Рабочая программа по русскому языку. 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Учебник «Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы». Автор В.В. Бабайцева. М.: ООО «Дрофа» , 2014.
В рабочей программе учтены требования государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия , в том числе и речевые. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkrmu_yazyku_babaytseva_v.v.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»
Рабочая программа по предмету Русский язык
учителя Введенских Ирины Сергеевны.
10А класс
(социально-гуманитарный профиль)
Программа составлена на основе
- Рабочих программ по русскому языку и литературе. Углубленный уровень. 10-11 классы/ сост. А.В. Чубуков.- М.: Дрофа, 2013.
- Образовательной программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом № 84/16 от 1.09.2014 г.
г. Советский.
2014- 2015 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Рабочих программ по русскому языку и литературе. Углубленный уровень. 10-11 классы/ сост. А.В. Чубуков.- М.: Дрофа, 2013., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский, утвержденной приказом директора школы № 84/16 от 01.09.2014 г.
Учебник «Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы». Автор В.В. Бабайцева. М.: ООО «Дрофа» , 2014.
В рабочей программе учтены требования государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия , в том числе и речевые. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», особое внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. п. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах углублённого уровня развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Учебно – тематическое планирование.
№ | Тема. | Кол-во часов. | В том числе | Компетентности обучающихся. | ||
дикт. | конт. раб. | разв.р. | ||||
1. | Вводный урок. Роль языка в жизни общества. | 1 | - | - | - | Знать основные единицы языка; основные разделы науки о языке: фонетика, морфемика, словообразование,, лексикология, фразеология, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация. |
2. | Вспомним изученное. | 10 | 1 | - | 2 | |
3. | Общие сведения о языке. | 10 | - | - | 1 | Знать русистику как науку о русском языке, ее основные разделы и направления развития. Обеспечение научного подхода к изучению предмета и эмпирического метода исследования научно-теоретических и практических лингвистических работ. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели. |
4. | Русский язык – один из богатейших языков мира. | 2 | - | - | - | Знать состав современного русского языка. Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности, связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества, значимость и предназначение языка, понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры в языке. Знать сферы деятельности, в которых русский язык функционирует как государственный; о разновидностях русского языка, составляющих понятие «национальный язык». Осознавать национальное своеобразие русского языка. Уметь видеть самобытность русского национального языка, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. |
5. | Текст. | 11 | - | - | 3 | Знать: признаки текста, единство темы, ключевые слова и предложения; именительный представления; средства связи частей текста. |
6. | Типы и формы речи. | 13 | - | 1 | 2 | Знать: типы речи; медитативные тексты; специфику устной и письменной форм речи. Уметь отбирать языковые средства для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. |
7. | Русский литературный язык и его нормы. | 16 | 1 | 2 | 3 | Знать нормы русского литературного языка |
8. | Стили русского литературного языка. | 15 | - | 1 | 1 | Знать стили литературного языка. Уметь использовать средства одного стиля в произведениях другого стиля. |
9. | Синонимика русского литературного языка. | 7 | - | - | - | Знать лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы; источники пополнения синонимов. |
10. | Культура речи. | 5 | - | - | 1 | Уметь строить высказывание, используя средства её выразительности. |
11. | Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. | 10 | - | - | - | Знать: роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. |
12. | Обобщение изученного за курс 10 класса | 5 | 1 | 1 | 1 | Знать: общие сведения о языке. Уметь: отбирать языковые средства для построения текста в зависимости от стиля, темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации. |
Итого: | 105 | 3 | 5 | 14 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10А КЛАССЕ (углублённый уровень).
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Дата | Формы, методы, приемы организации урока |
1 | Вводный урок. Роль языка в жизни общества | 1 | Ознакомительное чтение (знакомство с учебником). Беседа о языке. Составление текста- рассуждения. | |
Вспомним изученное. | ||||
2 | Фонетика. | 1 | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. Фонетический анализ слова. | |
3 | Морфемика и словообразование. | 1 | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Работа с лингвистическими словарями. | |
4 | Морфология. | 1 | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. Морфологический анализ слова. | |
5 | Синтаксис простого предложения. | 1 | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. Сопоставительный анализ предложений. Составление текста по данному началу. | |
6 | Развитие речи. Лингвистический анализ текста (решение орфографических и пунктуационных задач). | 1 | Лингвистический анализ текста. | |
7 | Развитие речи. Лингвистический анализ текста (решение грамматических и речеведческих задач). | 1 | Лингвистический анализ текста. Тестирование. | |
8 | Синтаксис сложного предложения | 1 | Анализ языковых единиц и синтез разрозненных характеристик единиц языка. Конструирование предложений разных типов. Составление схем предложений. | |
9 | Практикум. Решение орфографических и пунктуационных задач. | 1 | Выполнение тестовых заданий. | |
10 | Контрольный диктант № 1 по теме «Вспомним изученное». | 1 | Диктант. | |
11 | Анализ контрольного диктанта по теме «Вспомним изученное» и работа над ошибками. | 1 | Коррекция допущенных ошибок. Самостоятельная работа. | |
Общие сведения о языке. | ||||
12 | Введение в науку о языке. | 1 | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели. Аналитическое чтение параграфа. | |
13 | Язык и речь. Речевая деятельность | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Составление вопросов к текстам научного стиля. | |
14 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации. | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Пересказ текстов научного стиля. Письмо по памяти. | |
15 | Русский язык как национальный язык русского народа. | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Устное рассуждение на лингвистическую тему. | |
16 | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Участие в мини-дискуссии. | |
17 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Составление тезисов по опорным словам. | |
18 | Индоевропейская семья языков. | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Составление текста-рассуждения (ответ на вопрос). | |
19 | Славянские языки. | 1 | Аналитическое чтение параграфа. Работа с толковым и этимологическим словарём, составление словарной статьи. | |
20 | Русистика на современном этапе. | 1 | Выступления учащихся об известных учёных-русистах: рефераты, презентации. Составление отзыва о выступлении. | |
21 | Развитие речи. Речеведческий анализ текста. Сжатое изложение. | 1 | Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. | |
22 | Состав современного русского языка. | 1 | Комплексный анализ текста публицистического стиля. | |
23 | Литературный язык как центр системы современного русского языка. | 1 | Дискуссия на лингвистическую тему. | |
Текст. | ||||
24 | Текст. Признаки текста. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
25 | Способы выражения темы. Заглавие. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Устное сочинение-рассуждение. | |
26 | Единство темы. Ключевые слова и выражения. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
27 | Развитие речи. Комплексный анализ текста (определение способов выражение темы). | 1 | ||
28 | Именительный темы. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Сопоставительный анализ предложений. | |
29 | Средства связи частей текста: лексический повтор. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
30 | Средства связи частей текста: употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
31 | Цепная и параллельная связь частей текста. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текстов с разными видами связи предложений. | |
32 | Контрольная работа № 1 по теме «Текст». Работа с текстом (частичный анализ текста). | 1 | К/р. Практикум. | |
33 | Развитие речи. Особенности сочинения-эссе. | 1 | Создание тезисов лекции учителя. Сопоставление текстов с разными видами связи предложений. | |
34 | Развитие речи. Создание текста на основе данного. | 1 | Создание текста на основе данного. | |
Типы и формы речи. | ||||
35 | Типы речи. | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
36 | Повествование. Признаки повествовательного типа речи. | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
37 | Развитие речи. Создание текста повествовательного характера. | 1 | Создание текста повествовательного характера. | |
38 | Описание, его признаки. Описание предмета. | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
39 | Описание лица (портрета). | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
40 | Особенности описания состояния человека (настроения). | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
41 | Особенности текстов –рассуждения, их признаки. | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
42 | Рассуждение-доказательство и рассуждение-опровержение. | 1 | Частичный и комплексный анализ текстов разных типов речи. | |
43 | Контрольная работа за первое полугодие. № 2. | 1 | Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ (2014, 2015). | |
44 | Медитативные тексты. Комбинация разных типов речи в одном тексте. | 1 | Анализ медитативного текста-рассуждения. Создание юмористического рассказа на основе собственного опыта. | |
45 | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. | 1 | Анализ сочинений-описаний, сочинений-рассуждений. | |
46 | Устная и письменная формы речи. | 1 | Составление таблицы по тексту параграфа. Подбор эпитетов к словам. Работа с дневниковыми записями. | |
Русский литературный язык и его нормы. | ||||
47 | Литературный язык и его нормы. | 1 | Беседа о культуре речи, роли языковых норм. | |
48 | Орфоэпические нормы. Произношение некоторых звуков. | 1 | Составление плана параграфа. Наблюдения за собственной речью и речью окружающих. Работа с орфоэпическими словарями. | |
49 | Произношение отдельных слов и группы слов. | 1 | Составление плана параграфа. Наблюдения за собственной речью и речью окружающих. Работа с орфоэпическими словарями | |
50 | Лексические нормы. | 1 | Анализ языкового материала, составление текста по опорным словам. | |
51 | Употребление паронимов. | 1 | Анализ языкового материала. Работа с лингвистическими словарями. | |
52 | Тавтология. | 1 | Анализ языкового материала. Самоанализ речевого поведения. | |
53 | Морфологические нормы. Употребление форм глаголов повелительного наклонения. | 1 | Анализ языкового материала. Самоанализ речевого поведения. | |
54 | Склонение фамилий и однокоренных названий населённых пунктов. | 1 | Анализ языкового материала. Самоанализ речевого поведения. | |
55 | Практикум по теме «Морфологические нормы». | 1 | Анализ языкового материала. Самоанализ речевого поведения. | |
56 | Развитие речи. Изложение с творческим заданием. | 1 | Изложение с творческим заданием. | |
57 | Синтаксические нормы. | 1 | Анализ языкового материала. Самоанализ речевого поведения. | |
58 | Изменение норм русского литературного языка. | 1 | Анализ языкового материала. Самоанализ речевого поведения. | |
59 | Контрольная работа № 3 по теме «Русский литературный язык и его нормы». | 1 | Выполнение тестовых заданий по теме. | |
60 | Развитие речи. Составление текстов по опорным словам. Редактирование. | 1 | Составление текстов по опорным словам. Редактирование. | |
61 | Развитие речи. Устное рассуждение на общественно значимую тему. | 1 | Выступление учащихся, составление отзыва о выступлении. | |
62 | Диктант № 2 по теме «Русский литературный язык и его нормы». | 1 | Диктант. | |
Стили русского литературного языка. | ||||
63 | Стили русского литературного языка. Разговорный стиль, его признаки. | 1 | Составление тезисного плана параграфа. Частичный анализ текстов. | |
64 | Книжные стили. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
65 | Научный стиль, его признаки, сфера употребления. | 1 | Составление тезисного плана параграфа. Частичный анализ текстов. | |
66 | Практикум. Научный стиль, его признаки, сфера употребления. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи. | |
67 | Деловой стиль, его признаки, сфера употребления. | 1 | Составление тезисного плана параграфа. Частичный анализ текстов. | |
68 | Жанры деловой речи: резюме. | 1 | Частичный анализ текстов деловой речи. | |
69 | Публицистический стиль, его признаки, сфера употребления. | 1 | Составление текста публицистического стиля по данной концовке. | |
70 | Жанры публицистического стиля: заметка, репортаж. | 1 | Частичный анализ текстов публицистического стиля. | |
71 | Развитие речи. Обучающее сочинение-репортаж (сочинение-заметка). | 1 | Создание сочинения-репортажа. | |
72 | Художественный стиль, его признаки, сфера употребления. | 1 | Частичный анализ текстов художественного стиля. Пересказ материала параграфа. | |
73 | Изобразительно-выразительные средства художественного стиля. | 1 | Составление тезисного плана параграфа. Выполнение упражнений: частичный анализ текстов художественного и публицистического стилей. | |
74* | Практикум по теме «Изобразительно-выразительные средства художественного стиля». | 1 | Лингвистическая игра. («Своя игра».) | |
75 | Обобщение по теме «Стили русского литературного языка». | 1 | Практикум. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
76 | Составление текстов разных стилей речи. | 1 | Составление текстов по теме, редактирование. | |
77 | Контрольная работа № 4 по теме «Стили русского литературного языка». | 1 | Выполнение к/р: работа с текстом, тестовые задания по тексту. | |
78 | Анализ контрольной работы №4 и коррекция ошибок. | 1 | Коррекция ошибок. | |
Синонимика русского языка. | ||||
79 | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | 1 | Составление тезисного плана параграфа учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
80 | Морфемные синонимы. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
81 | Морфологические синонимы. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
82 | Синтаксические синонимы. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
83 | Практикум. Работа над текстом-притчей. | 1 | Аналитическая беседа, практикум: продолжение текста-притчи, формулирование морали. | |
84 | Источники пополнения синонимов. | 1 | Поисковая работа. Выступления учащихся. | |
85 | Роль синонимов в речи. | Составление текста на основе данного. | ||
Культура речи. | ||||
86 | Культура речи, её содержательность. | 1 | Беседа о культуре речи. | |
87 | Правильность, точность словоупотребления. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
88 | Ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи. | 1 | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
89 | Речевой этикет. Этикетные ситуации. | 1 | Работа с учебником. Анализ этикетных ситуаций. | |
90 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по высказыванию. | 1 | Создание сочинения-рассуждения. | |
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. | ||||
91 | А.С.Пушкин – создатель современного русского литературного языка. | 1 | Составление тезисного плана параграфа учебника. Анализ стихотворного текста. | |
92 | Контрольный диктант (диагностический). | 1 | Диктант. | |
93* | Предшественники А.С.Пушкина. | 1 | Устный журнал «Предшественники А.С.Пушкина в истории русского литературного языка». | |
94 | «Принцип соразмерности и сообразности»: сочетание книжного языка с разговорным. | 1 | Составление тезисного плана материала параграфа и рассказа учителя. | |
95 | Практикум. «Принцип соразмерности и сообразности». | 1 | Лингвистический анализ стихотворного текста. | |
96 | Церковнославянизмы в произведениях Пушкина. | 1 | Пересказ текста научного стиля. | |
97 | Развитие речи. Сочинение-эссе. | 1 | Создание текста в жанре эссе. | |
98 | Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика. | 1 | Составление тезисного плана материала параграфа. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
99 | Источники расширения словарного состава современного русского языка: периферийная лексика. | 1 | Составление тезисного плана материала параграфа. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. | |
100 | Контрольная работа № 5 по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». | 1 | Выполнение тестовых заданий по теме к/р. | |
Обобщение изученного за курс 10 класса. | ||||
101 | Орфографические нормы русского языка. | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ. | |
102 | Пунктуационные нормы русского языка. | 1 | Составление опорных схем на основе теоретического материала. Составление текста по цитате. | |
103 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.(№ 6) | 1 | Выполнение тестовых заданий: теоретических и практических. | |
104 | Анализ итоговой контрольной работы за курс 10 класса | 1 | Коррекция ошибок. | |
105 | Подведём итоги. | 1 | Дискуссия на лингвистическую тему. |
*Внеурочные занятия: №№ 74,93.
Требования к уровню подготовки учащихся Х класса профильного уровня
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Объяснительная записка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы
Литература для учащихся
- Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2008-2011г.г.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 -2011г.г.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: 1982.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2014.
- Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2011.
Литература для учителя.
- Журнал: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября» 2014.
- Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2011 - 2014 гг.
- Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 2010.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусства речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: «Феникс», 2012
- ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные тематические задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2014
- Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 2012.
- Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2011.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2005.
- Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2014
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....