Рабочая программа спецкурса «Диалектная лексика в говоре села Куйтун» по реализации регионального компонента образовательного стандарта
рабочая программа по русскому языку на тему
Наше село самобытное.Здесь живут старообрядцы. Проведение научно-исследовательской работы по лингвистическому краеведению в течение многих лет позволили создать и реализвывать эту программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_dialektologii.docx | 50.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйтунская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
спецкурса
«Диалектная лексика в говоре села Куйтун»
по реализации регионального компонента
образовательного стандарта
Автор
Тихонова Вера Александровна
учитель русского языка и литературы
Почётный работник общего образования РФ
2015 г
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа разработана на основе Государственного стандарта, федерального базисного учебного плана с внесением изменений (от 03.06.2011 № 1994), Регионального базисного учебного плана с внесением изменений (от 12.07.2011 № 1093), отражает компетенцию и самообразовательную деятельность школьников и позволяет моделировать и прогнозировать результаты обучения.
Тип образовательного учреждения – основная общеобразовательная школа.
Целевые ориентиры деятельности ОУ – формирование информационной коммуникативной компетенции учащихся школы; осознание учащимися себя гражданином Российской Федерации, Республики Бурятия.
Цели и задачи (обучения, воспитания, развития)
Цель данной программы – организация работы по углублению знаний по русскому языку, знакомство с основами русской диалектологии, формирование у учащихся умения работать с местным материалом – диалектами своего села, воспитание бережного отношения к языку и культуре народа.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей малой Родине, уважения к народам, проживающим в родном селе.
Познавательные:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, интеллекта, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения в процессе глубокого усвоения тем курса;
- накопление сведений о старообрядческом говоре села Куйтун (что поможет ответить на многие вопросы истории языка и истории народа, об истории взаимоотношений старообрядцев, сибиряков и местного бурятского населения);
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
Развивающие:
- развивать у учащихся интерес к научно- исследовательской работе по собиранию и изучению русских народных говоров;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать лингвистические явления; извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, собственной речевой практике.
В результате изучения данного материала спецкурса, работы над проектом по сбору, классификации, систематизации диалектов села и созданию словаря диалектов села Куйтун учащиеся должны приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные компетенции:
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- владение нормами русского литературного языка;
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий
- владение навыками исследовательской работы, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания;
- владение навыками выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
Характеристика предмета
Среди качеств личности, которые мы хотели бы видеть в наших выпускниках – знание своего родного языка, культуры и обычаев своего народа, креативность, владение познавательными, коммуникативными компетенциями. Этому способствует данный элективный курс.
Диалектология как раздел лингвистики, предметом изучения которого является диалект как некоторое целое, в школьном курсе не значится. Но диалекты – часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта, значениях слов. За ними стоят определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Изучая диалекты, ученик знакомится с целым комплексом разнообразных народных представлений о мире. Знание диалектологии помогает ему исправить некоторые произносительные и орфографические ошибки, а также более полно понимать язык русской классической литературы, художественных образов, созданных писателями на основе народной речи. Изучение основ диалектологии предполагает углубление знаний учащихся по разделам «Фонетика», «Лексика», «Синтаксис», развитие умения транскрибирования слова. В школьной жизни формируется мировоззрение, интеллект, активный характер обучающихся. Этому способствует данный элективный курс «Диалекты села Куйтун», включающий в себя изучение истории родного села и говоров старообрядцев, населявших родное село Куйтун. В процессе изучения тем углубляются знания учащихся по ряду тем предмета «Русский язык» школьного курса: «Фонетика», «Лексика», «Синтаксис», а также предметов истории, географии, литературы, Приобщаясь к истории родного села, родного края, школьники осознают ответственность за настоящее и будущее своей жизни, жизни общества.
Ведущие принципы
При изучении элективного курса используются основные принципы обучения: научности, систематичности, доступности учебного материала, наглядности, сознательности и активности учащихся, принцип прочности обучения, принцип индивидуализации, принцип межпредметных связей.
Учёт возрастных и психологических особенностей детей
Рабочая программа разработана для обучающихся в основном звене обучения (8 – 9 классов) – детей подросткового возраста, для которых характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие их способностей и склонностей.
Необходимо учитывать тип темперамента ребенка, определяющий динамику его психической деятельности и поведения.
Программа ориентирована на детей, интересующихся родным языком.
Учебно-методический комплекс
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт ООО
Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы.- М.: Просвещение, 2014.
Литература для учителя:
- Бабайцева Б. Б. Об углубленном изучении русского языка в школах Российской Федерации // Рус. словесность. - 1995. - № 5.- С. 49-52.
- Битюкова Н. Л. Еще раз о работе с диалектной лексикой на внеклассных занятиях по русскому языку // Рус. яз. в школе.- 1981. - № 3. - С. 53-55.
- Богачева Р. Ф. Диалектный кружок в школе // Кружковая работа по русскому языку.- М., 1979.- С. 33-52.
- Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1985, 1992.
- Васильев В. П. Воспитание чувства малой родины на занятиях по русскому языку // Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона. - Кемерово, 1997 - С. 64-76.
- Васильева Э. В. Русские народные говоры как объект изучения в средней школе: учебно-методическое пособие. - Кемерово, 1996. - 173 с.
- История и культура семейских Забайкалья. Хрестоматия. Ч.1./ Сост. В.Л.Петров, Е.В.Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2005.-328с., ил.
- Козина О.М. Говоры старообрядцев Бурятии – семейских: генезис, диалектный тип// Улан -Удэ, 2006.
- Русская диалектология. Под ред. профессора Л.Л.Касаткина. Москва. Просвещение. 1989год.
- Русская диалектология. О.В.Гадышева. Волгоград.2000.
- Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья/Под ред. Т.Б.Юмсуновой.- Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательскиий центр ОИГГМ, 1999.
Литература для учащихся:
- Байкальские легенды и предания. Фольклорные записи, предисл., коммент. Л.Е.Элиасова.- Улан-Удэ, Бурят.кн.изд-во, 1984.
- Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1985, 1992.
- Барашков В. Ф. А как у Вас говорят? Книга для учащихся. - М., 1986. - 111 с.
- Войтенко А. Что двор, то говор.- М., 1993.
- Ефремов А.К. Зарницы. Роман. Журнал «Байкал», 1984 - №1,2,3.
- Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья/Под ред. Т.Б.Юмсуновой.-Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательскиий центр ОИГГМ, 1999.
- Топонимический словарь села Куйтун и его окрестностей Тарбагатайского района Республики Бурятия / под ред. О.Ю.Спиридоновой. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2009.- 36 с.
Используются ТСО:
-Компьютер с мультимедиа, телевизор, видеомагнитофон для кассет и дисков, компьютерные диски:
- Энциклопедия школьника. Русский старинный быт.
- Праздники и обряды на Руси.
- География Бурятии.
Организация образовательного процесса (методики и педтехнологии)
В процессе реализации программы предполагается использовать традиционные и инновационные методики и педтехнологии: работа в группах – педагогика сотрудничества, игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации и индивидуализации, компьютерные технологии, проектная технология, укрупнение дидактических единиц. Предполагается практические занятия по сбору и оформлению словаря диалектов села Куйтун.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат
Программа рассчитана на 35 часов на 1 учебный год. Календарно-тематическое планирование реализует Государственный образовательный стандарт.
Формы текущего и итогового контроля
Вводный контроль – тестирование после проведения анкетирования.
Промежуточный контроль – зачётная, тестовая работа (умение записать и частично проанализировать диалектный текст)
Итоговый контроль – защита проекта, исследовательской работы по определенному вопросу, изученному в течение года.
Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны овладеть учащиеся)
Учащиеся должны знать:
- Исторические сведения о появлении старообрядчества на Руси, историю заселения своего села Куйтун;
- Понятие диалектологии как науки о языке;
- Особенности говора села Куйтун (особенности вокализма, консонантизма, морфологии, лексики, синтаксиса).
Учащиеся должны уметь:
- работать по научной и научно-популярной литературе по теме;
- находить необходимый материал на сайтах Интернета, обрабатывать его;
- уметь строить беседу с респондентами при сборе диалектного материала;
- записывать услышанный текст, диалектные слова в частичной транскрипции;
- проводить частичный анализ диалектного текста, находить в нем отдельные лексические, фонетические, морфологические особенности говора старообрядцев села Куйтун;
- составлять словарную статью;
- пользоваться словарем семейских говоров, другими толковыми словарями для определения принадлежности диалекта к говору;
- пользоваться различными словарями для совершенствования и языкового оформления своего текста по той или иной теме;
- выбрать тему проекта, сообщения, работать по ней согласно плану и публично защитить его;
- собирать материал для научно-исследовательской работы, правильно оформить его.
III. Основное содержание программы 35 час.
- Предмет диалектологии – 1 час
Русский национальный язык. Русский литературный язык и диалекты. Понятие о территориальных диалектах. Необходимость изучения языка и его диалектов в неразрывной связи с историей народа.
- Понятие русского диалектного языка-1 час
Основные наречия русского языка (севернорусское, южнорусское, среднерусское). Характер различий диалектного языка на разных его уровнях (в фонетике, морфологии, лексике, синтаксисе)
- Основные методы изучения диалектов -2 часа
Основные методы изучения диалектов. Фонетическая запись диалектной речи. Упражнения в транскрибировании литературной и диалектной речи.
- История старообрядчества в истории России – 1 час
Семейские Забайкалья как неотъемлемая часть мирового старообрядчества. История возникновения села Куйтун и заселения его старообрядцами – семейскими.
- Говор старообрядцев села Куйтун. Фонетика. Вокализм. – 4 часа
Слог. Ударение. Интонация. Темп речи. Гласные фонемы в безударных слогах. Гласные фонемы в первом предударном слоге после твердых согласных
Гласные фонемы в первом предударном слоге после мягких согласных
Гласные в первом предударном слоге после непарных твердых согласных.
- Говор старообрядцев села Куйтун. Фонетика. Консонантизм – 4 часа
Диалектные различия, связанные с особенностями по противопоставленности согласных по мягкости-твердости, глухости-звонкости (наблюдение за аффрикатами, шипящими, сонорными согласными).
- Говор старообрядцев села Куйтун. Морфология – 2 часа.
Особенности склонения имен существительных в говоре старообрядцев села Куйтун.
Особенности склонения прилагательных. Формы прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Местоимение 3-го лица.
Глагол. Особенности спряжения глаголов.
- Говор старообрядцев села Куйтун. Синтаксис – 2 часа
Единство синтаксического строя русского разговорного языка. Близость синтаксиса диалектного языка к синтаксису устно-разговорной разновидности русского языка и просторечию. Диалектные способы оформления предложений в говоре старообрядцев села Куйтун.
- Говор старообрядцев села Куйтун. Лексика -3 часа
Общерусская и диалектная лексика старообрядцев села Куйтун.
10. Словари русских народных говоров -2 часа
11. Подготовительная работа к сбору местной лексики -2 часа
12. Анализ собранного диалектического материала
Анализ диалектного текста - 4 часа.
Оформление проектов, индивидуальны консультации – 3часа.
Защита проектов – 2 часа.
Тематический план элективного курса «Диалектная лексика в говоре села Куйтун»
№пп | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | |||
1 | Введение. Предмет диалектологии. | 1 | ||
2 | Понятие русского диалектного языка | 1 | ||
3 | Основные методы изучения диалектов. Фонетическая запись диалектной речи | 1 | 1 | |
4 | История старообрядчества в истории России. Семейские Забайкалья как неотъемлемая часть мирового старообрядчества | 1 | ||
6 | Говор старообрядцев села Куйтун. Фонетика. Вокализм. | 1 | 2 | |
5 | Фонетика. Консонантизм. | 1 | 2 | |
6 | Морфология | 1 | 1 | |
7 | Синтаксис | 1 | 1 | |
8 | Лексика | 1 | 2 | |
9 | Словари русских народных говоров | 1 | 1 | |
10 | Подготовительная работа к сбору местной лексики | 1 | 1 | |
11 | Сбор местной лексики | 6 | ||
12 | Анализ собранного лексического материала | 2 | ||
13 | Оформление проектов. | 3 | ||
14 | Защита проектов | 2 | ||
11 | 24 | |||
ИТОГО | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ раздела пп | Название раздела | Количество часов на раздел | Темы занятий и их № пп | Название темы занятия | |
1 | Введение. Предмет диалектологии | 1 | 1 | Русский национальный язык. Русский литературный язык и диалекты. Понятие о территориальных диалектах. Необходимость изучения языка и его диалектов в неразрывной связи с историей народа. | |
2 | Понятие русского диалектного языка | 1 | 1 | Основные наречия русского языка (севернорусское, южнорусское, среднерусское) Характер различий диалектного языка на разных его уровнях (в фонетике, морфологии, лексике, синтаксисе) | |
3 | Основные методы изучения диалектов. Фонетическая запись диалектной речи | 2 | 1 | Основные методы изучения диалектов | |
1 | Фонетическая запись диалектной речи. Упражнение в транскрибировании литературной и диалектной речи. | ||||
4 | История старообрядчества в истории России. | 1 | 1 | Семейские Забайкалья как неотъемлемая часть мирового старообрядчества. История возникновения села Куйтун и заселения его старообрядцами – семейскими. | |
5 | Говор старообрядцев села Куйтун. Фонетика. | 6 | 1 | Вокализм. Слог. Ударение. Интонация. Темп речи. Гласные фонемы в безударных слогах. Гласные фонемы в первом предударном слоге после твердых согласных | |
2 | Гласные фонемы в первом предударном слоге после мягких согласных Гласные в первом предударном слоге после непарных твердых согласных | ||||
3 | Консонантизм. Диалектные различия, связанные с особенностями по противопоставленности согласных по мягкости-твердости, глухости-звонкости (наблюдение за аффрикатами, шипящими, сонорными согласными) | ||||
4,5,6 | Фонетическая запись местного произношения, установление отклонений от норм современного русского литературного произношения | ||||
6 | Морфология | 2 | 1 | Особенности склонения имен существительных в говоре старообрядцев села Куйтун Особенности склонения прилагательных. Формы прилагательных в единственном и множественном числе. | |
2 | Местоимение. Местоимение 3-го лица. Глагол. Особенности спряжения глаголов. | ||||
7 | Синтаксис | 2 | 1 | Единство синтаксического строя русского разговорного языка. Близость синтаксиса диалектного языка к синтаксису устно-разговорной разновидности русского языка и просторечию. Диалектные способы оформления предложений в говоре старообрядцев села Куйтун. | |
2 | Фонетическая запись местного произношения, установление отклонений от норм современного русского литературного произношения | ||||
8 | Лексика | 3 | 1 | Общерусская и диалектная лексика старообрядцев села Куйтун. | |
2,3 | Прослушивание магнитофонных записей, сделанных в предыдущие годы. Нахождение диалектных слов. Оформление карточек. | ||||
9 | Словари русских народных говоров | 2 | 1 | Словари русских народных говоров. Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья/Под ред.Т.Б.Юмсуновой | |
2 | Знакомство с построением словарных статей в толковых словарях. Запись образцов словарных статей для каждой части речи. | ||||
10 | Подготовительная работа к сбору местной лексики. | 2 | 1 | Правила работы с респондентами. | |
2 | Изготовление картинок и фотографий для сбора местного лексического материала. Подготовка карточек. Составление опросников. | ||||
11 | Сбор местной лексики | 6 | Практическая работа на селе с респондентами. | ||
12 | Анализ собранного диалектического материала. | 2 | Прослушивание, чтение, анализ записей диалектной речи. Оформление карточек – словарных статей. Анализ диалектных текстов. | ||
13 | Оформление и защита проектов. | 5 | Индивидуальные консультации. По правилам оформления и защиты проектов. |
Использованная литература.
- Бабайцева Б. Б. Об углубленном изучении русского языка в школах Российской Федерации // Рус. словесность. - 1995. - № 5.- С. 49-52.
- Битюкова Н. Л. Еще раз о работе с диалектной лексикой на внеклассных занятиях по русскому языку // Рус. яз. в школе.- 1981. - № 3. - С. 53-55.
- Богачева Р. Ф. Диалектный кружок в школе // Кружковая работа по русскому языку.- М., 1979.- С. 33-52.
- Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1985, 1992.
- Васильев В. П. Воспитание чувства малой родины на занятиях по русско-му языку // Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона. - Кемерово, 1997 - С. 64-76.
- Васильева Э. В. Русские народные говоры как объект изучения в средней школе: учебно-методическое пособие. - Кемерово, 1996. - 173 с.
- История и культура семейских Забайкалья. Хрестоматия. Ч.1./ Сост. В.Л.Петров, Е.В.Петрова. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2005.-328с., ил.
- Козина О.М. Говоры старообрядцев Бурятии – семейских: генезис, диалектный тип// Улан -Удэ, 2006.
- Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.//Завуч. Управление современной школой. №3. 2007.
- Словарь говоров старообрядцев (семейских) Забайкалья/Под ред. Т.Б.Юмсуновой.-Новосибирск: Издательство СО РАН, Научно-издательскиий центр ОИГГМ, 1999.
- Топонимический словарь села Куйтун и его окрестностей Тарбагатайского района Республики Бурятия / под ред. О.Ю.Спиридоновой. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2009.- 36 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Интернет-журнал «Эйдос».-2002.-23 апреля. http://www.eidos.ru/journaj/2002/0423.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель «Петербургская звезда» реализации регионального компонента профессионального стандарта педагога
Статья о профессиональном стандарте педагога (ПСП), который задает новую высокую планку квалификаций. И поскольку он тесно связан с введением новых федеральных государственных образовательных ст...
Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 9 класса с учетом регионального компонента
РП составлена для использования в преподавании истории 9 класса при 2 часах в неделю. Интегрирование курсов Всемирной истории и Истории России позволяет не дублировать материал и, соответственно, выде...
Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 8 класса с учетом регионального компонента
Рабочая программа, составленная как интегрированный курс Всемирной и отечественной истории, предназначена для всех, кто преподает историю в 8 классах. Высвобождение часов из-за отсутствия дублирования...
Рабочая программа по английскому языку 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Английский в фокусе» в составе авторского коллектива: Д. Дули, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных с...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5,6,7,8 класс с региональным компонентом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....