«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока (5 класс) по теме
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция содержания различных образовательных областей», «проектирование рабочих программ, уроков и воспитательных мероприятий», «универсальные учебные действия», «целеполагание», «авторская технология урока», «мониторинг предметных результатов» и многие другие. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».
Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фундаментальное Ядро, с. 67]
В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка и литературы. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.
В рамках ФГОС основа преподавания литературы и русского языка - создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
И критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.
На данном этапе развития образования целесообразно организовать работу с художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий. Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности.
Предлагаю проследить, как все сказанное выше реализуется в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вторая часть. | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Учитель: Кирясова Е.В.
Класс: 5
УМК: Русский язык 5 класс. РазумовскаяМ.М. и др.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок «открытия»нового знания.
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Цели урока:
деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
содержательные: формировать навык нахождения в тексте глаголов 1 и 2 спряжения и правильного написания личных безударных окончаний, составлять алгоритм действия ,развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
развивающие: учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текст, способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка под редакцией Разумовской М.М. «Дрофа» 2012 год.
Этапурока | Цель | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Мотивация к деятельности | Формирование эмоционального настроя на уроке. Включение учащихся в деятельность. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради. Включение в деловой ритм. Выбери из предложенных вырезанных тучек (голубая или синяя) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали ребята. | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, готовятся к работе. | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на уроке. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: Прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения материала. |
Актуализация и пробное учебное действие | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений.Найти «четвертое лишнее слово» в каждой группе (изображение на слайде):1.Цветок, одуванчик, трава, цветет.2 Красивый, красный, прекрасный, красуется.3.Думает, читает, ночует, кричит. | Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для получения новой информации. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли |
Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). | Создает проблемную ситуацию (стадия вызова):-О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?-В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?-Как называется изучаемая орфограмма?-Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания личных глаголов.-Что вызывает трудности?-Над этим и будем работать на уроке. | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Коммуникативные УУД: постановка вопросов. Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели и проблемы. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Выявление места и причины затруднения. | Постановка целей учебной деятельности. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.Стадия вызова. Прием «Продолжи фразу» (Изображение на слайде).Предлагает объединиться в пары и обсудить результаты своих знаний о глаголе. Информацию, которая вызвала затруднение предлагает пометить «?».Проверяет работу учеников (правильные ответы появляются на слайде)Стадия осмысления.Предлагается работа с текстом (индивидуальная и парная). Каждому ребенку выдается текст, посвященный глаголу.Задает вопросы:-Что узнали нового?-Какие вопросы у вас возникли?Решение проблемного вопроса.-Какая проблема встала перед нами? (Изображение на слайде)-Как проверить верность наших выводов?Предлагает открыть учебник и прочитать правило.Проводит физминутку.Читаются глаголы: идешь, шумишь,поешь,шуршите,звенят,плывут,лежит,цветет,ратет,говоришь,кричишь, говорит. | Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.Учащиеся сверяют свои ответы с изображением на слайде.Учащиеся отмечают информацию знаками ( «+» - это я знал, «-» - я думал иначе, «!» - обратить особое внимание, «?» - новая информация. А затем результаты обсуждают с соседом по парте.Учащиеся делают выводы.Учащиеся работают в группах. Группы созданы по рядам. Обсуждают проблему, выступают у доски, делают выводы о том, какие глаголы к какому спряжению относятся и как это определить по неопределенной форме.Чтение правила по учебнику.При произнесении глаголов 1 спряжения приседают мальчики. При произнесении глаголов 2 спряжения приседают девочкиПоднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают свое настроение, изменилось ли оно. | Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание «успеха» - «неуспеха» в учебной деятельности. Предметные УУД: умение находить глаголы 1 и 2 спряжения, воспроизводить основные сведения о глаголе. Познавательные УУД: умение работать с текстом и разными видами информации, составлять модель ответа. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с соседом по парте. Регулятивные УУД: выстраивание своих действий в определенной последовательности. |
Применение общего способа действия (первичное закрепление) | Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике. | Задается вопрос:-Что общего между словами, которые были названы?Сформулируем алгоритм действийОтработка способа действия по выбору орфограммы.Запись под диктовку на доске и в тетрадях, графическое обозначение орфограммы:Черт..т, вышива..м, паш...шь, забива..т,вар..м,жар..т,мо..шь, чист..т.Предлагает подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы 1спряжения в 3 лице, множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.Ручкой….Ножницами режешь….Носом….Шилом….Солью….Лопатой….Карандашом…. | Учащиеся делают вывод, что у всех этих глаголов окончания ударные, поэтому не возникает трудности с написанием этих окончаний.Учащиеся под руководством учителя формулируют алгоритм действий.Запись глаголов, объяснение и графическое обозначение орфограммы.Выполняют задание и комментируют свой ответ. | ПредметныеУУД: умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, пользоваться определенным орфографическим правилом при написании безударных личных окончаний глаголов на практике. Познавательные УУД: формулировка алгоритма действий, применение выработанного алгоритма на практике. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся. Регулятивные УУД: навыки самопроверки. |
Контроль на этапе окончания темы. | Проверка результата. | Проведение диагностической работы. Организация рефлексии учащихся.-Оцените свою работу. Поднимите смайлик с улыбкой, если тема понятна. | Взаимодиктант. Проверка по слайдам на экране. Рефлексия. | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками, давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Домашнее задание. | Выучить алгоритм, упр. 458 (сильным учащимся составить связный текст). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...
"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"
Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, пос...
Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе
Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Местоимение» в 6 классе
Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке русского языка...