Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Беляева Маргарита Владимировна

Повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Беляева Маргарита Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г.Ессентуки

Открытый урок в 5Г классе.

Тема: Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика»

Цель: 

•        обобщение и систематизация изученных теоретических сведений по фонетике;

•        закрепление умений и навыков производить фонетический разбор слова;

•        развитие логического мышления, наблюдательности;

•        воспитание у учащихся средствами предмета любви к природе;

•        попутное повторение: безударная гласная в корне слова, согласные в корне слова;

Задачи:

  1. Образовательные:  повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися.
  2. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление; творческий потенциал учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, понимать роль изучения русского языка, в частности, раздела «Фонетика» и взаимосвязанных с ней наук, заинтересовать детей историей письменности;

Оборудование: слайдовое сопровождение, карточки.

   Ход урока:

  1. Организационный момент.  (СЛАЙД 1)

Учитель:

 -        Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная  работа. (СЛАЙД 2)

II. Словарная работа.

      На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание (СЛАЙД 3) (Все слова открываются по щелчку).


        

        

1.        Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников  (футбол)

2.        Главное здание железнодорожной станции  (вокзал)

3.        Самая низкая школьная отметка  (единица)

4.        Человек, совершающий подвиги  (герой)

5.        Человек, который занимается спортом  (спортсмен)

6.        Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)

7.         Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников  (хоккей)

8. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (азбука)

- Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде.   (фонетика) (ЩЕЛЧОК)

-        Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

-        Зачем нужно изучать фонетику?

-        Но ведь мы уже все упражнения по теме «Фонетика» выполнили. Мы снова начнем говорить по этой теме? (Нет, мы будем повторять все, что изучили)

III. Сообщение цели урока.

  - Вы совершенно правы. Тема нашего урока – повторение изученного по теме «Фонетика». (СЛАЙД 4). Сегодня мы с вами вспомним, что мы изучали в этом разделе, проверим себя, чему научились. Каждый из вас должен поставить перед собой цель, достичь которую он сможет в конце урока.

-        Запишите тему нашего урока. (ЩЕЛЧОК)

IV. Повторение изученного. Тренировочные упражнения.

  1. Беседа по вопросам.
  • С помощью чего мы звуки отображаем на письме?
  • На какие 2 группы делятся все звуки речи?
  • Из чего состоят гласные звуки?
  • Назовите гласные звуки.
  • Чем отличаются звонкие согласные от глухих?
  • Назовите согласные, которые не имеют пары по глухости.
  • Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости?
  • Какие звуки всегда твёрдые?
  • Какие звуки всегда мягкие?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?
  • Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я?
  •  Назовите сочетания букв, в  которых Ь не пишется.

       

  1. Устная синтаксическая пятиминутка: (ЩЕЛЧОК)

Весело сияет

Месяц над селом,

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

             И. С. Никитин

Задания:

1.Найдите грамматические основы, начертите схему предложения, дайте характеристику предложению. (по щелчку)

2.Найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. (по щелчку)

  1. Угадай слово по транскрипции: (СЛАЙД 5)

- А что такое транскрипция?

 Транскрипция - (от лат .transcriptio – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием.

[горат] – город, [дошт,] – дождь, [j, ама] - яма, [каз,ба] - косьба, [j,ош] -ёж.

  1. Сколько раз в предложении повторяется звук[з]? (ЩЕЛЧОК)

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Ответ: звук [з] в данном предложении встречается 3 раза.

  1. Физкультминутка.

- Если я называю звонкий согласный, то вы поднимаете правую руку, если глухой, то левую.

 

  1. Расположи по алфавиту (СЛАЙД 6)

-        Но сначала  ответьте: что такое алфавит?

-        Что значит расположить по алфавиту?

-        Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

 1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

 2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

-Проверим. Молодцы, и это задание выполнили.  Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.

Вопросы:

 – Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)

– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

7. Тренировочные упражнения игрового характера.

а) Игра-задачка «На рыбалке». (СЛАЙД 7) (Работа в парах)

Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.

Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.

– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?

б) Игра «Собери букет». (СЛАЙД 8) (Работа в парах)

В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.

Во II букет – только глухие.

В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, касатик, зверобой, гербера, колокольчик.

– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?

в) Выборочный диктант. (СЛАЙД 9) (Инд.работа)

– Найти слова, в которых произношение расходится с написанием.

Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий.

- Какие фонетические процессы вам здесь встретились?

г) Игра « Третий лишний». (СЛАЙД 10)

– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.

1.        фанера, теннис, фонетика (фанера)

2.        документ, кремень, свекла (свекла)

3.        косьба, сгибать, столб (столб).

8. Самостоятельная работа. Работа с текстом.

- У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача -  грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. (СЛАЙД 11) Но сначала прочитайте и ответьте на вопросы.

-Докажите, что это текст.

- О ком он?

- Что это за произведение?

-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

1) Найдите и подчеркните  слова, в которых букв меньше, чем звуков.  Почему так получилось?

2) Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

3) Подчеркните  слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление    мы здесь наблюдаем?

9. Мини-тест.

- Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. (СЛАЙД 12) Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны  –

ТЕСТ

1) В русском алфавите 33буквы (+)

2) В  русском языке 10 гласных звуков(-)

3) В русском языке 6 гласных звуков (+)

4) В русском языке 10 гласных букв(+)

5) Не имеют мягкой пары звуки [Ж],[Ш],[Ц] (+)

6) Имеют глухую пару звуки [Л],[М],[Н],[Р],[Й,]  (-)

7)буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2звука(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

9) звуки [Ч], [Щ,], [Й,], ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

-Самопроверка (результаты) (ЩЕЛЧОК)

Молодцы, вы справились с этим заданием.

  1. Рефлексия

 Чем мы сегодня занимались на уроке ?  

Все ли довольны своим результатом?

Смогли ли вы достичь цели, поставленной вами?

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не  толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий.)

  1.  Домашнее задание: (СЛАЙД 13)

Подготовиться к контрольному диктанту. Контрольные вопросы на странице 147, упражнение №322.

(СЛАЙД 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение темы "Фонетика. Орфография.Графика."

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфография. Графика" в 5 классе по учебнику русского языка под редакцией Ладыженской и Баранова....

Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока

Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"

Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"

Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....