Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse_o_tipah_rechi_rassuzhdenii.docx | 27.48 КБ |
urok_razvitiya_rechi_v_5kl_o_rassuzhdenii.ppt | 580.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»
Цели:
- Дать понятие о тексте-рассуждении;
Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;
Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…) - Показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания.
- Познакомить с планом-схемой рассуждения.
- Научить строить текст-рассуждение по плану.
- Развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.
Ход урока:
1. Организационный.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель показывает детям стеклянный шар и просит передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.
Учитель: Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить
2 этап. Актуализация знаний. Вызов.
Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы прочитаем. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете? Слайд 2
– На доске запись:
Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
Жилибылистариксостарухой
Жилибылидедибаба
– Разделите строчки на слова.
– Что вы заметили? Где вы встречали такие предложения?
– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
– Вы дома заглянули в толковый словарь Владимира Ивановича Даля и узнали, что сказка- вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание) Слайд 3
3.Актуализация знаний.
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
– Даже вот в самую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.
4.Слово учителя.
А тема нашего урока «Типы речи. Рассуждение» Открыли тетради, запишите число и тему в тетради. Слайд 4
Какие типы речи вам знакомы?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Что вам известно о тексте повествовании?
(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
5.Чтение сказки. Давайте вспомним сказку «Репка». Ученик читает.
Слайд 5 Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
6. Анализ сказки.
- О чем эта сказка? Какова ее тема? (дружная семья, дружная работа и т.п.)
- Какова основная мысль/идея этой сказки? (Чему учит?)
А как вы думаете, какие пословицы можно назвать к этой сказке?
Идею/основную мысль сказки можно выразить с помощью пословиц. “Берись дружно, не будет грузно”, “Сообща и гору своротишь” и др.
- Как же это происходило?
- Какие глаголы употреблены в сказке? Почему их так много в тексте сказки?
- Даны ли в сказке описания героев?
Только о репке сказано, что она большая-пребольшая…
– Каковы особенности описания?
(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Для передачи описания используются прилагательные)
Прочитайте текст. Слайд 6
Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная. Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.
Найдите слова , описывающие Бабу Ягу.
Мы у бедились с Вами, что этот тип речи- описание.
– А рассуждение имеет свои особенности. Слайд 7
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.
Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Нам предстоит научиться писать сочинение-рассуждение.
Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?
Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет
нам справиться с поставленной задачей.
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите на листочках, которые лежат на столе. Давайте озвучим их и разместим на «дереве целей».
Дети предлагают цели:
- узнать, почему типы речи делятся на 3 вида
-знать типы речи
-уметь их различать
- чем эти типы речи между собой отличаются?
-научиться писать сочинения - рассуждения
Ученики размещают на «дереве целей» зеленые листочки, которые символизируют цель урока
7.Объяснение нового материала.
В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать.
Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.
В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль). Слайд 8
Покажем это на примере.
8.Работа с текстом. Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст на доске. (Учащийся громко читает). Слайд 9
Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.
Ответьте на вопросы:
1. Найдите мысль, которую нужно доказать.
2. Укажите доказательства и примеры.
3. Какое предложение в тексте будет выводом?
Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, рассмотрим план и запишем его в тетради. Слайд 10
План.
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
3. Вывод (доказанная мысль).
9.Работа над языковым оформлением рассуждения.
– Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Слайд 11
Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
10. Задание. На доске находятся слова-конструкторы, их нужно распределить по группам: 1)тезис, 2)доказательства,3)вывод Слайд 12
11.Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Выросла репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
12.Творческая работа в парах. Из предложений, которые лежат на столе, соберите текст - рассуждение.
1) И взрослые, и дети любят читать сказки.
2) Некоторые из них называют волшебными.
3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.
4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
Прочитайте текст, который у вас получился. К какому типу речи он относится?
13. Подведение итогов урока.
- О чем узнали сегодня на уроке?
(о типах речи).
Давайте обобщим пройденный материал, я читаю текст. А вы определяете типы речи. Слайд 13
Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы повествование.
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте рассуждение.
Оценки!!!!!!!!!!!!!!!!! Слайд 14
Домашнее задание. Вспомните, какие виды сказок вы знаете?
Написать сочинение-рассуждение
1. « Почему я люблю читать сказки о животных?»
2. « Почему я люблю читать волшебные сказки?»
3. « Почему я люблю читать бытовые сказки?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внекоторомцарстве Внекоторомгосударстве Жилибылистариксостарухой Жилибылидедибаба
Сказка - Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.
Тема урока: «Типы речи. Рассуждение»
Репка Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная. Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.
В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать). Во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль).
Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом , была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.
План. 1. Тезис (мысль, которую нужно доказать). 2. Доказательства (доводы, примеры): а)_________________________, б)_________________________, в)_________________________. 3. Вывод (доказанная мысль).
Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение. Когда формулируем тезис, можно использовать выражения : я считаю, по-моему, на мой взгляд… Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, к примеру, чтобы убедиться… При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы : таким образом, итак, я пришел к выводу, следовательно… Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
Задание. На доске находятся слова-конструкторы, их нужно распределить по группам: 1)тезис, 2)доказательства, 3)вывод.
Мы быстро оделись и бодро пошли, Вдруг встретили маму на нашем пути, Шла из школы она после собрания. Этот текст называем мы … Волшебная палочка-чудо блестящее. Новая, яркая и настоящая. С ней легче исполнить любое желание. Этот текст называем мы .. . Для чего этот мир? Почему я такой? Зачем это солнце блестит надо мной? На эти вопросы ответ, без сомнения, Найдете вы в тексте ...
Написать сочинение-рассуждение 1. « Почему я люблю читать сказки о животных?» 2. « Почему я люблю читать волшебные сказки?» 3. « Почему я люблю читать бытовые сказки?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
Урок развития речи в 6 классе Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.Тип урока: изучение нового материалВид: к...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."
В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться: ...