Подготовка к ОГЭ по русскому языку
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему

Попова Оксана Владимировна

Шаги к успеху

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_oge.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Часть 1.

Содержание ОГЭ по русскому языку.  

Критерии оценивания экзаменационной работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Экзамен традиционно состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий:

  • Первая часть включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
  • Вторая часть экзаменационной работы включает 13 заданий с выбором ответа и задания с кратким ответом. Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
  • Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на  основе того же текста (из части 2). Приступая к третьей части  работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Рассмотрим подробно критерии оценки всех этапов основного государственного экзамена.

Критерии оценивания изложения

Таблица №1

Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 2 микротем.

0

ИК2

Наличие сжатия исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или  не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Таким образом, максимальное количество баллов по критериям оценивания изложения, которое можно получить, правильно выполнив  задание первой части экзаменационной работы (без учета грамотности), - 7.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным. Но существуют некоторые нюансы: если текст, предлагаемый для сжатого изложения, - рассуждение, то во втором тексте могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. Задания проверяют базовые знания по лексике, морфемике, орфографии, пунктуации, синтаксису. В части 2 содержатся вопросы по анализу содержания текста, которым уделяется пристальное внимание как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

За каждое правильно выполненное задание второй части работы экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за 13 тестовых заданий второй части работы, - 13.

Часть 3(15.1, 15.2, 15.3) включает сочинение на лингвистическую тему.

Критерии оценивания задания 15 (1; 2; 3) приведены в следующей таблице:

Таблица №2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (15.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущено две и более фактические ошибки,

связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или

дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,

верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,

но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста,

не указав его роли в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью

изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения

текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С1К1С1К4

9

 

Необходимо обратить внимание учеников на то,  что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).

Критерии оценивания задания 15.2

Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по критериям, которые представлены в таблице №3:

Таблица №3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

тему, связанную с анализом текста (15.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания

фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания

фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента,

которые соответствуют объяснению содержания данного

фрагмента

3

Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент,

который соответствует объяснению содержания данного

фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из

прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,

объясняющего содержание данного фрагмента, или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента

данную в задании цитату или её часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность

изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении

текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

С2К1С2К4

9

Первый критерий оценивания сочинения-рассуждения на

тему, связанную с анализом текста

Так же, как и при оценивании задания 15.1, следует обратить внимание учащихся на то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов. Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).

Критерии оценивания задания 15.3

Ответ на задание 15.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по критериям, представленным в таблице №4.

Таблица №4

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его   

2

Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения   

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность работы   

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4  

9

Снова обращаем внимание учеников на то, что если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи, как было уже сказано, оцениваются отдельно (таблица 5).

Таблица 5

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более

одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более

двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также

в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или

употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала

или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4

10

Необходимо помнить, что при оценке грамотности  следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то изменяются и критерии оценивания.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.

За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметки

Баллы

Примечания

«5»

34 – 39

 

из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

«4»

25 – 33

из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

«3»

15 - 24

«2»

0 - 14

Часть 2.

Сжатое изложение. Основные приёмы сжатия текста  

Первая часть экзаменационной работы – написание сжатого изложения.

     Самый распространённый вид работы, с которым сталкиваются школьники на уроках, - это пересказ. Он может быть как устным, так и письменным. Параграфы из учебников, отрывки из энциклопедий, научных и критических статей, главы из художественных книг ученики передают «своими словами», излагая при этом чаще всего не дословную передачу содержания, а главную, существенную информацию. Умение сжато выражать свои мысли свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьника, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста необходимы для успешного продолжения образования в старших классах и вузе.

      Как показывает практика, в жизни гораздо важнее запоминать текст осмысленно, т.е. воспринимать, анализировать и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Именно поэтому разработчики ОГЭ, отказавшись от подробного изложения на экзамене, отдали предпочтение сжатому изложению.

      Для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру. Знание структуры текста помогает правильно выделить главную информацию и предать её, сохранив при этом логику авторской мысли. Чем проще для слушателя структура текста, тем легче пересказать его сжато.

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

Таким образом, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.

Безусловно, обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса и не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе.

Для того чтобы приступить к написанию сжатого изложения, необходимо знать алгоритм сжатия текста:

  1. Первое прослушивание текста. Восприятие на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
  2. Запись плана или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).
  3. Второе прослушивание текста. Уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
  4. Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени компрессии и получить необходимый объем.
  5. Проверка черновика: отдельно проверяем речь, отдельно - орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.
  6. Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, и итоговая проверка.

Не менее важный момент при обучении сжатому изложению – это знание  учащимися этапов работы с текстом:

  1. этап. Определение темы текста.
  2. этап. Формулировка идеи текста.
  3. этап. Определение структуры текста.
  4. этап. Выделение микротем текста как частей общей темы.
  5. этап. Моделирование сжатого изложения.

Чтобы более чётко представить все этапы работы с текстом, приведём пример обучающей работы. Несмотря на то, что на экзамене ученики должны будут воспринимать текст на слух, на начальных этапах обучения сжатому изложению целесообразно работать с текстом, который будет у них перед глазами. Обучающимся раздаются листы с текстом, или текст проецируется на экран.

Первый этап работы с текстом – определение темы текста.

Учащимся предлагается задание:

Задание1. Прочитайте текст. Определите, о чем он. Определите стиль и тип речи.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье... Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

Прочитав текст, учащиеся дают свои ответы:

Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи - рассуждение.

После того как отработан первый этап, переходим ко второму: формулировка идеи текста.

Учащимся предлагается следующее задание.

Задание 2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

Возможные следующие варианты ответов: Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.

Третий и четвертый этапы работы с текстом: определение структуры текста и выделение микротем текста как частей общей темы.

Даём учащимся следующее задание:

Задание 3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.

Выполняя задание, дети работают самостоятельно. В результате у них получается следующая работа:

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20слов)

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье...(81 слово)

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. (19 слов)
Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов)

(По Л. Корочкину)

Первая микротема:

Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Вторая микротема:

Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны.

Третья микротема:

Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

Четвертая микротема:

Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

Пятая микротема:

Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

После того, как микротемы выделены, текст разбит на абзацы, можно применить прием активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В этом нам поможет следующее задание: составить синквейн по тексту.

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Вот что мы можем получить в результате выполнения этого задания: 

Кошка.
Загадочная, таинственная.
Привлекает, радует, успокаивает.
Нужно завоевать доверие кошки.
Животное.

Пятый этап работы с текстом - моделирование сжатого изложения.

Прежде чем перейти к этому этапу, следует вспомнить приёмы сжатия текста:

 - обобщение частной информации;

- исключение второстепенной информации.

Передавая содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением, мы обобщаем частную информацию. Всё, что напрямую не относится к сути высказывания, мы исключаем из текста.

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приёмах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Только регулярные упражнения помогут его выработать.

Рассмотрим приёмы сжатия и выполним упражнения на исключение второстепенной и обобщение частной информации.  

Упражнения на исключение второстепенной информации

На начальном этапе прослушивания текста ученики занимаются исключением второстепенной информации: во время первого прослушивания текста они мысленно исключают из него доказательства и примеры, а записывают только тезисы.

Вновь обратимся к тексту, с которым мы уже работали, и выполним упражнения на исключение второстепенной информации.

Учащимся предлагаются следующее задание:

В каждом абзаце назвать однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.

Учащиеся называют близкие по смыслу слова и словосочетания:

  • дикость и самостоятельность;
  • самостоятельные, независимые;
  • ласковы и привязчивы;
  • характер их полон тайн и загадок;
  • грациозны и пластичны её движения;
  • внимание и отношение к ним человека,
  • они испытывают доверие и подчиняются командам,
  • относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;
  • кошка боится человека или неприязненно относится к нему;
  • поведением и отношением к ней завоевать её доверие,
  • привязанность и любовь;
  • относиться с уважением и терпением.

В результате такой работы учащиеся оставляют в предложении только то слово или словосочетание, которое нам больше нравится.

Сравним:  Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. - Прожив рядом с человеком тысячелетия, кошка сохранила очаровательную дикость маленькой пантеры.

Как видим, смысл предложения не изменился, зато оно сократилось.

Кроме того, в тексте есть предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста, например:

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Выполнив данную работу, учащиеся приходят к выводу, что, исключая второстепенную информацию, мы сокращаем текст.

Упражнения на обобщение частной информации

Работая с текстом, учащиеся определяют, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения.

Кошка... Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. (20 слов)

Применяя приёмы исключения и обобщения, получаем следующее:
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры (10 слов). (Таким образом, мы объединили 3 простых предложения в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Сравним два предложения:

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость

Кошки привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (мы сократили количество слов, заменив два простых предложения одним сложноподчиненным).

Сократим два предложения слиянием в одно простое с однородными сказуемыми:

Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок.(8 слов)

Кошки умны и загадочны (3 слова). 

Работая над сжатием текста, мы также можем заменить ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием.

Например:

  •  Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё.
  •  Не всегда легко идут на контакт с человеком  контактируют.
  •  Очень явно  чутко, сильно.
  •  Это животное  её.
  •  самым элементарным вещам  самому элементарному.
  •  К одному они испытывают полное доверие – доверяют.

В результате работы над сжатием получился следующий текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слова)

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов)

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов)

Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)

Всего 118 слов

Таким образом, текст в 250 слов был сжат до 118 слов.

После того как изложение смоделировано, необходимо осуществить проверку. Для этого наметим ряд вопросов, которые необходимо обсудить с учениками:

  • Все ли ключевые слова в сокращенном тексте употреблены?
  • Точно ли передано содержание всех микротем?
  • Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)
  • Сколько слов получилось в сжатом тексте? (118 слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)
  • Оценить работу в соответствии с экзаменационными критериями. (Целесообразно будет раздать листы “Бланк ответов” учащимся, чтобы они сами смогли оценить свои работы, поставить баллы, выполняя роли экспертов)

Итак, оценим нашу работу  по критериям оценивания изложения

ИК1  Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2 балла)

ИК2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3 балла)

ИК3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2балла)

Работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7

Таким образом учащиеся могут с уверенностью сказать, что  они успешно справились с заданием!  

Часть 3.

Вторая часть экзаменационной работы:

задания с выбором ответа и кратким ответом. Организация повторения орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах

Вторая часть экзаменационной работы состоит из 13 заданий и проверяет базовые знания по лексике, морфемике, орфографии, пунктуации, синтаксису.

Цель этих вопросов – проверить, как учащиеся за время обучения в 5-9 классах овладели основами грамматики, пунктуационными, орфографическими и речевыми нормами русского языка.

Перечень элементов содержания, проверяемых на общем государственном экзамене по русскому языку, приводится в кодификаторе – нормативном документе, являющемся основой для составления контрольных измерительных материалов (КИМов). Составители контрольных измерительных материалов утверждают, что содержание заданий «не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5-9-го классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к этому экзамену». Однако учителю следует обратить внимание на принципиальные отличия привычных заданий от тех, с которыми ученики встретятся на экзамене. В экзаменационных заданиях Части 2 проверяется умение объяснить то или иное написание, постановку того или иного знака препинания, умение найти слово или предложение, написание которого объясняется именно так, как сказано в задании. Материалы содержат текст, в котором не пропущено ни одной буквы, ни одного знака. Традиционная же система упражнений направлена на освоение практической грамотности, поэтому мы обычно предлагаем ученикам вставить в текст пропущенные буквы и знаки препинания, выбрать верный вариант написания слова, исправить ошибки.

И хотя практическая грамотность для нас важнее, чем умение найти в тексте слово с нужной орфограммой, всё же необходимо познакомить учеников с тренировочными вариантами экзаменационных работ.

Обратимся к тому же тексту, который использовали при обучении сжатому изложению. Такое задание целесообразно будет предложить ученикам в качестве домашней работы после того, как написали сжатое изложение.

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

    (1)Кошка…(2) Трудно назвать более загадочное домашнее животное.(3) Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.
  (4) Чем же кошки нас привлекают?  (5)  Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком.  (6)  Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. (7) Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. (8) Кошки умны. (9) Характер их полон тайн и загадок. (10) Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…
   (11) Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. (12) К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. (13) Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. (14) Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. (15) Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь.
 (16) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие.
 (17) Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

(По Л. Корочкину)

Задания по типу ОГЭ могут быть следующими:

  1. Из предложений 2-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих и ц».
  2. Из предложения 15-16 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.
  3. Из предложений 9 -10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса ЕНН».
  4. Из предложений 11-12 выпишите словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.
  5. Замените словосочетание очарование во взгляде (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
  6. В предложении 6 подчеркните грамматическую основу, укажите тип сказуемого.
  7. В 1 абзаце укажите номера односоставных предложений, определите их вид.
  8. Объясните постановку запятой в предложении 3.
  9. В приведенном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения

Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость,(1) хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком.   Самостоятельные, (2)независимые, (3)кошки в то же время ласковы и привязчивы.  Но общеизвестно, (4)что они обычно больше привыкают к дому, (5)чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем,(6) кто не держал дома кошку,(7)трудно представить, (8)сколько в ней таинственной прелести,(9) как грациозны и пластичны её движения,(10) сколько очарования во взгляде,(10) как успокаивает её мелодичное мурлыканье…

  1. В предложении 11 определите вид придаточного, укажите средство связи предложений в сложноподчиненном предложении.
  2. Верно ли утверждение, что запятая в приведенном ниже предложении соединяет 2 простых предложения в состав сложноподчиненного предложения?

К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы.

  1. Укажите количество грамматических основ в приведенном ниже предложении, грамматические основы выпишите.

Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…

  1. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение с соподчинением придаточных, напишите номер этого предложения.

Повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах.

Основная подготовка к экзамену проводится в 8-9 классах. Программа по русскому языку в этих классах направлена на изучение синтаксиса и пунктуации, но необходимо поддерживать и орфографические навыки. В соответствии с уровнем и другими особенностями класса необходимо решить, какие разделы можно повторить бегло, а на каких следует остановиться подробнее.

Организуя повторение орфографии, стоит обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, повторение орфографических правил должно проводиться на новом уровне: можно обобщить, свести в большие таблицы правила, которые раньше изучались по отдельности. Во-вторых, важно продумать, как организовать повторение, сочетая синтаксические и орфографические темы. Наконец, учесть, что к одним и тем же орфограммам, особенно трудным, необходимо обращаться регулярно.

Вот, например, как предлагают спланировать изучение нового и повторение изученного в 8-м классе составители курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: методика и практика» (Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю. Шувалова):

  • Типы связи слов в словосочетании и чередование гласных в корне.
  • Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи.
  • Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ.
  • Односоставные предложения и правописание личных окончаний глаголов.
  • Знаки препинания при вводных словах и правописание наречий.
  • Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий, а также других частей речи; правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени.

      Как показывает опыт, повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации  очень важно проводить на каждом уроке, так как без систематической работы орфографические навыки разрушаются.

      Несмотря на то, что в самом начале изучения курса русского языка в 8-9 классах, в программе предусмотрены отдельные часы для повторения изученного в 5-8 классах, прекратить на этом работу по орфографии невозможно. Должно быть систематическое комплексное и целенаправленное повторение.

       Прежде чем приступить к повторению, необходимо выявить уровень орфографической грамотности учащихся, чтобы оказать "скорую помощь" в ликвидации орфографических пробелов. Эффективной формой в этом случае является тестовая проверка. Она позволит существенно увеличить объем проверяемого материала и поможет учителю составить программу ликвидации орфографической неграмотности школьников.

Способы организации повторения могут быть самыми разными: это словарные диктанты, которые учитель обычно проводит в начале урока; тестовые задания, не только проверяющие уровень знания материала, но и  акцентирующие внимание учащегося на трудных вопросах; выполнение упражнений, сочетающих синтаксические и орфографические темы. В настоящее время очень актуальна дистанционная форма работы. На различных образовательных порталах в сети Интернет можно встретить огромное количество онлайн-тестов, дидактических игр, веб-квестов, олимпиадных заданий, которые помогут учащимся укрепить свои теоретические и практические знания и восполнить пробелы. Всё это ученики могут выполнять самостоятельно в качестве домашнего задания.    

      Как показывает практика, наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.

В качестве примера ученикам можно предложить следующее упражнение:

Вставьте попущенные буквы. Спишите, согласуя причастия с существительными и расставляя знаки препинания.  

Высится кам..ная плотина (сдерживающий) напор бурной реки. С особ..ным

чувством смотрю на (кипящий, волнующийся) воду. Необ..ятная сила сокрыта в стремительно(свергающийся) с высоты потоке. Мы возвраща..мся в усадьбу красиво (заросший) тропинкой. Много новых трещин (наполненный) водой образовалось в (разрушившийся) от солнечных лучей льду.

(И.Соколов-Микитов)

Выполняя подобного рода упражнение, ученики повторяют тему «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий» и закрепляют тему «Обособленные определения».

Разберём первое предложение из упражнения:

Высится каменная плотина, сдерживающая напор бурной реки.

(Это простое  предложение, оно осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запятая в предложении ставится, так как причастный оборот стоит после определяемого слова плотина. В слове каменная напишем две Н, так как это прилагательное образовано от имени существительного камень, одна Н входит в корень, другая является суффиксом).

Рассмотрим еще один пример комплексного упражнения:

Учащимся дается задание:

Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Укажите, каким способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами?

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать (медвеж..нок), (рыболовный) крюч..к, (холщ..вый) меш..к, ноч..вка (в) (лес).

Сначала обращаем внимание на пропуски в словах и отвечаем вопрос, заданный в упражнении: написание слов с пропущенными буквами основано на правиле «Гласные после шипящих». Вспоминаем, что после шипящих в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с е, а буква о пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с е, а также в заимствованных словах в ударных и безударных слогах.

Переходим к выполнению самого задания, получаем:

Громким шёпотом – в данном словосочетании существительное  шёпотом является главным,  шёпотом (каким?) громким – это зависимое слово – прилагательное,  способ связи слов в словосочетании - согласование; в слове шёпотом в корне напишем букву ё, т.к. гласная находится в ударном положении,  можно подобрать однокоренное слово с е – шептать.

Шорох деревьев - Шорох – главное слово-  существительное+ деревьев – зависимое слово - существительное, способ связи – управление; в слове шорох напишем букву о, т.к. нельзя подобрать однокоренное слово с е.

Итак, выполняя такое комплексное упражнение, мы одновременно повторяем правописание гласных после шипящих, вспоминаем части речи, а также тренируемся в определении способов связи слов в словосочетании.

Анализируя материал учебно-тематических комплектов для 8-х и 9-х классов по русскому языку, можно сделать вывод, что авторы всех УМК уделяют большое внимание повторению орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации.

А это очень облегчает задачу подготовки к экзамену.

Часть 4.

Сочинение - рассуждение

Третья часть работы (15) подразумевает выполнение творческого задания, в рамках которого выпускник должен написать сочинение-рассуждение на  основе того же текста (из части 2). Приступая к части 3 работы, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.

Для того чтобы иметь чёткое представление о третьей части работы, рассмотрим задания 15.1, 15.2, 15.3 из Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Познакомившись с заданиями, задаёмся вопросом: как лучше организовать подготовку к выполнению третьей части экзамена?

В-первых, обязательно акцентируем внимание детей на типах речи.  Вспоминаем, что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Во-вторых, знакомим учащихся со структурой построения сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения:  

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

В-третьих, предлагаем учащимся следующий план подготовки к выполнению задания:

  1. Прочтите текст 2-3 раза.
  2. Выделите основную мысль автора (часто основная идея находится в выделенном фрагменте).
  3. Своими словами опишите замысел автора (избегайте ошибок и потери смысла текста).
  4. Подчеркните мысленно фразы в тексте, которые выделяют мнение автора.
  5. В основной части приведите 2 аргумента из прочитанного текста.
  6. Сформулируйте вывод - обобщение информации, описанной ранее.

Огромную и незаменимую помощь при подготовке к написанию сочинения-рассуждения могут оказать речевые клише.

Рассмотрим клише для сочинения 15.3.

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

  • На мой взгляд, человечность - это...
  • По моему мнению, человечность - это...
  • Мне кажется, что человечность - это... 
  • Я думаю, что человечность - это... 
  • Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

  • Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... 
  • В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
  • В предложении № ... автор говорит о том, что... 

3. Аргумент 2

  • Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...
  • В жизни мы часто наблюдаем... 
  • Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

  • Таким образом,
  • Следовательно,
  • Итак,
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • Хотелось бы ещё раз подчеркнуть
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод 

Итак, все основные вопросы, которые так необходимы  при написании сочинения-рассуждения, рассмотрены, и учащиеся могут приступать к написанию своей творческой работы. Сначала - на черновике, а после тщательного редактирования текста перепишут работу на чистовик.

В заключение хочется сказать, что, обучая школьников русскому языку, необходимо находить новые методические решения, акцентировать внимание на том, что раньше казалось необязательным, организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она привела к победе ученика, а значит, и его учителя.

Желаем вам плодотворной работы, а вашим выпускникам успешной сдачи экзаменов! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...