Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему

Цель деятельности учителя: Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение различать звонкие и глухие согласные; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чехломеевская общеобразовательная основная школа»

Сценарный план урока русского языка в 5-м классе

по теме: «Согласные глухие и звонкие»

Учитель русского языка и литературы

Борщева Наталья Александровна

2014

                                                                          Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе

                                                                                                                                     

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение различать звонкие и глухие согласные; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка.

Тип урока

Урок – объяснение нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

                                                   

                                       

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

       1

           2

                                             3

        4

         5

              6

     7

1.Мотива-ция  (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово. Приветствие

Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронта-льная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2.Актуали-зация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданию

- Во время перемены к нам в класс зашел мальчик и рассказал, что у него есть большая – большая мечта: получить пятерку по русскому языку и попросил нас помочь ему в этом.

 -Давайте, ребята, проверим работу  Пети Ошибкина, поможем ему  получить «пятерку»

  Работаем с записями на слайде (Слайд №1):

   1.Сколько букв и звуков в слове ПАДАТЬ?   (6 б., 5 зв.) +

2. Сколько гласных звуков в русском языке? (10) – неправильно (в русском языке 6 гласных –а, о, и, ы, э, у).

3. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. +

4. Из чего состоят согласные звуки? ( Согласные звуки состоят из голоса и шума). -

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательная: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Выполнение заданий

3.  Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов работы по заданиям

Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

- Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что не все согласные звуки могут состоять из голоса и шума, некоторые из них состоят только из шума) 

- Как называются такие согласные? (Глухие)

- А почему именно так ответил  Петя Ошибкин на 4 вопрос? Об образовании каких согласные он говорил? (согласных звонких). Так какими же бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими).

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков.

Познавательные:

 устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Вопросы для уточнения информации

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

 - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор.

- Так какая же у нас сегодня тема урока? Сформулируйте её. Запишите (слайд 2).

- А что же мы сегодня узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это? (слайд 3)

  - Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым.

Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.

     Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики! (слайд №4)

Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!

        Эти звуки стали навсегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные.

- А каким ещё звукам достались колокольчики? (слайд №5)

Ответы учащихся:        

 Это звуки: [б], [б*],  [в], [в*], [г], [г*],  [д], [д*], [ж], [з],[з*].

- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их! (слайд №6)

Ответы учащихся:

- Это звуки: [п], [п*],  [ф], [ф*], [к], [к*], [т],  [т*], [ш], [с], [с*].

Учитель:

- Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими.

Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.

- Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника.

Работа в парах.  Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки.

Проблемная ситуация:

- Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого?

Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть).

- А как это узнать? Звенит звук или нет?  (Ответы учащихся).

Учитель:- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент

Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова  (слайд 7)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом учебника

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Вопросы для уточнения информации

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. Лингвистический эксперимент

- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты.

(Слайд 8) Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.

- Не получилось? Почему?

Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум).

Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных.

- Теперь проводим второй опыт: (слайд 9)

Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете?

Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок).

- А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем?

Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет).

- Какой вывод можно сделать?

Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет.

(слайд 10) И ещё один опыт третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями.

Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с].

- Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]?

Ответы учащихся: (при произнесении  этих звуков в ушах чуть-чуть звенит).

- Сделаем вывод из наших опытов:

      Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный.

Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.

А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение: (слайды 11- 12)

Фока, хочешь поесть щец?

Запишите в тетрадь предложение. Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось?

Ответы учащихся: Остались только глухие согласные.

- Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть.

Принимают участие в обучающей игре, эксперименте, применяют правила

Индивидуальная, групповая

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Устные ответы

Физминутка

Физминутка.  (слайд 13)           Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока

- Но устали не только мы, но и наши звуки-человечки, они хотят отправиться домой. Вот их дом, давайте поможем каждому из них попасть к себе в квартиру.

Угадайте, где кто живёт? Помогите звукам, найдите их квартиру.

(На партах у детей – маленькие таблицы – дома согласных) (слайд 14)

- Какие звуки поселились на втором этаже?

Ответы учащихся: Это звонкие согласные.

- А на первом?

- Глухие звуки.

- Давайте проверим, правильно ли вы расселили звуки? (слайд 15)

- Проверьте, так ли у вас? Исправьте ошибки и поставьте себе оценку, если они у вас есть!

- А почему некоторые квартиры пустуют?

Ответы учащихся: (У этих звуков нет парных им звуков по звонкости и глухости.).

- Какие вы молодцы, ребята! Сколько мы нового узнали сегодня. Теперь мы с вами сможем дать характеристику любого согласного звука. Что это значит? Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки (разбираем 2 слова у доски, остальные в тетради).

Учитель контролирует работу учащихся.

Записывают в таблицу глухие и звонкие согласные. Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

- Предлагаю немного поиграть с нашими звуками.

 (слайд 16): Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

- А теперь, дети, покажите, чему вы научились, побывав в гостях у согласных человечков-звуков речи. Они передали вам карточки с заданиями разного уровня сложности. Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь (слайд 17)         

1 уровень

Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные:

Бочка - …..,  гора - ….,  пруд - …. .

 2 уровень

Отгадай метаграмму:

Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… )

Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… )

3 уровень

Составьте слово из звуков:

Глухая пара [з] –

Глухая пара [д] –

Гласный [о] под ударением –

Звонкая пара [к] –

- Кто уже готов? Называйте № задания, по которому работал, объясни, как выполнил.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные:  положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения

Самостоятельная работа

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», а вы следите за звуками.

Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом. 

 - Какой звук часто повторялся-  (р), (гр)

- Какое настроение передают эти звуки? (звучание громовых раскатов, образ начинающейся грозы.)

Такой художественный прием называется звукопись. Автор намеренно повторяет звуки, стремясь изобразить с их помощью то, о чем он пишет. Запишите себе в тетрадь, что же такое «звукопись» (слайд 18)

Наши звуки – человечки уже отдохнули в своих домиках и хотят еще немного поиграть с вами. Они решили загадать вам, ребята, свои загадки,  а ваша задача - их правильно отгадать (слайд 19)

Ответы запишите в тетради. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).

С глухим — траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).

С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).

Молодцы, ребята! Звуки – человечки очень довольны вами.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание, домашнее задание.

(Слайд 21) Чтобы знанья были впрок,

                       Кратко повторим урок!

-                     Что мы сегодня узнали на уроке?

                     - Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?

                     - Почему нам важно это знать?

(слайд 22)     Я для вас приготовила шараду.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречают,

Вся же в дневнике я и в журнале.

- Какое получилось слово? Это значит, что пришло время выставить отметки за урок.

Домашнее задание. (слайд 23)

  • Придумать 3 загадки о согласных звонких и глухих.
  • Инд.задание:    подобрать примеры звукописи из стихотворения А.Усачёва «Шуршащая песенка»

Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся на уроке

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – улыбающийся человечек - звук, нет – грустный человечек - звук.

(слайд 24)

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная, групповая

Познавательная: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект урока "Звонкие и глухие согласные" 5 класс.

Цель этого урока не только закрепить полученные учащимися в начальной  школе знания о парных звонких и глухих согласных, но и расширить их представления о роли этих звуков и в обиходной реч...

Звонкие и глухие согласные 5 класс

Материал содержит  задания на звонкие и глухие согласные....

Дифференциация звонких и глухих согласных 1 класс

Дифференциация звонких и глухих согласных для 1 класса...

Выборочный диктант проверяемые звонкие и глухие согласные 5 класс

Выборочный диктантТема "Проверяемые звонкие и глухие согласные"5 класс...

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова...