Конспект урока "Звонкие и глухие согласные" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель этого урока не только закрепить полученные учащимися в начальной школе знания о парных звонких и глухих согласных, но и расширить их представления о роли этих звуков и в обиходной речи, и в художественных произведениях. Развитию метапредметных умений способствует работа с таблицами, нахождение соответствующей пары к предложенным словам развивает речь учащихся и абстрактное мышление. Сведения о богатстве выразительных возможностей согласных помогают увидеть красоту русской речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихотворный текст, таблица,занимательные вопросы повысят КПД урока | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме « Звонкие и глухие согласные».
Цели урока. 1.Образовательные :научить различать глухие и звонкие согласные, показать их смыслоразличительную роль;
2. развивающие: учить определять роль согласных в создании художественного образа в литературных произведениях;
3. воспитательные: показать богатство и красоту звуков русского языка.
Оборудование: экран, медиапроектор.
I. Работа с таблицей. На экране таблица. Учащиеся вычерчивают по образцу таблицу в тетрадях.
Вопрос. 1)Как в начальной школе вы учились отличать гласные и согласные звуки?
2)А участвует ли голос в образовании согласных звуков?
3) Какую роль играет «доля» голоса в образовании согласных?
4) Какие согласные называются шипящими? Запишем это в таблицу.( Вспомним , как пишутся жи, ши!) Записываем в 4-ю графу.
5) Как называются согласные, состоящие только из шума? Запишите их в 3-ю колонку с указанием пар по мягкости.
6)Что же такое звонкие звуки? Впишите это во 2-ю колонку. Перечислите их.
Сравните свою работу с таблицей на экране. Обратите внимание на предложения в самом низу таблицы. Зачем они даны здесь?
Согласные звуки. | |||
Голос + шум ( с преобладанием голоса). | Шум + голос. | Шум. | Шипящие |
Сонорные. | Звонкие. | Глухие. | |
′ Р Р | ′ Б Б |
′ П П | Ж |
Н Н | В В |
’ Ф Ф | Ш |
М М | Г Г | ’ К К | Ч |
Л Л | Д Д | ′ Т Т |
Щ |
Й | З З | ′ С С | |
Ж | Ш | ||
(Ранний малый) | (Где же забавы?) | -Петька, хочешь поесть щец? - Факт! |
II. Прочитайте на доске стихотворный текст. К какому выводу он вас подводит?
Что случилось? Не пойму!
Растолкуйте, что к чему!
Деньги стали нашивать,
А заплаты –наживать!
Лук скосили мы козой,
Козлик бегает с косой…
Луг нам подали к обеду.
Папу сделали из снега…
На сосне в гнезде –софа,
У стены стоит сова.
У больного снова шар,
К небесам поднялся жар.
Баба ходит с бородой..
……
Расшалился звук глухой,
С парным звонким поменялся –
И над нами посмеялся!
Каков же вывод?
А что говорит нам учебник? (Чтение параграфа)
III. Вновь составим таблицу из 6 делений. В каждую графу впишите пары согласных по звонкости-глухости. (Работа в парах)
В каждую колонку выпишите слово со звонкой, а затем сами подберите к нему пару с глухой.
На доске.
Бочка, бот, борода, ваза, гладь, голос, гора, гуща, день, дом, дол, дело, жить, злой.
Самопроверка по эталону на экране.
Б /П | В /Ф | Г /К | Д /Т | Ж /Ш | З /С |
Бочка-почка, бот-пот, борода-порода. | Ваза-фаза. | Гладь-кладь, голос-колос,гора-кора,гуща-куща. | День-тень, дом-том, дол-тол, дело-тело. | Жить-шить. | Злой-слой. |
IV. Запишите в соответствующие колонки таблицы свои ответы на вопросы.
1.Как превратить музыкальное поздравление в водные струи? ( Туш-душ). 2 Когда зверёк, любящий жить под землёй, превращается в небольшую пещеру? (Крот-грот). 3. Как без живой воды превратить часть скелета в желанного посетителя? (Кость-гость). 4.Как из пароходной лесенки сшить тёплое пальто? (Трап- драп). 5.Как превратить инструмент для сверления в приятное птичье пение? (Дрель-трель)
V Какова роль согласных в художественном тексте?
Вспомните первое 4-стишие стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают автору передать злой нрав бури?
Какие звуки преобладают в «Зимнем утре»? Почему?
Теперь послушайте .Отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Камыши»
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Какую картину при их чтении рисует воображение?
VI.Каков же вывод вы сделаете из прослушанного урока?
Домашнее задание желательно дать на выбор:
1)в форме работы со словарём, чтобы подобрать 8-10 пар аналогичных примерам, I использованным на уроке;
2) Упражнение в учебнике. Знать пары согласных звуков по глухости- звонкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме: Рассказ "Медведь зимой".
Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Медведь зимой"....
Конспект урока чтения в третьем классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Шапка и шарф".
Конспект урока чтения в третьем классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Шапка и шарф"....
Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.
Цели:; (Слайд2) - различать звук и букву, гласные и согласные звуки; - владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции ....
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, 5 класс
Урок русского языка в 5 классе, с использованием сингапурских обучающих структур....
Открытый урок по русскому языку "Согласные звонкие и глухие" ( 5 класс )
- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;- совершенствовать речевую и п...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Урок русского языка "Согласные звонкие и глухие". 5 класс.
Урок русского языка "Согласные звонкие и глухие". 5 класс....