Рабочая программа изучения русского языка 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2007. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2011, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2005, для учащихся – Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998. Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp11.docx | 45.07 КБ |
pz_1.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
VI. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе
№ | Тема урока | Тип урока | Дата | Требования к уровню подготовки | Дидактическое оснащение урока | Мониторинг | |||
П | Ф | Коммуникативная компетенция | Языковая компетенция | Правописная компетенция | |||||
1 | Общие сведения о языке | Урок повторения | Знать основные сведения о современном русском языке как функционирующей и развивающейся системе. Уметь выявлять новые явления в русском языке последних лет. | Упр.3-5 Создание текста на лингвистическую тему | Чтение и анализ текстов на стр.3-5 | Упр.10 | Сочинение-миниатюра Д/З: выписать 3 высказывания о русском языке, одно выучить наизусть (упр.2), п. 2 | ||
2 | Текст и его строение. | Урок повторения | Знать признаки и строение текста, функции и строение абзаца. Уметь выявлять признаки текста; определять связи предложений в тексте, тему и основную мысль текста, микротексты и ключевые слова; выделять абзацы; уметь составлять план и пересказывать текст по плану. | Упр.294, 291 Создание текста на лингвистическую тему | Чтение и анализ текстов на стр.141-142, 144 | Упр.295 | Сочинение-миниатюра Д/З:стр.141, упр.290, повторить опорный конспект «Текст и его строение». | ||
3 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и анализ текста (вариант 1) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение -рассуждение | Сочинение –рассуждение Д/З: написать сочинение-рассуждение (вариант 1), план | ||
4 | Практикум по теме «Текст и его строение» | Комбинированный урок | Знать признаки и строение текста, функции и строение абзаца. Уметь выявлять признаки текста; определять связи предложений в тексте, тему и основную мысль текста, микротексты и ключевые слова; выделять абзацы; уметь составлять план и пересказывать текст по плану. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Анализ дидактического материала | Работа с опорным конспектом «Текст» | Упр.293 | Проверочный тест Д/З: Вариант 2(задание С), план | ||
5 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные требования при выполнении заданий. Уметь применять их на практике. | Составление справки о заданиях, распределение заданий по уровню их сложности | Знакомство с заданиями по учебно-методическому пособию Н.А.Сениной | Индивидуальная работа | Индивидуальный опрос Д/З: Вариант 1, упр.23 | ||
6 | Входная контрольная работа | Урок контроля | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | Контрольная работа | Контрольная работа Д/З: составить тесты, вопросы | ||||
7 | Абзац. | Комбинированный урок | Знать признаки и строение текста, функции и строение абзаца. Уметь выявлять признаки текста; определять связи предложений в тексте, тему и основную мысль текста, микротексты и ключевые слова; выделять абзацы; уметь составлять план и пересказывать текст по плану. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тем упр.297 | Стр.146-147 | Упр.297, словарная работа | Д/З: стр.146, упр.298 | ||
8 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и анализ текста (вариант 2) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 2(сочинение) | ||
9 | Подготовка к ЕГЭ (задание 4) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | КИМ Вариант 1 Сборник упражнений №31-53, 84-93 | Работа с опорными конспектами, таблицами | Тесты | Тестовая проверка Д/З: вариант 2 , упр.239 | ||
10 | Типы речи. Повествование. | Комбинированный урок | Знать функционально-смысловые особенности типа речи – повествование; его разновидности, языковые средства, характерные для данного типа речи. Уметь определять данный тип речи, отбирать языковые средства в тексте; составлять тексты типа повествования; осуществлять лингвистический анализ текста. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Создание текста (повествование) по плану на стр.152 | Работа с опорными конспектами, таблицами Стр.149, 151, 152 | Упр.302 | Упр.302 Д/З: стр.149, упр.301 | ||
11 | Подготовка к ЕГЭ (задание 22) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике. | Вариант 1 Упр.249 –выписать СС, указать вид | Работа с опорными схемами, таблицами, конспектами | Мини-тест | Мини-тест Д/З: вариант 2, упражнение по сборнику стр.211-214 | ||
12 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и анализ текста (вариант 3) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 3 (сочинение) | ||
13 | Практикум по теме «Повествование» | Комбинированный урок | Знать функционально-смысловые особенности типа речи – повествование; его разновидности, языковые средства, характерные для данного типа речи. Уметь определять данный тип речи, отбирать языковые средства в тексте; составлять тексты типа повествования; осуществлять лингвистический анализ текста. | Упр.299, 303, 304 | Работа с опорным конспектом «Типы речи. Повествование» Таблица на стр.189, 190 | Упр.299 | Упр.299 Д/З: составить текст, подготовить вопросы по теме, письменно ответить на вопрос «Что я знаю о повествовании» | ||
14 | Подготовка к ЕГЭ (задание 7) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Д/З: вариант 3 (задание А), стр.154-155 – карандашом в сборнике. | |||||
15 | Описание. Анализ текстов из произведений М.А.Шолохова. | Комбинированный урок | Знать функционально-смысловые особенности типа речи – повествование; его разновидности, языковые средства, характерные для данного типа речи. Уметь определять данный тип речи, отбирать языковые средства в тексте; составлять тексты типа повествования; осуществлять лингвистический анализ текста. | Работа с текстом на стр.153, 156 Упр.313, 315 Создание текста на лингвистическую тему. Анализ текстов из произведений М.А.Шолохова (по выбору учащихся). | Работа с опорным конспектом «Типы речи. Описание» Таблица на стр.189, 190 | Анализ текстов из произведений М.А.Шолохова. | Индивидуальный опрос, упр.314 (сочинение-миниатюра) Д/З: стр.153 (учебник), упр.318 | ||
16 | Тестовая проверка. Подготовка к ЕГЭ. | Урок контроля | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Тест | Тест Д/З: составить тест по аналогии заданий из КИМов. | ||||
17 | Подготовка к ЕГЭ (задание 23) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике. | Вариант 2 (зад.23) Упр. 321 | Д/З: вариант 3, стр.184-186 – карандашом в сборнике. | ||||
18 | Рассуждение. | Комбинированный урок | Знать функционально-смысловые особенности типа речи – повествование; его разновидности, языковые средства, характерные для данного типа речи. Уметь определять данный тип речи, отбирать языковые средства в тексте; составлять тексты типа повествования; осуществлять лингвистический анализ текста. | Работа с текстом На стр.164, 169 Создание текста на лингвистическую тему Упр.316-319 | Работа с опорным конспектом «Типы речи. Описание» Таблица на стр.189, 190 | Упр.321 | Упр.321 Д/З: стр.164, упр.318 | ||
19 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и беседа по тексту (вариант 4) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 4 (часть 2), тезисы статьи газеты (по выбору) | ||
20 | Подготовка к ЕГЭ (задание 16-19) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике. | Повторение различных норм русского языка (вариант 2,3) | Различные виды языкового анализа | Мини-тест | Мини-тест Д/З: вариант 4 (задание 16-19), составить вопросы по заданиям | ||
21 | Контрольная работа за первую четверть | Урок контроля | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | Контрольная работа | Контрольная работа Д/З: составить тесты | ||||
22 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Урок повторения | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике; уметь выполнять работу над ошибками | Работа с подобными тестами, создание текста на лингвистическую тему | Различные виды языкового анализа | Мини-тест | Мини-тест Стр.187-189 (сборник – письменно) | ||
23 | Практикум по теме «Типы речи» | Комбинированный урок | Знать функционально-смысловые особенности типа речи – повествование; его разновидности, языковые средства, характерные для данного типа речи. Уметь определять данный тип речи, отбирать языковые средства в тексте; составлять тексты типа повествования; осуществлять лингвистический анализ текста. | Анализ текстов разных типов речи по опорному плану | Работа с опорным конспектом «Типы речи» Таблица на стр.189, 190 | Сочинение-миниатюра, анализ текста с | Сочинение-миниатюра, анализ текста с точки зрения орфографии и пунктуации. Д/З: подобрать тексты различных типов речи, сделать анализ. | ||
24 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и беседа по тексту (вариант 5) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 5 (часть 2) | ||
25 | Тестовая проверка | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, орфографические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Вариант 5-10 (повторение орфографических норм №129-151 | Различные виды языкового анализа | Тест | Тест Д/З: вариант 4 Сборник №152-184 | ||
26 | Сокращение текста. План. Тезисы. | Комбинированный урок | Знать способы сокращения текста, типы сокращения текста: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия. Уметь составлять тезисы статьи, аннотировать статьи о литературных произведениях, рефераты, рецензии; уметь выступать с публичной речью. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.322, 323, 324 | Внимательное чтение и пересказ текста на стр. 170, 173, 175 | Упр.325 | Упр.325 Д/З: стр.170, упр.323 (учебник) | ||
27 | Подготовка к ЕГЭ (задание 4-7) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Вариант 5 Сборник №31-53, 60-65, 129-135, 297-305 | Различные виды языкового анализа | Тест | Тест Д/З: вариант 5-7 (задание 4-7), таблица | ||
28 | Тестовая проверка | Урок контроля | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике. | Вариант 11-15 | Различные виды языкового анализа | Тест | Тест Д/З: вариант 16-19, таблица | ||
29 | Аннотация. Конспект. Тематический конспект. | Комбинированный урок | Знать: способы сокращения текста, типы сокращения текста: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия. Уметь составлять тезисы статьи, аннотировать статьи о литературных произведениях, рефераты, рецензии; уметь выступать с публичной речью. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.327, 329, 331 | Чтение и анализ текста на стр.179, 180, 182, | Упр.326, 328 | Упр.328 (сочинение-миниатюра) Д/З: стр.173,175,179, составить вопросы по данной теме. | ||
30 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и беседа по тексту (вариант 6) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 6 (часть 2) | ||
31 | Подготовка к ЕГЭ | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Вариант 20-25 | Различные виды языкового разбора, работа со схемами и таблицами | Упр. №322-3342 | Упр. №322-3342 Д/З: вариант 8, составить вопросы | ||
32 | Реферат. Рецензия. | Комбинированный урок | Знать :способы сокращения текста, типы сокращения текста: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия. Уметь: составлять тезисы статьи, аннотировать статьи о литературных произведениях; уметь писать рефераты, рецензии; уметь выступать с публичной речью | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему по плану на стр.194 Упр.341, 346, | Чтение и анализ текста на стр.187, 181, 194 | Упр.341 (по данному тексту составить словарный диктант) | Устное сообщение, словарный диктант. Д/З: Работа над рефератом в группах (индивидуальное задание) | ||
33 | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Вариант 7 Сборник №457-461 | Различные виды языкового разбора, работа со схемами и таблицами | Сборник №457-461 | №457-461 Д/З: упр.286, вариант 1 | |||
34 | Тестовая проверка | Урок контроля | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Различные виды языкового разбора, работа со схемами и таблицами | Тест | Тест Д/З: стр.164-166 (в сборниках – письменно), составить вопросы. | |||
35 | Защита рефератов. | Комбинированный урок | Знать способы защиты рефератов. уметь выступать с публичной речь | Защита рефератов по группам (упр.330) | Реферат | Реферат Д/З: стр.179 (учебник), написать конспект, составить вопросы, выучить таблицу | |||
36 | Подготовка к ЕГЭ (задания 22-24) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике. | Сборник стр.211-214 (текст №1) Вариант 5 | Текст №1 | Текст №1 Д/З: вариант 10,11 составить вопросы по текстам. | |||
37 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Чтение и беседа по тексту (вариант 6) | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 6 (задание С) | ||
38 | Стили речи. Научный стиль. Лексические особенности научного стиля. | Комбинированный урок | Знать понятие «стиль», факторы, влияющие на формирование и функционирование стиля; определение научного стиля и его лексические особенности. Уметь определять научный стиль по его ведущей функции; проводить анализ текста с точки зрения его стилистической принадлежности; выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию; уметь отличать и создавать тексты научного стиля. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему (стр.195-196) Составить вопросы по стр.201-203 Упр.353, 360, 367 | Работа с опорным конспектом «Стили речи. Научный стиль» Таблица на стр.191, 192 Чтение и анализ текста на стр.195-196, 201-203 | Упр.355-358, 363-365 | Упр.355, 363, 358 Д/З: стр.195, 201 (учебник), упр.353 | ||
39 | Тестовая проверка | Урок контроля | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Вариант 9 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Д/З: составить тесты, письменно ответить на вопрос «Какие сложности у меня возникают при написании сочинения-рассуждения» | ||
40 | Морфологические особенности научного стиля. | Комбинированный урок | Знать основные морфологические особенности научного стиля. Уметь находить их в тексте. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую по упр.377 | Чтение и анализ текста на стр.216 | Упр.378 (составить словарный диктант, графически объяснить постановку знаков препинания) | Упр.378 Д/З: стр.217 (учебник), упр.380 (у), 381 | ||
41 | Подготовка к ЕГЭ (задания 4-7) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Вариант 26 -28 Задания из сборника, разбор вопросов по тестам | Различные виды языкового разбора | Мини-тест | Мини-тест Д/З: вариант 7, упр.291 (пособие) | ||
42 | Синтаксические особенности научного стиля. | Комбинированный урок | Знать основные синтаксические особенности научного стиля. Уметь находить их в тексте. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему по вопросам упр.379, по вопросам на стр.222 Анализ схемы из упр.380 | Чтение и анализ текста на стр.217 | Упр.381 (мини-изложение) | Упр.381 (мини-изложение ) Д/З: стр.207 (учебник), упр.356, 357 | ||
43 | Подготовка к контрольной работе (по сборникам подготовки к ЕГЭ) | Урок повторения | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | Работа с заданиями из КИМов Н.А.Сениной | Различные виды языкового разбора | Тесты | Тесты Д/З: Упр.295 (пособие), составить вопросы по тестам, анализ тестов | ||
44 | Контрольная работа за первое полугодие. | Урок контроля | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | Контрольная работа | Контрольная работа Д/З: составить тесты | ||||
45 | Работа над ошибками. | Урок повторения | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике; уметь выполнять работу над ошибками | Работа с подобными тестами, создание текста на лингвистическую тему «Какие сложности у меня возникают при выполнении заданий» | Различные виды языкового анализа | Мини-тест | Мини-тест Стр.187-189 (сборник – письменно) | ||
46 | Научный стиль речи. Повторительно-обобщительный урок. | Комбинированный урок | Знать понятие «стиль», факторы, влияющие на формирование и функционирование стиля; определение научного стиля и его лексические особенности. Уметь определять научный стиль по его ведущей функции; проводить анализ текста с точки зрения его стилистической принадлежности; выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию; уметь отличать и создавать тексты научного стиля. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему «Научный стиль и его значение» | Чтение и анализ текста на стр.201-217 | Сочинение-миниатюра | Сочинение-миниатюра Д/З: стр.222 (учебник), упр.382, составить вопросы. | ||
47 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике. | Вариант 8 Анализ текста №2 (стр.214-217) | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Текст №2 | Текст №2 Д/З: упр.417-430 (сборник) – письменно | ||
48 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Урок подготовки к ЕГЭ | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Вариант 8 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 7 (задание С) – составить текст, тесты | ||
49 | Публицистический стиль речи. Его основные признаки. | Комбинированный урок | Знать понятие «стиль», факторы, влияющие на формирование и функционирование стиля; определение публицистического стиля и его лексические особенности. Уметь определять публицистический стиль по его ведущей функции; проводить анализ текста с точки зрения его стилистической принадлежности; выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию; уметь отличать и создавать тексты публицистического стиля. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.383 – 1-я часть (составить вопросы по упражнению) | Чтение и анализ текста на стр.223-224 | Сочинение-миниатюра | Сочинение-миниатюра Д/З: стр.223-224, упр.383(2) | ||
50 | Простое предложение и его грамматическая основа. Подготовка к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Текст №3 (стр.217-219) Вариант 9 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Текст 3 | Текст 3 Д/З: Вариант 10 (задание В) | |||
51 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Текст на стр.214 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Д/З: вариант 8 (часть 2) – составить текст | |||
52 | Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности. | Комбинированный урок | Знать лексические и синтаксические особенности публицистического стиля. Уметь находить их в тексте; уметь создавать тексты публицистического стиля, сохраняя все особенности. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.406, 405 | Чтение и анализ текста на стр.223-224, 231-236 | Упр.384, 385 | Упр.384, 385 Д/З: стр.231-236, Упр.407 | ||
53 | Однородные члены предложения и пунктуация при них. Подготовка к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ заданий части 1 Работа в парах | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Мини-тест | Мини-тест Д/З: составить тест для проверки | |||
54 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Текст на стр.217 Анализ варианта 9 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Д/З: вариант 9 (часть 2) – составить текст, тесты | ||||
55 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк. | Комбинированный урок | Знать определение путевого очерка, его особенности. Уметь определять путевой очерк и самостоятельно создавать тексты данного жанра. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.409,410, 411 | Чтение и анализ текста на стр.243-244 | Упр.411 (задание 4-7) | Упр.411 (задание 4-7) Д/З: стр.243-244, упр.408 | ||
56 | Тестовая проверка | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Самостоятельная работа | Тест | Тест Д/З: вариант 11 (часть 1) | ||||
57 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Анализ варианта 10, текст на стр.219 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Текст на стр. 219 | Текст на стр. 219 Д/З: вариант 10 (часть 2) – составить текст, тесты | |||
58 | Портретный очерк. РК. Портретный очерк об интересных людях, живущих в нашей местности. | Комбинированный урок | Знать определение портретного очерка, его особенности. Уметь определять портретный очерк и самостоятельно создавать тексты данного жанра. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.413, 414, 417 | Чтение и анализ текста на стр.252-253, 256 | Упр.414 (1,2) | Упр.414 (1,2) Д/З: упр.416 или419 – на выбор | ||
59 | Однородные члены предложения. Подготовка к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ варианта 10 Упр.№140-156) | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тест | Тест Д/З: вариант 11 (часть 1) | |||
60 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка варианта 10, анализ варианта 11 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Д/З: вариант 11 (часть 2) – составить текст, тесты | |||
61 | Проблемный очерк. РК. Очерки о проблемах экологии нашего края. | Комбинированный урок | Знать определение проблемного очерка, его особенности. Уметь определять проблемный очерк и самостоятельно создавать тексты данного жанра | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.422-424 | Чтение и анализ текста на стр.258 | Упр.425 | Упр.425 Д/З: написать очерк о проблемах экологии нашего края | ||
62 | ССП и знаки препинания в них. Подготовка к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Вариант 12, стр.220-221 (текст 4) | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Текст №4 | Текст №4 Д/З: вариант 12 (часть 1) | |||
63 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка варианта 12 Анализ текста варианта 13 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Д/З: вариант 13 – составить текст | ||||
64 | Устное выступление. Доклад. | Комбинированный урок | Знать особенности устного выступления. Уметь выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.428, 430, 431 | Стр.259-262, 269-272 - чтение и анализ | Упр.429 (1-6) | Упр.429 (1-6) Д/З: упр.436, или 437, или 438, – на выбор | ||
65 | СПП и знаки препинания в них. Подготовка к ЕГЭ | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка; определение СПП и правила постановки знаков препинания. Уметь применять их на практике | Вариант 11 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Упр. №250-296 | Упр. №250-296 Вариант 12, работа над ошибками в.11 | |||
66 | Предложения с прямой и косвенной речью. Подготовка к ЕГЭ | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Вариант 13 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тест | Тест Д/З: 2 варианта. | |||
67 | Интервью. РК. Интервью с интересными людьми нашей местности. | Комбинированный урок | Знать особенности устного выступления. Уметь выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.440 – устная работа, анализ плана, схемы | Стр.259-262, 269-272 - чтение и анализ | Упр.439 | Упр.439 Д/З: упр. 440 | ||
68 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.13 Работа с текстом в.14 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Д/З: вариант 14 составить текст | ||||
69 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Вариант 12 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Словарный диктант | Словарный диктант Д/З: работа над ошибками в.12 | |||
70 | Дискуссия. | Комбинированный урок | Знать особенности устного выступления. Уметь выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию. | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.441, 442 | Стр.273-274 – чтение и анализ | Упр.442 (4-8) | Упр.442 (4-8) Д/З: упр.444, 445 | ||
71 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.14 Работа с текстом в.15 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Д/З: вариант 15 (часть 2) – составить текст, тесты | ||||
72 | Художественный стиль. Синтаксические особенности художественного стиля. | Комбинированный урок | Знать понятие «стиль», факторы, влияющие на формирование и функционирование стиля; определение художественного стиля и его лексические особенности. Уметь определять художественный стиль по его ведущей функции; проводить анализ текста с точки зрения его стилистической принадлежности; выступать с докладом, используя приём ораторского искусства, интервьюировать; вести дискуссию; уметь отличать и создавать тексты художественного стиля | Работа с текстом Создание текста на лингвистическую тему Упр.485-484 | Чтение и анализ текста на стр.310-312 | Упр.501, упр.571, 572 | Упр.572 Д/З: упр.575, 576 | ||
73 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ заданий варианта 13 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Мини-тест | Мини-тест Д/З: вариант 14 | ||
74 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ заданий варианта 14 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Мини-тест | Мини-тест Д/З: вариант 15 | ||
75 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ заданий варианта 14 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Мини-тест | Мини-тест Д/З: вариант 15 | ||
76 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ заданий варианта 15 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Мини-тест | Мини-тест Д/З: подготовка к контрольной работе | ||
77 | Контрольная работа за 3 четверть. | Урок контроля | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | КИМ | Контрольная работа | Контрольная работа Д/З: составить тесты | |||
78 | Работа над ошибками | Урок работы над ошибками | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | КИМ Работа в парах | Различные виды языкового разбора | Работа над ошибками | Мини-тест Д/З: составить тесты | ||
79 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Комбинированный урок | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.14 Работа с текстом в.15 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 15 (часть 2) – составить текст, тесты | ||
80 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ вариантов 14, 15 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: вариант 17,18 | ||
81 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ вариантов 16-18 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 19, 20 | ||
82 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Комбинированный урок | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.15 Работа с текстом в.16 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 16 | ||
83 | Тестовая проверка (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | №31-№ 461 – по выбору | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: вариант 19 | ||
84 | Тестовая проверка (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Текст №5 (1 вариант), текст №4 (2 вариант) | Различные виды языкового анализа. Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: вариант 22,23 | ||
85 | Тестовая проверка (часть 2) | Комбинированный урок | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Текст на стр.222 – 1-ый вариант, текст на стр.219 – 2-ой вариант. | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: варианты 21, 22 | ||
86 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ вариантов 17,18 Анализ вариантов 19, 20 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 21, 22 | ||
87 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ вариантов варианты 19 -21 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 24, 25 | ||
88 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Комбинированный урок | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.17 Работа с текстом в.18 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 18 | ||
89 | Контрольная работа за курс 11 класса | Урок контроля | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Тесты | Тесты Д/З: варианты 26, 27 | ||||
90 | Анализ контрольной работы | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ вариантов | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 25, 26 | ||
91 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Комбинированный урок | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.18 Работа с текстом в.19 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: вариант 19, 23 | ||
92 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ вариантов 24, 25 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 28, 29 | ||
93 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ вариантов 23, 27 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 26, 27 | ||
94 | Подготовка к ЕГЭ (часть 2) | Комбинированный урок | Знать основные способы написания сочинения-рассуждения по тексту. Уметь применять их на практике. | Проверка в.19 Работа с текстом в.20 | Работа с опорным планом-схемой «Как писать сочинение-рассуждение по тексту» | Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение Д/З: варианты 24, 25 | ||
95 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | КИМ ( часть 1) | Контрольная работа | Контрольная работа Д/З: составить тесты | |||
96 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике. | КИМ (часть 1) Работа в парах | Различные виды языкового разбора | Работа над ошибками | Мини-тест Д/З: составить тесты | ||
97 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические, морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять их на практике | Анализ вариантов 26, 27 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: вариант 30 | ||
98 | Подготовка к ЕГЭ (часть 1) | Комбинированный урок | Знать: способы образования слов, части речи, виды подчинительной связи в словосочетаниях, виды простых и сложных предложений, языковые средства выразительности. Уметь применять свои знания на практике | Анализ вариантов 26.29 | Различные виды языкового анализа Работа с опорными таблицами | Тесты | Тесты Д/З: варианты 27, 28 |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2007. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2011, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2005, для учащихся – Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998. Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители:А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова).
II. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника.Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.Курс русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языкурешаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач:
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
III. Место учебного предмета
Согласно действующему учебному плану МБОУ Ново-Лакедемоновская СОШ и образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновская СОШ в 11 классе предполагается обучение в объёме 3 часа в неделю; 102 часа в год. В связи с государственными праздниками : 23 февраля, 8 марта, 2 мая, 9 мая – по факту рабочая программа рассчитана на 98 часов.
IV. Содержание программы
Общие сведения о языке.
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм..
Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию (16+3!ч).
Повторение изученного о тексте. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Обучение написанию части 2 (сочинения на ЕГЭ), части 1.
Проблема текста. Комментарий текста. Определение позиции автора в тексте. Аргументация высказывания. Естественные и искусственные доказательства. Композиция сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Публицистический стиль речи
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
V. Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | |
П | Ф | ||
1. | Введение | 1 | |
2 | Синтаксис и пунктуация. | 6 | |
3 | Текст. Типы речи. Стили речи. | 26 | |
4. | Подготовка ЕГЭ | 65 |
VII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
- Разные типы словарей.
- .А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование 11», Волгоград, издательство « Учитель»
- Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
- Библиотечка газеты « Первое сентября».
10.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
11. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
12.Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
14. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
15. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
17. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
18. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
19. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.-М., 1999
Литература для учащихся
- Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб.пособие для общеобразовательных учебных заведений(10-11 кл.). – М., 1996.
- Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка:Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
VIII. Результаты освоения курса в 11 классе.
Учащиеся должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа изучения русского языка 6 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авто...
Рабочая программа изучения русского языка 7 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) , Программы по русскому языку для 5-9 классов (авт...
Рабочая программа изучения русского языка 11 класс
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2007. Авторы А.И. Власенков, Л...