Урок добра "Твори добро на всей Земли..."
методическая разработка (11 класс) по теме
Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."
А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от своего плохого настроения, от глупых и ненужных оскорблений, понимая, что жизнь у нас одна и однажды сказанное слово или сделанное дело, быть может, так и останется грязным, невытертым пятном?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка классного часа ТВОРИ ДОБРО НА СВЕЙ ЗЕМЛИ... | 64 КБ |
prezentaciya1.ppt | 702.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Добра в 11В классе
«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»
Классный руководитель Попова О.А.
01.09.2011 г.
Цели и задачи:
- 1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
- 2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
- 3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
- 4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
- 5. Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: дискуссия.
Оформление и оборудование:
- 1. Эпиграф к классному часу.
- 2. Запись песни «Твори добро» (Шура).
- 3. Фрагмент мультфильма «Просто так».
- 4. Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».
Участники: учащиеся 11В класса.
Подготовительная работа:
- 1. Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.
- 2. Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.
- 3. Создание презентации.
Подготовительная работа:
- 1. Приветствие. Целеполагание.
- 2. Понятия «добро» и «зло».
- 3. Народная мудрость.
- 4. Пословицы недаром молвятся...
- 5. Заключение. Подведение итогов.
Ход классного часа:
•1. Приветствие. Целеполагание. (сл. 1)
Учитель. Добрый день. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «Когда же добро творит зло?»
Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала известное стихотворение: (сл. 2)
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном.
И если, что не так - сдержись!
Будь поумней и улыбнись,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло излученное тобой,
К тебе вернётся непременно! (сл. 3)
•2. Понятия «добро» и «зло».
Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.
Кто может ответить на вопрос, что такое мораль и для чего она нужна? (сл. 4)
Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale - нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова мораль.
У меня такой вопрос: Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются? (сл. 5)
Добро - это:
- ? то, что служит сохранению и развитию жизни;
- ? все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.
А все, что вредит этому - называют зло.
Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.
•3. Народная мудрость.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?
О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
Учитель. Добру противостоит зло. (сл. 6)
Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.
Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?
Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием. (сл. 7)
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро - не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории - в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!
Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»? Почему это необходимо?
Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. (сл. 8)
В народе бытует мнение «За добро платят злом».
В чем его смысл? (сл. 9)
Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»
Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё: - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! - сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! - ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.
Учитель. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро - это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
•4. Пословицы недаром молвятся...
Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
«От добра - добра не ищут» или «Не делай добра - не получишь зла».
Ваши мнения по - поводу этих высказываний.
По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется чтоб твой добрый поступок по отношению к кому - нибудь заметили и оценили.
(музыкальный фрагмент в исполнении Шуры)
А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».
Нужно делать добро из-за того что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.
Существует еще одно высказывание «Благими намерениями выстлана дорога в ад».
Такие разные трактовки выражают один общий смысл: «От добра - добра не ищут, от овса кони не рыщут».
В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину подвергают торжественному посвящению - обряду. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми.
Учитель. И напоследок обсудим несколько примеров:
- Вспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал ему: «Проси у меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое больше». Человек надолго задумался, а потом сказал: «Господи, выколи мне один глаз».
Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?
- У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
Объясните это высказывание с точки зрения морали.
•5. Подведение итогов.
Помните:
Добро - это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло - это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
А закончим мы наш классный час видеофрагментом из мультфильма «Просто так».
(видеофрагмент мультфильма «Просто так»)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим - отличительная черта русского человека. До свидания, будьте добры друг к другу.
Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.
Список используемой литературы:
- Афоризмы по иностранным источникам. - М.: Просвещение, 1972.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
- Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
- Периодические издания.
- Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.
- Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
- Энциклопедия. К и М, 2007 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое добро? Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек. Ты его подари, и оно возвернется, У кого-то сильней просто сердце забьется. Не купить это слово и не продать, Подарить его можно иль просто отдать... Безвозмездно, не требуя денег обратно, Это все очень просто и очень понятно. Я сегодня хочу подарить всем добро, Как вам, люди, на сердце - Стало тепло? Пусть же каждый его ощутит, улыбнется, И улыбкой оно к вам тот час же вернется!
Твори добро – Нет большей радости . И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный , Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны Оружье сильных – доброта.
Твори добро без лишних слов.., Прикрой под дождиком котов.., Деяний малых совершенство... Приносит радости блаженство...
Твори добро. Не отвечай на козни Стоящих за твоей спиной врагов. Пойми, мой друг, пока еще не поздно, Не отвечай потоком бранных слов. Не оскорби несчастного калеку, Стоящего с протянутой рукой. Он остается тем же Человеком, Но лишь с иной, изломанной судьбой. Не откажи бродяге во спасенье, С ним поделись деньгами и едой. Пусть грешный он. А кто без прегрешений? Не прогоняй, хоть трижды он чужой. И поделись, коль есть чем поделиться, С тем, кто сегодня ничего не ел. С любым такое может приключиться: Вчера – богат, сегодня – не у дел. Не обращай вниманья на злословья Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи. Дари любовь. Тебе вернут любовью. Ведь хлеб дает взращенный колос ржи .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Твори добро на всей земле»
Небывалый духовный, политический, социальный и экономический кризис, потрясший Россию, привел к падению жизненного уровня многих семей.Кризис современной семьи, констатируемый специалистам...
твори добро на всей земле
о доброте...
"Твори добро на всей Земле!"
Урок русского языка в 10-11 классе . Обучение написанию сочинения ЕГЭ...
Классный час "Твори добро на всей Земле"
Цель: Воспитание стремления совершать добрые дела.Задачи: 1. Познакомить с понятием «добро», «милосердие». 2. Воспитать стр...
Самоанализ классного часа "Твори добро на всей Земле"
На классном часе мне хотелось раскрыть понятия доброты и показать в чем состоит основное назначение человека в обществе.Повысить уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий ...
Конспект урока по поэзии Б.Пастернака "Мело, мело по всей земле, во все пределы..."
Взаимоотнешение человека и природы в поэзии Б.Пастернака (урок-погружение)...
Встреча "Твори добро на всей земле"
Встреча «Твори добро на всей Земле!»Цель: развивать у ребят стремление быть терпимыми в обществе людей, учить видеть и чувствовать мир, воспитывать положительные качества (уважение, с...
Комментарии
Твори добро на сей Земле