Открытый урок русского языка в 11 классе. Подготовка к сочинению на ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Открытый урок русского языка в 11 классе на тему "Выявление, формулирование и комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стилей.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 603 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Ф.И.О. Маликова Р.Ф.
Предмет: русский язык
Класс: 11 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема | Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля |
Цель | Знакомство с некоторыми особенностями выполнения задания открытого типа с развернутым ответом (ЕГЭ часть С) |
Задачи | Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения части С, особенностях определения проблемы, типах проблемы, видах комментария. |
Формирование УУД | ЛичностныеУУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, Интеллект-карты, типовые конструкции (клише) |
Межпредметные связи | Литература |
Ресурсы:
|
Карта урока для ученика Программа ConceptDraw MINDMAP |
Примечание. УУД выделены разным цветом: регулятивные (фиолетовый); познавательные (зелёный), коммуникативные (красный), личностные (синий),
Ход урока
Дорогу осилит идущий
1) Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш путь к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ. До экзамена осталось все 95 дней.
Задание.
- Запишите сегодняшнее число и предложение: Я думаю о 95 (прописью) днях, которые подарила мне судьба для подготовки к ЕГЭ.
- Какие числительные вы использовали?
- Как изменяются количественные и порядковые числительные?
- В чем особенность склонения числительных 40, 90 и 100?
- Проверьте правильность написания числительного 95.
Слово учителя: У вас, ребята, в запасе 95 дней, чтобы подготовиться к экзамену и достойно выдержать его.
- Проведем небольшую орфоэпическую разминку: проставьте ударения в словах:
аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, вероисповЕдание, граждАнство, диспансЕр, жалюзИ, мЕстностей, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд, красИвее, мозаИчный оптОвый, прозорлИва, ободрИшься, одолжИт, премировАть
Поменяйтесь листочками с соседом по плечу и проверьте простым карандашом: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше – «2».
- Молодцы! Но…
2) Постановка цели и задач урока.
Слово учителя: Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 25-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла. Над методикой выполнения этого задания мы будем работать в течение нескольких уроков. Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом:
Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля (ЗАПИСАТЬ ТЕМУ)
Анализируя формулировку темы, определите, что вы должны узнать на уроке (цель урока), чему научиться (задачи урока) (заполнение ИК1):
3) Актуализация знаний.
Давайте вспомним структуру сочинения:
Общую структуру сочинения можно представить в виде следующей ИК2:
Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание.
Что же такое проблема текста?
Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.
Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Слово учителя. Проблема - вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем:
- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);
- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);
- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);
- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);
- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).
Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом.
Задание:
- У вас на зеленых листочках написаны типы проблем. Подумайте и каждый запишите хотя бы одну конкретную проблему указанного типа.
- Кто готов? Кто дополнит?
Запомните определение типов проблем, они важны при написании комментария.
Слово учителя: Определяя проблемы, в КИМах вы встречаете тексты разных стилей. Назовите их (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Но чаще всего вам встречаются тексты публицистического и художественного стилей.
Об особенностях публицистического стиля расскажет ___________________________
Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина.(1924-1997) Составление алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст читает ______________________
У человека самая яркая пора - детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но увы, недоступная больше страна - остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена в детстве перенесла голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то, что она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминание детства.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. Точно так же как детство просто человека это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой крепкой яблоне.
Владимир Алексеевич Солоухин - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
- Определить ключевые слова в тексте.
- Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
- Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
Слово учителя: К какой проблеме обращается В. Солоухин в данном тексте? В чем, по мнению автора, значимость детства для человека?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами:
В виде вопроса:
| В виде словосочетания: Проблема (чего?) Вопрос (о чем?)
|
Следующий этап – это оформление вступления наших сочинений. Для этого мы будем использовать клише. Клише – типовые конструкции, помогающие организовать структуру сочинения. ПРИЛОЖЕНИЕ
5) Первичная проверка понимания
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Текст № 1 | Текст № 2 |
Слово учителя: Следующий шаг – комментирование проблемы. Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему. И здесь нам тоже помогут клише комментирования проблемы. Для каждого типа текста они свои. ПРИЛОЖЕНИЕ
Продолжим работу с Интеллект-картами: запишем тип проблемы, комментируя выражениями-клише.
От каждой группы зачитываются вступление и комментарий
Слово учителя: Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?
- тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;
- в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).
Об особенностях художественного стиля расскажет ___________________________
А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.
Работа с текстом И. Тургенева. Составление Интеллект-карты, алгоритма. ПРИЛОЖЕНИЕ
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
- Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
- Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
- Сформулировать проблему, используя данную информацию.
Слово учителя: Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.
Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.
О ком пишет Тургенев? Какие поступки описаны в тексте? С какой стороны они характеризуют героев? На чьей стороне симпатии автора?
Слово учителя: Проблему можно записать двумя способами
Формулирование проблемы
1 способ | 2 способ |
В виде вопроса | В сочетания слов Проблема (КОГО? ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЕМ?) |
Что такое истинная и ложная любовь? |
|
Текст № 1 | |
Текст № 2 | |
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Текст № 1 | Текст № 2 |
6) Первичное закрепление.
Оформление комментария с использованием клише
Публицистический текст | Художественный текст |
____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________ _____________________________________________________________________________. Автор отмечает, что___________________ _____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. | ______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________ ___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________ ___________________________________________________________________________. Но его симпатии _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
НЕ ЗАБУДЬТЕ! Избегайте речевых ошибок: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Выставление оценок, объяснение домашнего задания.
По предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слово учителя
- Вернитесь к целям и задачам урока
- Определите, добились ли вы намеченного
- Поставьте себе плюсы или минусы
Карта урока «Выявление, формулирование, комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стиля
(часть С)»
Проблема – это вопрос, который задает автор в рамках данного текста. Отправной пункт в работе над сочинением
Структура сочинения
Типы проблем (см. приложение № 1)
ЗАДАНИЕ. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.
| А. Философская |
| Б. Политическая |
| В. Экологическая |
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? | Г. Нравственная |
5. Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? | Д. Эстетическая |
6. Какова роль искусства в жизни человека? | Е. Социальная |
1 - | 2 - | 3 - | 4 - | 5 - | 6 - |
ЗАДАНИЕ. Анализируя текст В. Солоухина, составьте Интеллект-карту.
У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
- Определить ключевые слова в тексте.
- Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт, размышление?
- Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова.
ЗАДАНИЕ. Анализируя текст И. Тургенева, составьте Интеллект-карту.
Два богача
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
- А мы ее… не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
- Проанализировать поступки, отношения, речь героев.
- Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т. д.)
- Определить, какие прилагательные определяют данные качества.
- Сформулировать проблему, используя данную информацию.
Формулирование проблемы
1 способ | 2 способ |
В виде вопроса | В сочетания слов Проблема (КОГО? ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЕМ?) |
Что такое истинная и ложная любовь? |
|
Текст № 1 | |
Текст № 2 | |
Оформление вступления с использованием клише (приложение № 2)
Текст № 1 | Текст № 2 |
Комментарий проблемы
Комментарий – это пояснения, замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему.
Оформление комментария с использованием клише
Публицистический текст | Художественный текст |
____________________________ обратился к _____________________________ проблеме, которая имеет ________________. значение для каждого человека. Публицист с восхищением пишет о ___________________ _____________________________________________________________________________. Автор отмечает, что___________________ _____________________________________________________________________________. Он считает, что _______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. | ______________________обратился к ______________________________________проблеме, которая имеет ___________ значение во все времена. Писатель размышляет о_________________________ ___________________________________________________________________________. Автор хвалит_________________________ ___________________________________________________________________________. Но его симпатии _____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
НЕ ЗАБУДЬ: ФИО автора – писатель (публицист, ученый т. д) – он – по мнению автора.
Дом. задание: по предложенным текстам написать в тетради вступление и комментарий, подобрать аргументы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Типы проблем
философские | социальные | политические | нравственные | экологические | эстетические |
|
|
|
|
|
|
ФРАЗЫ-КЛИШЕ
Вступление.
- Ряд риторических вопросов
Что такое счастье? Каждый ли человек может быть счастливым? Кроется ли «сердцевина» счастья только в здоровье? Именно на эти вопросы пытается ответить автор текста, предложенного нам для анализа.
- С проблемы
Проблема ……..- из тех, которые актуальны и в наше время. Но в том и заключается особенность нравственных (социальных, философских…) вопросов, что каждый человек ответы на них находит сам.
- Несколько слов об авторе
Величайший русский писатель ФИО автора известен как писатель-гуманист, философ, обращающийся к вечным темам. Так и в тексте, предложенном нам для анализа, он обратился к вопросу о том, что…..
Комментирование проблемы (публицистический текст)
- Публицист с восхищением (с негодованием, с огорчением) пишет о
- Автор отмечает, что
- Он считает, что
- Проблема раскрывается публицистом на примере…
- Он разделяет мнение (кого)…
- Автор приводит нас к такому выводу:…..
Комментирование проблемы (художественный текст)
- Писатель размышляет о
- Автор хвалит (осуждает, одобряет, симпатизирует)
- Он раскрывает проблему на примере случае из жизни (взаимоотношений кого с кем)
- Поступок (слова, действия) героя, по мнению писателя, свидетельствует о том, что…
ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР?
- Отмечает, подчеркивает, приводит пример того, как… отмечает важность, анализирует, рассматривает, доказывает, убеждает, приходит к выводу, опирается на мнение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Урок русского в 5 классе_Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»
Урок разработан в целях подготовки обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»....
Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО
Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"
Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А. Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....