Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов, работой в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка | 127.5 КБ |
prezentatsiya_uroka_po_fonetike.zip | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
Организационная информация | ||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Анисимова Ольга Викторовна | |
Должность | учитель русского языка, литературы | |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ №15» | |
Республика/край | Алтайский край | |
Город/поселение | город Славгород | |
Предмет | русский язык | |
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | 5 класс | |
Продолжительность урока/мероприятия | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия/мероприятия | «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская | |
Классификация урока/занятия /мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок повторения изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая. Форма урока: урок-путешествие «Спасатели, вперед!». Тип: систематизация и обобщение изученного материала Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы. Методы: частично-поисковый, проблемный, самостоятельной и групповой работы | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Большинство учащихся класса – ребята со средним уровнем способностей.. Мотивация учения невысокая (основной стимул – похвала, удовлетворенность родителей, оценка). Учащиеся отличаются невысоким уровнем самоорганизации, что ведет к недисциплинированности и частому безответственному отношению к выполнению учебных заданий. В классе можно выделить группу учащихся (5 человек), не желающих включаться в работу. Еще одна группа учащихся (6 человек) – ребята, которые могут работать, хотят работать и способны организовывать вокруг себя благоприятную познавательную атмосферу. Именно поэтому оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения. | |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | - создание условий для формирования коммуникативной компетенции через повторение и глубокого усвоение знаний и навыков по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»; - научить работе в группах, взаимопомощи и толерантности; - развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность. | |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | 1. Познавательная: выявить степень владения учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; систематизировать знания о графическом и фонетическом строе русского языка; совершенствовать орфографический анализ слов. 2. Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся (определять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы); устной и письменной речи; умения работать с текстом. 3. Воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову формировать культуру учебного труда; уважение к труду, трудолюбие. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений. Формировать умение применять изученное на практике. Образовательные: -отработать навык нахождения частей слова; -закрепить навык образования слов при помощи частей слова; -повторить основные правила по пройденной теме. Развивающие: -развить навык выделять из устной речи нужную информацию. Воспитательная: -воспитывать умение сотрудничать, работая в парах (умение выстраивать партнерские отношения). | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | Маршрутные карты на каждую группу, презентация к уроку, запись музыкальной паузы, наградной материал. |
Этапы урока | Название используемого оборудования | Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием) | Деятельность учащихся | Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах | |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: снятие психологического напряжения, создание эмоционального настроя на совместную учебную работу. Вхождение и погружение в тему. | 1.Мультимедийный проектор. Презентация Демонстрация слайда 1 4 минуты + 2 минуты на проверку задания Демонстрация слайда 2 | Добрый день, ребята! Спешила к вам, потому что получила письмо о помощи и думаю, что вы сможете помочь в этой непростой ситуации. 1. Приём «Письмо» Письмо большое, поэтому я разделила его на 4 части, достанется работы всем. Давайте прочтем его. Да, вот еще что: письмо зашифровано: если оно попадет в руки врага, он не сумеет его прочитать. Тут требуется грамотный перевод. Ну что ж, за дело, мои маленькие помощники! Первое задание: письмо написано в транскрипции – сделать «перевод» письма, грамотно расставив знаки. Сложив его, мы получим послание и узнаем, от кого оно. Письмо принцессы Фонемы. Дорогие знатоки русского языка! Обращаюсь к Вам, так как нашему городу никто больше не сможет помочь. На город мудрого Орфоэпа напали полчища безграмотных варваров. Они губят не только нашу культуру, знания, но ведь вместе с ними гибнем и мы, жители города. Помогите, одна надежда на Вас, Спасатели, знатоки русского языка. Учитель собирает работы групп и оценивает их.
| Внимательно слушают учителя, настраиваются на совместную работу. Учащиеся высказывают свои предположения. Получив задание, переводят письмо. Сложив все вместе, зачитывают со слайда письмо от принцессы Фонемы. | самоопределение (Л) - учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху.
| |
2. Целеполагание Цель: формирование умения сознательно ставить перед собой задачу в сотрудничестве с учителем, формирование культуры общения. | 2 минуты Демонстрация слайда 3 Демонстрация слайда 4 | - Ваше мнение, сможем помочь? А хотим ли? Тогда давайте просчитаем наши шаги. 1 шаг – создание команд спасателей, выбор командиров, распределение обязанностей. 2 - сформулировать важные для нас цели и задачи. Это: - повторение всех правил фонетики, орфографии, орфоэпии и орфографии. Демонстрация темы на слайде 3 Оставляю командный пункт за собой, если требуется помощь, я всегда готова вам помочь. Жаль будет, если город погибнет. Бывала я в нем, есть даже фотография. Нужно сохранить такую красоту! | Учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. Формулируют тему урока. Формулируют цели со слов: 1 шаг - … | -общеучебные (П) – самостоятельно формулируют познавательную цель, тему урока, задачи. | |
3. Представление команд, получение инструкций и 1-го задания. 4.Работа над темой. Цель: организация проверки знаний и умения | Демонстрация слайда 5 4 мин АМО «Самое сложное – начать!» 12 минут Демонстрация слайда 6 Слайд 7 – «Спасатели, вперед!» Во время работы групп высвечивается слайд 8 – «Скорая помощь» Слайды 9,10,11 Демонстрация слайда 12 Демонстрация слайда 13 | 1. АМО «Сборы» Итак, команды собраны, цели поставлены. Давайте представимся. После представления команд: Капитаны, ко мне! Получите второе самостоя-тельное задание. Спасатели, вперед! От вашей грамотности и скорости зависит чья-то жизнь! Но сначала вспомните правила работы в группах. У каждого на маршрутном листе они есть. Задание 2 1 группа – одевает население. Получает юбку для принцессы Морфемы. 2 группа – кормит население. Открывает пункт питания – получает значок «Пункт питания». 3 и 4 группа – восстанавливают город из руин. Получают по 1 блоку замка (Глухие согласные) Проверка работы групп. Выставление баллов в маршрутных картах (индивидуальные и групповые, что дал учитель) 3 задание: Запишите вещи дамы в алфавитном порядке. Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. (С.Я. Маршак) Саквояж – дорожная сумка с застежкой Ответ: диван, картину, картонку, корзину, собачонку, чемодан. Задание 4. Запишите слова в два столбика: 1- с оглушением, во 2 - с озвончением Голубь, восемь, червь, честь, косьба, дождь, календарь, молотьба, сказка, сбежать. Ответ: 1- оглушение, 2 - озвончение голубь косьба червь молотьба дождь сбежать сказка Доп. вопрос: почему три слова у нас «выпали»? (в словах «календарь», «восемь» и «честь» не происходят данные процессы, т.к. нет рядом стоящих звонких согласных с глухими, или звонкие должны стоять в конце слова) | Команда поочередно представляются: название, девиз (все имеет отношение к теме урока. Работа в командах. Учитель проверяет 1 задание вместе со всеми по слайду, выставляет баллы в свой оценочный лист. Учащиеся работают в группах. Идет оценивание работы в группах. Проверка 2 задания вместе с учителем, обсуждение ошибок и выставление баллов. Совместная проверка задания 3, получение для строительства города: 1гр – 3 позиции правил транскрипции, 2 группа – еще 3 позиции правил транскрипции, 3 группа – блок замка «Сонорные согласные», 4 группа – «Звонкие согласные» - ч1 Группы проверяют выполнение задания 4 и получают свои «Баллы»: 1группа – последние 3 позиции транскрипции, 2 группа – 3 и 4 группа – по 1 блоку дворца: «Звонкие согласные», ч2, и надпись «Замок Орфоэпа» | -слушать и понимать речь других (К), - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К), -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К), -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П), – задавать вопросы, вести диалог, учет разных мнений, сотрудничество. | |
Слайд 14 Подведение итогов 3 минуты | Задание 5. Выписать 1 предложение и затранскрибировать его. Как до небес добраться Что нужно сделать, братцы, Ответ: [што нужна зд’элат’/ братцы/ штоп да - н’иб’эс дабраца// ] | Учащиеся читают задание, решают его вместе. Коллективная проверка. Учащиеся высказывают свою точку зрения. Если возникло затруднение – возвращаются к правилу, которое уже на доске как дорога из золотых кирпичей. Награды: 1г – 1 венец крыши, 2г – 2 венец крыши 3г – 3 венец крыши 4г – крыльцо из двух звеньев. За дополнения даются клумбы с цветами. | |||
VРелаксация | Видеоролик «Зарядка на уроке» (АМО «Молекулы») 3 минуты | Как вы думаете, в основном город отстроен? Можно ли уже горожанам быть спокойными за свою безопасность? Значит, и нам можно отдохнуть. Танцуем все! | Учащиеся танцуют под музыку, выполняя те действия, которые им предлагаются на слайде. | ||
VI Рефлексия. | 5 минут АМО «Фейерверк» и «Шары», 5 минут Демонстрация Слайда 15 | Учитель: А теперь наступил момент подвести итог самому уроку. Команды, вам дается 3 минуты на решение последней задачи. Не забудьте при выставлении оценок ученикам прибавить по баллу тем, кто готовил ДЗ. Теперь перечитайте последнюю задачу на маршрутном листе и оформите на доске ваше решение (всем командам в общем 2 минуты на оформление и озвучивание) Сначала сдайте маршрутные листы, чтобы я успела просмотреть ваше решение по оценкам.
Команды оформляют и вывешивают ответы-шары. Зачитывают написанное на них пожелание и оценку. А учитель задает ?? - Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их? - Чему научились сегодня на уроке? - Какое задание было самым интересным для вас? Почему? -Какое задание показалось трудным. Почему? -Чему вы учились, работая в паре? -Встаньте те, кто работал (по решению группы) активно? -Кто и за что мог бы себя похвалить? -Какие советы могли бы дать себе? Выставление отметок. Каждый капитан озвучивает оценки участников спасательной операции (выставляет их вся группа, обсуждая работу каждого) Учитель дает свою оценку уроку и ДЗ: - как были подготовлены команды: название, девиз, - выполнение ДЗ, - поведение, участие каждого в выполнении заданий; - какие знания и умения понадобились для выполнения заданий? | Учащиеся оценивают работу друг друга, пишут пожелания другим группам, вывешивают шары и фейерверки на доску. | - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) (П), - слушать и понимать речь других (К), - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) - выяснение содержательного и эмоционального впечатления участников от урока – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р) – самооценка на основе критерия успешности (Л) | |
АМО «Награда героя найдет!» Слайд 16 «Фейерверк в честь команды «Спасатели» Слайд 17 «Кубок признания» 3 минуты | Учитель вручает Кубок признания за участие в восстановлении города Орфоэпа. - Не было бы этого праздника без вашей помощи и знаний. В вашу честь звучат фанфары и жители города Орфоэпа запускают фейерверк. Так они выражают всем вам свою благодарность за помощь в восстановлении города. Я тоже благодарна вам: сегодня вы работали слаженно, не тратили время зря – оно сегодня ценилось как никогда. Все показали свою грамотность, и я рада этому. | ||||
Домашнее задание: | Слайд 18 2 минуты Слайд 19 | На выбор: 1. Составить упражнение (2-3 П) с заданием на изученные правила, заменить точками пропуски букв, написать задание. («Рваный текст») 2. Составить ребус или кроссворд по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». - Всем спасибо за урок. |
Использованная литература:
- М.Т.Баранов «Русский язык» 6 класс М.: - «Просвещение» 2010 год.
- Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка» «Русский язык в школе» - М.: «Просвещение» 2001. - № 4, с. 8 - 15.
- Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии» - М.: «Просвещение» 2005 год.
- С.И. Ожегов «Словарь русского языка» - М.: «Просвещение» 1999 год.
Подписи к слайдам:
Письмо принцессы Фонемы спасателям Дорогие знатоки русского языка! Обращаюсь к Вам, так как нашему городу никто больше не сможет помочь. На город мудрого Орфоэпа напали полчища безграмотных варваров. Они губят не только нашу культуру, знания, но ведь вместе с ними гибнем и мы, жители города. Помогите, одна надежда на Вас, Спасатели, знатоки русского языка!
Цели урока: 1 шаг – создание команд спасателей, выбор командиров, распределение обязанностей ; 2 шаг - сформулировать важные для нас цели и задачи. Это: - повторение всех правил фонетики, графики, орфоэпии и орфографии. 3 шаг – восстановление города Орфоэпа .
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
Правила работы в группе. 1. Работают все. 2. Давать возможность высказаться каждому. 3. Отвечать нужно громко и чётко, чтобы слышно было всем. 4. Но! Соблюдать во время работы групп тишину, не подводить товарищей! 5. Последнее слово за капитаном. 6. Следить за временем, указанным в задании. 7. В конце урока проводится оценка работы каждого – в маршрутном листе, а также работа каждой группы – жюри или учитель- и самого урока – все вместе.
Спасатели, вперед! Вместе мы победим!
Командный пункт
1 группа. Одеваем население Ателье - [а тэ л ’ й ’ э ] Пошив - [ п а ш ы ф ] Мел - [м ’ э л ] Костюм - [к а с т ’ у м ] Швея - [ ш в ’ э й ’ а ] Юбка - [ й ’ у п к а] Нить - [ н ’ и т ’ ] Утюг - [ у т ’ у к ]
Группа 2. Открываем пункт питания. Столовая – [ сталовай’а ] Пища – [ п ’ иш ’ а ] Хлебобулочные – [ хл ’ эбабулач’ный’э ] Борщ – [ борш ’ ] Солонка - [ салонка ] Мясные блюда- [ м’исный’э блюда] Ложка - [ лошка ] Чашка [ч ’ ашк а]
3 и 4 группы. Восстанавливаем город. Дворец спорта – [ двар’эц спорта ] Жилище – [ жыл’иш’э ] Постройка – [ пастрой’ка ] Управление – [ управл’эн’ий’э ] Школа – [ школа ] Музей – [ муз’эй ’] Бассейн - [ басэй’н ]
3 задание: Запишите вещи дамы в алфавитном порядке. Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. (С.Я. Маршак) Саквояж – дорожная сумка с застежкой Ответ : диван, картину, картонку, корзину, собачонку, чемодан.
Задание 4: Запишите слова в два столбика :в 1-ый – с оглушением, во 2-й с озвончением. Голубь, восемь, червь, честь, косьба, дождь, календарь, молотьба, сказка, сбежать.
Задание 4: Запишите слова в два столбика : 1- оглушение, 2 - озвончение Голубь косьба червь молотьба дождь сбежать сказка
Задание 5: Выписать 1 предложение и затранскрибировать его. КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ Что нужно сделать, братцы, Чтоб до небес добраться? За стол сначала надо сесть, Тарелку манной каши съесть, Потом в зеленый лес пойти, Большое дерево найти И вверх по крепким сучьям Подняться к белым тучам. А там На тучу встать ногой, Шагнуть на радугу – другой…... И вот Уже нас не достать, И небеса все наши! Но, повторяю, Начинать Нам надо с манной каши. (Л.Кузьмин) [ што нужна зд ’ элат ’/ братцы / штоп да - н ’ иб ’ эс дабраца // ]
Кубок признания
Домашнее задание Составить упражнение (2-3 П) с заданием на изученные правила, заменить точками пропуски букв, написать задание («Рваный текст»). Или 2 . Составить ребус или кроссворд по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....
Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография"
Контрольная работа по русскому языку "Фонетика, орфоэпия,графика, орфография" - 1 курс...
Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)
В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...
Контрольная работа в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Включает в себя текст диктанта и задания к нему , требующие краткого ответа и ответа в несколько предложений. Разработаны критерии оценивания....
Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"
Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....
"Повторение по теме: "Фонетика,Орфоэпия,Графика""
Материал для урока в 5 классе...