«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока (5 класс) по теме

Кирясова Елена Викторовна

   Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция содержания различных образовательных областей», «проектирование рабочих программ, уроков и воспитательных мероприятий», «универсальные учебные действия», «целеполагание», «авторская технология урока», «мониторинг предметных результатов» и многие другие. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

            Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».

          Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. [Фундаментальное Ядро, с. 67]

         В последнее десятилетие ведутся активные поиски рационального преподавания русского языка и литературы. В результате в системе начального и среднего образования Российской Федерации обучение ведется по целому ряду учебных комплексов с использованием традиционных и развивающих технологий, авторских и индивидуальных программ, выбор которых предоставлен школам и гимназиям.

         В рамках ФГОС основа преподавания литературы и русского языка - создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.

         Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

          И критическое мышление содействует формированию исследовательской культуры, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое.

        На данном этапе развития образования целесообразно организовать работу с художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий. Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности.

         Предлагаю проследить, как все сказанное выше реализуется в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Учитель: Кирясова Е.В.

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс. РазумовскаяМ.М. и др.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок «открытия»нового знания.

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Цели урока:

деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности,  развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

содержательные: формировать навык нахождения в тексте глаголов 1 и 2 спряжения и правильного написания личных безударных окончаний, составлять алгоритм действия ,развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

развивающие: учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текст, способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка под редакцией Разумовской М.М. «Дрофа» 2012 год.

Этап

           урока

          Цель

Создание педагогического     взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к деятельности

Формирование эмоционального настроя на уроке. Включение учащихся в деятельность.

Приветствие, проверка подготовленности  к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Включение в деловой ритм. Выбери из предложенных вырезанных тучек (голубая или синяя) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали ребята.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, готовятся к работе.

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на уроке.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

 Актуализация и пробное учебное действие

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Найти «четвертое лишнее слово» в каждой группе (изображение на слайде):

1.Цветок,   одуванчик, трава, цветет.

2 Красивый, красный, прекрасный, красуется.

3.Думает, читает, ночует, кричит.

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для получения новой информации.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

Создает проблемную ситуацию (стадия вызова):

-О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

-В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?

-Как называется изучаемая орфограмма?

-Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания личных глаголов.

-Что вызывает трудности?

-Над этим и будем работать на уроке.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов. Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели и проблемы.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Выявление места и причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Стадия вызова.     Прием   «Продолжи фразу» (Изображение на слайде).                                         

Предлагает объединиться в пары и обсудить результаты своих знаний о глаголе. Информацию, которая вызвала затруднение предлагает пометить «?».

Проверяет работу учеников (правильные ответы появляются  на слайде)

Стадия осмысления.

Предлагается работа с текстом (индивидуальная и парная). Каждому ребенку выдается текст, посвященный глаголу.

Задает вопросы:

-Что узнали нового?

-Какие вопросы у вас возникли?

Решение проблемного вопроса.

-Какая проблема встала перед нами? (Изображение на слайде)

-Как проверить верность наших выводов?

Предлагает открыть учебник и прочитать правило.

Проводит физминутку.

Читаются глаголы: идешь, шумишь,поешь,шуршите,звенят,плывут,лежит,цветет,ратет,говоришь,кричишь, говорит.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.

Учащиеся сверяют свои ответы с изображением на слайде.

Учащиеся отмечают информацию знаками ( «+» - это я знал, «-» - я думал иначе, «!» - обратить особое внимание, «?» - новая информация. А затем результаты обсуждают с соседом по парте.

Учащиеся делают выводы.

Учащиеся работают в группах. Группы созданы по рядам. Обсуждают проблему,  выступают у доски, делают выводы  о том, какие глаголы к какому спряжению относятся и как это определить по неопределенной форме.

Чтение правила по учебнику.

При произнесении глаголов 1 спряжения приседают мальчики. При произнесении глаголов 2 спряжения приседают девочки

Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают свое настроение, изменилось ли оно.

Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание «успеха» - «неуспеха» в учебной деятельности.

Предметные УУД: умение находить глаголы 1 и 2 спряжения, воспроизводить основные сведения о глаголе.

Познавательные УУД: умение работать с текстом и разными видами информации, составлять модель ответа.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с соседом по парте.

Регулятивные УУД: выстраивание своих действий в определенной последовательности.

Применение общего способа действия (первичное закрепление)

Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике.

Задается вопрос:

-Что общего между словами, которые были названы?

Сформулируем алгоритм действий

Отработка способа действия по выбору орфограммы.

Запись под диктовку на доске и в тетрадях, графическое обозначение орфограммы:

Черт..т, вышива..м, паш...шь, забива..т,вар..м,жар..т,мо..шь, чист..т.

Предлагает подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы 1спряжения в 3 лице, множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.

Ручкой….Ножницами режешь….Носом….Шилом….Солью….Лопатой….Карандашом….

Учащиеся делают вывод, что у всех этих глаголов окончания ударные, поэтому не возникает трудности с  написанием этих окончаний.

Учащиеся под руководством учителя формулируют алгоритм действий.

Запись глаголов, объяснение и графическое обозначение орфограммы.

Выполняют задание и комментируют свой ответ.

ПредметныеУУД: умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, пользоваться определенным орфографическим правилом при написании безударных личных окончаний глаголов на практике.

Познавательные УУД: формулировка алгоритма действий, применение выработанного алгоритма на практике. 

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся.

Регулятивные УУД: навыки самопроверки.

Контроль на этапе окончания темы.

Проверка результата.

Проведение диагностической работы. Организация рефлексии учащихся.

-Оцените свою работу. Поднимите смайлик с улыбкой, если тема понятна.

Взаимодиктант. Проверка по слайдам на экране. Рефлексия.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками, давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Домашнее задание.

Выучить алгоритм, упр. 458 (сильным учащимся составить связный текст).



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Наша страна бурно развивается и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование. «Мозг хорошо устроенный больше стоит, чем мозг хорошо наполненный»!  сказал когда-то Мишель де Монтень Вопрос о качестве образования во все времена был актуальным.

На протяжении долгого времени перед школой стояла цель  помочь ученику овладеть системой знаний, а вот применять эти фактические знания в конкретной жизненной ситуации ребятам было сложно, ибо, как сказал когда-то Гете: «Суха мой друг теория везде, а древо жизни пышно зеленеет!» Поэтому жизнь выдвигает новые требования к образованию. Не секрет, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса всеобщий квалифицированный и ответственный труд является одним из рецептов стабильности экономической и социальной систем. Учитывая внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. Учебно-воспитательный процесс является ядром и основой образовательного процесса, поэтому его перестройка всегда играет ключевую роль.

Сейчас весь мир переходит на новую информационную культуру, которая выдвигает определенные требования к современному человеку. Одно из основных заключается в умении работать с информацией, а для этого необходимо нестандартно мыслить, быстро принимать решения, иметь высокую коммуникативную культуру, быть толерантным к чужому мнению.

Поэтому появились новые образовательные стандарты, переход в 9 классе на предпрофильное обучение, организация единого государственного экзамена, внедряются  информационные технологии. В связи с этим формирование узко предметных образовательных результатов, а также репродуктивный характер обучения устарели. В настоящее время перед учителем стоят задачи: научить получать знания, научить работать, научить жить. Знания не должны быть оторваны от жизни. Они должны помогать жить и реализовываться. Внедрение образовательных стандартов второго поколения должно помочь решить эти задачи. По стандартам второго поколения образование-это не просто усвоение системы знаний, умений, навыков, это, прежде всего развитие личности. Акцент делается на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт-это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В стандартах первого поколения выдвигались требования к содержанию образования (обязательный минимум), к результатам образования (уровень подготовки выпускников). В основе лежал знаниевый подход. В итоге обучения ученик должен был знать, уметь и применять знания и умения в практической деятельности.

В стандартах второго поколения выдвигаются требования уже к результатам освоения образовательных программ, к структуре образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ. В основе лежит системно - деятельностный подход. Выделяются следующие результаты образования: личностные, метапредметные, предметные.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметные результаты включают освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечат овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы.

Основная образовательная программа для основной школы определяет цель деятельности педагога в основной школе  выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. В результате из стен школы должна выйти личность, которая владеет, знаниями о мире, умеет действовать в мире, имеет активную жизненную позицию, готова к саморазвитию, готова к непрерывному образованию.

Невозможно стать образованным современным человеком без знания русского языка. Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам, поскольку  он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Наличие такой связи бесспорно. В цепочке «русский язык  другие предметы» эта связь устанавливается не только для русского языка, но и для других учебных предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету. Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Эти связи основываются на интеграции не только двух предметов, но даже больше. Таким образом, для всех учеников русский язык является значимым предметом.

Известно, что основная форма обучения в школе  это урок. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

1)        мобилизация (предполагает включение учащихся в активную деятельность);

2)         целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться»);

3)        осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

4)        коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

5)        взаимопроверка, взаимоконтроль;

6)        рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того  нового, что он узнал и чему научился на уроке)

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре урока  дети;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия  это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. На смену объяснительно-иллюстративному методу работы должно прийти взаимодействие ученика и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

В связи со всем выше сказанным возникает вопрос: что я могу сделать на уроке русского языка в 5 классе для того, чтобы реализовать задачи ФГОС нового поколения?

Мне необходимо сделать следующее:

1)        научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы по внеурочной образовательной деятельности, освоить новые образовательные технологии, разработать технологические карты, в которых будет разложен каждый этап урока на формирование УУД

2)        применять ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в качестве источника информации, инструмента деятельности и формирования УУД.

3)        использовать интернет ресурсы  ЭОР, ЦОР.

4)        создавать игровые учебные ситуации.

5)        использовать учебные ситуации, которые несут научно-исследовательский характер.

6)        предлагать ученику на уроке анализировать, доказывать свою точку зрения, объяснять какой-либо материал, сравнивать, составлять схему или модель, сделать вывод, исследовать, оценить, изменить, придумать.

7)        каждый урок  заканчивать самооценкой и рефлексией. Ученик должен уметь сделать вывод не только о новой полученной им информации, но  и о том, как он работал.

8)        на своих уроках я буду учиться сама и учить детей формированию УУД.

Примером всего выше сказанного может служить технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...

"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"

Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, пос...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...