Рабочая программа по литературе к учебнику Д.Ланина 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №29»
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
для 7 класса
на 2017-18 учебный год
Неверовой Л.А.,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Тамбов, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации № 273 «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями).
- Основной образовательной программы МАОУ «Лицей №29», утверждена приказом от 28.08.2015 №126.
программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. 2016 года..
В программе реализуются идеи Стандарта полного (общего) образования по литературе и полностью охвачен минимум литературного образования. Предполагается, что не входящие в минимум литературного образования произведения учитель может заменить или пропустить, исходя из конкретных особенностей учебного процесса, а также важнейшие цели литературного образования:
- воспитание любви и привычки к чтению;
- приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы;
- формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса современных читателей, их потребность в творческом самовыражении.
Программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю решать следующие задачи:
- приобщать учащихся к миру литературы;
- формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова;
- развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников.
Очевидной новизной является активное использование Интернета в процессе формирования читательской деятельности — не только в качестве источника информации, но и как стимула к изучению литературы, что позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции ее развития, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей.
Специфика программы заключается также в ее нацеленности на включение ученика в современный литературный процесс — в качестве читателя или (по мере способностей и желания) участника. Новые информационные технологии, особенно Интернет, позволяют каждому желающему школьнику увидеть свои тексты опубликованными. Вместе с тем тексты, написанные тысячами и тысячами различных авторов, становятся настоящим валом, захватывающим современного читателя и ставящим его перед необходимостью самостоятельно выстраивать свой круг чтения.
Поэтому программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности:
- «культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах;
- навыки находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную информацию и т. д. — и опираться на них;
- умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники;
- навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).
Использование Интернет-ресурсов является принципиально важным новшеством программы. В начале XXI века количество пользователей Интернета удваивается в России каждые два с половиной года. Временное отставание от потребностей общества в техническом оснащении преодолевается невероятно быстро. Будущее чтение неразрывно связано как с печатным текстом, так и с электронными его форматами. Поэтому наряду с понятием «текст» мы вводим и необходимое в новую информационную эпоху понятие «гипертекст». Представление о гипертексте является ключевым для Интернет - чтения и для написания текстов с целью последующей публикации в Интернете. Противопоставление в программе (без использования излишних терминов) «линейных/нелинейных повествований», т. е. текста и гипертекста, не только является принципиальной новизной методики, но и открывает реальные перспективы, философски, информационно и технологически обоснованные, для развития и совершенствования преподавания литературы в школе XXI века.
Ведущая тема в 7 классе: литература и действительность.
Количество часов в год – 68 часов, в неделю – 2 часа.
Контроль осуществляется в форме : читательских конференций, тестов, сочинений (4), презентаций обучающихся.
Предполагаемые предметные результаты.
В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать:
- главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл назаавния;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:
- воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;
- рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
- различать авторский замысел и особенности его воплощения
в коммуникативной сфере:
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
- владеть различными видами пересказа;
- анализировать произведения:
- работать с литературно-критическим материалом;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
В эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.
Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
- Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);
- Формулировать горизонт своих интересов;
- Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
Предметные результаты:
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
аргументировано оценивать их.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования
- Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики
- Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста
- Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев
- Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения
Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Страницы классики. Литература XIX века.
Повторение.
Автор-рассказчик-герой произведения- лирический герой.
А.С. Пушкин
Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее)
«Прощание», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» (другие - по выбору учителя)
Культ возвышенной дружбы и верности «святому братству». Автобиографизм и условность в поэзии Пушкина. Многоголосие ранней лирики: ироническое и лирическое начала. Традиционная, бытовая и сниженная поэтическая лексика.
Роль картин природы в стихотворении. «Няне»
Теория литературы.
Метафора. Стихотворная речь, двусложные и трехсложные размеры стиха.
А.С. Пушкин
«Дубровский»
Замысел и история создания произведения. Искусство построения сюжета. Столкновение правды и несправедливости как завязка конфликта. Образ романтического героя Владимира Дубровского. Характеристика героя повествователем, другими героями; монологи героя. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистеневке, Дубровский-«Дефорж» у Троекурова, любовь к Маше. Нравственный выбор героев. Развязка повести. Открытый финал.
Теория литературы.
Повесть как эпический жанр. Рассказ и повесть. Художественный вымысел в литературе. Романтический герой.
Ф. Шиллер
«Разбойники» (сцены по выбору учителя)
Драматическая история любви. Образ благородного разбойника Карла Моора, его борьба за справедливость, обреченность на одиночество и непонимание. Карл и Амалия. Трагический финал произведения. Развенчание романтического героя и его гибель.
Теория литературы.
Драма как род литературы. Трагедия как литературный жанр (начальное понятие). Романтическая трагедия.
М.Ю. Лермонтов
Из биографии (Кавказ в жизни поэта).
«Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...»
Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений. Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов.
«Казачья колыбельная», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова. Прием сопоставления в изображении героев «Песни...». Утверждение человеческого достоинства и правды. Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.
Теория литературы.
Лирический сюжет. Художественный образ. Центральные образы лирического стихотворения.
Н.В. Гоголь
Из биографии писателя (по воспоминаниям современников).
«Тарас Бульба»
Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к Родине и чувство товарищества в повести. Патриотизм главных героев - Тараса и Остапа. Необыкновенные характеры как олицетворение героической эпохи. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента.
Теория литературы.
Средства создания характера (повторение). Авторское отношение к герою.
П. Мериме
«Маттео Фальконе»
Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.
Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы.
Н.А. Некрасов
Из биографии поэта (по воспоминаниям современников).
«Перед дождем», «Несжатая полоса», «Железная дорога»
Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. Особенности некрасовской лирики: голоса героев, гражданственность проблематики, публицистичность. Образ рассказчика в стихотворениях. Своеобразие стиховой инструментовки: ритм и эмоциональная напряженность.
Теория литературы.
Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.
Ф.И. Тютчев
Из биографии поэта.
«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...»,
«С поляны коршун поднялся...» (другие — по выбору учителя)
Мастерство поэта в создании картин природы. Живописность и красочность поэзии Тютчева. Олицетворение как основное средство изображения природы. Природа и человек. Величие и одухотворенность образов природы.
Теория литературы.
Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.
А.К. Толстой
Из биографии поэта.
«Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле тает... », «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» (другие — по выбору учителя) Пейзаж в лирике А.К. Толстого. Фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя поэзии А.К. Толстого, его дар сочувствия и сопереживания.
А.А. Фет
Из биографии поэта.
«Печальная береза...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Облаком волнистым...», «Ласточки пропа-
ли...», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Учись у них - у дуба, у березы...» (другие — по выбору учителя)
Параллелизм в пейзажной лирике Фета. Состояние природы и человеческой души, запечатленное в единстве.
Выразительность детали в создании пейзажа. Взволнованность и недосказанность повествования. Музыкальность лирики Фета: звукопись, лексические повторы.
Теория литературы.
Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора.
А.Н. Майков
Из биографии поэта.
«Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» (другие — па выбору учителя)
Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Изобразительно - выразительные средства и их роль в создании читательского настроения: эпитеты, сравнения.
Теория литературы.
Гражданская и «чистая» лирика.
Композиционная и смысловая антитеза. Параллелизм.
Развернутая метафора. Аллитерация и ассонанс.
Звуковая инструментовка стихотворения.
Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX веков .
А.П. Чехов
Вехи биографии писателя.
«Хамелеон», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики» (другие — по выбору учителя)
Приемы создания комического эффекта. Авторская ирония в рассказе. Анекдотические ситуации в ранних рассказах писателя. Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова.
Теория литературы.
Виды комического: юмор, ирония, сатира (повторение).
А.И. Куприн
Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор»
Тема служения людям и Добру. Образ доктора. Мотив
чудесного в рассказе.
Л.Н. Андреев
Вехи биографии писателя.
«Баргамот и Гараська»
Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия. Жанр «пасхального рассказа».
«Ангелочек»
Внутренний мир главного героя. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы.
Реально-бытовой план и исключительность ситуации как основа сюжета.
О. Генри
«Дары волхвов»
Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа. Символический смысл названия.
Страницы классики. Литература XX века .
И.А. Бунин
Вехи биографии писателя.
«Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово» (другие — по выбору учителя.
Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Предметность и Красочность образов.
Природа и человек. Природа и творчество .
Н.А. Заболоцкий
Вехи биографии поэта.
«Журавли», «Одинокий дуб» и другие (по выбору учителя).
Человек и природа в творчестве Н.Заболоцкого. Восхищение красотой и силой природы. Тревога за всё живое.
К.Г. Паустовский
Вехи биографии писателя.
«Золотая роза» (отрывки)
Как рождается художественное произведение? Искусство и
художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.
«Австралиец со станции Пилево»
Примечательные люди, их индивидуальные черты. Поэтичность языка писателя.
Теория литературы.
Жанровые особенности очерка и эссе.
Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии.
А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям».
О.Ф. Берггольц. «Л говорю с тобой под свист снарядов...».
С.П. Гудзенко. «Перед атакой».
Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный...».
М.М. Джалиль. «Весна», «Смерть девушки».
С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...».
Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые...».
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня, и я вернусь...».
А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...».
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…».
Национальный характер.
А.Т. Твардовский
Вехи биографии поэта.
«Василий Теркин» (главы по выбору учителя)
Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность
произведения и художественный вымысел. Народный герой в поэме: Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. Интонационное многообразие поэмы: юмор, трагизм, лиризм отдельных страниц.
М.А. Шолохов
Вехи биографии писателя.
«Судьба человека»
Андрей Соколов — воплощение национального характера.
Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения. Тема нравственных испытаний и военного подвига. Особенности композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.
Г. Распутин
Вехи биографии писателя.
«Уроки французского»
События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости.
В.М. Шукшин
Вехи биографии писателя.
«Микроскоп», «Чудик» (другие — по выбору учителя)
«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя.
Ф.А. Абрамов « Поездка в прошлое» Встречи, переворачивающие всю жизнь. Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?
Таинственный незнакомец на Курзии — метафора судьбы.
Творческое задание. Психологический портрет на основе внутреннего монолога
Учебно-тематический план
Раздел | Кол-во часов |
Страницы классики. Литература XIX в. А.С. Пушкин Ф. Шиллер М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь П. Мериме | 26 10 3 5 7 1 |
Русская лирика середины XIX в. Основные темы и мотивы Н.А. Некрасов Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.Н. Майков | 6 2 1 1 1 |
Страницы классики. Литература рубежа XIX–XX вв А.П. Чехов А.И. Куприн Л.Н. Андреев О. Генри | 9 3 2 2 2 |
Страницы классики. Литература XX в. И.А. Бунин. Н.А. Заболоцкий К.Г. Паустовский | 5 1 2 2 |
Тема войны в русской поэзии ХХ в | 1 |
Национальный характер в литературе ХХ в. А.Т. Твардовский М.А. Шолохов В.Г. Распутин В.М. Шукшин Ф.А. Абрамов | 14 3 3 3 2 3 |
Повторение | 5 |
Резерв | 2 |
Всего | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование раздела программы. | Тема урока | Дата | Примечания | |
план | факт | ||||
1. | Страницы классики. Литература XIX века. | Введение. | 4-10.09 | ||
2. | А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). | 4-10.09 | |||
3 | «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..» Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству». | 11-17.09 | |||
4 | «Няне». | 11-17.09 | |||
5. | А.С. Пушкин. «Дубровский» Замысел и история создания произведения. | 18-24.09 | |||
6. | Троекуров и Дубровский. Ссора помещиков. | 18-24.09 | |||
7. | Воспитание Владимира Дубровского. | 25-30.09 | |||
8. | Дубровский и Маша Троекурова. | 25-30.09 | |||
9. | Благородный разбойник. | 2-8.10 | |||
10 | Р/Р. Сочинение «Благородство против подлости». | 2-8.10 | |||
11. | Фридрих Шиллер. Драма «Разбойники». Карл Моор. Образ романтического героя. | 9-15.10 | |||
12. | Разбойники. Карл Моор и Амалия. История любви. | 9-15.10 | |||
13. | Карл Моор и Владимир Дубровский. | 16-22.10 | |||
14. | М.Ю. Лермонтов «Парус», «Тучи», «Ветка Палестины», «На севере диком...» | 16-22.10 | |||
15. | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 23-28.10 | |||
16. | Образы главных героев. | 23-28.10 | |||
17. | Утверждение права человека на уважение и правду. | 7-12.11 | |||
18. | Контрольный тест по творчеству А.С Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 7-12.11 | |||
19. | Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба». . | 13-19.11 | |||
20-21. | Н.В. Гоголь. Два типа характеров — Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. | 13-19.11 20-26.11 | |||
22-23. | Н.В. Гоголь. Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента. | 20-26.11 27-3.12 | |||
24. | Казнь Остапа. | 27-3.12 | |||
25. | Р/Р. Сочинение «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем» | 4-10.12 | |||
26. | П. Мериме.«Маттео Фальконе» Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство. | 4-10.12 | |||
27. | Русская лирика середины XIX века. Основные темы и мотивы. | Н.А. Некрасов. Стихотворения. Особенности некрасовской лирики. | 11-17.12 | ||
28. | Н.А. Некрасов. «Железная дорога» | 11-17.12 | |||
29. | Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. Стихотворения.. | 18-24.12 | |||
30. | А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Колокольчики мои...», «Вот уж снег последний в поле тает... », «Острою секирой ранена береза...», «Осень! Обсыпается весь наш белый сад...» | 18-24.12 | |||
31. | А.А. Фет. Из биографии поэта. Стихотворения. | 25-28.12 | |||
32. | А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат...» | 25-28.12 | |||
33-34 | Страницы русской классики. Литература рубежа XIX – XX веков . | А.П. Чехов. Вехи биографии писателя. «Хамелеон. | 10-14.01 | ||
35. | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Мальчики». Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка. Деталь в ранней прозе Чехова. | 15-21.01 | |||
36-37. | А.И. Куприн. Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор».
| 15-21.01 22-28.01 | |||
38-39. | Л.Н. Андреев. Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» | 22-28.01 29-4.02 | |||
40-41 | О. Генри. «Дары волхвов» | 29-4.02 5-11.02 | . | ||
42. | Страницы классики. Литература XX века . | И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая...», «Листопад», «Шумели листья, облетая...», «Огонь», «Слово». | 5-11.02 | ||
43-44. | Природа и человек. Природа и творчество . | Н.А.Заболоцкий.Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб». | 12-18.02 | ||
45. | К.Г. Паустовский. Вехи биографии писателя. «Золотая роза» (отрывки). | 19-25.02 | |||
46. | К.Г. Паустовский. «Австралиец со станции Пилево». | 19-25.02 | |||
47. | Наедине с поэтом. Тема войны в русской поэзии. | Тема войны в русской поэзии | 26-4.03 | . | |
48. | Национальный характер. | А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Теркин» Своеобразие жанра. Документальность произведения и художественный вымысел. | 26-4.03 | ||
49. | А.Т. Твардовский. Василий Теркин как собирательный образ. Автор и герой. | 5-11.03 | |||
50. | Вн.чтение. А.Т. Твардовский «Дом у дороги» (главы по выбору) | 5-11.03 | |||
51-52. | М.А. Шолохов. Вехи биографии писателя. «Судьба человека». Характер главного героя. | 12-18.03 | |||
53. | Р/Р. сочинение"А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются" | 12-18.03 | |||
54. | В.Г. Распутин. «Уроки французского». | 19-24.03 | |||
55-56. | В.Г. Распутин. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. | 2-8.04 | |||
57. | В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя.«Микроскоп», «Чудик». «Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». | 9-15.04 | |||
58. | В.М. Шукшин. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила героя. | 9-15.04 | |||
59. 61. | ФАбрамов. «Поездка в прошлое» образ главного героя. Тема памяти. | 16-22.04 23-29.04 | |||
62. 64. | Повторение и обобщение. | 23-29.04 1-6.05 | |||
65. 66. | Итоговая читательская конференция «От маленького читателя к большому писателю». | 7-13.05 | |||
67. 68. | Резерв. | 14-20.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
Перечень учебно - методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2016 г.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва «Вентана-Граф», 2016 г.
Дополнительная учебная литература
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
- Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе по УМК Б.Ланина. 10 класс
Рабочая программа по литературе по УМК Б.Ланина. 10 класс...
Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Б.А. Ланина "Литература. 10 класс"
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для обучающихся 10-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов н...