Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 9 класса с учетом регионального компонента
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Подрядчикова Светлана Владимировна

РП составлена для использования в преподавании истории 9 класса при 2 часах в неделю. Интегрирование курсов Всемирной истории и Истории России позволяет не дублировать материал и, соответственно, выделять больше времени на сложные вопросы отечественной истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»

        Принята педагогическим советом

        ГБОУ школы № 43

        Протокол от 1.09 2016г.

                     «Утверждаю»

                     Приказ от 01.09.2016 г

                     Директор ГБОУ школы № 43

                     _______/Расторгуева Л.В./

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Рабочая программа

 по истории

для 9а класса

2 часа в неделю (всего 68 часов)

на 2016-2017 учебный год

Автор-составитель:

учитель истории и обществознания: Подрядчикова Светлана Владимировна

Санкт-Петербург

2016 год

                                                                                             Пояснительная записка

Учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010г.), на основании программы по истории для общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней» 5 - 9 классы. Авторы составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова.

Программа предназначена для преподавания истории в 9-х классах.

                                                                                                     Нормативно – правовая база

                Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «Об образовании» Российской Федерации;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
  • Федерального Государственного стандарта основного общего образования (2010г.);
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Авторской программой Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История с древних времен до наших дней», 5-9 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 год;
  • Устава ГБОУ СОШ №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»;
  • Учебного плана ГБОУ СОШ №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа».

Учебно-методический комплект:

  •  «Всеобщая история» 9 класс. Авторы: В.Л. Хейфец, Л.С. Хейфец, К.М. Северинов под редакцией В.С. Мясникова.
  •  «История России», 9 класс. Авторы: В.С. Измозик, С.Н. Рудник, О.Н. Журавлёва.

Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общественнонаучного образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС ООО.

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 9 классе синхронно-последовательно. Программа курса предусматривает систематическое изучение истории с конца XVIII до начала XX века. Комплексный подход к отбору учебного материала  позволяет включить в  него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» - по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету.

        В процессе изучения курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

        Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируются представления о мире человека определенной эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений; освещении процесса исторического складывания многонационального, многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействует формированию толерантности.

            Место предмета в учебном плане ГБОУ СОШ №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 43. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Из-за корректировки учебного плана образовательного учреждения в 9 классе нет предмета «История и культура Санкт–Петербурга», поэтому модуль краеведения в количестве 8 часов интегрирован с курсом истории. Из-за уплотнения учебной программы и отсутствия резервных часов, темы по истории и культуре Санкт–Петербурга должны быть раскрыты на основе краеведческого компонента тем, связанных с историей страны, мира.

1. Петроград-Ленинград – арена исторических событий.

2. Ленинград – центр художественной культуры 1920-30-х гг.

3. Ленинград–город-герой.

4. Подвиг послевоенного восстановления.

5. Ленинград – город новостроек и культурная столица.

6. ХХ в. в культурном наследии Санкт-Петербурга.

7. Санкт-Петербург – «зеркало» истории.

8. Санкт–Петербург – город больших возможностей.

Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» (включая Историю и культуру Санкт-Петербурга) распределяется следующим образом. В 9–х классах на курс «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70 % часов.

Цели и задачи курса

        Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.

        В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

        Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е.  ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникативные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов;

-  умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:

- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.

        Базовые компетенции: т.е. умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.  

        Ключевые компетенции:

Информационно-технологические:

  • умение в связной и монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
  • умение подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.);
  • умение использования компьютерных технологий и других баз данных.

  Коммуникативные:

  • умение девятиклассников спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умение вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе).

  Учебно-познавательные:

  • умение аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем;
  • умение самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату;
  • развитие способностей к самообразованию;
  • умения и навыки здоровьесбережения (привычное соблюдение правил гигиены учебного труда).

               Cпециальные компетенции:

  • умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умение оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

                Основные методы обучения:

  • деятельностный;
  • поисковый;
  • исследовательский;

                Основные формы работы:

  • урочная;
  • внеурочная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

                                                            Требования   к   уровню   освоения содержания   курса

               Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в Новейшее время, местах крупнейших событий;
  • анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников Новейшего времени;
  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры Новейшего времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий Новейшего времени в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
  • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в Новейшее время (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — нач. XXI в.

               Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;
  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.;
  • проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9 класса и специфики данного классного коллектива.        

В классе обучается 24 учащихся (11 девочек и 13 мальчиков).  Класс в целом слабый: только 20% обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на высоком уровне сложности. Почти 30% учащихся имеют слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные 50% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя или консультанта.                

Следует отметить, что учащиеся работоспособны, но большая часть класса имеет низкую мотивацию к обучению, отвлекаются на посторонние дела во время урока. Могут провести рефлексию. Применимы различные формы организации  учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.

На уроках применимы любые методы контроля: устные, письменные (самостоятельные работы, тесты разных видов).  Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности.

                                                  Содержание курса Россия в Новейшее время (XX - начало XXI в.)

Введение. Задачи и особенности изучения курса. (1 час)

Россия в 1917 — 1921 гг. (9 часов)

Россия в 1917-1918 гг. Назревание революционного кризиса в Российской империи. Свержение самодержавия в феврале 1917 г. Временное правительство и Советы. Основные политические партии и их программы. От Февраля к Октябрю. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Разложение армии, экономические проблемы, положение на национальных окраинах. Политические кризисы 1917 г.: апрель, июнь, июль, август. Политическая тактика большевиков и их союзников. В.И. Ленин. Октябрьское вооружённое восстание. П Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Образование РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы и установление диктатуры партии большевиков.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Военный коммунизм». Создание Красной Армии. ЛД. Троцкий, И.И. Вацетис, С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский. Белое движение. А.В. Колчак, А.И..Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич. «Белый» и «красный» террор. Расстрел царской семьи. Крестьянство в годы Гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей.

Кризис конца 1920 — начала 1921 г. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Х съезд РКП(б) и его решения. Переход к новой экономической политике.

Итоги Гражданской войны.

Советское государство и общество в 1920 — 1930-х гг. (12 часов)

СССР в 1920-х гг. План ГОЭЛРО. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

Первые годы новой экономической политики: проблемы, итоги, противоречия. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. Кризисы нэпа. Концепция построения социализма в одной отдельно взятой стране. Л.Д. Троцкий. И.В. Сталин. Г.Е. Зиновьев. Л.Б. Каменев. Н.И. Бухарин. Причины свёртывания нэпа. Повседневная жизнь людей в годы нэпа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-х гг. Конференция в Генуе. Рапалльский договор с Германией. Г.В. Чичерин. Полоса признания СССР другими странами. Деятельность Коминтерна.

СССР в 1930-х гг. Индустриализация. Рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Итоги первых пятилеток.

Политическая система 1930-х гг. Конституция СССР 193б г. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-хначалу 1940-х гг. Государственный социализм. Повседневная жизнь 30-х гг.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и позиция СССР. Военные столкновения СССР с 51понией у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол. Советско- финская война. Советско-германский пакт о ненападении. Расширение территории СССР.

Культура в СССР в 1920 — 1930-х гг. Развитие системы образования: достижения и неудачи. А.В. Луначарский. Н.К. Крупская. Ликвидация массовой неграмотности. Школьное строительство.

Физкультурное и военно-спортивное движения в СССР.

Наука и техника в годы первых пятилеток. Н.И. Вавилов. В.И. Вернадский. К.А. Тимирязев. Н.Е. Жуковский. Художественные объединения 1920-х гг. Литература и искусство. Б.Л. Пастернак. С.А. Есенин. М.А. Булгаков. М.М. Зощенко. А.П. Платонов. М.А. Шолохов. Б.В. Иогансон. А.А. Дейнека. Кинематограф, музыка и театр. С.М. Эйзенштейн. Г.В. Александров. И.О. Дунаевский. В.Э. Мейерхольд. Утверждение официальной идеологии. Социалистический реализм. М. Горький. Роль цензуры. Партийный контроль над духовной жизнью общества.

Страна в 1920 — 1930-х гг.: достижения и потери (итоговое обобщение). [1 час]

Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. (13 часов)

СССР в 1939 — 1941 гг. Страна накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. С.К. Тимошенко.

Нападение Германии и её союзников на СССР. Основные этапы войны. Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны. Оборонительные сражения. Провал германского плана молниеносной войны».

Блокада Ленинграда. Оборона Москвы. Битва под Москвой.

Коренной перелом в ходе войны и её окончание. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны.

Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция.

Разгром милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны.

Великий подвиг народа. Советские полководцы. Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Промышленная база на Востоке. Повседневная жизнь в тылу.

Оккупационный режим на захваченной советской территории. Бабий Яр, Хатынь, лагеря смерти. Борьба народа с фашистскими захватчиками на оккупированной территории. Подполье. Партизанское движение. С.А. Ковпак, А.Ф. Фёдоров.

Идеология и культура в годы войны. Музыка, кино и театр. Д.Д. Шостакович. Л.О. Утёсов. М.Н. Бернес. К.И. Шульженко. Литература. К.М. Симонов. О.Ф. Берггольц. Искусство плаката в борьбе с фашизмом.

Православная церковь и другие конфессии в годы войны. Духовное противостояние советского народа фашизму.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема Второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения.

Итоги Великой Отечественной войны. Источники и значение победы над фашизмом. Роль СССР во Второй мировой войне.

СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг. (8 часов) 

СССР в послевоенный период. Послевоенное восстановление хозяйства. СССР и образование «социалистического лагеря». «Холодная война», ее влияние на экономику и внешнюю политику. Начало гонки вооружении. Создание ядерного оружия. Советский Союз в локальных конфликтах начального периода «холодной войны». Духовная атмосфера в обществе послевоенных лет. Репрессивные идеологические кампании конца 40-х — начала 50-х гг. ХХ в.: литература, наука. Новая волна массовых репрессий: «ленинградское дело», «дело врачей». Национальная политика.

СССР в 1953 — 1964 гг. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Н.С. Хрущёв. Л.П. Берия. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы.

Начало реабилитации жертв репрессий 1930 — 1950-х гг. «Оттепель». ХХ съезд КПСС. Разоблачение культа личности И.В. Сталина. Начало восстановления прав репрессированных народов. Попытка отстранения Н.С. Хрущёва от власти в 1957 г. Курс на построение коммунизма в СССР. Ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Наука и культура в СССР в 1950-х — начале 19б0-х гг. Достижения образования, науки и техники. Атомная энергетика. И.В. Курчатов. Советские учёные — Нобелевские лауреаты. Отечественная космонавтика. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная и повседневная жизнь народа в период «оттепели». Литературно-художественные журналы. А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын. Театр, киноискусство и их роль в общественной жизни страны.

Попытки ослабления международной напряжённости. Курс на «мирное сосуществование». Создание Организации Варшавского договора. Отношения СССР с социалистическими странами. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 19б2 г. и его последствия.

СССР в 1964 — 1991 гг. (8 часов)

СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг. Замедление темпов экономического развития и снижение эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущёва от власти. Л.И. Брежнев. Экономическая реформа А.Н. Косыгина, её направления и результаты. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Застой в экономическом развитии. Ухудшение положения в сельском хозяйстве в 1970 — 1980-х гг. «Теневая экономика» и коррупция. Снижение темпов научно-технического прогресса.

Усиление консервативных тенденций в политической жизни страны. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. Развитие диссидентского и правозащитного движения. АД. Сахаров. А.И. Солженицын. Кризис советской системы и попытки повышения её эффективности. Оппозиционные настроения в обществе.

Культурная жизнь СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг. Развитие образования, науки и техники, спорта в СССР. Официально-охранительное и демократическое направления в культуре. Контроль партии над средствами массовой информации. Борьба с инакомыслием. «Магнитофонная революция». В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава. Повседневная жизнь людей в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

Политика разрядки международной напряжённости и причины её срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Обострение советско-китайских отношений. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Афганская война.

Советское государство и общество в 1985 — 1991 гг. Предпосылки реформ. М.С. Горбачёв. «Перестройка» советской системы в 1985 — 1989 гг. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Экономическая реформа 1987 г.: расширение самостоятельности предприятий, развитие кооперации и фермерства, начало интеграции в мировой рынок. Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшение жизни населения. Начало инфляционного процесса. Непоследовательный характер экономических реформ в СССР и их результаты.

Провозглашение политики «гласности». Ослабление идеологического контроля за духовной жизнью общества. Критика сталинизма. Возобновление процесса реабилитации жертв политических репрессий. Переоценка исторического прошлого и изменения в историческом сознании общества. Демократизация внутрипартийной жизни. Курс на создание «социалистического правового государства».

Обострение межнациональных противоречий в стране. Отношения между союзными республиками. Национально-этнические конфликты. «Парад суверенитетов».

Изменения в политической системе. Съезды народных депутатов. Развитие парламентаризма. Складывание многопартийной системы. Борьба за отмену статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС. Введение поста Президента СССР.

Б.Н. Ельцин — Президент РСФСР. Августовский политический кризис 1991 г. Утверждение независимости Российской Федерации. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Беловежская встреча руководителей России, Белоруссии и Украины. Распад СССР. Образование СНГ.

Российская Федерация в 1991 г. — начале ХХI в. (7 часов)

Россия в конце ХХ в.: 1992-2000 гг. Последствия распада страны. Инфляция. Падение промышленного производства. Начало перехода к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Либерализация цен и её последствия. Денежная реформа.

Становление новой российской государственности. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. События в Москве в октябре 1993 г., их значение. Принятие новой Конституции РФ.

Чеченский кризис и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

Приватизация. Деноминация. Дефолт. Социальная политика и изменение структуры российского общества. Поляризация общественных сил. Досрочные президентские выборы 2000 г. В.В. Путин.

Внешняя политика России в конце ХХ в. «Новое политическое мышление». Начало процесса разоружения. Развитие гуманитарного и экономического сотрудничества со странами Запада. Ослабление внешнеполитических позиций СССР. Вывод советских войск из Афганистана. Положение на Ближнем Востоке. Вывод советских войск из стран Восточной Европы. Основные направления и приоритеты внешней политики РФ в 90-е гг. Россия в мировом сообществе. Вступление России в Совет Европы. Российско-американские отношения. Отношения с блоком НАТО. Окончание «холодной войны». Отношения между Россией и странами СНГ.

Россия в начале ХХI в.: проблемы и перспективы развития. Курс на укрепление государственности, подъём экономики и социальную стабильность. Парламентские и президентские выборы в 2003 — 2008 гг.

Экономическое и социальное развитие.

Борьба с терроризмом.

Культура России в начале ХХI в. Наука и образование: достижения и проблемы. Противоречия и особенности развития художественной культуры. Физкультура и спорт. Проблема ценностных ориентаций в российском обществе. Возрождение религиозных ценностей.

Россия и мировое сообщество.

Россия в начале третьего тысячелетия (итоговое обобщение). (1 час)

Санкт-Петербург в ХХ — начале ХХ1 в. (8 часов)

Основные понятия курса:

Двоевластие, военная диктатура, советские республики, автономизация, федерация, советская система управления, однопартийная система, государственный социализм, десталинизация, массовые репрессии, культ вождя, «оттепель», «развитой социализм», «перестройка», «новое политическое мышление», суверенитет, правовое государство, государственная символика РФ.

Революционный кризис, вооружённое восстание, самоопределение, Гражданская война, террор, интервенция, стахановское движение, военно-спортивное движение, блокада, фронт и тыл, движение Сопротивления, партизанское движение, Знамя Победы, Парад Победы, антисемитизм, «коммунистическое общество», диссидентство, гласность, многопартийность, общественные движения и партии, межнациональные отношения, гражданское общество.

Национализация, «военный коммунизм», индустриализация, коллективизация, централизованная система управления, новая экономическая политика, научно-техническая революция, военно-промышленный комплекс, «теневая экономика», экономический «застой», ускорение социально-экономического развития, хозрасчёт, кооперация и фермерство, инфляция, коррупция, зарубежные инвестиции, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, рыночная экономика.

Мирное сосуществование, система коллективной безопасности, фашизм, политика умиротворения стран-агрессоров, Великая Отечественная война, оккупация, эвакуация, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, «новый порядок», второй фронт, коренной перелом в ходе войны, капитуляция, Международный трибунал, социалистический лагерь, «холодная война», разрядка международной напряжённости, стратегические вооружения, «ближнее зарубежье», антитеррористическая операция.

Пролетарская культура, культурная революция, воспитание «нового человека», официально-охранительное и демократическое направления в культуре, социалистический реализм, эмиграция, «магнитофонная революция», критический реализм, деревенская проза, массовая культура, информационная открытость.

                                                           Содержание курса Новейшая история. ХХ - начало XXI в.

Введение. Понятие «новейшая история», его современная интерпретация. Периодизация Новейшей истории. Особенности изучения курса.

Последствия Первой мировой войны (3 часа)

Мир после Первой мировой войны

Послевоенное устройство мира. Итоги Первой мировой войны. Парижская мирная конференция. Версальско-Вашингтонская система. Образование новых государств в Европе и Азии.

Революционный подъём в Европе и Азии

Революция в России и её влияние на развитие рабочего и революционного движения в Европе и США. Подъём рабочего движения в западной Европе и США. Образование коммунистических Партий.

Германия. Причины, ход и результат Ноябрьской революции I9I8 г. В Германии. Январское восстание I9I9 г. В Берлине, Баварская республика и её падение.

Революционные события в других странах Европы.

Венгерская советская республика I9I9 г. И установление националистической диктатуры М. Хорти. Революционный Подъём в Италии.

Революционная волна в Азии. Провозглашение Монгольской Народной республики. Кемалистская революция в Турции. Революционные волнения в Японии, Китае. Индийский национальный конгресс.

Создание Коммунистического интернационала и раскол международного рабочего движения.

Страны мира в межвоенный период (I9I9 — I939) (8 часов)

Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в I920-30 гг.

Италия. Недовольство результатами Парижской мирной конференции и кризис демократии. «Красное двухлетие» (I9I9-I920).

Усиление националистических настроений в Италии. Б. Муссолини и образование фашистской партии. Фашистский террор против социалистов и коммунистов. Поход на Рим и назначение Муссолини главой правительства. Идеология фашизма и фашистский режим. Завоевание Эфиопии.

Германия. Версальский договор в сознании немцев и Веймарская конституция. Образование НСДАП и мюнхенский путч А. Гитлера. Слабость Веймарской республики и поляризация политических сил. Причины прихода нацистов к власти. Установление тоталитарной диктатуры: запрет партий, профсоюзов и ликвидация местного самоуправления, уничтожение оппозиции. Идеология национал-социализма: антикоммунизм, антисемитизм, антилиберализм, реваншизм и стремление к мировому господству. Экономическая политика национал-социалистов. Немецкое общество при нацистах.

Особенности развития Европейских демократий: Франция и Великобритания в межвоенный период

Франция. Ситуация во Франции после первой мировой войны: Потери и надежды. Победа «Национального блока», его внутренняя и внешняя политика. Победа Левого блока на парламентских выборах в I924 г. Правительство «национального единения» Р. Пуанкаре.

Особенности мирового экономического кризиса во Франции и политика «дирижизма». Политический экстремизм и попытка фашистского переворота в феврале I934 г. Создание Народного фронта и его победа на парламентских выборах I936 г. Программа и основные реформы правительства Народного фронта, их сущность и значение. Разногласия в Народном фронте, его распад. Колониальная политика Франции в межвоенный период.

Великобритания. Начало кризиса Британской империи, политическое и социально-экономическое развитие Великобритании в 20-х гг. ХХ в. Образование либерально-консервативного блока и его внутренняя политика. Первое лейбористское правительство. Всеобщая стачка I926 г. и её последствия.

Мировой экономический кризис и особенности его проявления в Великобритании. «Национальное Правительство» и британский вариант государственного регулирования экономики. Парламентские выборы I935 г. и политический курс правительства консерваторов. Английская дипломатия в I930-е гг.

США в I920-I939 гг.

«Эра процветания». Укрепление экономического и финансового положения страны после Первой мировой войны. Республиканские президенты и ослабление государственного регулирования. Экономическое «процветание» I920-х гг: массовое производство и потребление, реклама. Новые формы досыта и рождение массовой культуры.

Мировой экономический кризис и «Новый курс». «Великая депрессия» I929 — I933 гг.: причины, масштаб, альтернативы выхода из неё. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его значение. Внешняя политика США.

Страны Азии после Первой мировой войны

Китай. Китай в конце Первой мировой войны. Национальная революция I925 — I927 гг. В Китае. Переворот Чан Кайши, гражданская война и гоминьдановский режим в I927 — I93б гг. «Великий Поход» Мао Цзэдуна. Борьба против японской агрессии.

Индия. Движение народов Индии против колониализма в межвоенный период. М. Ганди и его учение. Ненасильственные кампании гражданского неповиновения и их роль в ослаблении британского владычества. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига.

Турция. Мустафа Кемаль Ататюрк и создание светского государства. «Этатизм». Экономическая программа и ее реализация.

Персия — Иран. Реза Пехлеви и курс на модернизацию. Смена названия страны.

Япония. Дальнейшее усиление Японии после Первой мировой войны. Социально-экономические и демографические проблемы межвоенного времени. Новые законы о выборах I920-х гг. при росте политического насилия и коррупции. Национализм и синтоизм. Милитаризация японского общества. Оккупация Маньчжурии и начало войны в Китае.

Наука и культура в межвоенный период

Наука и техника. Теория относительности А. Эйнштейна. Создание теории квантовой механики. Изучение радиоактивности. Зарождение генетической теории. Развитие авиации, радио, Появление телевидения.

Общественная мысль. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет). Психоанализ (К. Юнг, Э. Фромм).

Неомодернизм как новый стиль и дух эпохи.

Литературные течения. Реализм: Психологический (У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг), интеллектуальный (Б. Шоу, Б. Брехт, К. Чапек), социалистический (Р. Роллан, А. Барбюс, Г. Лорка, П. Неруда). Авангардизм (Д. Джойс, М. Пруст). Экспрессионизм (Ф. Кафка). Рождение жанра антиутопии.

Основные направления живописи неомодернизма: абстракционизм (В. Кандинский, П. Мондриан), дадаизм (М. Дюшан), супрематизм (К. Малевич), экспрессионизм (Э. Мунк), сюрреализм (С. Дали).

Распространение массовой культуры. Радио и кино.

Архитектура: конструктивизм (школа «Баухауз», Ле Корбюзье).

Международные отношения в I920 — I930-х гг.

Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Внешнеполитическая изоляция Германии и Советской России. Рапалльский договор I922 г. Локарнские соглашения. Пакт Бриана — Келлога. Деятельность Лиги Наций.

Агрессивная политика фашистских держав и Японии и поиск мер по противодействию ей. Агрессивные действия Японии на Дальнем Востоке в I930-х гг. Военное строительство и Перевооружение гитлеровской Германии, оккупация Рейнской зоны. Вторжение Италии в Абиссинию. Формирование блока фашистских государств: «Ось Берлин — Рим», «Антикоминтерновский пакт».

Гражданская война в Испании. Поддержка республиканцев Советским Союзом и франкистов блоком фашистских государств. Политика «невмешательства» Великобритании и Франции, Политика «нейтралитета» США.

Политика «коллективной безопасности» и политика «умиротворения». Альтернативы и противодействия агрессии.

Нацистский аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение. Ликвидация Чехословакии. Обострение германо-польских отношений.

Трёхсторонние переговоры Великобритании, Франции и СССР летом I939 г. Проблема внешнеполитического выбора СССР. Подписание пакта Молотова — Риббентропа и Секретного протокола к нему.

Вторая мировая война (4 часа)

Причины и начало войны. Ликвидация Польского государства. Германо-советский договор «о дружбе и границе». «Странная война». Германская агрессия Против Дании и Норвегии. Военное Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Европе и в Северной Африке. Германо-советские Политические и экономические отношения в I939 — I940 гг. Нападение Германии на СССР. Формирование англо-американского союза. Вступление США во Вторую мировую войну Начало войны на Тихом океане.

Складывание антифашистской коалиции. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Декларация Объединённых Наций. Проблема второго фронта. Ленд-лиз.

«Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение сопротивления и коллаборационизм.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Поражения немецких войск на Восточном фронте. Военные действия в Северной Африке. Высадка союзников в Италии. Капитуляция Италии. Победы США в войне на Тихом океане. Обсуждение вопроса о втором фронте на конференции «Большой тройки» в Тегеране.

Завершающий Период Второй мировой войны. Освобождение Европы от фашизма. Открытие второго фронта в Европе. Военные действия в Европе в I944 — I945 гг. Капитуляция Германии.

Военные действия на Тихом океане (I944) и разгром Квантунской армии (август I945 г.). Атомные бомбардировки США городов Японии (I945): их цели и результаты. Капитуляция Японии.

Итоги и уроки Второй мировой войны.

Цена победы человечества над фашизмом. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.

Мировое развитие во второй половине XX – начале XXI в. (14 часов)

Начало «холодной войны»

Речь У. Черчилля 5 марта I94б г. Доктрина Трумэна и план Маршалла. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков. Советизация стран Восточной Европы. Движение неприсоединения.

США во второй половине ХХ — начале ХХI в.

Послевоенная Америка. «справедливый курс» Г. Трумэна. Маккартизм и президентство Эйзенхауэра (I953— i9бi).

Технологическая революция середины ХХ в. «Новые рубежи» и «великое общество». Американский вариант государства благоденствия. Движение за гражданские права и другие социальные движения. Уотергейтский скандал и упадок «имперского президентства» в США.

Неоконсервативная волна: истоки, цели и методы. США в период правления Р. Рейгана, Б. Клинтона и Дж. Буша-мл. Внешняя политика США.

Страны Западной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в.

ФРГ. Германия после Второй мировой войны. Изменение конституционного строя и создание ФРГ. ФРГ в годы политического господства ХДС/ХСС (I949 — i9бб). К. Аденауэр. Немецкое «экономическое чудо». ФРГ в годы правления «большой коалиции» (I966 — I968). ФРГ в годы правления «малой коалиции» (I969 — I982). «Восточная политика» В. Брандта. ФРГ накануне объединения Германии (I982 — I990). Г. Коль. Германия после объединения.

Италия. Наследие Муссолини и реконструкция Италии в период правления Де Гаспери (I945 — I953). Поражение «левых» на выборах I948 г. и период правления христианских демократов. Восстановление и развитие экономики Италии после Второй мировой войны. Итальянский «исторический компромисс». Италия в I980 — I990-х гг. Сильвио Берлускони.

Франция. Четвёртая республика. Франция в I945— I957 гг.: от «временного режима» к «режиму третьей силы». Ш. Де Голль. Распад колониальной империи.

Деголлевский режим во Франции (I958 — I969). Особенности системы власти Пятой республики. Социальная политика и «доктрина участия». Политические партии и общественные движения. Волнения в Париже в мае I968 г. «Новые левые». Причины и последствия отставки де Голля.

Франция между «эпохой де Голля» и «эрой Миттерана» (I969 — I98I). Франция в «эру Миттерана» (I98I-I995). Франция в период президентства Ж. Ширака. Победа правых сил: Николя Саркози.

Великобритания. Великобритания после Второй мировой войны. Социальные преобразования лейбористов (I945 — I95I). «Прогрессивный консерватизм» и британское общество в I95I — I964 гг. Распад колониальной империи.

Возвращение лейбористов к власти. Великобритания во второй половине I960-х — I970-е гг. Истоки и механизм деятельности «государства всеобщего благосостояния». Закат «британского социализма».

Британский неоконсерватизм в «десятилетие Тэтчер» (I979 — I990). От тэтчеризма к «новому лейборизму».

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в.

Метаморфозы «народной демократии». Страны Восточной Европы в I944 — I948 гг. Восточноевропейская модель социализма. Восточная Европа после Сталина: поиск путей и форм развития.

Попытки «либерализации» коммунистических режимов в I950-I980-е гг. Венгрия в I956 г. Режим М. Ракоши и предпосылки политических перемен. Обострение внутриполитической борьбы в Венгрии. И. Надь. Советское военное вмешательство в ноябре I956 г. и поражение народного восстания. Политика Я. Кадара во второй половине I950-х — I980-е гг.

«Пражская весна» I968 г. Начало реформ и обострение внутрипартийных разногласий в КПЧ в первой половине I968 г. Ввод войск ОВД в Чехословакию.

Восточная Европа на пути к преодолению тоталитаризма. События I980 — I98I гг. В Польше и их последствия. Предпосылки кризиса коммунистического режима. «Солидарность». Социальный состав, программа и деятельность демократической оппозиции на рубеже I970— I980-х гг. Л. Валенса. Особенности демократизации Польши в I989 — I990 гг.

ГДР идёт на запад. «Бархатная революция» в Чехословакии. В. Гавел. Разделение страны на два государства: Чехию и Словакию. Свержение режима Н. Чаушеску. Болгария и Венгрия на Пути демократизации. Распад Югославии и национальные конфликты на ее территории, их влияние на современный миропорядок.

Ведущие страны Азии и Африки во второй половине ХХ — начале ХХI в.

Послевоенная Япония. Политические и социально-экономические преобразования в Японии во время американской оккупации. Японское «экономическое чудо». Особенности социально-экономического и политического развития Японии во второй половине ХХ в.

Китай во второй половине ХХ в. Провозглашение Китайской Народной республики в I949 г. Социально-экономические преобразования в Китае. Мао Цзэдун. «Большой скачок» и «культурная революция». Дэн Сяопин и экономические реформы I980 — I990-х гг. Решение проблемы «двух Китаев». Китай в начале ХХI в.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами моделей пути развития. Проблемы независимой Африки.

Путь независимой Индии. Провозглашение независимости Индии и отделение Пакистана. Экономические и политические реформы Д. Неру. Пограничные конфликты и войны с Пакистаном и Китаем. Социально- экономические успехи и проблемы современной Индии.

Египет: выбор пути. Свержение египетской монархии. Приход к власти ГА. Насера. Поворот к «арабскому социализму». Национализация Суэцкого канала и Суэцкий кризис. Участие Египта в арабо-израильских войнах и Кэмп-Дэвидские соглашения. Проблемы и перспективы развития современного Египта.

Иран. «Белая революция» в Иране и причины недовольства переменами в стране. Исламская революция I979 г. и её последствия.

Авторитаризм и демократия в странах Латинской Америки

Режим Х. Перона в Аргентине (I946 — I955). Особенности социально-экономического и политического развития. Идеология и практика правящего режима. Причины и последствия свержения Перона.

Чили в I950-I980-е гг. Индустриализация страны и застой сельского хозяйства. Народный фронт и приход к власти С. Альенде. Государственный переворот А. Пиночета. Характер, этапы и основные направления авторитарной социальной и экономической модернизации чилийского общества. Роль внутренних и внешних факторов перехода к демократии в Чили.

Эволюция режима Ф. Кастро на Кубе в конце I950-х— I990-е гг. Режим Батисты и Кубинская революция I953— I959 гг. Отражение американского вторжения и Карибский кризис. Ф. Кастро. Куба в годы «завершения строительства социализма» и «ректификации». Причины и сущность «особого периода». Характер и специфика политического и экономического режима на Кубе.

Демократизация в странах Латинской Америки в I980 — I990-е гг. и их современные проблемы.

Международные отношения во второй половине ХХ — начале ХХI в.

Международные кризисы и вооружённые конфликты. Первый берлинский кризис. Корейская война (I950 — I953). Второй берлинский кризис. Карибский кризис. Вьетнамская война. Разрядка международной напряжённости (I970 — I980). Новый виток «холодной войны» и её завершение. Ближний Восток: арабо-израильские войны, кэмп-Дэвидские соглашения. Ирано-иракская война. Война в Персидском заливе.

Становление современного международного Порядка. Между однополюсным и многополюсным миром. Борьба с международным терроризмом. Проблема национального суверенитета. Роль ООН в современном мире. Международное миротворчество.

Культурное наследие во второй половине ХХ — начале ХХI в.

Научно-техническая революция: достижения и Проблемы. Освоение космоса. Компьютеризация. Достижения науки. Новые тенденции в общественной мысли. Многообразие течений в художественной культуре второй Половины ХХ в. Постмодернизм. Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Мир в XXI веке (итоговое обобщение) (1 час)

 Основные понятия курса:  

Гражданское общество, тоталитаризм, авторитаризм, «Новый курс», политика «дирижизма», политика «умиротворения», государство «всеобщего благоденствия», корпоративное государство, культ личности, маккартизм, стабилизация, суверенитет, оппозиция, сепаратизм, пацифизм, фашизм, нацизм, расизм, геноцид, неоконсерватизм, экстремизм, международный терроризм, глобализация и антиглобалистское движение.

Политика «коллективной безопасности», мировая война, «новый порядок», холокост, Народный фронт, движение Сопротивления, коллаборационизм, репарации, аннексия, «холодная война», деколонизация, апартеид.

Инфляция, мировой экономический кризис, государственное регулирование экономики, военно-промышленный комплекс, денационализация, приватизация, научно-техническая революция, технологическая революция.

Массовая культура, неомодернизм, экзистенциализм, экспрессионизм, постмодернизм, неореализм, конструктивизм.

Система оценки  достижения планируемых результатов освоения программы

                                                             Особенности оценки индивидуального итогового проекта

 Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по  учебному предмету.

 Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

1) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

2) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

3) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

4) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше или иных формах;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более одной машинописной страницы) с указанием:

  • исходного замысла, цели и назначения проекта;
  • краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
  • списка использованных источников.

 Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффекта  от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе отзыв:

  • об инициативности и самостоятельности учащегося;
  • об ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
  • о соблюдении исполнительской дисциплины.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиата), проект к защите не допускается.

 Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательного учреждения.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.

                                                          Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Уровни достижения планируемых результатов, превышающие базовый, можно определить, как:

1) повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «хорошо» (отметка «4»);

2) высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

1) пониженный уровень достижений, отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

2) низкий уровень достижений, отметка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учеником не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10 %) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала можно рассматривать как выполнение не менее 50 % заданий базового уровня или получения 50 % от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

                                                                               Итоговая оценка выпускника

На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
  • оценки за выполнение и защиту итогового проекта;
  • оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА).

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, итоговый проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень освоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Учебники:

  • История России: 9 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/ В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.М.: Вентана-Граф, 2013.
  •  Всеобщая история.  9 класс. Авторы: В.Л.Хейфец, Л.С.Хейфец, К.М.Северинов, под общ. ред. акад. РАН В.С.Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Литература для учителя:

  • Поурочные разработки по истории России. XX-начало XXI века. 9 класс. Автор: Сорокина Е.Н. – М.: ВАКО, 2013.
  • Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX – начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  • Проверочные и контрольные работы к учебникам «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России». 9 класс. Давыдова С.М. – М.: Баласс, 2012.
  • Российская история. Всеобщая история. 9 класс. Методические рекомендации. Давыдова С. М., Данилов Д. Д. – М.: Баласс, 2014.
  • Новиков С.В., Маныкин А.С. и др. Всеобщая история.- М.: Филол. о- во «СЛОВО»: ООО «Изд- во «ЭКСМО», 2003.
  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/ Сост.   Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000.

Дидактические материалы:

  • Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
  • Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.
  • Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. Первое полугодие/сост. К.В. Волкова.-М.:Вако, 2010.

Литература для учащихся:

  • Атлас истории России. XIX век. 9 класс.
  • Атлас истории Нового времени. 9 класс.
  • Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.
  • История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев    (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.

НАСТЕННЫЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ 

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КОМПАКТ–ДИСКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ВИДЕОУРОКИ)

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России 20-начало 21 века» и «Новая история Зарубежных стран 20-начало 21 века» к учебным комплектам программы «Алгоритм успеха»                       в 9-а классе на 2016-2017 уч. год. 68 часов (44+24 часов).

Тема

Ч

Основные понятия

Знания и умения

Д/з

Дата

Тема 1.  Россия и мир в 1917-1921 гг. (7+1 часов)

1

Введение.

 1

Задачи курса

Обсуждение задач, планирование самостоя-тельной работы по курсу, самоанализ

Огл-е уч-ка

3.09

2-3

Вторая российская революция: новая власть – старые проблемы. Петроград – арена исторических событий.

 2

Временное правительство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти.

Знать события революции. Уметь оценивать сложившуюся ситуацию в России, деятельность политических сил. Знать и понимать логику происходящих событий.

§1-2 ИР

7.09

4-5

Октябрьское вооружен. восстание: на пути к гражданской войне

 2

Создание советской государст-сти. Учредит. собрание. Брестский мир. Экономическая политика советской власти: «красногвар-дейская атака на капитал», ВК.

Знать основные мероприятия Советской власти, условия Брестского мира. Давать оценку проводимой политике

§ 3 ИР

14.09

6-7

Россия в годы гражданской войны и интервенции (1918-22 гг.)

 2

Белые и красные. Белый и красный террор. «Зелёные». Интервенция.

Знать историю войны. Уметь характеризовать цели участников, их интересы. Знать мероприятия большевиков, черты военного ком-зма. Оценивать проводимую политику

§4-5 ИР

21.09

8

Повторительно-обобщающий урок «Россия в 1917-1921 гг.»

28.09

Тема 2. Россия и мир в межвоенный период (9+10 часов)

9-10

Мир после I мир. войны. Революционный подъем в Европе и Азии.

2

Крушение империй и образование новых государств в Европе. Революционные события 1918 – н. 1920-х гг. в Европе и Азии

Знать и характеризовать события.

§1-3, табл., док.

28.09-5.10

11

СССР в 20-е гг.: выбор пути

1

Экономический и политический кризис. НЭП. ВК. СССР.

Знать причины, черты НЭПа. Сравнивать ВК и НЭП. Знать причины и историю создания СССР. Уметь видеть полож. и отриц. стороны

§ 6 ИР

5.10

12

Борьба за власть в партии большевиков.

1

Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.  Причины сворачивания НЭПа.

Знать и уметь охарактеризовать этапы борьбы, подходы разных сил к выбору дальнейшего пути развития.

§ 7 ИР

12.10

13-14

СССР в 30-е гг.: создание государственного социализма

2

Советская модель модернизации. Индустриализация. Первые пятилетки. Коллективизация сельского хозяйства.

Знать достижения первых пятилеток. Знать историю коллективизации. Уметь оценивать успехи и ошибки проводимой политики.

§ 8 ИР

12.10-19.10

15

Политическая система в 30-е гг.

1

Однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над общ-вом. Культ вождя. Массовые репрессии.

Знать политические события периода. Уметь дать оценку проводимой политике.

§ 9 ИР

19.10

16

Внешняя политика  СССР в 20-е -30 –е гг.

1

Лига Наций. Попытки создания системы коллект. безопасности. Дальневосточная политика.

Знать основные события и давать им оценку.

§10 ИР

26.10

17-18

Культура в 20-30 годы. Ленинград – центр

художественной

культуры в 1920-30 гг.

2

«Культурная революция». Ликвидация неграм-сти. Разв-е сов. науки. Соцреализм. Идеологич. контроль над духовной жизнью. Власть и церковь. Русская эмиграция.

Знать достижения культуры. Понимать, что в стране сложился диктат идеологии.

§ 11-12 ИР, §11 ВИ

26.10-9.11

19

Складывание тоталитарных режимов в Европе: Италия, Германия

1

Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Приход нацистов к власти в Германии  А. Гитлер.

Знать и уметь анализировать происходящие события.

§4, 5,табл.

9.11

20

США: Великая депрессия и «Новый курс» Ф. Рузвельта

1

Великая депрессия. «Новый курс» Рузвельта.

Знать и уметь анализировать происходящие события.

§6,вопрв тетр

16.11

21-22

Страны Зап. Европы в межвоенный период (В/британия и Франция)

2

Первые лейбористские правительства в Великобритании. Победа Народного фронта во Франции.  

Знать и уметь анализировать происходящие события.

§§7-8

16-23.11

23

Страны Азии на пути модернизации (Индия, Турция, Персия, Япония, Китай)

1

Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль  Ататюрк. Движение народов Индии против колон. гнёта; М. К. Ганди.

Знать и уметь анализировать происходящие события.

§9, табл.

23.11

24

Международные отношения в 20-30-е гг. ХХ в.

1

Версальско-Вашингтонская система. Лига Наций.

Разбираться в происходивших изменениях международных отношениях.

§10,док докл

30.11

25

Наука, техника и культура

1

Информационная революция.

Знать шедевры культуры.

§11

30.11

26

Повторительно-обобщающий урок «СССР в 1920-е –30-е гг.»

7.12

27

Повторительно-обобщающий урок «Мир в 1920-е –30-е гг.»

7.12

Тема 3. Вторая мировая война. Великая отечественная война 1941-1945 гг. (9+2 часа)

28

Начало II мир. войны. События 1939-40-гг.

1

Война с Финляндией. «Странная война».

Рассказывать события. Давать периодизацию и характеристику.

§ 12 ВИ

14.12

29

СССР накануне  войны

1

Советско-германские договоры 1939 г.

Знать и анализировать изучаемые события. Давать оценку внешн. и внутренней политике.

§ 13 ИР

14.12

30

Начало Великой Отечественной войны. Ленинград–город-герой.

1

Начало, этапы и крупнейшие сражения

Рассказать о военных действиях. Анализир-ть причины отступления КА в нач. войны

§14 ИР

21.12

31

Боевые действия 1941-1942 гг

1

Битва за Москву. Битва за Сталинград.

Определять значение Моск. и Сталингр. битв.

§15 ИР

21.12

32-33

За линией фронта. Советский  тыл в годы войны.

2

«новый порядок», коллаборационизм, партизанский край, гетто, рельсовая война. Наука и культура в годы войны.

Характеризовать оккупационный режим. Рассказывать о трудовом героизме советских людей. Давать оценку партизанск.движению

§16, 17 Ист.диктант

28.11

34-35

От Волги до Днепра

1,1

Изгнание захватчиков с советской земли.

Боевые действия союзников в 1943 г.

Рассказывать события. Определять суть и значение Коренного перелома.

§18ИР,§13ВИ

11.01

36

Освобождение (1944-45 гг.).

1

Освобождение народов Европы, антигитлеровская коалиция

Знать события. Опред-ть роль СССР и коали-ции в разгроме фашизма. Вести дискуссию.

§19(I),§13(II)

18.01

37

Итоги и уроки войны

1

Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы

Определять причины победы советского народа.

§19ИР (II)

18.01

38

Повторительно-обобщающий урок «Вторая мировая и Великая Отечественная война»

25.01

Тема 4. СССР в 1945-1964 гг. (6 часов)

39

СССР в послевоенный период (1945-1953гг.). Подвиг послево-енного восстанов-я Ленинграда

1

Голод 1946-1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Начало «холодной войны».

Давать характеристику послевоенного развития СССР. Характеристика состояния и направлений развития экономики.

§20 ИР

25.01

40

Жизнь советских людей в 1946-53 гг.

1

Идеология и культура. Усиление роли госу-дарства в жизни общества.

Давать характеристику и оценку послевоен-ного режима. Умение вести дискуссию.

§21 ИР

1.02

41

СССР в 1953-1964гг. Ленинград – город новостроек и культур-ная столица.

1

XX съезд КПСС и его значение. Реформы.

Экономическое развитие.

Анализ-ть  борьбу за власть, альтернат. пути развития. Давать оценку доклада Хрущева.

§22 ИР

1.02

42

«Оттепель». Наука и техника.

1

«Оттепель». Научно-техническая революция в СССР.

Приводить примеры оттепели, пок-ть ее огр-сть. Знать образцы культ., достижения науки.

§23 ИР

8.02

43

Внешняя политика СССР. «Холодная война».

1

Концепция мирного сосуществования. Карибский кризис.

Характеризовать успехи, просчеты и огранич-cть реформ. Давать оценку внешнепол.  шагам.

§ 24ИР

8.02

44

Повторительно-обобщающий урок «СССР в послевоенный период»

15.02

Тема 5.  «Мир в первые послевоенные десятилетия. СССР в 1964-1991 гг.» (11+6 часов)

45-46

США во 2-ой половине ХХ – начале ХХI в.

2

демократы и республиканцы у власти, борьба против расовой дискриминации.

Выявлять особенности развития. Определять роль США в мировой истории.

§§14-15, док

15-22.02

47-48

Страны Западной Европы во 2-ой пол. ХХ – н. ХХI в.

2

«государство благосостояния»

Давать характеристику современного развития Западных стран

§16,17, 18,таб.

1.03

49-50

Страны Восточной Европы во 2-ой пол. ХХ – начале ХХI века.

2

Революции середины 1940-х гг. События конца 1980-х - начала 1990-х гг., падение коммунист. режимов.

Понимать последствия  войны. Изменения на карте Европы и мира. Переход к «холодной войне»

§19-20 вопр. в тетр.

15.03

51-52

Страны Азии: выбор путей развития (Япония и Китай). Страны Африки: путь незав-сти. Страны Лат. Америки

2

Освобождение стран Азии и Африки. Модернизация Японии. Место государств Азии и Африки в современном мире.

Демократия и диктатура

Знать события, анализировать и оценивать их. Выделять особенности развития стран. Давать характеристику развития. Выявлять успехи и просчеты.

§21,док§ 22, к/ к, § 23

22.03

53

Международные отношения во 2-ой пол. ХХ – начале ХХI века.

1

«Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир. Хельсинкский процесс. Новое мышление

Знать понятия и их сущность. Прослеживать основные тенденции развития.

§ 24, табл.,

през-я.

5.04

54

Наука, техника и культура. ХХ в. в культурном наследии СПб.

1

Информационная революция.

Знать шедевры культуры.

§25,тр

5.04

55

Повторительно-обобщающий урок «Мир в первые послевоенные десятилетия»

12.04

56

Соц.-экономическ. разв-е СССР в 1964-1991-е гг.

1

Экономическая реформа 1965 г. Нарастание негативных тенденций.

Умение анализировать и оценивать изучаемые события и явления

§25 ИР

12.04

57

Обществ.- политическая и культ. жизнь страны

1

Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссиденты.

Прослеживать  тенденции развитии, давать оценку проводимой политике.

§ 26 ИР

19.04

58

Советская внешняя политика

1

Военно-стратегический паритет. Разрядка, гонка вооружений.

Давать оценку событиям и явлениям. Уметь рассказывать о событиях.

§ 27 ИР

19.04

59-60

Перестройка (1985-1991 гг.).

Санкт-Петербург – «зеркало» истории.

2

Многопартийность. Национальные проблемы.   Демократизация и гласность. Эк. реформы. Распад СССР.

Анализировать события и явления. Проводить сравнение. Выявлять успехи и ошибки.

§ 28 ИР

26.04

61

Повторительно-обобщающий урок «СССР в 1964 – 1991 гг.».

3.05

Тема 6. Российская Федерация в 1991 г. – начале XXI века (7 часов)

62-63

Россия в конце ХХ века. Санкт–Петербург – город больших возможностей.

2

Политический кризис 1993 г. Конституции РФ. Экономические реформы.  Переход к рынку. Духовная жизнь.

Владеть материалом по  теме. Анализировать изучаемые события и явления.

§ 29 ИР,  

3.05-10.05

64

Внешняя политика в 1991- начале XXI века.

1

Разработка новой внешнеполит. стратегии. РФ в системе международных  отношений.

Выделять цели, успехи и проблемы внешней политики.

§ 30

10.05

65-66

Россия в начале XXI века: проблемы

2

Государственная политика в условиях кризиса.

§ 31-32

17. 05

67-68

Итоговое обобщение

24. 05

Итого

44 + 24 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс базовый курс

Программа включает в себя вводный 10-часовой курс, содержит УМК и краткую характеристику курса....

Рабочая программа с поурочным планированием для 5 класса с учетом требований ФГОС

Программа по английскому языку для 5 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД....

Рабочая программа по истории интегрированного обучения 6 класс VII вид (базовый уровень)

Данная рабочая интегрированная программа для 6  класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и состоит из двух частей: история Средних веков и История России. История Средних веков предполагае...

Рабочая программа по искусству (интегрированный курс на английском языке) для 9-ых классов

Данная рабочая программа разработана на основе примерных программ основного общего образования по Искусству и Английскому языку, а также  федерального компонента государственного стандарта основн...

Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 8 класса с учетом регионального компонента

Рабочая программа, составленная как интегрированный курс Всемирной и отечественной истории, предназначена для всех, кто преподает историю в 8 классах. Высвобождение часов из-за отсутствия дублирования...

"Рабочая программа к УМК Rainbow English 5 класс" с учетом новых ФГОС (по конструктору)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...