Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Жиравова Ирина Михайловна

Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе по теме « В  мире сказок .Типы речи. Рассуждение»

Цели:

  1. Дать понятие о тексте-рассуждении;
    Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;
    Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)
  2. Показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания.
  3. Познакомить с планом-схемой рассуждения.
  4.  Научить строить текст-рассуждение по плану.
  5.  Развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.

Ход урока:  

1. Организационный.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель показывает детям стеклянный шар и просит передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.

Учитель: Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу,  и к словам, которые будем произносить

 2 этап.  Актуализация знаний. Вызов.

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы  прочитаем.  Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете? Слайд 2

– На доске запись:

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

Жилибылистариксостарухой

Жилибылидедибаба

– Разделите строчки на слова.

– Что вы заметили? Где вы встречали такие предложения?

– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

– Вы дома заглянули в толковый словарь Владимира Ивановича Даля и узнали, что сказка- вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание) Слайд 3

3.Актуализация знаний.

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

– Даже вот в самую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.

4.Слово учителя.

А тема нашего урока «Типы речи. Рассуждение» Открыли тетради, запишите  число и тему в тетради. Слайд 4

Какие типы речи вам знакомы?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Что вам известно о тексте повествовании?

(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

5.Чтение сказки. Давайте вспомним сказку «Репка». Ученик читает.

Слайд 5            Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

6. Анализ сказки.

  • О чем эта сказка? Какова ее тема? (дружная семья, дружная работа и т.п.)
  • Какова основная мысль/идея этой сказки? (Чему учит?)

А как вы думаете, какие пословицы можно назвать к этой сказке?

Идею/основную мысль сказки можно выразить с помощью пословиц. “Берись дружно, не будет грузно”, “Сообща и гору своротишь” и др.

  • Как же это происходило?
  • Какие глаголы употреблены в сказке? Почему их так много в тексте сказки?
  • Даны ли в сказке описания героев?

Только о репке сказано, что она большая-пребольшая…

– Каковы особенности описания?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Для передачи описания используются прилагательные)

Прочитайте текст. Слайд 6

Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная. Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.

Найдите слова , описывающие Бабу Ягу.

Мы у бедились с Вами, что этот тип речи- описание.

– А рассуждение имеет свои особенности. Слайд 7

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.

Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

 Нам предстоит научиться писать сочинение-рассуждение.

 Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет        

нам справиться с поставленной задачей.

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите на листочках, которые лежат на столе. Давайте озвучим их  и разместим  на  «дереве целей».

Дети предлагают цели:

- узнать, почему типы речи делятся на 3 вида

-знать типы речи

-уметь их различать

- чем эти типы речи между собой отличаются?

-научиться писать сочинения - рассуждения

Ученики размещают на «дереве целей»   зеленые листочки, которые символизируют цель урока

7.Объяснение нового материала. 

В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.

Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.

В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль). Слайд 8

Покажем это на примере.

8.Работа с текстом. Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст на доске. (Учащийся громко читает). Слайд 9

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.

Ответьте на вопросы:

1. Найдите мысль, которую нужно доказать.

2. Укажите доказательства и примеры.

3. Какое предложение в тексте будет выводом?

Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, рассмотрим план и запишем его в тетради. Слайд 10

План.

1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства (доводы, примеры):

а)_________________________,

б)_________________________,

в)_________________________.

3. Вывод (доказанная мысль).

9.Работа над языковым оформлением рассуждения.

– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Слайд 11

Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

10. Задание. На доске находятся слова-конструкторы, их нужно распределить по группам: 1)тезис, 2)доказательства,3)вывод Слайд 12

11.Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот  мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движения)

Выросла репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

      Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

12.Творческая работа в парах. Из предложений, которые лежат на столе, соберите текст - рассуждение.

1) И взрослые, и дети любят читать сказки.

2) Некоторые из них называют волшебными.

3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.

4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

Прочитайте текст, который у вас получился. К какому типу речи он относится?

13. Подведение итогов урока.

  • О чем узнали сегодня на уроке?

(о типах речи).

Давайте обобщим пройденный материал, я читаю текст. А вы определяете типы речи. Слайд 13

Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы 
повествование.
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы 
описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте 
рассуждение.

Оценки!!!!!!!!!!!!!!!!! Слайд 14

Домашнее задание. Вспомните, какие виды сказок вы знаете?

Написать сочинение-рассуждение

1. « Почему я люблю читать сказки о животных?»

2. « Почему я люблю читать   волшебные сказки?»

3. « Почему я люблю читать бытовые сказки?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« В мире сказок »

Слайд 2

Внекоторомцарстве Внекоторомгосударстве Жилибылистариксостарухой Жилибылидедибаба

Слайд 3

Сказка - Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

Слайд 4

Тема урока: «Типы речи. Рассуждение»

Слайд 5

Репка Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Слайд 6

Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная. Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.

Слайд 7

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.

Слайд 8

В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать). Во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль).

Слайд 9

Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом , была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.

Слайд 10

План. 1. Тезис (мысль, которую нужно доказать). 2. Доказательства (доводы, примеры): а)_________________________, б)_________________________, в)_________________________. 3. Вывод (доказанная мысль).

Слайд 11

Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Когда формулируем тезис, можно использовать выражения : я считаю, по-моему, на мой взгляд… Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, к примеру, чтобы убедиться… При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы : таким образом, итак, я пришел к выводу, следовательно… Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

Слайд 12

Задание. На доске находятся слова-конструкторы, их нужно распределить по группам: 1)тезис, 2)доказательства, 3)вывод.

Слайд 13

Мы быстро оделись и бодро пошли, Вдруг встретили маму на нашем пути, Шла из школы она после собрания. Этот текст называем мы … Волшебная палочка-чудо блестящее. Новая, яркая и настоящая. С ней легче исполнить любое желание. Этот текст называем мы .. . Для чего этот мир? Почему я такой? Зачем это солнце блестит надо мной? На эти вопросы ответ, без сомнения, Найдете вы в тексте ...

Слайд 14

Написать сочинение-рассуждение 1. « Почему я люблю читать сказки о животных?» 2. « Почему я люблю читать волшебные сказки?» 3. « Почему я люблю читать бытовые сказки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Урок  развития речи в 6 классе           Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...