"Твори добро на всей Земле!"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Урок  русского языка в 10-11 классе . Обучение написанию сочинения ЕГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r.yaz_tvori_dobro.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Урок русского языка в 10 классе

Тема: «Твори добро на всей Земле!» ( Обучение написанию сочинений к ЕГЭ уровень С)

Задача: сформировать коммуникационную и информационную компетенции.

Цели: 

Образовательные:   - обучать написанию сочинения ( уровень С ЕГЭ);

                          - обучать составлению текста на заданную тему  и его правильно оформлять;

                           -дать понятие благотворительности и где это слово уместно использовать;

                          - готовить к ЕГЭ ( уровень С);

                         - повторить раздел «Лексика»: синонимы, антонимы;

                        - Повторить раздел «Словообразование»: однокоренные слова, сложные слова.

Развивающие: -развивать умение работать с  текстами;

                         - развивать умение сотрудничества;

                         -развивать речевую активность обучающихся;

                         - развивать познавательную активность и заинтересованность обучающихся;

                         - расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: -воспитывать любовь к людям;

                       -воспитывать чувство милосердия и сострадания;

                       - воспитывать желание помогать ближнему.

Оборудование:  подборка лирических текстов о милосердии , доброте и благотворительности, тексты (уровень С ЕГЭ) , подборка музыкального сопровождения, кадры документальных и х. фильмов, словари Ожегова и Даля, компьютерная презентация, ЭОР: ПК , проектор ,экран, ресурсы Интернет.

Форма урока: педагогическая мастерская с элементами учебного диалога.

Технология: групповая  (4 группы)

 Применение КОЗ (компетентно-ориентированных заданий), направленных на формирование информационной и коммуникативной компетенции обучающихся.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Наглядность, ЭОР

1.Оргмомент

Приветствие и организация класса к работе

Учащиеся делятся на 4 группы и занимают места

Создать 4 творчески е группы, музыка настраивает на положительную работу

Звучит музыка «Твори добро на всей Земле»

2.Сообщение темы и целей занятия

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие- в страну благотворительности.

Задача: познакомиться с понятием благотворительность;

Цели: будем обучаться писать тексты на основе заданной темы;

Формировать коммуникационную и информационную компетентность

Запись темы и целей в тетради

Осознание обучающимися темы и целей. Создание стимула

Слайд 2 (тема и цели)

3. Работа с ассоциациями

Проблемный вопрос для групп: какие ассоциации вызывает у вас слово «благотворительность»?

Обсуждение в группах

Первичное восприятие понятия «благотворительность»

Слайд 3

4. социализация

Теперь представьте аудитории свои ассоциации

Выступление от групп:

Доброта

Милосердие

Сострадание

Спонсорство

Меценатство

Помощь

Взаимовыручка

Группы называют свои ассоциации, другие группы пополняют свои списки

Формирование коммуникативной компетенции

Слайд 4

5. Углубление в ассоциации

Работа с притчей о благотворительности (приложение1):

Прочитайте притчу и подумайте, какова идея притчи? Какие ассоциации можно дописать в ассоциативный ряд?

Работа с притчей, осознание темы и идеи притчи. Пополнение ассоциативного ряда:

Щедрость

Безвозмездность

Искренность

Чистота помыслов

Формирование информационной компетенции

Слайд 5

6. Социализация

Представьте аудитории  свои ассоциации

Выступление от групп

Коммуникативная компетенция

7. музыкальная пауза

Давайте послушаем песню А.Дольского «Мне звезда упала на ладошку» и пополним наши ассоциации теми  ключевыми понятиями, которые очень ценны для каждого человека.

Учащимся раздаются тексты песни (для визуализации)(Приложение2)

Ученики слушают песню и пополняют ассоциативный ряд:

Доброта

Дружба

Любовь

сострадание

Формировать нравственные ценности

Песня А.Дольского http://uliana.ucoz.ru/load/mne_zvezda_upala_na_ladoshku_a_dolskij/1-1-0-3

Слайд 6

8. Социализация

Представьте аудитории свои ассоциации

Выступление от групп

Коммуникативная компетенция

9. Словарная работа

Поработаем со словарями Ожегова, Даля , Ушакова и  (по группам) задание выписать определение слова «благотворительность»

Самостоятельная работа с источником информации

Формирование информационной компетенции

10. Социализация

Представьте аудитории информацию, которую вы нашли в словарях

Выступление от групп:

-определение в  словарях

Ушакова

Ожегова

Ефремовой

Даля

Информационная и коммуникативная компетенции

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

11. Работа над словообразованием

Посмотрите на слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

-Каков способ словообразования? (сложение основ)

-Какие еще способы знаете?

-Как отсюда вытекает значение слова? (творить благо)

-Как вы думаете , что обозначает первый корень ? (благо)

- попробуйте придумать сложные слова с первой частью БЛАГО

-Подумайте над значением этих слов? Положительное или отрицательное несут эти слова?

Фронтальная работа

Самостоятельная работа в группах и социализация:

Благодарность

Благонадежность

Благополучие

Благодарность

Благолепие

Благовоние

Благоустройство

благовоспитанность

- закрепить способы словообразования;

Слайд 11, 12

12. закрепление лексики

-Что изучает раздел ЛЕКСИКА?

-Что такое синонимы и антонимы?

-Подберите синонимы и антонимы к слову БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Фронтальная работа

Самостоятельная работа в группах

Синонимы:

Доброта

Помощь

Щедрость

Дарение

Антонимы:

Жадность

Корысть

Выгода

Закрепить раздел лексика

Слайд 13, 14

13. учебный диалог

Проблемный вопрос: Как вы  думаете, имеет  ли благотворительность место в нашем современном мире?

-Где имеет место благотворительность

Дискуссия

Помощь бедным, детским домам, помощь инвалидам и престарелым, помощь бездомным животным.

Формировать представление, где уместно употребить слово благотворительность

Слайд 15,16

Интернет ресурсы:

http://blagoclub.net/second 

14.Просмотр отрывка из док.фильма «Острожно благотворительность»

Предварительный вопрос:

-К чему призывает фильм?

-Должны ли богатые люди помогать бедным? Умеют ли бедные принимать помощь? Должна ли благотворительность быть анонимной, или обществу необходимо знать спонсоров в лицо? Благотворительность, как бизнес, как индульгенция, как самопиар.

Просмотр фильма и обсуждение

Интернет ресурс:

http://tovot.ru/documentary-video/21728-ostorozhno-blagotvoritelnost-2010-satrip.html

Слайд 17

15. Работа с текстами

Группам раздаются тексты (приложение5)

- Что такое текст?

Какие стили речи бывают? Их отличительные особенности?

-Какие типы речи бывают? Их особенности?

Задание: прочитать и заполнить таблицу (приложение 6)

Самостоятельная работа групп

1 группа – 1 текст

2 группа- 2 текст

3 группа- 3 текст

4 группа -4 текст

Повторение понятия текст, стиль и тип речи.

Формирование информационной компетенции

Слайд 18

16. Социализация

Предлагается учащимся составить публичное выступление по проблеме предложенного текста.

Памятка публичного выступления (приложение 8)

Подготовка выступления и презентация своего текста

Формирование коммуникационной компетенции

Слайд19

17.Учебный диалог

Проблемный вопрос:

- Где сейчас можно заниматься благотворительностью?

дискуссия

Формирование коммуникационной комепетнтности

Слайд 20,21, 22

18.Просмотр документального фильма

Фильм «Твори добро»

-Как название перекликается с содержанием фильма?

-Какое добро могут делать люди для своих близких?

Просмотр фильма и обсуждение

Формирование нравственных ценностей

19. Творческая работа

Теперь создадим мы работу на тему «Твори добро». Поработаем в группах и презентуем потом свою работу. Звучит песня «Твори добро» ( эмоциональный настрой на работу)

Работа в группах. ( оборудование: карандаши, фломастеры, листы бумаги)

Учащиеся пишут тексты и рисуют иллюстрации по заданной проблеме.

Обучение написанию текста и умения его представить

Слайд 23

20. Социализация

Оценивание работ проводят по методике шкалирования ответа. Группам раздаются таблицы

( приложение 7), куда они вносят свои баллы другим группам.

Презентация работ

Формирование коммуникационной компетенции

Слайд24

21. Диагностика

Анкетирование (приложение 9)

Слайд 25.

22. Подведение итогов. Рефлексия

- что же такое благотворительность?

Раздаются строки из стихотворения Окуджавы «Молитва» (приложение10) (пронумерованы).

Каждый ученик читает по строке и получается в итоге песня.

Совместное восстановление «Молитвы» Б.Окуджавы.

Слайд 26

23.музыкальная пауза

Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва»

Слайд 27

Песня – Интернет Ресурс http://poiskm.ru/song/128780-Bulat-Okudzhava-Molitva

Приложение1

Притча о благотворительности http://www.indigo-papa.ru/node/235

Равви Зуся был совершенно нищим, и его единственной работой была молитва у входа в синагогу. И вот один богатый горожанин, когда встречал Зусю молящимся у синагоги, клал ему в карман по нескольку монеток. Он делал так какое-то время и вдруг заметил, что его торговые дела каким-то удивительным образом пошли в гору! Богач обрадовался, связал это с Зусей и с ещё большим энтузиазмом стал давать ему милостыню. А потом богач подумал, что раз его жертвоприношения молодому раввину даруют такую удачу, то ещё лучше жертвовать учителю Зуси. И богач стал отсылать в конверте уже значительные суммы дову Баэру. Вскоре дела у богача неожиданно ухудшились. И когда он пожаловался на это Зусе, тот заметил: "В этом нет ничего удивительного. Пока ты давал, не думая кому, Бог делал то же самое. Но когда ты выбрал объект милостыни подостойнее, Бог опять сделал то же самое"...

Приложение2

Портрет А.Дольского http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82+%D0%90.%D0%94%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&clid=155841&lr=14

Исполнение желаний  (Мне звезда упала на ладошку) А.Дольский

http://www.dolsky.ru/show_arhive.php?id=192

Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросил - Откуда ты?
- Дайте мне передохнуть немножко,
я с такой летела высоты.

А потом добавила сверкая,
словно колокольчик прозвенел:
- Не смотрите, что невелика я...
Может быть великим мой удел*.

Вам необходимо только вспомнить,
что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
путь неблизкий завершая этим**.

Знаю я, что мне необходимо,
мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
я хочу, чтоб не болела мать,

чтоб на нашей горестной планете
только звезды падали с небес,
были все доверчивы, как дети,
и любили дождь, цветы и лес,

чтоб траву, как встарь, косой косили,
каждый день летали до Луны,
чтобы женщин на руках носили,
не было болезней и войны,

чтобы дружба не была обузой,
чтобы верность в тягость не была,
чтобы старость не тяжелым грузом -
мудростью бы на сердце легла.

Чтобы у костра пропахнув дымом
эту песню тихо напевать...
А еще хочу я быть любимым
и хочу, чтоб не болела мать.

Говорил я долго, но напрасно.
Долго, слишком долго говорил...
Не ответив мне звезда погасла,
было у нее немного сил.

Приложение 3

  1. Словарь Ушакова -БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ, благотворительности, мн. нет, ·жен. Оказание материальной помощи бедным (·устар. ). Частная благотворительность.

Безвозмездная работа (·разг. ·шутл. ирон.). Не хочу я благотворительностью заниматься, пускай деньги платят.

  1. Словарь Ожегова - благотворительность, -и, ж. Благотворительная деятельность, Общественная б. Частная б.

3)Словарь Ефремовой - 1) Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся.2) Услуга, помощь, содействие, оказанные кому-л

4) в словаре Даля термин не найден

     

Портреты лингвистов:

Даль             http://images.yandex.ru/yandsearch?p=0&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F&img_url=www.ikleiner.ru%2Fpic%2Fperov-25.jpg&rpt=simage&noreask=1&lr=14

Ожегов

  http://images.yandex.ru/yandsearch?p=0&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%9E%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0&img_url=www.litiz.ru%2Fgvozdi%2F2010_62%2F07_1.jpg&rpt=simage

Ушаков

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=0&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%20%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F&img_url=danefae.org%2Fpics%2Fozheg.jpg&rpt=simage

Приложение 4

 http://tovot.ru/documentary-video/21728-ostorozhno-blagotvoritelnost-2010-satrip.html

Документальный фильм

Название: Осторожно благотворительность
Оригинальное название: Осторожно благотворительность
Год выхода: 2010
Жанр: Документальный
Режиссер: Елена Погребижская
О фильме:
Должны ли богатые люди помогать бедным? Умеют ли бедные принимать помощь? Должна ли благотворительность быть анонимной, или обществу необходимо знать спонсоров в лицо? Благотворительность, как бизнес, как индульгенция, как самопиар. Благие намерения как государственных структур, так и частных благотворителей.

Снято: Россия
Продолжительность: 00:45:00
Озвучивание: Русский

Приложение 5 

Тексты

Текст 1 «Жертвоприношения»

http://www.d-fond.ru/news/articles/05122011.php

"Не желая что-либо получить взамен, человек должен совершать различные виды жертвоприношений, благотворительной деятельности и тапасьи, произнося слово тат. Целью такой трансцендентальной деятельности является освобождение из материальных оков". Далее по тексту мы встречаем полное словосочетание "ом тат сат", являющееся священным, духовным, обозначающим, что наша милостыня дается как надо. Словосочетание может быть произнесено вслух или мысленно в момент подаяния.
Те же правила благотворительности, думается, следует отнести и к инвестированию. Вся инвестиционная деятельность, при которой организации вкладывают деньги в развитие тех или иных проектов, должна быть направлена исключительно на благо и строго рассчитана на развитие. Расчет максимума прибыли от того или иного вложения при этом может сыграть злую шутку, при которой страсть возобладает над реальностью, и инвестор окажется в проигрыше.
Различные писания утверждают, что благотворительные вложения - это вложения прежде всего в себя самого, в свое духовное развитие. А что такое тело без движущей энергии?
Духовная энергия настолько сильна, что позволяет преобразовать пространство в наилучшем для человека свете. При этом во многих источниках утверждается:
- Сколько бы мы ни пожертвовали в гуне Невежества, это, несомненно, вернется к нам в точно таком же размере, то есть один к одному, в этой, либо в последующих жизнях.
- При пожертвовании в гуне Страсти, оно возвратится к нам в 10 или в 100-кратных размерах в зависимости от чистоты наших помыслов и правильности выбора.
- Благотворительность в гуне Благости вернет наши пожертвования в более чем 100-кратном размере.
Так, за одни поступки мы чего-то лишаемся, за другие приобретаем. И только при пожертвовании, когда даем людям средства, не заботясь о том, как их потратят, мы ничего не теряем, а можем приобрести во много раз больше.
Так или иначе, но последствия наших действий, знакомств, поведения, проявляются каждый день. Именно поэтому некоторым людям везет в этой жизни и сопутствует удача, они быстро зарабатывают и богатеют. Ведь все это является последствиями их благочестивых поступков в прошлом. Наша зарплата Сегодня зависит от того, какие последствия приобрела наша Вчерашняя деятельность, и какое по качеству влияние она оказала. Несомненно, наблюдения это доказывают.
В зависимости от нашей деятельности, в наших следующих жизнях, хотя это далеко и, возможно, нас не коснется ни в коей мере, мы можем родиться в бедной и нуждающейся семье, либо в благочестивой и богатой. В любом случае, Веды и "Бхагавад-Гита" утверждают, что так действует карма и другие многочисленные Законы Вселенной.
Размер пожертвований может быть совершенно различным. Пару веков назад люди платили обязательную "десятину", 10% от прибыли, - налог на развитие церкви. Десятина в смысле налога существовала с I века, обязательная уплата - с III века. В России для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица - десятильники. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появились десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке. В современном обществе 10 процентов также считается приемлемой цифрой. Но на самом деле люди жертвуют на церковь, детей-сирот или общественные организации совершенно различные суммы в зависимости от своих возможностей или окружающего их духовного голода, которого, впрочем, в нашей стране хоть отбавляй. Суммы на благотворительность варьируются от одного рубля одного человека до миллиардов долларов в месяц (к примеру, это США).
Несколько тысяч лет назад каждый человек считал своим долгом отдать ровно половину заработанных средств на нужды родственников, незнакомых благочестивых людей, брахманов и прочих нуждающихся. Сейчас различные духовные школы также призывают к этому. Конечно, при формировании налога государство должно учитывать, что у каждого человека должна быть возможность оставлять на себя половину своего заработка, и уже после уплаты всех налогов иметь при себе сумму, которую он может потратить на благотворительность согласно своим необходимостям. Общественные организации, чьей основной деятельностью является Благотворительность, также должны иметь определенные налоговые послабления.
Каждый из нас в своей жизни может руководствоваться древними знаниями, просто ознакомившись с ними, либо четко следуя правилам предков. В любом случае, каждый склонен поступать в силу своей, преобладающей сейчас гуны :) .

Текст 2

http://kino2020.ru/articles/1238/

«История благотворительности в России»

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным презрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».

   В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.

    Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.  До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. — Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

       Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).

         Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.

         Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых.

          История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе. Со временем, наряду с индивидуальными формами благотворительности, стали возникать общественные организации, бравшие на себя функцию консолидации благотворительных пожертвований любого размера ("кружечный сбор"), а также привлечения добровольцев для объединения усилий членов общества на решение тех или иных социальных проблем.

         В России инициатива создания таких обществ исходила в начале XIX века от членов императорской семьи (Общество императрицы Марии Федоровны). Впоследствии стали возникать как местные отделения этого общества, так и самостоятельные общественные организации, ставившие своей задачей решение отдельных благотворительных задач, например, общество помощи детям врачей для получения ими высшего образования. В российских архивах хранятся многочисленные документальные свидетельства широкого развития благотворительного движения в различных территориях Российской; империи как в мирное время, так и особенно в годы Первой мировой войны.

      После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина). Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями.         В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования поступали на государственные банковские счета. Между тем, во всех странах с экономикой рыночного типа, где имеет место имущественное неравенство, благотворительность и, главным образом, через благотворительные организации, стала одним из заметных путей решения многих социальных проблем населения. В годы, называемые периодом перестройки, руководство нашего государства признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд и, наконец. Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации.

     В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России , объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Также в России действуют около 70-ти крупных иностранных благотворительных фондов (более трети из них – американские).

Текст 3

http://slavot.ru/blagod_info/1

 « Благотворительность и меценатство»

На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.

В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII в., в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь.

Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки.

Москва исстари была не только городом с “сорока сороками” церквей, старинными усадьбами, причудливыми неповторимыми улочками и многоголосым торжищем, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности. В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. В Москве, принимавшем тысячи нищих со всей России, в прошлом веке не было голодных смертей потому, что большинство бездомных находило себе ночлег в приютах, богадельнях, ночлежках. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни — состояния, другие — силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия.

Сегодня мы даже часто путаем слова “милосердие” и “подаяние”. И, ложно поняв, люди не только отказывались, но, что самое страшное, старались оскорбить и прямо оскорбляли тех, кто проявлял к ним милосердие. Не всегда хватает мудрости понять, что милосердие — не подаяние, а бескорыстная помощь более сильного более слабому, естественное проявление душевной доброты и заботы о ближнем, что ещё относительно недавно, в начале ХХ века, было присуще всему российскому народу — от богатых купцов до простых крестян и рабочих, отдававших одни сотни тысяч, другие — свои пятаки и копейки нищим и скитальцам.

Российское купечество, в руках которого находилась значительная часть капитала в стране, с давних времен занималось благотворительностью и попечительством. Выходцы из народа, они сохраняли с ним духовную связь. Погоня за прибылью, связанная с душевными компромиссами, и сознание вины и ответственности перед народом, глубокая религиозность, жившая всегда в купеческой среде, и дух традиционализма составляли сущность русского, в частности московского, купечества.

Московское купечество еще в XVI в. содержало 12 богаделен, странноприимный дом для монахинь и одну больницу. Кроме благотворительных заведений Купеческого общества многие московские купцы строили и содержали на свои средства больницы, богадельни, приюты. Так, например, были построены Солдатенковская (Боткинская), Бахрушинская (Остроумовская) и детская Морозовская больницы. Многие из них со временем были превращены в административные конторы.

Недалеко от Данилова монастыря, старой Павловской больницы находился целый уголок милосердия, на месте которого сегодня располагается Институт хирургии АМН СССР им. А.В.Вишневского.

В Москве в 1865 г. была построена богадельня на 150 мест. В течение первых лет она находилась на полном обеспечении основателей. Через десять лет, по высочайше утверждённому уставу, богадельня перешла в ведение Купеческой управы. Попечителем Солодовниковской богадельни много лет состоял отец К.С.Станиславского — Сергей Владимирович Алексеев. Сегодня в ней находится стоматологическая поликлиника.

На средства, собранные по добровольной подписке среди московского купечества, в 1891 г. рядом с Солодовниковской богадельней была построена больница Купеческого общества, получившая название в честь императора — Александровская. В ней лечили бесплатно больных без различия званий, состояния и пола не моложе 16 лет, христианского вероисповедания, а также страдавших хроническими заболеваниями. Фактически это был приют для хронических и неизлечимых больных, который должен был разгрузить другие купеческие богадельни от “тяжёлых” обитателей, которые по старости или неизлечимости болезни требовали постоянного ухода и частой врачебной помощи. Сегодня таких больных часто помещают в закрытые интернаты или дома престарелых.

Проектирование Александровской больницы было поручено архитектору А.С.Каминскому. Купеческим обществом он был командирован вместе с доктором П.И.Покровским за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом строительства подобных учреждений. Они посетили Берлин, Лейпциг, Париж и другие европейские города.

Больница была поставлена на территории, принадлежавшей Купеческому обществу, лицевым фасадом в сторону улицы Щипок. В больнице было 150 коек. Сегодня в здании размещаются административные и хозяйственные службы Института им. А.В.Вишневского.

В 1893 г., согласно завещанию московской купчихи Татьяны Гурьевны Гурьевой, пожертвовавшей некоторую сумму на строительство дома призрения на 100 человек и отдельно завещавшей 200 тысяч рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов от этой суммы, на участке Солодовниковской богадельни началось строительство. По условию завещания зданию присвоили имя пожертвовательницы. Открытие дома состоялось 21 января 1896 г. Сейчас в бывшем доме призрения Гурьевой находится Ожоговый центр Института хирургии им. Вишневского. И сегодня эти старые стены служат верой и правдой людям. Но на этом рост благотворительных учреждений на Б.Серпуховской не прекратился.

В 1905 г. на территории, примыкающей к Солодовниковской и Гурьевской богадельням, была основана ещё одна, на средства, завещанные известным меценатом, основателем Третьяковской галереи, П.М.Третьяковым.

Всю жизнь и всё свое состояние П.М.Третьяков отдал на собирание, сохранение произведений русского изобразительного искусства. Он не только заботился о творцах и о картинах, о сохранности, об общедоступности шедевров для народа, но и опекал семьи многих художников.

Здание, построенное по мотивам древнерусского зодчества, было очень живописным. Это работа архитектора Соловьева, который одновременно спроектировал и приют для вдов и сирот русских художников рядом с Третьяковской галереей, на устройство которого П.М. Третьяков завещал 150 тысяч рублей, и который был открыт в 1912 г.

После революции в богадельнях Купеческого общества разместилась больница им. Н.А.Семашко. В 1936 г. здесь открылись клиники Всесоюзного института экспериментальной и клинической медицины, на основе которого в 1944-м была создана Академия медицинских наук СССР.

На Б.Серпуховской улице, рядом с купеческими больницами и богадельнями, находились и другие благотворительные учреждения. В сегодняшних домах № 37—39 располагалось Лялинское общежитие, или “Лялинка”, для бездомных. Напротив находились дома “Дамского попечительства о бедных”, в которых снимали квартиры и комнаты малоимущие, а также вдовы с детьми (дом № 34). Рядом располагался приют Московского человеколюбивого общества (дом № 44) для беспризорных детей.

Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, пробуждает в человеке чувства солидарности, сострадания, сопричастности и ответственности за происходящее рядом с ним. И об этом всегда надо помнить, и беречь, и приумножать милосердие.

Текст 4

«Когда же зародилась благотворительность?»

http://samara-desnica.narod.ru/Nashi_izdaniya/Spravochniki/Spravochnik_Ydochka_dlya_2007/Spravochnik_Ydochka_dlya_2007_3_istoriya_blagotv.htm

Когда же зародилась в истории человечества благотворительность? Ученые пытаются найти ответ на этот вопрос, а он предельно прост: когда один охотник отдал свою добычу умиравшему с голоду соплеменнику, когда один человек совершенно бескорыстно помог другому, ощутив при этом небывалый душевный подъем…

Минули века и тысячелетия, изменился мир, человек стал другим, и внешне, и внутренне, но потребность делать добро осталась жить в его душе. Она оказалась не подвластна ни указам властей, ни политическим вихрям.

В Древней Греции была предприняты попытки создания организованной благотворительности, однако это была благотворительность частная, в основном основанная на помощи тем, кто занимался искусством и наукой.

Именно из Древнего Мира пришло к нам понятие меценатства.

Меценат (Maecenas) Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до нашей эры, был приближенным римского императора Августа, исполнял его дипломатические, политические и частные поручения: примерял противников, успокаивал народные волнения, используя свое влияние, смягчал жестокость императора, которая могла бы навредить самому Августу. Лучшие поэты того времени, Вергилий и Гораций, пользовались поддержкой Мецената. Он устраивал роскошные пиры и угощения для людей искусства. Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства, реже – науки. Меценатство не предусматривает запланированной, заранее намеченной выгоды.

Имена Румянцева, Тенишевой, Мамонтова, Морозова, Бахрушина, Третьякова как покровителей искусства были хорошо известны в дореволюционной России.

В Средние века благотворительность долгое время существовала исключительно в лоне Церкви. Когда стало ясно, что нищенство - это социальная проблема, с ним стали бороться. Например, приказом 1350 г. нищим и бродягам Парижа предписывалось найти в течение трех дней какое-либо занятие, или же оставить столицу.

В Англии по статуту Эдуарда VI от 1547 г. человека, уличенного в том, что он просил милостыню в течение трех дней, отдавали на два года в рабство тому лицу, которое донесло властям о его поступке, на груди же нищего выжигалась начальная буква «W» слова «wagabond» (нищий). Эти меры, решив отчасти проблему иждивенчества, не решали проблемы тех, кто действительно нуждался в помощи.

Приложение 6:

Тема текста

Стиль и тип текста

Идея текста

Проблема текста

аргументы

свое отношение к  проблеме текста

актуальность

вывод

Приложение 7:

Группа №.

Связность и последовательность речи

Отсутствие

фактических

ошибок

Выражение

Собственной

позиции

Связь с

современностью

аргументированность

Отсутствие речевых ошибок

Отсутствие орфографических и пунктуационных  ошибок

Итоговый балл

3 балла- речь последовательна и логична

3 балла - нет фактических ошибок

3 балла- выражено собственное отношение к проблеме полно и аргументированно

3 балла - связь с современностью

3 ба-лла даны но менее 3-х аргументов

3 балла –нет речевых ошибок

3 балла-нет ошибок

Макс 21б

2 балла –допущен незначительное нарушение последовательности

2 балла- допущена одна фактическая ошибка

2 балла – собственное мнение  высказано, но нет аргументов

2 балла – связь с современностью выражена недостаточно ярко

2 балла дано 2 аргумента

2 балла – допущено не более 2- х ошибок

2 балла –допущено не более 2-х ошибок

2 балла –допущен незначительное нарушение последовательности

1 балл –допущены 2 фактические ошибки

1 балл – собственная позиция выражена слабо

1 балл – связь с современностью выражена слабо

1 балл –да 1 агумент

1 балл- допущено более 3-х ошибок

1 балл –допущено не более 3-х ошибок

0 баллов – не соблюдена логичность и связность при составлении текста

0 баллов- допущено более 2-х ошибок

0-баллов-Нет собственного отношения к проблеме

0  -баллов нет связи с современностью

0 баллов- нет аргументов

0 баллов – допущено более 5 ошибок

0 баллов – допущено более 5 ошибок


                Приложение 8

Памятка публичного выступления

http://www.docme.ru/doc/18203/pamyatka-dlya-podgotovki-publichnogo-vystupleniya

1.        Общие рекомендации.

•        Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

•        Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.

•        Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

•        Употребляйте только понятные вам термины.

•        Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

•        Подумайте и составьте возможные вопросы.

2.        Техника подготовки.

•        Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

•        Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

•        Заранее продумайте детали своего рабочего места.

•        Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

•        Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

3.        Рекомендации выступающему.

•        Начните свое выступление с приветствия.

•        Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

•        Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

•        Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

•        Старайтесь ответить на все вопросы.

4.        Вопросы оппонентов.

•        Помните о возможности попросить о повторении вопроса.

•        Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

•        На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

•        Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

•        Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

•         После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

•        Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

Приложение 9:

Анкетирование «Способны ли вы на благотворительность?:

  1. Помогаете ли вы близким родственникам в трудной ситуации? (да –нет)
  2. Подаете ли вы милостыню нищим? (да -нет)
  3. Жалко ли вам  бездомных людей (да –нет)
  4. Жалко ли вам бездомных животных? (да –нет)
  5. Способны ли вы на пожертвование для спасения жизни незнакомого человека? (да –нет)
  6.  Нужна ли благотворительность в современном мире? (да –нет)

Приложение 10 :

http://rupoem.ru/okudzhava/poka-zemlya-esche.aspx

МОЛИТВА  Б.ОКУДЖАВЫ

Пока Земля еще вертится,

        пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

        чего у него нет:

мудрому дай голову,

        трусливому дай коня,

дай счастливому денег...

        И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится —

        Господи, твоя власть!—

дай рвущемуся к власти

        навластвоваться всласть,

дай передышку щедрому,

        хоть до исхода дня.

Каину дай раскаяние...

        И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,

        я верую в мудрость твою,

как верит солдат убитый,

        что он проживает в раю,

как верит каждое ухо

        тихим речам твоим,

как веруем и мы сами,

        не ведая, что творим!

Господи мой Боже,

        зеленоглазый мой!

Пока Земля еще вертится,

        и это ей странно самой,

пока ей еще хватает

        времени и огня,

дай же ты всем понемногу...

        И не забудь про меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Внеклассное мероприятие в рамках «Года благотворительности» Тема: «Пока живешь – творить добро спеши, лишь путь добра – спасение души»

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса.«В рамках года благотворительности».Изготовление елочных игрушек и поздравительной газеты для оформления праздничного зала в Доме престарелых....

«Твори добро на всей земле»

Небывалый духовный, политический, социальный и экономический кризис, потрясший Россию, привел к падению жизненного уровня  многих семей.Кризис современной семьи,  констатируемый специалистам...

Классный час "Твори добро на всей Земле"

Цель:  Воспитание  стремления совершать добрые дела.Задачи: 1. Познакомить  с понятием «добро», «милосердие».               2. Воспитать стр...

Самоанализ классного часа "Твори добро на всей Земле"

На классном часе мне хотелось  раскрыть понятия доброты и показать в чем состоит основное назначение человека в обществе.Повысить уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий ...

Встреча "Твори добро на всей земле"

Встреча «Твори добро на всей Земле!»Цель: развивать у ребят стремление быть терпимыми в обществе людей, учить видеть и чувствовать мир, воспитывать положительные качества (уважение, с...