Система оценочного поощрения на уроках ("перспективные оценки")
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Погребная Елена Алексеевна

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться одним из способов формирования мотивации к учению. Речь идёт о стимулировании учебной деятельности с помощью "перспективных" оценок! Я придумала такую систему поощрения, которая действительно вызывает заинтересованность учащихся в результатах труда. Прочтите! Это интересно! Метод ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работает!

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Система оценочного поощрения в рамках работы на уроке    

                                  (из личного опыта)

 В учебно-педагогической практике каждый учитель постоянно сталкивается с ситуацией, когда при максимальной затрате усилий он получает недостаточно высокий результат своего труда. Одна из причин этого -  отсутствие у школьников интереса к учению. Современные школьники часто воспринимают школу как место для общения, где они обмениваются информацией, скачивают из Интернета игры, видео, музыку, и это происходит не только на переменах, но и на уроках. И только в старших классах на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением.

     Как же сформировать мотивацию к учению школьников средних классов? Я думаю, каждый учитель пользуется не только методическими наработками своих коллег и рекомендациями психологов и методистов, но и стремится найти свой путь.

       Все знают, что дети любят получать хорошие оценки, удовлетворение вызывает даже та оценка, которую учитель по какой-нибудь причине завысил. Да, бывает и такое, если понимаешь, чего стоило ребёнку выучить материал или написать творческую работу. Вот на оценках я и решила сыграть. Ведущую роль отвела целеполаганию. Очень эмоционально объясняла ученикам, что каждый из них сможет добиться результата, если приложит максимум усилий. Наметила ряд уроков, на которых, по моему убеждению, все учащиеся смогут выйти на мотивированную подготовку к следующему уроку. Вот, например, разбираем текст. В процессе записи объясняем все орфограммы и пунктограммы. В конце урока я торжественно даю обещание провести на следующий день диктант по этому тексту и в качестве поощрения поставить дополнительно всем по «пятёрке»,  если весь класс напишет на «4» и «5». Значит, дома дети должны ещё раз проработать этот текст.

        На следующий день прихожу в класс, с энтузиазмом выражаю веру в сознательность своих детей (ведь тот, кто получит, к примеру, «3», подведёт весь класс) и начинаю диктовать текст. Пишут, вроде стараются. Приходит время проверки. Горькое разочарование. В общем, кто как учился, тот так и написал. Я много раз в разных классах проводила подобную работу и никак не могла понять, почему в данном случае мотивация получить дополнительно хорошую оценку («пятёрку!») не работает. И как-то меня осенила мысль: а что если оценки выставлять в формате перспективы? Ученик увидит на большом экране напротив своей фамилии две «пятёрки». Одна выставлена авансом за работу, а вторая – поощрительная, за то, что старался и думал не только о себе, но и об остальных. Да у некоторых за всю школьную жизнь две «пятёрки» рядом не стояли! Захочет он с ними расстаться?

       Помню первую реакцию учеников. Восьмой класс. Заворожёнными глазами вглядываются в экран: это мне уже поставили?! С восторгом переглядываются. Я, умилённая их реакцией, обещаю всем поставить по дополнительной «пятёрке», даже если за работу получат «четвёрки». Прорабатываем задание, ещё раз обговариваем условия. С урока уходят явно настроенные «биться» за сохранение выставленных в журнале оценок. На следующий день приходят возбуждённые, рассказывают друг другу, как дома с мамами-папами, бабушками-дедушками писали текст под диктовку (и не один раз!).

       Едва дождалась конца уроков, чтобы проверить работы. Получилось! На весь класс всего две «тройки»! Оставила поощрительные «пятёрки» всем, кто старался. Правда, если работа была написана на «4», то одну «5» пришлось убрать. Но как все были довольны! Вот что значит УВИДЕТЬ ВООЧИЮ! Если хорошая оценка уже стоит, с ней не хочется расставаться. С тех пор часто обращаюсь к этому приёму. Если работа небольшая, использую «накопительную» систему. Например, в течение недели за три небольших работы (словарный диктант, разбор предложения по членам, морфологический разбор) ученик получил положительные оценки. В конце недели поощряю его работу итоговой «пятёркой». Учащийся понимает, что учитель оценил его труд и старание. Это является хорошей мотивацией для дальнейшей успешной учёбы.

         Конечно, есть ребята из «неподдающихся», но для большинства ТАКОЙ ПРИЁМ РАБОТАЕТ. ПОПРОБУЙТЕ САМИ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Архитектура электронно-вычислительных машин и вычислительные системы оценочные средства

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Архитектура электронно-вычислительных машин и вычислительные системы" в группах, обучающихся по специальности 230701 "Прикладная информ...

Как связана оценочная деятельность учителя с внешней оценкой качества образования через ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

Цель доклада: Выявить связь между оценочной деятельностью учителя с внешней оценкой качества образования через ВПР, ОГЭ и ЕГЭ...

Система контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка

В данной методической разработке даны способы оценивания в табличной форме...

Методическая разработка "Задания в системе оценочных процедур по читательской грамотности для обучающихся ОУ"

Методическая разработка "Задания в системе оценочных процедур по читательской грамотности для обучающихся ОУ"...

Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Сестринское дело курс 1 2018-2019

Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Се...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс 2019-2020

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс...