Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс может найти применение при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets.kurs_russkiy_yazyk_11.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________________ ___________Н.А.Слепцова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
11 КЛАСС
Учитель: Касаткина Светлана Алексеевна
2019-2020 учебный год
Спецкурс по русскому языку для учащихся
11х классов
«Говорим и пишем правильно»
Пояснительная записка
Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс может найти применение при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель курса – углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора обучаемых.
Задачи курса
-овладение основными нормами русского литературного языка;
-создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
-совершенствование общеучебных умений, навыков, способов деятельности;
-обучение анализу текста, его интерпретации;
-формирование языковой и лингвистической компетенций;
-формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
-развитие ассоциативного мышления учащихся;
-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
- Практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогу, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом, в идеале - в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации; в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Предлагаем ниже примерную программу курса, которая формирует умения правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и задачами общения.
Содержание спецкурса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 часов)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных букв. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 часа)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропы). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно-русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 часа)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 часов)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 часов)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов: суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; суффиксов -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение (9 часов)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 часа)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 часов)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности (12 часов)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Примерное тематическое планирование занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов. Фонетический анализ слов. |
2, 3 | Трудности фонетического анализа слов. | 2 | |
4 – 6 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. | 3 | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов. |
7 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов. | 1 | Повторение лексических понятий. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности. |
8 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропы). | 1 | |
9 | Трудности лексического анализа текста. | 1 | |
10, 11 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. | 2 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. |
Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | |||
12 – 16 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 5 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи. |
Служебные части речи. Орфоэпические нормы. | |||
Правильное употребление служебных частей речи. | |||
Трудные случаи разграничения языковых явлений. | |||
17 | Орфография. Система правил правописания. | 1 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста |
18, 19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок. | 2 | |
20 – 23 | Виды орфограмм в корне слова. | 4 | |
24 – 26 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. | 3 | |
27, 28 | Трудные случаи правописания суффиксов. | 2 | |
29 – 31 | Правописание служебных частей речи | 3 | |
Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | |||
Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов. | |||
32 – 34 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 3 | Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи. |
Особенности связи слов в словосочетаниях. | |||
Правильное употребление словосочетаний. | |||
35 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами. |
36 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | |
37 | Тире в простом предложении. | 1 | |
38 | Вводные слова и предложения. | 1 | |
39, 40 | Обособленные члены предложения. | 2 | |
Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. | |||
41, 42 | Уточняющие члены предложений. | 2 | |
43 | Прямая речь. Диалог. Цитата. | 1 | Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат. |
44, 45 | Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты. |
Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. | |||
46, 47 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 2 | |
Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. | |||
48, 49 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 2 | |
Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. | |||
50, 51 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них | 2 | |
52 - 54 | Текстоведение. Способы связи предложений в тексте. | 3 | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием литературного и жизненного материала. |
55 – 57 | Стили речи и их особенности. | 3 | |
Типы речи и отличительные особенности. | |||
58 – 60 | Текст и его анализ. | 3 | |
Выразительные средства языка. | |||
61 – 63 | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. | 3 | |
Создание текста. | |||
64 – 66 | Редактирование текста. | 3 | |
67 68 | 2 | Работа над сочинением. |
Формы контроля знаний учащихся
Возможны различные подходы к выбору форм контроля. Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренировочные тренинги, зачеты.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по Русской художественной культуре для 10-11 классов
этот спецкурс использую для работы в профильном социально-гуманитарном классе для расширения базы по культуре России...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса
Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно»
Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....