Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий: |
Универсальные учебные действия |
| деятельность учителя
| деятельность учащихся |
Орг.момент
| Педагогические приемы: блиц-опрос —Я хочу узнать, что вы чувствуйте, когда приходите в школу? (Ответы уч-ся) Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности.
| Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность. | Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные действия - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
Подготовка к восприятию урока-игры | --Давайте прослушаем песню Бременских музыкантов и подпоем им.
--Почему начали урок с этой песни? Слово учителя. Сегодня на урок к нам приехали бродячие артисты из города Бремена. Их придумали великие сказочники братья Гримм. (Знакомство с книгой сказок. Чтение содержания. Выяснение читательского кругозора учащихся) | Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги! Мы свое призванье не забудем – Смех и радость мы приносим людям, Нам дворцов заманчивые своды Не заменят никогда свободы! Наш ковер – цветочная поляна, Наши стены – сосны-великаны, Наша крыша - небо голубое! Наше счастье - жить такой судьбою!
Удивление ребят (пение на уроке русского языка) настраивает их на желание работать. | Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
Актуализация изученного материала, постановка проблемы Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, полученные в начальной школе; подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
| --Чем занимались Бременские музыканты? --Определите тему урока. --А теперь вспомним мультфильм, созданный по этой книге. (Знакомство с книгой Ливанова и Энтина.) Слово учителя. Бременские музыканты помогут нам повторить глаголы. Вспомним все, что вы узнали об этой части речи в младших классах. --Дайте определение глагола. | Примерные ответы: путешествовали, пели, ездили, влюблялся, спасали… Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу
| Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
|
Работа по брошюре с текстовыми заданиями |
Страница 1.
| «Открытие» темы. Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока. Педагогические приемы: создание проблемной ситуации
| Записать тему урока: Бременские музыканты повторяют глагол. Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельное формулирование правила о глаголе, умение делать общие выводы
| Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные УУД - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать. |
Наблюдение над фактами |
Страница 2. Давным-давно на белом свете жили Глупые Короли, Прекрасные Принцессы, Страшные Лесные Разбойники и Веселые Трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды на дороге появился ОСЕЛ, он вез яркую повозку. Там сидел Веселый ТРУБАДУР. Вместе с ним ехали ПЕС, КОТ и ПЕТУХ. Они пели свою любимую дорожную песню
|
НАЙДИ В ПЕСНЕ ГЛАГОЛЫ. -- А посмотрите, как об этом сказано на страницах нашего учебника? --Заметили, что-нибудь новое? Что мы еще не знаем? --Выявление места и причины затруднения. Д.---Вид, время, род, число. Уч.—Вот, ребята, чем предстоит нам заниматься на следующих уроках | - Прочитать начало сказки.
- Лексическая работа со словами (по орфографическому словарю).
Король – титул правителя государства. Принцесса – дочь короля. Трубадур - средневековый певец-поэт во Франции.
Просмотр правила на стр. 230, §106 | Познавательные УУД - структурирование знаний; выбор эффективных способов решения задач; смысловое чтение как осмысление цели чтения. Регулятивные УУД - внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
Страница 3.
| Рассмотреть иллюстрацию. | Совместное составление связного текста (6 – 7 предложений). Ожидаемый результат: умение слушать друг друга, уметь продолжить начатый текст.
|
Развитие творческих способностей учащихся. |
Страница 4. Распредели глаголы по временам. Заполни таблицу. Объясни орфограммы. Задай вопросы к глаголам. Осел пош…л вскачь, и повозка в…ехала в ворота королевского замка. Скоро отовсюду будет сбегаться народ. На балконе появ…тся Король и Принцесса. И представление начнется. Вот Пес взбира…тся на голову Ослу, Кот вскакива…т на голову Псу, а юноша подпрыгива…т и оказыва…тся на голове Кота, да еще кверху ногами. И вот лицо юноши напротив лица Принцессы. Глаза их встретились, и они сразу же влюбляются друг в друга. | Учитель направляет на правильные высказывания и помогает тактично вести спор. В помощь школьникам учитель знакомит с таблицей «Правописание окончаний глаголов», учит понимать язык символов, графики. | Сначала вспоминают о временах глагола, исправляют ошибки Свои знания учащиеся проверяют по правилу из учебника: § 15 (страница 29). Устно ставить вопросы к глаголам. Главное – соблюдать видовую принадлежность (что делать? что сделать?)
В тетрадях учащихся получится такая запись. Время глагола | настоящее | прошедшее | будущее | взбирается | пошЁл | будет сбегаться | вскакивает | вЪехала | появЯтся | подпрыгиваЕт | оказалось | начнется | влюбляются | встретились |
|
| Коммуникативные УУД - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов. Регулятивные УУД - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. |
Страница 5. Какое правило спрятано в этом разговоре? Расскажи о нем. -Ох! – вздохнул Трубадур. - Что вздыхаеш…? – спросили друзья. - Есть хочеш…? – посочувствовал Осел. - Замерзаеш…? – поинтересовался Пес. - Желаеш… спать? – поинтересовался Кот. Трубадур признается: - Как прекрасна эта ноч…, но доч…Короля прекраснее! Не могу я забыть прекрасную принцессу. Он накинул плащ… и стал думать о любимой. | Учитель после высказываний учащихся предлагает проверить себя по правилу из учебника: § 15 (страница 30). | - Ребята вспоминают правило: правописание Ь в глаголах 2 лица единственного числа и Ь после шипящих в именах существительных.
- Устное объяснение предложенных орфограмм в тексте.
| Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Страница 6. Расскажи о правописании частицы НЕ с глаголами. Друзья (не)думали о еде, а мечтали о ночлеге. Они (не)заметили, как оказались в чаще темного леса. Луна еще (не) вышла. (Не)блестели звезды. (Не)пели птицы. Вдруг они увидели освещенное окошко в маленькой избушке. Кому это (не)спится так поздно. Друзья (не)доумевали, кто это может быть. Они надеялись, что хозяева (не)откажут им в ночлеге.
| Заглядывая вперед программы, предупредить ребят и о слитном написании некоторых глаголов. Прочитать правило из учебника § 107 (страница 231).
| - Учащиеся вспоминают правило правописания не с глаголами.
- В тетрадях получится такая запись:
Не думали, не заметили, не вышла, не блестели, не пели, не спится, НЕДОУМЕВАЛИ, не откажут.
| Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство. Регулятивные УУД - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Коммуникативные УУД - сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
Страница 7. Какое правило спрятано в этом тексте? Расскажите его. Друзья решили присмотрет…ся к обитателям избушки. Это были разбойники. Они веселят…ся, наедают…ся досыта. Трубадур сумел сразу догадат…ся, что разбойники собирают…ся напасть на короля и ограбить его. У него в голове появляет…ся хитрый план.
Выписать слова с пропущенными орфограммами вместе с определяемыми словами. | Подсказка учителя: прочитать правило из учебника § 16 (страница 32).
| - Учащиеся вспоминают правило выбора написания тся – ться в глаголах.
- В тетрадях получится такая запись:
Решили (что сделать?) присмотреться, они (что делают?) веселятся и наедаются, сумел (что сделать?) догадаться, разбойники (что делают?) собираются, план (что делает?) появляется, начал (что делать?) шептаться.
| Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация. Познавательные УУД - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных заданий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; адекватная оценка языка художественного текста; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Применение понятий на новом материале Цели: 1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2. организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки; 3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности. | Страница 8. Проверь диктант у своего одноклассника. Давно смолкла музыка во дворце. Погасили свет, а юноша так и не вспомнил своих друзей. Они ждали его всю ночь. Утром друзья заторопились в путь. Грустно звучала их дорожная песня. Но вдруг раздается радостный голос. Это Трубадур и Принцесса выбежали из замка и догнали повозку. Друзья снова были вместе.
Учитель диктует заключительную часть текста. | Взаимопроверка по тексту на 8 странице. (Нормы оценок за тренировочный диктант уменьшаются на одну ошибку.) Выставление оценок за тренировочный диктант по желанию учащихся.
| Познавательные УУД - структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при написании диктанта; построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные УУД - составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, внесение изменений в результат своей деятельности, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Вывод урока. Итак, вместе с нашими сказочными помощниками мы сегодня убедились, что глагол – очень важная и необходимая часть речи в русском языке. Надо относиться к ней с уважением и умением. И тогда речь наша будет правильной и красивой, а правописание грамотным.
| Рефлексия учебной деятельности на уроке: Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.
| Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности. Педагогические приемы: заполнение таблицы УРОК БЫЛ:
|
| интересный |
| неинтересный |
| полезный |
| легкий |
| трудный |
| другой (написать внизу) _________ _________ |
|
| Коммуникативные УУД - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии коммуникации; владение монологической речью. Познавательные УУД - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Выставление оценок за работу на уроке.
| Цели: 1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2.оценить собственную деятельность на уроке; 3.оценить учебную деятельность класса; 4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Личностные УУД: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из пройденного урока. |
Домашнее задание § 15, 16, 107, упражнение № 82. Цель: 1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»); 3. создать условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | --Чем интересны предложения из упражнения? --В чем особенность пословиц? | Это пословицы.
Они чему-то учат. | Домашнее задание не только настраивает на грамотное списывание упражнения, но и заставляет задуматься над смыслом жизни, выбрать правильные ориентиры. Происходит мотивация к дальнейшей учебной деятельности.
|