой
Цель: формирование умений и навыков при выполнении нового способа действий
Регулятивные УУД: работать по плану (по алгоритму), понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД: анализировать языковые факты, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
Личностные УУД: осознавать эстетическую ценность русского языка, понимать необходимость бережного отношения к языку как национальной ценности.
1. Работа с РТ. С. 63, упр. 175 (задания предлагаются учащимся на выбор)
- Найдите глаголы, определите спряжение.
Пыль и запах парного молока висят над деревенскими улицами – с лесных полян пастухи гонят коров.
«Доходишься с вами до погибели, - бормочет дед. - Слышишь, кричит, анафема! Слышишь?»
- Используя толковый словарь русского языка, определите значения данных слов. Являются ли они близкими по смыслу (по значению)? Относятся ли к одному спряжению? Дайте письменные ответы на поставленные вопросы.
1 вариант: гнать – гонять,
2 вариант: слышать – слушать.
2. Самостоятельная работа с текстом
- Перед вами три варианта самостоятельной работы. Каждый определит, какую работу ему выбрать. Вы можете пользоваться составленным планом выхода из затруднения или алгоритмом.
1 вариант – на «5»
- Вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите спряжение, выделите окончание.
Пеликан вел себя очень странно. Он поспешно _____ на берег, _____ к нашему шалашу,
______ на деда прищуренным глазом, словно _____ что-то припомнить. Дед ____, как осиновый лист. Но тут пеликан _____ рыбу, _____ клюв, _____ им деревянным стуком,
______ «уэк» и отчаянно _____ крыльями.
(В случае затруднения учащийся может воспользоваться словами для справок, но в этом случае оценка будет снижена: замахать, вылезти, посмотреть, увидеть, щелкнуть, приковылять, задрожать, разинуть, стараться, прокричать).
2 вариант – на «4»
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подбирая инфинитив. Обозначьте окончания и укажите спряжение. Найдите средства выразительности.
Мы шли без дорог, перебирались через сухие болота – мшары, где нога тон..т (…..) по колено в коричневых мхах. Жара густо настаива..тся (…..) в хвое и муч..т (…..) нас. Устало никн..т (…..) трава, пахн..т (…..) горячей сосновой корой и земляникой. Лес накален, он тихо тле..т (…..) от солнечного зноя. Даже как будто попахива..т (…..) гарью. Каж..тся (…..), что он сейчас вспыхн..т (…..) и затрещ..т (…..), как сухой можжевельник.
3 вариант – на «3»
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначьте окончания и укажите спряжение:
Едва заметно, будто капля серебряной воды, блест..т (блестеть) первая звезда. Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблескива..т (поблескивать) внизу. По черной воде расплыва..тся (расплываться) широкие круги – игра..т (играть) на закате рыба. Ночь начина..тся (начинаться) над лесным краем, и только костер трещ..т (трещать) и разгора..тся (разгораться), наруша..т (нарушать) лесную тишину.
3. Самопроверка
VIII этап. Рефлексия.
Наш урок заканчивается. Со всеми поставленными задачами справились на уроке?
Давайте оценим наше умение писать безударные окончания глаголов еще раз.
Изменилась ваша самооценка? Нет?
Подведем итог урока, закончив предложения:
Я повторил…
Я узнал….
Я научился…
Я встретился с трудностью при …
У меня хорошо получилось …
Мне пригодится …
Домашнее задание: из сказки К.Г.Паустовского выпишите глаголы настоящего и будущего времени, укажите их спряжение.
Заключение
Таким образом, самостоятельная работа – это и метод обучения, и форма организации учебной деятельности, и средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. И, конечно же, главное условие, при котором обучение становится средством воспитания.
Список литературы
1. Коваленко Е.Г., Волова Д.С. Организация самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Интернет – ресурсы.
2. Гаркунова И.Л. Формирование приемов самостоятельной работы на уроках чтения / И.Л. Гаркунова // Начальная школа. – 1988. – №1. – С. 33–36.
3. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 317 с.
4. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. орфография / Л.Г.Ларионова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 118 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Данный тест помогает проверить знания учащихся....
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...
Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...