Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Дополнение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Серёгина Татьяна Григорьевна

по учебнику "Русский язык" 5 кл М.М.Разумовская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_5_klass.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  учителя: Серёгина Татьяна Григорьевна

Класс: 5

Дата: 25.01.2016

Предмет: русский язык.

Тема урока: Дополнение.

Место и роль урока в изучаемой теме: в теме «Синтаксис. Пунктуация» - 17-й урок из 43ч по теме; на тему «Дополнение» отводится 1 час.

Цель урока: создание условий для освоения обучающимися способа действия при определении дополнений  в предложении.

Задачи урока:

образовательные:

дать понятие о дополнении, о способах его выражения;

научить разграничивать подлежащее и дополнение в В.п.;

развивающие:

развивать навыки синтаксического разбора, навыки коммуникации, навыки сотрудничества;

развивать познавательную активность;

воспитательные:

вызвать интерес к изучению предмета;

воспитывать культуру общения, сотрудничества;

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Стадия «ВЫЗОВА»

Коллективная

Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте – какое  удивительное  слово,  особенное.  Когда  мы  произносим  его,   не  только  приветствуем  друг  друга,  но  и  желаем  здоровья.
Поэтому  чаще  говорите: «Здравствуйте!» ( все  вместе) - это  слово  обладает  оздоровительной  силой.  В  нем,  как  и  в  слове - здоровье,  много  звуков,  которые  заряжают  бодростью.

Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь

Приветствуют учителя

Настраиваются на предстоящую работу.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. Организация фиксирования каждым учеником индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Задание на карточках

Слайд 2:

Подлежащее, прилагательное, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, местоимение.

Слайд 3: Подлежащее, сказуемое, дополнение.

Прилагательное, глагол, существительное, местоимение.

Проблемный

Индивидуальная

1. Урок начнем с  того, что «поиграем в снежки».

Необходимо  ответить, верное или неверное утверждение написано на кружочке – снежке:

- Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее – это второстепенный член предложения.

- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

-В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак

- Распространенные предложения состоят только из главных членов.

- Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

2. слайд 2

Подлежащее, прилагательное, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, местоимение.

Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Выявление места и причины затруднения

Анализ учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения.

Слайд №3

Какой новый термин вы встретили?

 - Сформулируйте  и запишите тему нашего урока. 

Дополнение

Проблемный метод

Коллективная

Ставит учебную задачу.

Какой новый термин вы встретили?

 - Сформулируйте  и запишите тему нашего урока. 

Дополнение

Формулируют и озвучивают свои затруднения.

Формулирую тему урока.

Записывают тему урока

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Слайд №4

  1. Что обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какими частями речи выражается?

Проблемный метод

«Корзина идей»

Коллективная

Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог.  (Слайд )   Узнаем, что обозначает дополнение, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

- Попробуем вместе составить «Корзину идей» по теме урока.

- Что, по-вашему оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается?

Планируют свою деятельность (формулируют цель, задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат коллективной работы.

Реализация построения проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Слайд № 5  

Пришла снежная зима. Одела деревья серебром, завалила глубокими сугробами леса. Махнула гостья крылом и посыпались снежинки. Ребята лепят снеговика, играют в снежки, катаются на санках.

Слайд 6:

Одела (чем?) серебром, завалила (чем?) сугробами, завалила (что?) леса, махнула (чем?) крылом, лепят (что?) снеговика, играют (во что?), катаются (на чём?) на санках

Проблемный метод

Групповая

Пришла снежная зима. Одела деревья серебром, завалила глубокими сугробами леса. Махнула гостья крылом и посыпались снежинки. Ребята лепят снеговика, играют в снежки, катаются на санках.

Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Одела (чем?) серебром, завалила (чем?) сугробами, завалила (что?) леса, махнула (чем?) крылом, лепят (что?) снеговика, играют (во что?), катаются (на чём?) на санках

Составить алгоритм определения дополнения:

1) Найду в предложении грамматическую основу.

2) Найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть   глагол-сказуемое.

3) Поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чем? и др.

 4) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы

    5) Если есть, это дополнение.

6) Найду в предложении слова, от которых также можно поставить вопросы косвенных падежей.                      

Делают вывод, обсуждают в группах.

Записывают в тетрадь.

Составляют алгоритм.

Заполняют маршрутный лист реализации проекта.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия.

теоретический материал на стр. 162.

алгоритм

Приём развивающего обучения

Групповая

Организует ситуацию отработки построенного алгоритма.

-Откроем учебник на странице 162 и проверим, правильный ли мы сделали вывод.

- Проговорим ещё раз алгоритм рассуждения.

Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание.

– Что обозначает дополнение?

– На какие вопросы  отвечает?

– Чем выражается дополнение?

(написать ответы на листочках, для размещения на доске)

Итак, делаем вывод: что обозначает дополнение, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части определений)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Применение нового знание в типовых заданиях.

Слайд 8-9:

   Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца

Слайд 10

Я шел по улице и вдруг увидел (что?)

Я могу все рассказать (кому?) …

  Я хочу встретиться с (с кем?)

Слайд 11

Я шел по улице и вдруг увидел аэроплан  

Я могу все рассказать бабушке.   Я хочу встретиться с братом.

Приём развивающего обучения

Коллективная,

индивидуальная

Организует самостоятельную работу обучающихся.

-  Найдите в поэтичеких текстах дополнение, пользуясь алгоритмом

-  А теперь уберем дополнения из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют дополненияв пр-ии?

- А теперь  распространите предложения дополнениями:

Я шел по улице и вдруг увидел (что?)

Я могу все рассказать (кому?) …

  Я хочу встретиться с (с кем?)

Слова для справок: бабушке, братом, аэроплан

Находят в поэтических текстах дополнения, делают вывод.

Выполняют самопроверку.

Заполняют маршрутный лист реализации проекта

Физкультминутка

коллективная

Проводит физминутку.

«Мы пройдёмся по дорожке».

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты.)

Участвуют в физминутке.

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний.

Слайд 12:

«Корзина идей»

Слайд 13:

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже,

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся все дополнения

Приём развивающего обучения

Коллективная

Организует самостоятельную работу детей.

-Давайте посмотрим, достигли ли мы всех целей и задач, которые поместили в корзину идей?

А я   предлагаю вам рифмованное правило. (слайд)

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже,

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся все дополнения

- Итак, дополнение – это ………., который отвечает на вопросы ……. и обозначает …………..              (выбирая из ряда напечатанных слов, те, которые соответствуют дополнению, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

Формулируют правило, вывод.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Слайд №14

Продолжите предложения:

На уроке я понял (а)...

Мы научились...

Наибольший мой успех...

Я испытал (а)следующие трудности...

Приём «Незаконченные предложения».

индивидуальная

Организует работу по рефлексии учебной деятельности.

Что удалось нам сегодня на уроке?

Чем запомнится эта встреча?

Что узнали новое для себя?

Какие трудности испытали на уроке?

Оценивает работу обучающихся на уроке.

Нарисуйте смайлик настроения на конец урока

Даёт домашнее задание, инструктаж по его выполнению:

Написать сочинение-миниатюру «Зима-волшебница». Грамматическое задание: подчеркнуть в тексте дополнения и слова, от которых они зависят

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Заполняют маршрутный лист реализации проекта.

Рисуют смайлик настроения на конец урока

Записывают в дневник домашнее задание.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

По ходу урока будут развиваться УУД:

Личностные:

Желание приобретать новые знания, умения, критически оценивать свои результаты;

Регулятивные:

контролировать и корректировать свою деятельность;

формировать вопросы по учебному материалу;

давать самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, слайдовая презентация

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник «Руссий язык» 5 кл\ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др..

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru

Дидактическое обеспечение урока

учебник, раздаточный материал, маршрутные листы реализации проекта, рабочие тетради.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ-технологии.

Приём  развивающего обучения, приём «Незаконченные предложения»,  Проблемный метод

«Корзина идей»

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку

В карте представлено планирование занятий по русском языку в 11 классе....

Технологическая карта по русскому языку в 9 классе

Эта работа представляет собой технологическую карту по русскому языку в 9 классе. Указаны образовательные цели, уровни усвоения (А. В, С), а также метапредметные умения....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...