Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Диалог"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока на тему "Диалог" содержит все этапы урока, согласно ФГОС: актуализацию знаний, постановку целей и задач, работу по теме урока, практическую работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону, физминутку, закрепление, рефлексию. Также карта урока содержит описание УУД, реализуемых на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_dialog.docx | 39.11 КБ |
Презентация к уроку | 132 КБ |
Схемы предложений для одного из упражнений | 41.76 КБ |
Отрывок из мультфильма | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Ладыженская, Баранов
Тема урока: Диалог, монолог
Тип урока: урок получения новых знаний, комбинированный урок
Цель: дать понятие о диалоге, знаках препинания при нем, познакомить с понятием монолог.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Задания и упражнения | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
I. Актуализация знаний Используя данную информацию, записать два предложения с прямой речью разными способами и одно сложное предложение (с косвенной речью). Составить схемы. Устно объяснить постановку тире в цитате. Чтение — вот лучшее учение. Александр Пушкин. Найти соответствие между предложением и схемой. 1. Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» 2. «Русский язык - великий дар великому народу», - считал Иван Тургенев. 3. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». 4. «Ты подготовил доклад?», - поинтересовался мой одноклассник. 5. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» 6. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит», - подумал я. | Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с необычными предложениями, которые передают чью-то речь дословно. Как называются такие предложения? Взгляните на экран. Перед вами всем известная фраза Александра Пушкина. Ваша задача – оформить ее тремя разными способами, в том числе используя прямую речь. Прочтите, что у вас получилось. Несколько учеников рисуют схемы на доске. Ребята, посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы начертили схемы. А теперь давайте поработаем с карточками. На каждой из шести карточек вариант схемы предложений с прямой речью. Вам нужно поднять ту карточку, которая соответствует предложению на экране. Молодцы, ребята, тему «Предложения с прямой речью» усвоили отлично! Однако путешествие по стране русского языка на этом не закончилось. Сегодня мы познакомимся с новой темой. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | Выполняют учебно-познавательные действия в материали-зованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи. | Отвечают на вопросы других, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса. | Развивают умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Учатся полно и точно выражать свои мысли. | Контролируют правильность ответов одноклассников. | Оценивают результат по алгоритму. |
II. Постановка целей и задач урока. | Ребята, посмотрите фрагмент из мультика «Умка». Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор. Сколько человек участвует в разговоре? О чем разговаривают умка и маленький чукча? Я показала вам отрывок из мультика не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, а слова каждого – реплики. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня? | Обдумывают от-веты на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов. | Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, находят ответы на вопросы. | Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. | Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. | Осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно определяют цели и задачи обучения. | Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формирование умения прогнозировать предстоящую работу; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя. | |||||||
III. Работа по теме урока, практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону. | |||||||
Сравнить пунктуацию при прямой речи и при диалоге. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!» Однажды у ежа спросили: — Что ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! – ответил ёж | Ребята, приведите примеры ситуаций, где мы можем использовать такую форму речи, как диалог. Для какого стиля речи характерны большинство из приведенных вами ситуаций? Действительно, диалог чаще всего используют в разговорном стиле. А если мы решим передать диалог на письме, нам необходимо использовать особую пунктуацию. Взгляните на доску и сравните, чем отличается пунктуационное оформление прямой речи от пунктуационного оформления диалога. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия. | Анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осуществляют самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. |
Составление диалога на определенную ситуацию. Вы посетитель библиотеки, пришли взять книгу для урока литературы. Вы покупатель в магазине. Вам необходимо узнать, сколько стоят булочки. Вы – турист. Вам необходимо узнать как пройти к музею. | Ребята, перед вами варианты различных ситуаций, выберите любую и составьте диалог из четырех реплик. | ||||||
IV. Физминутка | |||||||
V. Закрепление материала. Запись диалога на слух. — Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие? — Ружье. — Не угадала! — Пушка? — Опять не угадала! — Какое же тогда, Воробей? — Рогатка... | Ребята, вы записали диалог. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга ошибки, сверяясь с экраном. Много ли у вас ошибок? С чем они связаны? | Закрепляют знания через разные виды получения информации и разные виды деятельности. | Умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез; их обоснование | Осуществляют оценка и самооценка учебной деятельности; обобщают и систематизируют полученные знания. | Формирование умений полно и точно выражать свои мысли. | Самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. |
VI. Подведение итогов. Рефлексия. Ответы на любой вопрос: - Что такое диалог? - Чем отличается прямая речь от диалога? - Как в обычной жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке? | Ребята, выберите любой вопрос и ответьте на него. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Умение структурировать полученные знания и выражать свои мысли. | Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. |
VII. Домашнее задание. Упр. 256, стр. 119. | Дома вам нужно будет продолжить фразу и составить с ней небольшой диалог. Не забывайте о правилах пунктуационного оформления прямой речи. | ||||||
VIII. Выставление оценок. | Выставляет и комментирует оценки |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!»
« Русский язык - великий дар великому народу », - считал Иван Тургенев.
Живи так, чтобы люди говорили про тебя: « Порядочный человек».
« Ты подготовил доклад ?» - поинтересовался мой одноклассник.
Зайчик смотрит на меня и будто просит : « Не выдавай меня собакам!»
« Пускай живет, зайчат уму-разуму учит», - подумал я.
Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!» Однажды у ежа спросили: — Что ты, еж, такой колю-чий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! – ответил ёж
Вы посетитель библиотеки , пришли взять книгу для урока литературы . Вы покупатель в магазине. Вам необходимо узнать, сколько стоят булочки . Вы – турист. Вам необходимо узнать, как пройти к музею.
- Что такое диалог? - Чем отличается прямая речь от диалога? - Как в обычной жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Домашнее задание: упр . 256 , стр . 119.
Предварительный просмотр:
« », .
«?» .
« !» .
«».
«!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...