Рабочая программа курсов по русскому языку "Формирование орфографической зоркости".
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая пргорамма предназанчена для платных образовательных курсов по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к курсам по русскому языку
«Формирование орфографической зоркости»
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса «Формирование орфографической зоркости» по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 40 часов.
Занятия организованы по два академических часа в неделю с ноября по май.
Цель обучения орфографии в школе – формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс «Формирование орфографической зоркости» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Формирование орфографической зоркости» (40 часов)
№ п/п | Темы занятий | Дата | Краткое содержание | Знания, умения, навыки | ||
Запл. | Факт. | |||||
1-2. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова. | Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. | |||
3-4. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в окончании, приставке, суффиксе. | Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова. | Уметь опознавать проверяемые орфограммы в окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов. | |||
5-6. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. | Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. | |||
7-8. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова. | Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё. | Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | |||
9-10. | Правописание приставок на -з / -с. | Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с. | Знать три группы приставок в зависимости от их правописания. | |||
11. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы. | Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило. | |||
12. | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. | Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться. | |||
13-14. | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. | Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова. | |||
15-16. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я). | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием. | |||
17-18. | Правописание чередующихся гласных в корне слова (зависящие от значения слова ). | Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня: -равн-/-ровн; -мак-/-мок-. | Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием. Различать значения слов. | |||
19. | Разделительный Ъ. | Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. | Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-. | |||
20. | Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц. | Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости. Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы. | |||
21. | Употребление приставок пре- и при-. | Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их. | Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). | |||
22-23. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | |||
24-25. | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | |||
26-27. | Правописание суффиксов имён прилагательных. | Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-). | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных. | |||
28-29. | Правописание суффиксов глаголов. | Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению. | |||
30-31. | Правописание суффиксов причастий. | Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | Знать суффиксы причастий и условия их употребления. | |||
32-33. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными. | Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы. | |||
34-35. | Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. | Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не. | Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах. | |||
36-37. | Написание не с причастиями. | Формировать навык употребления н и нн в причастиях. | Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями. | |||
38. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-. | Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании. | |||
39. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных. | Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме. | |||
40. | Употребление прописных букв. Правила переноса. | Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв. Закрепить правила переноса слов. | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме. | |||
Список используемой литературы
- Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
- Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
- Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
- Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
- Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
- Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
- Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
- Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
- Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
- Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
- Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
- Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов.Цель - знакомство с изобразительными возможностями русско...
Рабочая программа курса по русскому языку "Подготовка к ОГЭ -2015"
Практический курс разработан с целью подготовки обучающихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано описание содержания курса, которое делится на три раздела: обучение сжатому изложе...
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»
Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...
Рабочая программа курса по русскому языку для 5 класса ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федерального государственного образовате...
Рабочая программа курса по русскому языку для 7б класса ФГОС
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Рос...
Рабочая программа курса по русскому языку для 8а класса
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации&r...
Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс
Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение ...