Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Касаткина Светлана Алексеевна

Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс может найти применение при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets.kurs_russkiy_yazyk_11.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                                 УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     зам. директора по УВР                            директор школы

протокол № ____                    ___________________                      ___________Н.А.Слепцова

«__»_________20__г.           «_____»__________20__г.               пр №___«__»_______20__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

11  КЛАСС

Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна

2019-2020 учебный год

Спецкурс по русскому языку для учащихся

11х классов 

«Говорим и пишем правильно»

Пояснительная записка

Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс может найти применение при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель курса – углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора обучаемых.

Задачи курса

-овладение основными нормами русского литературного языка; 

-создание прочной, надежной базы орфографических навыков; 

-совершенствование общеучебных умений, навыков, способов деятельности;

-обучение анализу текста, его интерпретации;

-формирование языковой и лингвистической компетенций;

-формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; 

-развитие ассоциативного мышления учащихся; 

-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
  2. Практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогу, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом, в идеале - в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации; в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,  приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Предлагаем ниже примерную программу курса, которая формирует умения правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и задачами общения.

Содержание спецкурса

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 часов)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных букв. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 часа)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропы). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно-русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование (2 часа)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 часов)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (18 часов)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов: суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; суффиксов -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь  и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Простое предложение (9 часов)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 часа)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение (9 часов)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 9. Текст и его особенности (12 часов)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

Примерное тематическое планирование занятий

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. Фонетический анализ слов.

2,

3

Трудности фонетического анализа слов.

2

4 –

6

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

3

Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

7

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов.

1

Повторение лексических понятий. Работа со словарями синонимов, антонимов.  Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.

8

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропы).

1

9

Трудности лексического анализа текста.

1

10,

11

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

2

Сопоставительный анализ слов.

Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

12 –

16

Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

5

Различение самостоятельных и служебных частей речи.  Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи.

Служебные части речи. Орфоэпические нормы.

Правильное употребление служебных частей речи.

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

17

Орфография. Система правил правописания.

1

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста

18,

19

Правописание приставок. Трудности правописания приставок.

2

20 –

23

Виды орфограмм в корне слова.

4

24 –

26

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний.

3

27,

28

Трудные случаи правописания суффиксов.

2

29 –

31

Правописание служебных частей речи

3

Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

32 –

34

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

3

Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи.

Особенности связи слов в словосочетаниях.

Правильное употребление словосочетаний.

35

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами.

36

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

37

Тире в простом предложении.

1

38

Вводные слова и предложения.

1

39,

40

Обособленные члены предложения.

2

Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.

41,

42

Уточняющие члены предложений.

2

43

Прямая речь. Диалог. Цитата.

1

Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат.

44,

45

Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты.

Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

46,

47

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте.

48,

49

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте.

50,

51

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них

2

52 - 54

Текстоведение. Способы связи предложений в тексте.

3

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала.

55 –

57

Стили речи и их особенности.

3

Типы речи и отличительные особенности.

58 –

60

Текст и его анализ.

3

Выразительные средства языка.

61 –

63

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов.

3

Создание текста.

64 –

66

Редактирование текста.

3

67

68

2

Работа над сочинением.

Формы контроля знаний учащихся

Возможны различные подходы к выбору форм контроля. Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренировочные тренинги, зачеты.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по Русской художественной культуре для 10-11 классов

этот спецкурс использую для работы в профильном социально-гуманитарном классе для расширения базы по культуре России...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно»

Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....