Звонкие и глухие согласные 5 класс
план-конспект занятия (5 класс)

Артамонова Ольга Викторовна

Материал содержит  задания на звонкие и глухие согласные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звонкие и глухие согласные 20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Звонкие и глухие согласные.

Послушайте стихи и назовите тему сегодняшнего занятия? (звонкие и глухие согласные).
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.    
- Где растёт морковь?
- На грядках.
- Буквы пишут где?
- В тетрадках.
- Чистим что мы?
- Чистим зубки.
- Одеваем в холод?
- Шубки.
- Любим все зимой?
- Снежки, салазки.
- А читаем часто?
- Сказки.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждём снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок.

Отгадайте загадки.
Он зелёный, полосатый,
Как воздушный шар пузатый,
А разрезали – смотри:
Мякоть красная внутри.
До чего хорош на вкус!
Называется … (арбуз)

Бьют Ермилку                                                                                                                              По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.   (Гвоздь.)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.   (Град.)

Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы – 
Нет под шапкой головы.   (Гриб.)

В воде купался,
А сухим остался.   (Гусь.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.   (Дождь.)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок – 
Ничего, что плод мой мелок.   (Дуб.)

Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.   (Душ.)

В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.    (Ёж.)

Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
И питается он листьями – 
Листьями деревьев.   (Жираф.)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход.   (Карандаш.)

В одежде богатой,
Живёт без оконца.
Да сам слеповатый –
Не видывал солнца.  (Крот)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.   (Кошка.)

Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост – как синее стекло –
Скользко, весело, светло.  (Лёд)

Сама не ем, а людей кормлю.   (Ложка.)

До слёз доводит этот друг,
Когда его разденут вдруг.  (Лук)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.   (Медведь.)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?   (Мороз.)

Красна девица в темнице,                                                                                                    А коса на улице.   (Морковь.)

В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.   (Пирог.)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.   (Поезд.)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.   (Поезд.)

Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички.   (Ромашка.)

На дворе горой,
А в избе водой.   (Снег.)
На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло – одеяло всё сошло.   (Снег.)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).

В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.   (Утюг.)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.   (Хлеб.)

В нашем доме – деревянный дом.
Вся одежда в нём живёт.  (Шкаф)

Установите трудный согласный в слове и проверьте его письменно.

                          

ястреб                                         косьба                                  пароход                      хрустнуть                                   властный                            сердце  клад                                             пастбище                             ошибка

площадь                                      уловка                                           

Превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка – точка        

бочка – почка

шар – жар

удочка – уточка

Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье
(Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

Карточка № 1

Изгоро _ ь, шка _ , стол _ , бро _, гара _ , гла _ , пока _ , поез _ , шар_ , бро _ь.

1. Подумай, какие парные согласные ты напишешь на конце каждого слова? Какие подберешь проверочные слова?

2. Запиши эти пары слов. Первым записывай проверочное слово. Подчеркни орфограмму.

3. С одним из слов составь предложение. Запиши его. Подчеркни парную согласную на конце слова.

Карточка № 2

Друг - человек, близкий по интересам, товарищ, приятель.

Дуэт - музыкальное произведение для двух исполнителей.

1. Составь  с этими словами предложение и запиши его.

2. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Вспомни правило.

Карточка № 3

Герб - отличительный знак государства.

Герб - отличительный знак города, земли (области).

Долг - обязанность; то, что необходимо выполнить.

Долг - то, что взято на время, взаймы.

1. Составь предложение  с этими словами и запиши его.

2. Подчеркни слова с парной согласной на конце слова. Подбери проверочные слова.

Карточка №4                                

Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.

Шу…ка (меховая)-________________________________________                        Доро….ка-_______________________________________________                       Луко….ко-________________________________________________                   Слё….ки-_________________________________________________          Шля….ка-_________________________________________________                             Ко…ти (кошачьи)-__________________________________________                                 Голу…ка-_________________________________________________                 Сторо…ка-________________________________________________                Ча….ка-__________________________________________________

Карточка №5

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Зоркий гла….-_____________________________________                                                          Цветочный лу…-___________________________________                                            Горький лу…-_____________________________________                                         Съедобный гри….-_________________________________                                      Трескучий моро…-_________________________________                                                        Сплочённый наро….-______________________________                                               Чистая тетра….ь-__________________________________                                             Сизый голу….ь-___________________________________                                               Тяжёлый гру…..-__________________________________

Карточка № 6

Вставьте буквы и подберите проверочные слова

Высокий шка….-_________________________________________                            Птичий клю….___________________________________________                            Больной зу….-___________________________________________                                                                 Горячий су….-___________________________________________                                          Верный дру…..-__________________________________________                             Могучий ду….-__________________________________________                       Маленький жёлу….ь-______________________________________                                         Большой заво…-__________________________________________                                 Длинный рука….-_________________________________________                            Новый рекор….-__________________________________________

Карточка № 7

Кни….ка-_________________________________________________                            Игру…ка-_________________________________________________                                                                Больная ла…ка-___________________________________________                              Чайная ло….ка-___________________________________________                                                       Волшебная ска….ка-_______________________________________             Интересная кни….ка-_______________________________________                      Белая берё…ка-____________________________________________               Любимая ча…ка-___________________________________________            Болтливая подру….ка-______________________________________                             Мягкая поду….ка-__________________________________________

Карточка №8

Дорогой алма….-_________________________________________                                                                                                                                                                                              Богатый уло….-___________________________________________                                     Крутой бере…-___________________________________________                                  Дружный коллекти….-____________________________________                                  Чёрная бро….ь-__________________________________________                                  Родной бра….-____________________________________________                                     Внимательный сторо….-____________________________________                  Лечебная ма….ь-__________________________________________                        Уличная гря…..ь-__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.

Цели:; (Слайд2) -  различать звук и букву, гласные и согласные звуки; - владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции ....

Урок письма (1 класс). Игра "Звонкие и глухие согласные"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме".

Звонкие и глухие согласные. Их обозначение на письме. Овладение навыком  правописания звонких и глухих согласных в слове....