Как связать оценочную деятельность учителя и внешнюю оценку качества образования?
статья
Научная статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как связать оценочную деятельность учителя и внешнюю оценку качества образования?
Данный вопрос заставляет задуматься об эффективных инструментах внутренней оценки качества образования, чтобы добиться наиболее высоких результатов в оценке внешней. Лишь в системной взаимосвязи этих понятий возможно конструктивное решение поставленного вопроса.
Необходимость использования современных инструментов оценки качества образования приводит к профессиональному росту педагога и повышает внешнюю оценку его деятельности.
Большинству педагогов известно, что в качестве развития внутренних оценочных средств необходимопользоваться сайтами, публикующими варианты ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ. Безусловно, это облегчит работу учителя и даст учащимся конкретное представление о контроле знаний.
Для того чтобы наше исследование носило не только теоретический, но и практический характер, а также помогло педагогам, учащимся и родителям владеть полной информацией о контроле знаний по предмету «Русский язык», мы проанализируем примерную программу по русскому языку и выясним, какие темы проверяются в современных внешних оценивающих средствах.
Рассмотрим примерные программы ФГОС по русскому языку в 5-6, 9-х, а также 11-х классах, именно те образовательные ступени, которые контролируются внешней оценкой качества образования.
Ведущие темы рабочей программы 5 класса | Нормы, проверяемые ВПР |
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | Орфографические и пунктуационные нормы (списывание деформированного текста) Языковые разборы Орфоэпическая норма Определение частей речи Пунктуационные нормы в сложном предложении, при однородных членах, прямой речи, обращении. Определение типа речи. Контроль владения лексическим уровнем (синонимы, антонимы) Общее понимание текста |
В целом мы наблюдаем соответствие изучаемых тем в 5 классе внешней оценке качества образования. Несмотря на это, некоторым темам не отводится достаточного количества учебных часов. Например, изучению орфоэпической нормы. В таком случае педагог может корректировать учебную деятельность.
Ведущие темы рабочей программы 6 класса | Нормы, проверяемые ВПР |
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис. Синтаксический разбор. | Орфографические и пунктуационные нормы (списывание деформированного текста) Языковые разборы Фонетическое и орфографическое соответствие Орфоэпическая норма Определение частей речи Образование формы слова (морфологическая норма) Пунктуационные нормы в сложном предложении, при однородных членах, прямой речи, обращении Выделение микротем текста (составить план), общее понимание текста Работа с многозначным словом Определение стилистической принадлежности слова, понимание фразеологизма |
Мы наблюдаем тенденции к усложнению и обогащению заданий во внешней оценке. Все контролирующие задания соответствуют рабочей программе, однако, на наш взгляд, особое внимание следует уделить таким темам, как «Орфоэпическая норма», «Микротемы текста», «Фразеологизмы». Данные направления также недостаточно представлены в учебной программе.
Ведущие темы рабочей программы 9 класса | Нормы, проверяемые ОГЭ (задание 2-14) |
Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Орфография. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи | Понимание текста Средства выразительности Правописание приставок Правописание суффиксов (Н и НН) Определение стилистической принадлежности слова Типы связи в словосочетаниях Грамматическая основа Осложненное предложение Вводные слова и обращение Виды связи в сложном предложении Виды подчинения придаточных |
Таким образом, мы заметили, что внешний контроль качества образования будущих выпускников 9-х классов охватывает все уровни обучения, но представлен ограниченным количеством норм.
Ведущие темы рабочей программы 11 класса | Нормы, проверяемыеЕГЭ |
Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Орфография. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис и пунктуация.Система функциональных разновидностей современного русского языка.Культура речи. | Текст Лексика и фразеология Нормы орфографии Нормы пунктуации Языковые нормы Выразительность русской речи Развитие речи |
В процессе сравнения основных тем примерной рабочей программы за курс 11 класса и спецификации ЕГЭ, мы пришли к выводу, что школьный курс отражает все темы, проверяемые внешней оценкой. Однако традиционная система уроков не направлена на подготовку к итоговой аттестации.
Проанализировав примерный перечень изучаемых тем на разных возрастных уровнях в рабочей программе по предмету «Русский язык», мы пришли к выводу, что наблюдается общее соответствие с внешним контролем качества образования. Однако есть темы, которым не уделяется достаточного учебного времени, хотя они полноценно представлены в инструментах внешней оценки.
Исследуя соответствие примерной рабочей программы внешней оценке качества образования, мы отметили, что большинство заданий имеют единую систему контроля определенных умений и навыков.А значит оценочная деятельность учителя будет происходить в тесной взаимосвязи с внешней оценкой качества образования.
Для более точного вывода мы решили подвергнуть анализу пунктуационные нормы «Знаки препинания в сложном предложении», «Знаки препинания в предложениях с обращением», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» проследив, как они отражается в примерной программе по русскому языку на разных возрастных уровнях, а также во внешних оценочных средствах.
Тема | Количество часов (из примерной рабочей программы по предмету «Русский язык» 5 класс) | Задание одного из вариантов ВПР 5 класс с сайта www.eduvpr.ru |
Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Предложения простые и сложные. Синтаксический разбор сложного предложения. | 2 2 1 1 | Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям. 2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка. 3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю. 4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом. |
От учащихся во внешней оценке требуются знания о структуре предложения: простое предложение, осложненное однородными членами; сложное предложение, состоящие из двух простых, связанных сочинительной связью.
Мы можем наблюдать, что количество учебных часов ничтожно мало для формирования необходимого навыка, поэтому учитель вынужден корректировать свою деятельность. В том числе применять оценочные средства внешних инструментов оценивая, соотнося их с внутренними.
Тема | Количество часов (из примерной рабочей программы по предмету «Русский язык» 6 класс) | Задание одного из вариантов ВПР 6 класс с сайта http://onlyege.ru |
Простое предложение и знаки препинания в нем. Знаки препинания в сложном предложении Синтаксический разбор простого и сложного предложения | 1 1 2 | Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Неярок ты подснежник нет броскости в тебе. 2) Подснежник распускается в самом начале весны и цветёт недолго. 3) Весной родился в тайге подснежник раскрыл по-детски округлый глаз. 4) Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник. |
От учащихся требуются знания о структуре предложения: простое предложение, осложненное однородными членами; сложное предложение, состоящие из двух простых, связанных сочинительной связью, также обособление обращений.
К сожалению, и в программе 6 класса не представляется возможным сформировать цельное представление о данных пунктуационных нормах без корректирования учебной деятельности.
Тема | Количество часов (из примерной рабочей программы по предмету «Русский язык» 9 класс) | Задание из демонстрационного варианта ОГЭ с сайта fipi.ru |
Сложное предложение (бессоюзное, сложноподчиненное, сложносочиненное) | 45 | Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыласлепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… |
Сайт fipi.ru в демонстрационном варианте ОГЭ содержит задание, проверяющее умение определять вид сложного предложения. В учебной программе отводится 45 часов на усвоение и отработку данной темы. На наш взгляд, подобное количество часов дает свободу педагогу в выборе оценочных средств. Внутренние оценочные средства, составленные учителем в соответствии с индивидуальной подготовкой учащегося, могут чередоваться с внешними оценочными средствами. Рациональное чередование оценочных средств приведет к эффективной подготовке будущего выпускника.
Тема | Количество часов (из примерной рабочей программы по предмету «Русский язык» 11 класс) | Задание из демонстрационного варианта ЕГЭ с сайта fipi.ru |
Однородные члены предложения и пунктуация при них. Понятиео сложном предложении. Виды сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Пунктуация в предложениях с союзом И. | 2 1 1 1 | Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти. 2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий. 3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному. 4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность. 5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей. |
Сайт fipi.ru в демонстрационном варианте ЕГЭ содержит задание, контролирующее знание постановки знаков препинания в сложном предложении (в том числе с общим второстепенным членом), а также в простом с однородными членами. В примерной рабочей программе этим темам также выделяется малое количество часов. В таком случае педагогу рационально использовать инструменты внешней оценки качества образования.
Итак, мы проанализировали ведущие темы примерной школьной программы по предмету «Русский язык» и соотнесли их с нормами, которые контролируются инструментами внешней оценки качества образования.
Мы отметили общее их соответствие, а значит внутренняя и внешняя оценка качества образования тесно связаны и образуют единую систему
контроля за определенными умениями на протяжении всех уровней школьного образования.
Также выявлена необходимость корректировки учебной деятельности, так как за данное количество часов, выделенное на изучение исследуемой нормы, невозможно сформировать и отработать навык.
Задача учителя знать и эффективно использовать в обучающей, а также контролирующей деятельности все инструменты внешней оценки качества образования. Но не стоит забывать и про внутреннюю оценку качества образования, которая наиболее эффективно учитывает индивидуальные особенности обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.
Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ
Важнейшим социальным требованием, предъявляемым сегодня к школе, является ориентация на качественную образовательную подготовку обучающихся. Это становится возможным, если сама школа заинтересована в ...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Как связана оценочная деятельность учителя с внешней оценкой качества образования через ВПР, ОГЭ и ЕГЭ
Цель доклада: Выявить связь между оценочной деятельностью учителя с внешней оценкой качества образования через ВПР, ОГЭ и ЕГЭ...
Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО.
Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО....