Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Повторение изученного по теме «Причастие».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Халилова Джамиля Халиловна

Данный урок поможет учащимся применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль причастий в художественном тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prichastie_7_kl.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

«Повторение изученного по теме «Причастие» в 7 классе

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме «Причастие».

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь применять на практике орфографические и пунктуационные правила;

- уметь определять роль причастий в художественном тексте.

Личностные: 

- уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные:

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивать результаты своей работы (регулятивные УУД);

- уметь слушать собеседника, выражать и отстаивать своё мнение (коммуникативные УУД);

- уметь систематизировать изученный материал, работать с различными источниками информации (познавательные УУД).

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. учебник русского языка для 7 класса.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой учащихся на продуктивную работу на уроке.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу на уроке.

2. Мотивация

Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». И.А. Бунин очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:

Ты видишь – я твоей красы не позабыл       И, сердцем чист, твой мир благословляю, Обетованному, отеческому краю                   Я принесу остаток гордых сил.

Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.

Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.

Активное слушание, формулирование темы урока. Запись даты, темы урока.

3. Актуализация знаний


 


 


 

Проверка домашнего задания

А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица).

Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии:

I. Причастие как часть речи:

1) Общее значение.

2) Признаки глагола у причастия.

3) Признаки прилагательного у причастия.

II. Действительные и страдательные причастия.

III. Склонение причастий.

IV. Образование причастий.

V. Синтаксическая роль в предложении.

4. Целеполагание

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока, заполнить таблицу «ЗХУ» (1 и 2 столбики).

Учащиеся определяют цель своей деятельности, заполняют первые 2 столбика таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

 

 

5. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону


 

Задание 1.Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий.

1) Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.

2) А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.

3) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.

4) И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.

5) Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

6) Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

7) А лес стоит в оцепененье,

Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.

8) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворож.(н,нн)ый тишиной.

Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.

Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (запятые не расставлены). Объяснить написание причастий. Составить схемы предложений.

1) Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.

2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.

3) Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.

4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.

5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Задание 3.Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями». Цифровой диктант.

1) Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

2) Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.

3) Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

4) Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.

5) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.

6) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.

7) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».

Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.

Учащиеся выполняют предложенные задания, объясняют лексическое значение слов, проверяют выполнение заданий (учащиеся по цепочке выразительно читают предложения, объясняют правописание слов, постановку знаков препинания, остальные учащиеся проверяют и вносят исправления в тетради), заполняют таблицу:

САД

ЛЕС

ПОЛЕ

ЛИСТВА

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся соотносят поэтические строчки И.А. Бунина и пейзажи русских художников: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».

Учащиеся делают вывод о роли причастий в художественном тексте.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты, используя собранные материалы, полученный текст сравнивают с оригиналом.


 

6. Рефлексия деятельности


 

Учитель предлагает учащимся сделать вывод по теме урока, оценить свою деятельность на уроке, заполнить 3 столбик таблицы «ЗХУ», комментирует и оценивает работу учащихся на уроке.


 

Учащиеся делают вывод по теме урока, оценивают свою работу, заполняют 3 столбик таблицы «ЗХУ»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

 

 

7. Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Приложение

Задание 1.Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий.

1) Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.

2) А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.

3) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.

4) И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.

5) Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

6) Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

7) А лес стоит в оцепененье,

Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.

8) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворож.(н,нн)ый тишиной.

Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.

Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (запятые не расставлены). Объяснить написание причастий. Составить схемы предложений.

1) Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.

2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.

3) Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.

4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.

5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Задание 3.Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями». Цифровой диктант.

1) Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

2) Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.

3) Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

4) Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.

5) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.

6) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.

7) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».

Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...