Урок развития речи в 6 классе. Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 Морозова Ольга Борисовна

Урок  развития речи в 6 классе

           Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Тип урока: изучение нового материал

Вид: комбинированный

Цели: 1) обучающие:

-        повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических,  грамматических и композиционных признаков данных типов речи;

-        обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

-        познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;

-        подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

2)развивающие :

-        развитие коммуникативных навыков учащихся;

-        развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;

               3) воспитательные:

-        воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_variant.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  развития речи в 6 классе

         Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

Тип урока: изучение нового материал

Вид: комбинированный

Цели: 1) обучающие:

  • повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических,  грамматических и композиционных признаков данных типов речи;
  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
  • познакомить учащихся с понятием дискуссия, особенностями рассуждений на дискуссионную тему;
  • подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

2)развивающие :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • развитие умений рассуждать, подбирая необходимые аргументы;

               3) воспитательные:

  • воспитывать культуру речи учащихся и уважительное отношение к мнению окружающих

Оформление урока: раздаточный материал с индивидуальными дифференцированными заданиями; план-схема строения разных типов речи, наглядный материал

 На доске записаны тема и эпиграф:       

                Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»).

Ход урока

этапа урока

Деятельность учителя и учеников

1. Орг. момент.

Приветствие  учителя. Проверка подготовленности учеников  к уроку. Создание рабочей атмосферы .

2. Развивающая разминка. (быстрота реакции, память, внимательность)

Повторение

1) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.) 

2) Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет.)

3) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется, не имея именительного падежа? (Себя.)
5)
Какое местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками? (Я.)

6) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
7)  Вы – это местоимение ... лица. (2л.)

8) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

9) Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах? (С большой буквы.) 

10)Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

11)Первый слог- личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тыква).

12)Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).

3. Слово учителя.

Тема и цели урока.  

   - Сегодня  мы  будем учиться  рассуждать,  доказывать свою мысль.

   Одно  дело -  думать иначе,  чем  остальные,   другое - убедить  в  своей   правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

    Читаем эпиграф, комментируем  его.

Я предлагаю обратиться к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:

  • Попробуйте выделить в высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое дискуссия.

(дискуссия, соединение знаний, сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения).

Делаем вывод о том, без чего не может состояться дискуссия.

4. Повторение известного о типах речи

  • Мы знаем три типа речи. Какие?  (описание, повествование, рассуждение).
  • Как различаются типы речи?

  Тренировочные упражнения.

1 у доски -  Задание (индивидуальное для сильных) : заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к конкретному типу речи из  слов для справок:

Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение события.  Конец события

 Общее впечатление о предмете.

1.

2.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Тетради Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих) :       Какому типу речи соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ

написать название каждого типа речи

1. Общее впечатление о предмете.

2. Признаки предмета.

1. Тезис.

2. Доказательства.

3. Вывод.

1. Начало события.

2. Продолжение события.

3. Конец события.

Остальные: прочитать текст выразительно

Анализ текста (устно): определите тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в этом тексте?

    Человек,  умеющий и любящий читать, - счастливый человек. Во-первых, он окружен множеством  умных и добрых  друзей.  Друзья эти -  книги. Во-вторых, читая разные книги,  можно найти ответы на все  волнующие нас вопросы. Из книг  мы узнаём  о прошлом и находим картины будущего.  Поэтому читайте больше и будете счастливы!                      (по Паустовскому)

  • Проверка работ учащихся

ВЫВОДЫ:

  • Чем отличается текст рассуждения от других типов речи?
  • Укажите части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства? (во-первых, во-вторых)
  • Какое слово связывает доказательства и вывод?

5.

 Введение нового понятия, запись его значения (словарно-лексическая работа)

— В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения.  Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. (запись терминов и значений в тетрадь).

В таком тексте должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос.   Даю вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд? Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек зрения.

Сегодня мы рассмотрим, как работать над сочинением  на дискуссионную тему. Как вы думаете, какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную тему,  почему?

6. Анализ проблемы, представленной учащимися в сценке по упр.436

Вашему вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли разговор между ними дискуссией. Докажите.

 (О подарке. Это и есть предмет спора. Конкретно — о том,  каким должен быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

Кто прав в этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение и обосновать его.

7.Обсуждение возможного построения сочинения на тему «Кто прав...».

а)Подбор аргументов.

Введение нового понятия «аргумент – мысль, суждение, доказательство, подкрепляется фактами, примерами из жизни»

Формулирование и запись тезисов и аргументов:

Прав дедушка                       Права внучка

1.                                           1.

2.                                            2.

Подбираем аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим ребят вспомнить  подходящие к данной теме пословицы.

1. Тезис: прав дедушка

2. Доказательства

1)Мнение подруг из класса – потребительское

2) Подарок, сделанный своими руками,  уникален, неповторим.

Составление плана сочинения   КТО ПРАВ?

1.                                             1.

2. Прав дедушка                     2. Права внучка  

1)                                               1)  

2)                                               2)  

3. Вывод                                  3. Вывод

  • Что должно быть в пункте 1?
  • О чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)
  • Какой тип речи должен быть во вступлении?
  • Можно ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?
  • Как нужно начать рассказ о проблеме?  (однажды мы с дедушкой поспорили, какой подарок лучше…)

б)Составление плана сочинения

8. Физминутка

«Отдых наш-физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой- встанькой словно стали

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч.

Если устали глаза

Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

9. Работа с лексическими средствами,  помогающими оформить рассуждение.

(по вариантам)

Определите, каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по вариантам), докажите свое мнение.

Соревнования между рядами:  кто быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части сочинения-рассуждения

1 вариант - Я        уверен...

              Я        думаю (считаю, полагаю...), что...

              Мне кажется, что...

2 вариант - Докажем это.

              Почему?  А вот почему...

              Это можно объяснить так...

              По-моему, прав...

              Я        не могу согласиться с тем,  что... но...

              Могут сказать (возразить),  что...

3 вариант - Итак...

              Таким образом...

              Следовательно...

              Я        понял, что...

( открываем доску и проверяем правильность выводов)

10. Составление

устного высказывания

А теперь предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в споре.  (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.)

11. Подведение итогов урока

- Что такое дискуссия? Что такое аргумент?

- Что значит написать рассуждение  на дискуссионную тему?

- Каким типом речи вы воспользуетесь в сочинении?

  • Всё ли понятно? Если нет – жду вас на перемене или после уроков.

12. Домашнее задание

Упр. 436 (написать сочинение на тему «Кто прав?»)

Сильным – подобрать для аргументации  подходящие по данной теме пословицы и поговорки,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.

Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Творчество учителя видно сразу. Молодец!