Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 8 класса с учетом регионального компонента
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа, составленная как интегрированный курс Всемирной и отечественной истории, предназначена для всех, кто преподает историю в 8 классах. Высвобождение часов из-за отсутствия дублирования позволяет выделить освободившееся время на включение регионального компонента (истории Санкт-Петербурга)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории для 8 класса (68 часов) | 81.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»
Принята педагогическим советом ГБОУ школы № 43 Протокол от 1.09 2016г. | «Утверждаю» Приказ от 01.09.2016 г Директор ГБОУ школы № 43 _______/Расторгуева Л.В./ |
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по истории
для 8а класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
на 2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
учитель истории и обществознания: Подрядчикова Светлана Владимировна
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010г.), на основании программы по истории для общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней» 5 - 9 классы. Авторы составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, Н.Н. Лазукова.
Программа предназначена для преподавания истории в 8-х классах.
Нормативно – правовая база
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон «Об образовании» Российской Федерации;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
- Федерального Государственного стандарта основного общего образования (2010г.);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Авторской программой Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История с древних времен до наших дней», 5-9 классы. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 год;
- Устава ГБОУ СОШ №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»;
- Учебного плана ГБОУ СОШ №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа».
Учебно-методический комплект:
- «Всеобщая история» 8 класс. Авторы: В.В. Носков, Т.П. Андреевская;
- «История России», 8 класс. Авторы: Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлёва;
Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общественно-научного образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС ООО.
Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 8 классе синхронно-последовательно. Программа курса предусматривает систематическое изучение истории с конца XVIII до начала XX века. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «История России» - по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету.
В процессе изучения курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначности оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируются представления о мире человека определенной эпохи и ценностно-эмоциональное отношение к свершениям предшествующих поколений; освещении процесса исторического складывания многонационального, многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействует формированию толерантности.
Место предмета в учебном плане ГБОУ СОШ №43 с углубленным изучением иностранных языков «Лингвистическая школа»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 43. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Из них на 8-е классы приходится по 68 часов (2 часа в неделю). Из-за корректировки учебного плана образовательного учреждения в 8 классе нет предмета «История и культура Санкт–Петербурга», поэтому модуль краеведения в количестве 9 часов интегрирован с курсом истории. Из-за уплотнения учебной программы и отсутствия резервных часов, темы по истории и культуре Санкт–Петербурга должны быть раскрыты на основе краеведческого компонента тем, связанных с историей страны, мира.
1. Санкт-Петербург – столица Российской империи.
2. Петербургские памятники, напоминающие о победе в Отечественной войне 1812 г.
3. Петербургские памятники, связанные с декабристами.
4. Санкт-Петербург – центр художественной культуры.
5. Санкт-Петербург – «зеркало» истории. Убийство Александра II.
6. Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений.
7. Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки.
8. Памятные места Петербурга, связанные с 1 русской революцией.
9. Петроград – центр культуры «серебряного века».
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» (включая Историю и культуру Санкт-Петербурга) распределяется следующим образом. В 8–х классах на курс «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70 % часов.
Цели и задачи курса
Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникативные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов;
- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей.
Базовые компетенции: т.е. умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ключевые компетенции:
Информационно-технологические:
- умение в связной и монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- умение подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.);
- умение использования компьютерных технологий и других баз данных.
Коммуникативные:
- умение восьмиклассников спорить и отстаивать свои взгляды;
- умение вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе).
Учебно-познавательные:
- умение аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем;
- умение самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату;
- развитие способностей к самообразованию;
- умения и навыки здоровьесбережения (привычное соблюдение правил гигиены учебного труда).
Cпециальные компетенции:
- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умение оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
- умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Основные методы обучения:
- деятельностный;
- поисковый;
- исследовательский;
Основные формы работы:
- урочная;
- внеурочная;
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Требования к уровню освоения содержания курса
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе, по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: экономического и социального развития России и других стран в Новое время; эволюции политического строя, включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.; развитие общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); представлений о мире и общественных ценностях; художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса и специфики данного классного коллектива.
В классе обучается 25 учащихся (12 девочек и 13 мальчиков). 15% обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на высоком уровне сложности. 35% учащихся из классов имеют слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные 50% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя или консультанта.
Применимы различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная.
Содержание курса
История России ХIХ — начала ХХ в. (44 часа)
Введение (I час). Источники по истории России XIX— начала ХХ в. Место истории этого периода в изучении прошлого нашего Отечества. Цели изучения курса.
Российская империя к началу XIX в. Территория России и её природный потенциал. Многонациональный состав населения России. Аграрный характер хозяйства. Самодержавная власть в Российской империи. Сословная структура российского общества. Место России на международной арене. Особенности развития России к началу XIX в.
Раздел I. Российская империя в первой половине XIX в. (I7 часов)
Внутренняя политика Александра I. Император Александр I. Либеральные планы государственных преобразований. М.М. Сперанский. Учреждение министерств. Создание Государственного совета. Аграрный вопрос в политике Александра I. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике к началу 20-х гг. XIX в. А.А. Аракчеев. Военные поселения.
Россия в системе международных отношений начала XIX в. Основные направления внешней политики Александра I. Отечественная война I8I2 г. Причины и начало военных действий. М.Б. Барклай-де-Толли. П.И. Багратион. М.И. Кутузов. Бородинская битва. Рост сплоченности российского общества в условиях внешней опасности. Народный характер войны. Традиции народного сопротивления иноземному вторжению. Д.В. Давыдов. Изгнание наполеоновских войск из России. Причины и значение Победы России в Отечественной войне. Патриотизм и воинский долг в понимании участников войны I8I2 г. Влияние войны на российское общество. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс. Создание Священного союза. Возрастание роли России на международной арене.
Общественная мысль и общественное движение России в первой четверти XIX в. Рост национального самосознания российского общества в первой половине XIX в. Либеральные и консервативные идеи в российском обществе. Причины движения декабристов. Первые дворянские тайные организации. Северное и Южное общества и их программы. П.И. Пестель. Н.М. Муравьёв. К.Ф. Рылеев. Восстание на Сенатской Площади в Петербурге I4 декабря I825 г. Восстание Черниговского полка. Подавление движения декабристов. Патриотизм, гражданский долг, дворянская честь в понимании декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Николай I. Кодификация законов Российской империи. Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. А.Х. Бенкендорф. Усиление Политического надзора над российским обществом. Цензура. Бюрократизация государственного аппарата. Реформа управления государственными крестьянами. П.Д. Киселёв. Протекционистская Политика. Денежная реформа.
Общественная мысль и общественное движение во второй четверти XIX в. Историческая судьба России и антикрепостнические идеи в общественном сознании россиян. Теория официальной народности. С.С. Уваров. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев. Зарождение идей русского социализма. В.Г. Белинский. А.И. Герцен. Петрашевцы.
Россия в системе международных отношений второй четверти XIX в. Основные направления внешней политики Николая I. Крымская война I854 — I856 гг. Причины, участники и их цели. Синопское сражение. П.С. Нахимов. Военные действия на фронтах Крымской войны. Оборона Севастополя. В.А. Корнилов. Понятие воинской чести, доблести и солдатского долга защитников Севастополя. Парижский мир. Причины и Последствия Поражения России в войне.
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Аграрное хозяйство России. Ремесло и кустарное производство. Развитие промышленности и транспорта. Начало промышленного переворота, его особенности в России. Внутренняя и внешняя торговля. Противоречия в экономическом развитии России.
Социальное развитие в первой половине XIX в. Изменения в положении сословий российского общества. Дворянство — главная опора самодержавия. Расслоение в дворянском сословии. Духовенство и его влияние в обществе. Купечество. Переход купечества к занятиям промышленностью. Рост мещанства. Крестьянство. Рост отходничества. Ценностные представления основных сословий российского общества.
Территориальный рост России и национальная политика государства в первой половине XIX в. Народы Украины, Прибалтики, Финляндии и Польши в составе Российской империи. Конституционное законодательство в Польше и Финляндии. Польское восстание I830 — I83I гг. Вхождение Грузии и Бессарабии в состав России. Кавказская война I8I6 — I864 гг. А.П. Ермолов. Шамиль. Кавказ в составе России. Национальные традиции народов России.
Культура России в первой половине XIX в. Политика в области просвещения. Создание системы средних и высших общеобразовательных учреждений. Сословный характер образования.
Развитие российской науки. Н.И. Лобачевский. Н.И. Пирогов. Б.С. Якоби. Н.М. Карамзин. Т.Н. Грановский.
И.Ф. Крузенштерн. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Ф.Ф. Беллинсгаузен.
Европейские художественные традиции и русская национальная культура. Основные направления в русской художественной культуре: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Гражданские, патриотические ценности в русской художественной культуре. Социальная направленность литературы. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь. Живопись: от классицизма к реализму. К.П. Брюллов, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов. Развитие монументальной скульптуры. И.П. Мартос, Б.И. Орловский, П.К. Клодт. Архитектура ампира. А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси. Становление национальных традиций в русской классической музыке. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский. Театр. М.С. IЦепкин.
Вклад русских деятелей науки и художественной культуры в мировое наследие.
Россия и мир в первой половине XIX в. (итоговое обобщение). (I час)
Раздел 2. Российская империя во второй половине XIX в. (I3 часов)
Внутренняя политика России в конце 50-х — начале 80-х гг. XIX в. Начало правления царя Александра II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права в России. Основные Положения крестьянской реформы I9 февраля I8бI г. Реформы 60-70-х гг. XIX в. Земская, городская, судебная и военная реформы. Российские реформаторы: С.С. Ланской, С.И. Зарудный, Д.А. Милютин, Н.А. Милютин. Значение реформ.
Общественная мысль и общественное движение в 60-х — начале 80-х гг. XIX в. Тема народа и служения ему в общественном сознании россиян. Консерватизм и русский либерализм. КД. Кавелин, Ю.Ф. Самарин. Либеральные земские деятели. Революционно-демократическое движение. Н.Г. Чернышевский. Народничество, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. «Хождение в народ». «Народная воля». Народовольческий террор.
Внешняя политика России в 60-х — начале 80-х гг. XIX в. Основные направления внешней Политики России в Период Правления Александра П. А.М. Горчаков. Создание «Союза трёх императоров». Русско-турецкая война I877 — I878 гг., её этапы, итоги, значение. М.Д. Скобелев. Внешняя политика России на Востоке.
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике при Александре III. Судьба крестьянской, земской судебной и военной реформ в правление Александра III.
Внешняя миротворческая политика Александра III.
Сближение России и Франции в начале I890-х гг.
Общественная мысль и общественное движение в 80-90-е гг. XIX в.
Усиление влияния консервативных идей на правительственные круги. К.П. Победоносцев. Воздействие либеральных идей на земское движение. Народничество I880-I890-х гг. XIX в. Возникновение рабочего движения. Проникновение марксизма в Россию. Г.В. Плеханов.
Экономическое развитие России во второй половине XIX в. Усиление роли государства в экономическом развитии страны. Завершение промышленного переворота. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Промышленный подъём. Развитие транспорта, сельского хозяйства и торговли в пореформенной России. Противоречия в развитии экономики.
Социальное развитие России во второй половине XIX в. Влияние реформ 60 — 70-х гг. XIX в. на социальные изменения в российском обществе. Усиление расслоения дворянства и крестьянства. Возрастание роли буржуазии в хозяйственной жизни страны. Промышленная и финансовая буржуазия. Рост численности рабочего класса и интеллигенции. Город и деревня во второй половине XIX в.: изменения в ценностях и образе жизни населения.
Национальный вопрос в политике Российской империи во второй половине ХIХ в. Завершение территориального роста Российской империи. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Влияние реформ 60 — 70-х гг. ХIХ в. на развитие национальных районов России. Общие черты и различия в национальной политике российского правительства в различных регионах страны. Противостояние имперской государственной политики и национального сознания народов России.
Культура России во второй половине XIX в. Политика в области просвещения. Развитие образования, науки и техники. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. П.Н. Яблочков. А.С. Попов. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский.
Утверждение реализма в русской литературе и искусстве. Общественное и гуманистическое значение русской литературы. Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Шедрин, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой. Демократическая направленность и жанровое разнообразие живописи Передвижников. И.Н. Крамской, В.И. Суриков, И.И. Левитан, И.Е. Репин. Музыка. П.И. Чайковский. Демократические традиции в творчестве композиторов «Могучей кучки». М.П. Мусоргский. Развитие реализма в скульптуре. М.М. Антокольский, А.М. Опекушин. Поиски новых архитектурных стилей. Градостроительство. Реалистические традиции в театре. Развитие национальной оперы и балета.
Вклад русских деятелей науки и художественной культуры в мировое наследие.
Россия и мир к концу XIX в. Историческое и культурное наследие России XIX в. (итоговое обобщение). (1 час)
Раздел 3. Россия в конце ХIХ — начале ХХ в. (11 часов)
Российское государство и общество на пороге ХХ в. Геополитическое положение России на карте мира. Система государственной власти и управления в Российской империи.
Уровень социально-экономического развития России. Многоукладность российской экономики. Промышленные и финансовые монополии. Сельское хозяйство. Интеграция России в мировую экономику.
Социальное развитие России на рубеже XIX — ХХ вв. Россия как многонациональная и многоконфессиональная держава. Основные сословия и их роль в жизни Российского государства. Классовое деление общества. Средние слои. Студенчество. Уровень и качество жизни населения.
Социальные противоречия и проблемы. Положение личности в системе социальных отношений страны. Российская интеллигенция.
Внутренняя политика российского правительства на рубеже XIX-ХХ вв. Император Николай II. Преемственность политического курса. Сословно-классовая политика. Противостояние в правительстве по крестьянскому вопросу. В.К. Плеве. П.Д. Святополк-Мирский. Актуальность опыта сотрудничества власти и общества.
Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Протекционизм. Российская экономика и мировой кризис I900 — I903 гг.
Национальная политика. Мероприятия правительства в области просвещения. Русская православная Церковь на рубеже XIX — ХХ вв.
Внешнеполитическая деятельность правительства России в. конце XIX — начале ХХ в. Русско-японская война. Внешняя Политика России конца XIX — начала ХХ в. Причины и начало Русско-японской войны, Планы сторон. Военные действия на море и на суше. Оборона Порт-Артура. Героизм российских офицеров и солдат. С.О. Макаров. Р.И. Кондратенко. Портсмутский мир. Причины и последствия поражения России в воине.
Общественно-политическое развитие России в начале ХХ в. Рабочее и крестьянское движение. Радикализация общества. Идейные платформы и организационное оформление революционных политических партии. В.И. Ленин. В.М. Чернов. Эсеровский политический террор. Земское движение. Д.Н. Шипов. Либеральное движение. П.Б. Струве. Охранительно-монархическая идеология. Последствия отказа властей от диалога с обществом.
Россия в годы Первой революции (I905-I907). Причины и начало революции. Г. Гапон. Этапы и основные события революции. Манифест I7 октября I905 г. Государство, общество и революция.
Становление многопартийности в стране. Программы и лидеры партий. А.И. Гучков. П.Н. Милюков. В.М. Пуришкевич. Значение опыта деятельности партий, провозглашавших свободу личности как наивысшую ценность.
Политика правительства в I906 — I907 гг. Реформирование системы исполнительной и законодательной власти. Начало парламентаризма в России. Деятельность I и II Государственной думы. Основные партии, их лидеры. Взаимоотношения Думы и правительства. П.А. Столыпин. Новый избирательный закон. Итоги Первой революции в России.
Россия в I906 — I9I4 гг. Реформаторский курс П.А. Столыпина. Мероприятия в национальной политике. «Рабочий вопрос». Принятие аграрных законов III Думой. Преобразования в области просвещения. Сущность, итоги столыпинских реформ и перспективы развития России. Важность опыта реформаторской деятельности в решении проблем модернизации страны.
Убийство П.А. Столыпина. Изменение правительственного курса. Нарастание оппозиционных настроений в обществе в I9I2 — I9I4 гг.
Россия в Первой мировой войне в I9I4-I9I6 гг. Россия в системе международных отношений. Причины вступления России в Первую мировую войну. Боевые действия русской армии. А.А. Брусилов. Положение в тылу. Война и российское общество. Кризис власти в условиях мировой войны.
Культура России в начале ХХ в. Развитие научно-технической мысли. Российские учёные — Нобелевские лауреаты. Общественные науки.
Культурно-образовательный уровень населения. Книгоиздательская деятельность и Периодическая печать. Коллекционеры и меценаты. Быт и нравы россиян в начале ХХ в. Разрушение традиционных ценностей и переосмысление общечеловеческих проблем.
Традиции русского реализма в литературе начала ХХ в. Новаторство в литературе: символизм, футуризм. Влияние взглядов художественной элиты на общественную жизнь и вкусы российского общества. «Мир искусства». «Русские сезоны». Изобразительное искусство. Становление русского авангарда. Выдающиеся композиторы и исполнители. Театр в культурной жизни страны. Русский балет. Отечественный кинематограф. Архитектура.
Усиление процесса интеграции России в Европейскую и мировую культуру.
Санкт-Петербург в XIX – начале XX века (9 часов)
Основные итоги и особенности развития страны к началу I900-х гг. Российское общество в ситуации исторического выбора (итоговое обобщение). (I час)
Основные понятия курса:
Геостратегическое положение, многонациональное государство, Российская империя, имперская государственная политика, политическое развитие, политическая реакция, реформа, думская монархия, национальная политика, военно-политические блоки, мировая война, кризис власти.
Социальное развитие, социальная структура, сословия, социальные группы и классы, торговая, промышленная и финансовая буржуазия, мещанство, рабочий класс, интеллигенция, социальное расслоение, социальная политика. Образ жизни населения.
Идеология, общественное сознание, общественно-политическое движение, консервативное, либеральное, революционно-демократическое, социал-демократическое направления в русском общественно-политическом движении, декабризм, западничество, славянофильство, русский (общинный) социализм, марксизм.
Оппозиция, общественно-политические организации и политические партии, программа партии, «рабочий вопрос», агитация и пропаганда, политический террор, революция, многопартийность, гражданские права и свободы, парламентские фракции, черносотенное движение, национальные движения.
Экономическое развитие, экстенсивный и интенсивный пути развития экономики, технический прогресс, экономическая политика государства, многоукладность экономики, аграрный характер хозяйства, отрасли промышленности и сельского хозяйства, кризис крепостнической системы, промышленный переворот, индустриализация, модернизация, индустриальное общество, протекционизм, иностранный капитал, концентрация производства, монополии, финансовая олигархия, экономический кризис, промышленный подъём.
Мировые и национальные традиции в русской культуре. Демократические идеи в литературе и искусстве, благотворительность, религиозные ценности. Художественные направления в российской культуре: классицизм, романтизм, реализм, модерн, декадентство, символизм, футуризм, авангардизм.
Новая история зарубежных стран (XIX – начало ХХ века) (24 часа)
Введение. Страны мира к началу XIX в.
Европейские государства в XIX – начале ХХ в. (I5 часов)
Европейские страны в первой половине XIX в.
Европа в эпоху Наполеона Бонапарта. Консульство и Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт— император. Внутренняя Политика Наполеона, его кодексы. Годы военных триумфов Наполеона. Духовная и культурная жизнь во Франции в эпоху Наполеона. Антифранцузские коалиции в борьбе с Наполеоном. Крушение Наполеоновской империи.
Венский конгресс. Идея создания новой системы международных отношений. Священный союз и его роль в международной Политике.
Основные направления общественной мысли в XIX в. Либерализм. А. Смит, Дж.С. Милль. Консерватизм. Э. Бёрк, Ж. де Местр. Социализм и коммунизм. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс.
Британия в Первой половине XIX в. Укрепление позиций Британии как мирового лидера. Особенности экономического развития страны. Двухпартийная система. Борьба за парламентскую реформу. Чартистское движение. Внешняя и колониальная политика.
Германский союз в первой половине XIX в. Политическое устройство германских государств, Германский таможенный союз. Пруссия и Австрия: соперничество за лидерство в Германском союзе.
Франция в период Реставрации и Июльской монархии. Монархия Бурбонов. Июльская революция I830 г.: причины, основные события, Последствия. Правление Луи-Филиппа Орлеанского.
Международные отношения в первой половине XIX в. и Европейские революции I820 — I823 гг. и I848— I849 гг. Причины, особенности, итоги революций в Европейских странах. Влияние революций на международные отношения. Восточный вопрос. Крымская война как общеевропейский конфликт.
Новые явления в культурной жизни Европейских государств к середине XIX в.
Европейские государства во второй половине ХIХ — начале ХХ в.
Вторая империя во Франции. Император Наполеон III. Экономическое и политическое развитие страны. Внешняя политика Второй империи.
Германия: на пути к единству. Предпосылки объединения Германии. О. Бисмарк. Война с Австрией. Образование Северогерманского союза.
Движение за объединение Италии. Движение карбонариев. Общество «Молодая Италия». Д. Мадзини. Д. Гарибальди. К. Кавур. Объединение Италии.
Франко-германская война I870-I87I гг. Причины войны, её ход. Конец Второй империи. Сентябрьская революция I870 г. и Парижская коммуна I87I г. Поражение Франции. Значение франко-германской войны для судеб Европейских государств.
Новые политические идеологии.
Международное рабочее движение. Положение рабочих в странах Европы. I Интернационал и Альянс социалистической демократии.
Германия. Образование Германской империи. Экономическое развитие. Государственное устройство и политическая жизнь империи. Отто фон Бисмарк — канцлер империи. «Культуркампф» и борьба с социал-демократическим движением. Император Вильгельм П. Внешняя и колониальная политика.
Третья республика во Франции. Экономическое развитие. Политическая жизнь страны: коррупция государственного аппарата. Панамский скандал. «Дело Дрейфуса». Социалистическое движение. Внешняя политика.
Викторианская Англия. Британская империя: доминионы и колонии. Экономическое развитие Великобритании. Политическая жизнь и английское общество в викторианскую эпоху. Б. Дизраэли и У. Гладстон. Внешняя и колониальная политика. Образование лейбористской партии.
Австро-Венгрия. Образование Австро-Венгерской империи. Политическое устройство. Особенности экономического развития. Межнациональные противоречия. Культурная жизнь. Внешняя политика.
Международные отношения в последней трети ХIХ в. Нарастание межнациональных противоречий. Восточный кризис I875 — I878 гг. как общеевропейский конфликт. Складывание системы военно-политических союзов в Европе в I879 — I893 гг.
Американский континент в XIX в. (3 часа)
Испанские и португальские колонии в Центральной и Южной Америке. Война за независимость в Испанской Америке. Симон Боливар. Образование независимых государств и своеобразие развития стран Латинской Америки.
Международное положение США После достижения независимости. Доктрина Монро. Экономическое развитие США в первой половине XIX в. Плантационное хозяйство на Юге и положение чернокожих рабов. Расширение территории США. Нарастание конфликта между Севером и Югом страны. А. Линкольн. Гражданская война и её итоги. Демократы и республиканцы. «Реконструкция» Юга. Становление США как ведущей державы мира.
Особенности формирования и характерные черты североамериканской культуры.
Страны Востока в XIX — начале ХХ в. (3 часа)
Упадок Османской империи. Правление Селима III и Махмуда II: Первые Попытки проведения реформ. Начало распада Османской империи. Танзимат. Дальнейшее углубление политического и экономического кризиса империи. Победа младотурецкого движения в I908 — I909 гг. и её последствия.
Британская Индия. Деятельность Ост-Индской компании и завершение завоевания Индии. Великое индийское восстание I857 — I859 гг. Индия под властью британской короны во второй воловине XIX в. «Пробуждение» Индии.
Китай. «Открытие» Китая Западом. Опиумные войны. Восстание тайпинов. Политика «самоусиления» и раздел Китая на сферы влияния. «Боксёрское» восстание. Синьхайская революция.
Япония. «Открытие» Японии. «Реставрация Мэйдзи», её последствия для страны. Превращение Японии в великую мировую державу.
Особенности культурного развития народов Азии.
Развитие культуры в ХIХ — начале ХХ в. (2 часа)
Наука и техника на службе человека. Открытия в области математики, физики, химии, медицины и биологии. Философия и общественные науки. Технический прогресс. Рождение кино.
Литература и искусство. Основные художественные течения в XIX в. Романтизм, реализм, натурализм и их крупнейшие представители. Отход от традиций реализма в живописи, скульптуре и архитектуре в конце XIX— начале ХХ в. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модерн. Авангардизм. Музыка.
Изменения в жизненном укладе различных социальных слоев в Европе и в мировосприятии Европейцев в конце XIX — начале ХХ в. (К. Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд). Правовые, нравственные и религиозные ценностные ориентиры Европейцев на рубеже веков.
Международные отношения в начале ХХ в.
Первая мировая война (I9I4 — I9I8) (2 чаcа)
Нарастание Противоречий между великими державами. Англо-бурская война. Обострение международного соперничества на Дальнем Востоке на рубеже XIX — ХХ вв. Русско-японская война. Образование Антанты. Балканы — «пороховой погреб Европы. Происхождение и причины Первой мировой войны. Ход военных действий и важнейшие сражения. Международные отношения в годы Первой мировой войны. Завершение Первой мировой войны.
Итоги и особенности развития стран Европы, Азии и Америки в начале ХХ в. Характерные черты периода Нового времени (итоговое обобщение). (I час)
Основные понятия курса:
Национальное государство, двухпартийная система, политика реформизма, доктрина Монро, «прогрессивная эра», коррупция, «реформы Мэйдзи».
Традиционное общество, индустриальное общество, идеология, чартизм, либерализм, консерватизм, утопический социализм, радикализм, бланкизм, анархизм, марксизм, рабочее движение, Политические требования, экономические требования, социал-демократическое движение, аболиционизм, расизм, нация, национальная идея.
Индустриализация, конкуренция, промышленный переворот, капитал, концентрация производства, акционерное общество, виды монополий (картель, синдикат, трест), вывоз капитала, финансовый капитал, финансовая олигархия, плантационное хозяйство, монокультура.
Международные отношения, межнациональные отношения, общеевропейский конфликт, милитаризация, реваншизм, территориальный раздел мира, сферы влияния, доминион, «открытие» страны, континентальная блокада, коалиция, мировая война.
Художественные течения, стили в культуре: импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, авангардизм, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Особенности оценки индивидуального итогового проекта
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
1) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
2) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
3) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше или иных формах;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более одной машинописной страницы) с указанием:
- исходного замысла, цели и назначения проекта;
- краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
- списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе отзыв:
- об инициативности и самостоятельности учащегося;
- об ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
- о соблюдении исполнительской дисциплины.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиата), проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательного учреждения.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Для описания достижений обучающихся рабочей программой установлено следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
- «История России», 8 класс. Авторы: Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлёва. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- «Всеобщая история». 8 класс. Авторы: В.В. Носков, Т.П. Андреевская. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература для учителя:
- "Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс" Автор: Сорокина Е.Н. – М.: ВАКО, 2013.
- "Поурочные разработки по всеобщей истории.1800-1913 годы. 8 класс" Автор: Соловьев К.А. – М.: ВАКО, 2011.
- Проверочные и контрольные работы к учебникам «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России». 8 класс. Давыдова С.М. – М.: Баласс, 2014.
- Тесты по истории России: 8-й кл. Автор: Журавлева О.Н. – М.: Просвещение, 2009.
- Российская история. Всеобщая история. 8 класс. Методические рекомендации. Давыдова С. М., Данилов Д. Д. – М.: Баласс, 2014.
- Новиков С.В., Маныкин А.С. и др. Всеобщая история.- М.: Филол. о- во «СЛОВО»: ООО «Изд- во «ЭКСМО», 2003.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/ Сост. Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000.
Литература для учащихся:
- Атлас истории России. XIX век. 8 класс.
- Атлас истории Нового времени. 8 класс.
- Зуев М. Н. История. 5-11 кл.: Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997.
- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.
Дидактические материалы:
- Индивидуальные карточки разного уровня сложности.
- Индивидуальные тестовые задания разного уровня сложности.
НАСТЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КОМПАКТ–ДИСКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ВИДЕОУРОКИ)
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России 19-начало 20 века» и «Новая история Зарубежных стран 19-начало 20 века» к учебным комплектам программы «Алгоритм успеха» в 8-а классе на 2016-2017 уч. год. 68 часов (42+23 часов).
№ | К/ч | Тема | Знания и умения | Контроль | Д/з | Дата |
1 | 1 | Введение | Различать виды исторических источников по ист. 19 в.; заполнять анкету самоанализа своих достижений в изучении истории. | Тест на выж-сть знаний | Задания, вопросы. | 5.09 |
2 | 1 | Российская империя к началу XIX в. Санкт-Петербург – столица Российской империи. | Уметь показывать на карте территорию России к нач. XIX в., опр-ть форму правления государства; называть органы управления; основ. социальные, национальные, конфессиональные группы общества | Устный опрос | § 1, вопр. | 5.09 |
3 | 1 | Внутренняя и политика Александра I | Характеризовать внутреннюю политику Александра I. Определять содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации | Тест | § 2 Вопр. Инд.сооб | 12.09 |
4 | 1 | Франция: от Консульства к I империи. | Называть основные черты режима Наполеона, причины завоевательных войн, уметь работать с картой, документом. | Устный опрос | §1вопр, таблица | 12.09 |
5 | 1 | Наполеоновские войны. | Знать причины ослабления империи Наполеона. | Тест | §2, Вопр | 19.09 |
6 -7 | 2 | Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Петербургские памятники, напоминающие о победе в Отечественной войне 1812 г. | Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г., планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | Опр. по карте | §3-4. Раб.с док. | 19.09- 26.09 |
8 | 1 | Заграничный поход русской армии. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. | Объяснять цели и результаты заграничного похода. Уметь показывать по карте. Знать признаки кризиса империи Наполеона | Опр по карте. | § 3-4 § 3Вопр | 26.09 |
9-10 | 2 | Общ. мысль России в 1-й четв. XIX в. Декабристы. Петербургские памятники, связанные с декабристами. | Объяснять цели и результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов. | Тест | § 5-6 Инд. сообщ-я | 3.10 |
11 | 1 | Внутренняя политика Николая I. | Называть основные события; давать хар-ку личности по алгоритму; называть характерные черты внутренней политики Николая I. | Истор. диктант | §7, вопр. | 10.10 |
12 | 1 | Обществен. мысль и обществ. движение в Р. во 2-й четв. XIX в. | Называть основные течения, организации и участников общественного движения; сравнивать позиции западников и славянофилов; высказывать свою оценку. | Заслушивание сообщ. | §8 Инд.. сообщ., вопросы | 10.10 |
13-14 | 2 | Внеш. пол. России во 2-й ч. XIX в. Крымская война | Знать хронологические рамки Крымской войны и важнейших сражений, планы сторон, характер войны, ее основные этапы | Тест | §10 – 11 карта | 17.10 |
15 | 1 | Экономическое развитие в 1-й пол. XIX в. | Умение работать с документами | Задания к докумен-там | §12 вопр, таблица | 24.10 |
16 | 1 | Сословия России в 1-ой пол.XIX в. | Умение работать с источниками, Характеризовать социальную структуру | Проверка таблицы | §13 Вопр и задания | 24.10 |
17 | 1 | Национальная политика в 1-й пол. XIX в. | Раскрывать причины введения Конституции в Польше и Устава об управлении инородцами. Рассказывать о последствиях присоединения Кавказа к России; об изменениях в жизни Сибири. | Тест | §14 Работа с картой | 14.11 |
18-20 | 3 | Культура России в 1-й пол. XIX в. Санкт-Петербург – центр художественной культуры. | Характеризовать достижения культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIXв., выявляя их художественные особенности и достоинства. | Устный опрос | § 15-17. сообщ-е | 14.11- 21.11 |
21 | 1 | Основные направления обществ. мысли ХIХ в. | Составление таблицы Работа с документами | Заслушива-ние сообщений | §.4.Табл.. Сообщ-я | 28.11 |
22 | 1 | Великобритания в первой половине ХIХ в. | Объяснять цели и результаты чартистского движения, уметь работать с историческими документами | Проверка таблицы | § 5,Вопр, таблица | 28.11 |
23 | 1 | Франция: от реставрации Бурбонов ко 2-й республике | Объяснять причины революций, устанавливать причинно-следственные связи. | Устный опрос | § 6, Табл. вопросы | 5.12 |
24 | 1 | Германский союз, Пруссия, Австр. империя | Объяснять причины революций, устанавливать причинно-следственные связи. | Тест | §7, вопросы | 5.12 |
25 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия и мир в первой половине XIX в.» | Контроль-ная работа | 12.12 | ||
26 | 1 | Россия накануне отмены крепостного права | Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Составлять тезисы источника, применять знания для анализа документа, устанавливать прич.-следств.связь между фак-ми | Устный опрос | §18 Ан-з док. Вопросы | 12.12 |
27 | 1 | Крестьянская реформа 1861 года. | Называть основные положения Крестьянской реформы. Объяснять значение понятий. Высказывать и обосн-ть свою оценку реформы | Зад-я к док. | §19 Ан-з док. Вопр | 19.12 |
28 | 1 | Реформы 60-70-х гг. XIX в. | Называть основные положения земской, судебной, военной реформ. Приводить оценки реформ 1860-1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку. | Проверка таблицы | §20 Табл Работа с док. | 19.12 |
29-30 | 2 | Общественное движение в Р. в 60-70 гг. XIX в. Санкт-Петербург – «зеркало» истории. Убийство Александра II. | Раскрывать существенные черты различных идеологий давать характеристику участников народнического движения. Излагать оценки значения народнического движения, высказывать свое отношение к ним. | Проверка таблицы | §21 Сравнит. табл. | 26.12 |
31 | 1 | Внешняя политика России в 60-70 гг. XIXв. | Характеризовать основные направления внешней политики России. Раскрывать причины начала русско-турецкой войны, рассказывать об основных этапах войны, условиях Сан-Стефанского мира. Раскрывать значение победы России в войне. | Тест | §22, вопр. | 16.12 |
32 | 1 | Вторая империя во Франции (1852-70 гг.) | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | Опрос по карте | § 9 Зад-я Хроника К/ карта | 16.01 |
33 | 1 | Италия и Герм-я: созд-е объединенных государств | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии, устанавливать причинно-следственные связи | Проверка табл. и к/к | §10,вопр. сообщ, к/к | 23.01 |
34 | 1 | Международ. рабоч. дв-е. Восточн. кризис в м/отн. | Называть причины и цели с-д, уметь составлять таблицу и делать выводы | Проверка таблицы | § 11-12 таблица | 23.01 |
35 | 1 | Австро-Венгрия | Уметь раб-ть с с док-ми, опр-ть причины и послед-я | Устный опрос | §13 | 30.01 |
36 | 1 | Второй рейх в Германии | Умение работать с документами, выделять главное | Устный опрос | §14 | 30.01 |
37 | 1 | Третья республика во Франции | Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. | Проверка хроники | § 15Зад-я Хроника | 6.02 |
38 | 1 | Брит.имп-я: викт. Англия. Доминионы Брит. Импер. | Объяснять реформы консерваторов и либералов. Уметь анализировать документы | Проверка конспекта | § 16-17 Вопр.,зад. | 6.02 |
39 | 1 | США: от Войны за нез-сть до Гражд. войны. | Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, основные этапы и итоги гражданской войны. | Проверка к/к | §18, к/ к Вопросы | 13.02 |
40 | 1 | США в посл.тр. XIX- начала ХХ в. | Объяснять реформы консерваторов и либералов. Уметь анализировать документы | Письм. задания | § 19 задания, | 13.02 |
41 | 1 | Страны Латинской Америки | Объяснять причины освободительной войны. Объяснять доктрину Монро, значение политики большой дубинки. | Устный опрос | §20 Сооб. К/карта | 20.02 |
42 | 1 | Внутренняя и внешняя политика Александра III | Называть цели и основные направления внутренней и внешней политики Александра III; характеризовать международное положение в России в 80-е гг. и геополитич. ситуацию конца XIX в. | Сообщения | §23 Инд. сообщ Вопросы | 20.02 |
43 | 1 | Обществ. движ-е в 80-90-х гг. XIX в. | Раскрывать причины упадка революционного народничества. Раскрывать основные идеи марксизма. | Устный опрос | §24 Вопр Раб с док. | 27.02 |
44 | 1 | Экономическое развитие России в 60-90-х гг. XIX в. Санкт-Петербург – экономичес-кий центр России и город технических достижений. | Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ. Сравнивать положение разл. слоев населения в пореформ-й России | Проверка конспекта | §25 Конспект | 27.02 |
45 | 1 | Социальное развитие России во 2-й пол. XIX в. | Сравнивать положение различных слоев населения в пореформенной России; анализировать документы, делать выводы | Проверка плана-конспекта | §26 Сост. план-конс | 6.03 |
46 | 1 | Национальн политика Рос. империи во 2-й половине XIXв. | Раскрывать значение политики русификации в Прибалтике, Польше, Кавказе. | Устный опрос | §27 Вопросы | 6.03 |
47-48 | 2 | Культура России во 2-й пол. XIX в. Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки. | Характеризовать достижения науки и культуры России во второй половине XIX в. Составлять описание памятников культуры. Выск-ть оценку вклада российской культуры в мировую культуру. | Тест, сообщения | §28-30 сообщ. | 13.03 |
49 | 1 | Повторительно-обобщающий урок “Россия и мир к концу XIX в.» | Контрольная работа | 20.03 | ||
50 | 1 | Упадок Османск. имп-и. Британская Индия | Объяснять причины упадка Османской империи. Уметь отвечать на вопросы, показывать по карте, определять повод и причины восстания, сост. табл. | Проверка таблицы | § 21Вопр. Зад §17, Табл.К/ к | 20.03 |
51 | 1 | Страны Дальнего Востока | Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию. Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. | Тест, проверка к/к | § 23, Вопр Зад.,К/к | 3.04 |
52-53 | 2 | Российское гос-во и общество на пороге XX в. | Сравнивать положение различных слоев населения в пореформенной России; анализировать документы | Устный опрос | §31 сообщ-я | 3-10.04 |
54 | 1 | Внутренняя политика России XIX-XX в. | Показывать на карте территорию Российской империи, знать особенности модернизации в России. | Расскпо плану | §32, | 10.04 |
55 | 1 | Внешняя политика России в конце XIX – нач. XX в. | Определять причины войны и причины поражения в войне, знать основных участников. | Устный опрос | § 33 Бес, раб с док. | 17.04 |
56 | 1 | Общ.-политическое развитие России в н. XXв. | Раскрывать существенные черты различных идеологий. Раскрывать основные идеи марксизма | Письм. задания | § 34 раб. с док. | 17.04 |
57- 58 | 2 | Первая революция в России (1905-1907). Памятные места Петербурга, связанные с первой русской революцией. | Знать причины и предпосылки революции, ее основные этапы, определять последствия событий 1905 года. | Пробл. задания | §35-36 Тест-е | 24.04 |
59 | 1 | Россия в 1906-1914 гг. | Называть основные положения проекта Столыпина, определять последствия реформ для России. | Тест | § 37 | 2.05 |
60 | 1 | Развитие науки и техники. Литература и искусство. | Объяснять причины технического прогресса. Уметь анализ-ть док-ты, сост-ть таблицу и делать выводы. Объяснять особенности художественных стилей | Презента-ции. Проверка таблицы | §24 Прич НТП таб. § 25 сооб. | 08.05 |
61-62 | 2 | Культура России в начале XX в. Петроград – центр культуры «серебряного века». | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; соотносить деятелей с достижениями | Сообщения | §40-41 сообщ-я | 8-15.05 |
63 | 1 | Международные отн-я в посл. четв.ХIХ-нач ХХ в | Объяснять цели создания военных блоков. Уметь заполнить таблицу и сделать вывод и показать по карте. | Проверка таблицы | §.26 таблица | 15.05 |
64-65 | 2 | Первая мировая война. Россия в первой мировой войне в 1914-1916 гг. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Раскрывать причины начала Первой мировой войны, рассказывать об основных этапах войны, | Тест | § 27 Табл. §38-39 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс базовый курс
Программа включает в себя вводный 10-часовой курс, содержит УМК и краткую характеристику курса....
Рабочая программа с поурочным планированием для 5 класса с учетом требований ФГОС
Программа по английскому языку для 5 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД....
Рабочая программа по истории интегрированного обучения 6 класс VII вид (базовый уровень)
Данная рабочая интегрированная программа для 6 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и состоит из двух частей: история Средних веков и История России. История Средних веков предполагае...
Рабочая программа по искусству (интегрированный курс на английском языке) для 9-ых классов
Данная рабочая программа разработана на основе примерных программ основного общего образования по Искусству и Английскому языку, а также федерального компонента государственного стандарта основн...
Рабочая программа по истории (интегрированный курс) для 9 класса с учетом регионального компонента
РП составлена для использования в преподавании истории 9 класса при 2 часах в неделю. Интегрирование курсов Всемирной истории и Истории России позволяет не дублировать материал и, соответственно, выде...
КТП ПРОГРАММЫ ПО ИЗО 5-7 КЛАССЫ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
КТП ИЗО 5-7 классы...
"Рабочая программа к УМК Rainbow English 5 класс" с учетом новых ФГОС (по конструктору)
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...