Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе. 8 класс | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе
8 класс
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
- Рабочие программы по литературе. 5-9 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
- Рабочая программа по литературе. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.
Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.
Весь учебный материал состоит из разделов, которые распределены по часам:
- Введение – 1 час.
- Устное народное творчество – 2 часа.
- Древнерусская литература – 4 часа.
- Русская литература 18 века – 2 часа.
- Русская литература 19 века – 32 часа.
- Русская литература 20 века – 21 час.
- Зарубежная литература – 6 часов.
- Обобщение и систематизация изученного – 2 часа.
При составлении рабочей программы было увеличено количество часов на контрольные работы, в состав которых входит написание сочинений. Это поможет ученикам развивать устную и письменную речь, более правильно и чётко излагать свои мысли, а также развивать свои творческие способности.
Виды контроля:
- промежуточный пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;
- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой, конкурентоспособной личности;
- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
- грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Требования к уровню образованности и компетентности учащихся 8 класса:
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Темы раздела | Коли-чество часов | Количество конт-рольных | Коли-чество сочине-ний |
1. | Введение | Литература и история. | 1 | ||
2. | УНТ | Русские народные песни. Частушки. Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 2 | ||
3. | Древнерусская литература | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Повесть о Шемякином суде. Урок-обобщение по УНТ и Древнерусской литературе. | 4 | 1 | |
4. | Литература 18 века | Н.М. Карамзин. Повесть «Наталья, боярская дочь». | 2 | ||
5. | Литература 19 века | Баснописцы И.А. Крылов и И.И. Хемницер. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». | 2 | ||
К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака». | 2 | 1 | |||
А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта». Повесть «Капитанская дочка». | 8 | 1 | |||
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». | 4 | 1 | |||
Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор», повесть «Шинель» | 5 | 1 | |||
И.С. Тургенев. Повесть «Ася». | 4 | 1 | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». | 2 | ||||
Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений». | 1 | ||||
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». | 2 | 1 | |||
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | 1 | ||||
А.П. Чехов. Рассказ «О любви» . | 1 | ||||
6. | Литература 20 века | И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ». | 1 | ||
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». | 1 | ||||
М. Горького. Рассказ «Челкаш». | 3 | 1 | |||
А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». | 2 | ||||
С.А. Есенин. Поэма «Пугачев». | 2 | ||||
М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне». | 1 | ||||
И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». | 1 | ||||
Журнал «Сатирикон». Рассказы Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни». | 2 | ||||
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». | 3 | 1 | |||
А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение». | 1 | ||||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | 1 | |||
В.П. Астафьев.Рассказ «Фотография, на которой меня нет». | 1 | ||||
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 2 | 1 | |||
7. | Зарубежная литература | Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». | 2 | ||
Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» | 1 | ||||
Вальтер Скотт. Роман «Айвенго» | 1 | ||||
Подведение итогов учебного года | 1 | 1 | |||
Читательская конференция. Задание на лето. | 1 | ||||
Итого | 68 | 4 | 8 |
Контроль полученных знаний
№ | Вид контроля | Дата |
1. | Урок-обобщение по УНТ и Древнерусской литературе. Тестирование. | |
2. | Зачет по теме: «18 и нач. 19 века» | |
3. | Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | |
4. | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | |
5. | Подготовка к сочинению комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | |
6. | Подготовка к сочинению по повести «Ася». | |
7. | Подготовка к сочинению по рассказу «После бала». | |
8. | Подготовка к сочинению на материале рассказов А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького. | |
9. | Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». | |
10. | Подготовка к сочинению на стихи и песни о Великой Отечественной войне. | |
11. | Контрольный тест. | |
12. | Подведение итогов учебного года. Тестирование. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Коли-чество уроков | Тип урока | Вид контроля и обратной связи | ЗУНы | ООУНы |
Раздел 1. Введение (1ч) | |||||||
1 | Литература и история. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Тест, вопросы и задания | Кратко повторить изученное в предыдущих классах; обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить учеников со структурой учебника. | Развитие связной речи, комментированное чтение. | |
Раздел 2. Устное народное творчество (2ч) | |||||||
2 | Русские народные песни. Частушки. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи, выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания | Повторить жанры УНТ; показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развить навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
3 | Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания | Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
Раздел 3. Древнерусская литература (4ч) | |||||||
4-5 | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». | 2 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение повести, вопросы и задания | Развить понятие о древнерусской литературе; расширить представления об особенностях житийного жанра; ознакомить с текстом «Повести о житии… Александра Невского». Показать идейно-художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского. | Выразительное чтение, развитие монологической речи. Умение работать по заданному алгоритму. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
6 | Повесть о Шемякином суде. Сатирическое произведение 17 века. | 1 | Урок внеклассного чтения | Вопросы и задания | Показать идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; развить навыки анализа текста, навыки монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
7 | Урок-обобщение по УНТ и Древнерусской литературе. Тестирование. | 1 | Урок контроля знаний | Тематический контроль, вопросы с кратким и развернутым ответом | Проверить усвоение знаний по изученным разделам, устранить пробелы в полученных знаниях. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
Раздел 4. Литература XVIII века (2ч) | |||||||
8 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания | Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; ознакомить с исторической основой повести «Наталья, боярская дочь»; развить навыки выразительного чтения. | Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
9 | События, характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». | 1 | Урок-практикум | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания | Проследить, как развиваются характеры героев; показать новаторство повести; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
Раздел 5. Литература XIX века (32ч) | |||||||
10 | История возникновения басни. Баснописцы И.А. Крылов и И.И. Хемницер. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания, сообщения учащихся | Познакомить учеников с историей возникновения басни; расширить знания учеников о баснописцах. | Умение работать по заданному алгоритму, отвечая на вопросы. | |
11 | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение басен, вопросы и задания, описание иллюстраций | Расширить знания учеников о баснях Крылова; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
12 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение думы, вопросы и задания | Ознакомить учеников с личностью Рылеева; дать понятие о жанре думы; показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. | Определять наиболее рациональную последовательность по индивидуальному выполнению учебной задачи. | |
13 | Зачет по теме: «18 и нач. 19 века» | 1 | Урок контроля знаний | Тематический контроль, вопросы с кратким и развернутым ответом | Проверить усвоение знаний по изученным разделам, устранить пробелы в полученных знаниях. | Работать с основными компонентами учебника. | |
14 | А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта». Тематика лирики Пушкина. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, вопросы и задания, комментированное чтение, пересказ | Расширить представление учеников о личности Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». | Комментированное чтение, развитие монологической речи. | |
15 | Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ 1-2 глав). | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания | Показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развить навыки анализа текста. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
16 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор 3-5 глав). | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания к главам, элементы анализа текста | Проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
17 | Пугачев и народ в повести (разбор 6-7 глав). | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Вопросы и задания к главам, элементы анализа текста | Проверить знание устаревших слов; разобрать образ Пугачева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
18 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Элементы анализа текста | Выявить способы и средства характеристики героев; развить навыки анализа текста, монологической речи, выразительного чтения. | Умение работать с любой другой научной литературой. Развитие воображения. Развитие мышления и логики у учащихся. | |
19 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Урок-беседа, урок-практикум | Устные рассказы, вопросы и задания к главам | Раскрыть смысл названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал. | Определять наиболее рациональную последовательность по индивидуальному выполнению учебной задачи. | |
20 | Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. | 1 | Урок-беседа, урок развития речи | Устные сочинения, элементы анализа текста | Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением. | Умение работать по заданному алгоритму, отвечая на вопросы. | |
21 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | 1 | Урок-беседа | Устные рассказы, вопросы и задания к главам | Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
22 | М.Ю. Лермонтов и история. История создания поэмы «Мцыри». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-семинар | Сообщения, вопросы и задания | Ознакомить учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; ознакомить с творческой историей написания поэмы. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. Развитие аналитических способностей. | |
23 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение наизусть, анализ эпизодов поэмы, вопросы и задания | Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
24 | Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы | Развить навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. Умение правильно строить свое высказывание. | |
25 | Р.р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | 1 | Урок развития речи | Обсуждение тем сочинений, подбор материалов, составление плана | Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; учить работать с критической литературой; учить писать сочинение. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
26 | Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа, урок-семинар | Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания | Углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. | |
27 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения. | 1 | Урок- беседа, урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа теста, характеристики героев, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учеников. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
28 | Хлестаков и хлестаковщина. | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания | Развивать навыки анализа теста, характеристики героев, навыки выразительного чтения. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
29 | Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению. | 1 | Урок развития речи | Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала. | Развивать навыки анализа текста, выделения композиционных элементов, монологической речи; обобщить материал предыдущих уроков; учить писать сочинение. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. развитие связной речи. | |
30 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | Урок изучения нового материала | Вопросы и задания | Развивать навыки анализа теста, характеристики героев, навыки выразительного чтения. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
31 | Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания | Расширить знания учеников о личности и взглядах И.С. Тургенева; показать связь его творчества с историей; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. | |
32 | Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася». | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Совершенствовать навыки характеристики героя, выразительного чтения, пересказа. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
33 | Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася». | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания | Совершенствовать навыки анализа текста, выразительного чтения; учить анализировать эпизоды. | Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
34 | Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася». Подготовка к сочинению. | 1 | Урок развития речи | Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала | Показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке»; учить писать сочинение | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
35 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания | Продолжить знакомство учеников с биографией и творчеством писателя; напомнить особенности жанра сказки в творчестве писателя; расширить представления о сатирической направленности произведений писателя. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
36 | Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Урок развития речи | Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания | Показать своеобразие историзма Салтыкова-Щедрина; развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
37 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания | Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Лескова; определить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения. | Определять наиболее рациональную последовательность по инд-му выполнению учебной задачи. | |
38 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания | Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа, определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста. | Умение работать с любой другой научной литературой. Развитие воображения. Развитие мышления и логики у учащихся. | |
39 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа. Подготовка к сочинению. | 1 | Урок-практикум, урок развития речи. | Выразительное чтение, характеристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала | Помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел; развивать навыки анализа текста, учить писать сочинение. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
40 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания | Показать значение образов природы в творчестве поэтов; поддержать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять идеи, настроения, чувства поэтов; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
41 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Расширить представления учеников о личности Чехова; развить навыки выразительного чтения, анализа текста. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. | |
Раздел 6. Литература XX века (21ч) | |||||||
42 | И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Расширить представления учеников о личности Бунина; показать особенности его творческой индивидуальности; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. | Развитие монологической речи учащихся, комментированное чтение. | |
43 | Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, составление плана, анализ текста, вопросы и задания | Расширить представления учеников о личности и творчестве Куприна; выявить нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста. | Умение ориентироваться по тексту, развитие монологической речи. | |
44 | Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания | Углубить представления учеников о личности и творчестве Горького; расширить понятие о романтизме; рассказать о новаторстве горького в развитии романтических традиций. | Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
45 | Герои и их судьбы в рассказе М.Горького «Челкаш». | 1 | Урок-практикум | Выразительное чтение, пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания | Развить навыки сравнительной характеристики героев, навыки анализа текста; проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя. | Развитие аналитических способностей учащихся. | |
46 | Подготовка к сочинению на материале рассказов А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького. | 1 | Урок развития речи | Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала | Развить навыки сравнительной характеристики героев, сопоставительного анализа текстов, монологической речи; учить писать сочинение. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
47 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, вопросы и задания | Кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией Блока, показать особенности его подхода к истории; развивать навыки выразительного чтения. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
48 | А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». | 1 | Урок-практикум | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы | Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
49 | С.А. Есенин. Историзм поэта. Стихотворение «Россия». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. | |
50 | С.А. Есенин. Поэма «Пугачев». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-практикум | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
51 | М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Вопросы и задания, элементы анализа текста | Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. | Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
52 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы | Кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
53 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко. | 1 | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Приобщить учеников к восприятию сатиры и юмора; учить понимать сатиру и юмор в художественном произведении; показать, как создаются юмористические и сатирические произведения; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
54 | Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Развивать умение понимать сатиру и юмор в художественном произведении; развивать навыки выразительного чтения, пересказа анализа текста. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
55 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Теркин». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, вопросы и задания | Кратко ознакомить учеников с вехами жизненного и творческого пути писателя; показать роль поэмы в годы ВОВ, рассмотреть особенности жанра и сюжета; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста. | Определять наиболее рациональную последовательность по инд-му выполнению учебной задачи. | |
56 | Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор. | 1 | Урок-практикум | Вопросы и задания, характеристика героя | Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Умение работать с любой другой научной литературой. Развитие воображения. | |
57 | Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». | 1 | Урок развития речи | Вопросы и задания, обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материала | Развить навыки самостоятельной работы над сочинением, навыки анализа поэтического текста. | Развитие монологической речи. Работать с основными компонентами учебника. | |
58 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа; определить роль художественных приемов; развивать навыки анализа художественного текста. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
59 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Подготовка к сочинению. | 1 | Урок-практикум, урок развития речи | Выразительное чтение и исполнение песен, вопросы и задания, обсуждение тем сочинения | Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; показать соединение патриотических чувств в поэзии с личными переживаниями; развивать навыки выразительного чтения; научить писать сочинение. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
60 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания | Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Астафьева; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. | Развитие мышления. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
61 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | 1 | Урок-практикум | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания | Учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Комментированное чтение, развитие монологической речи. | |
62 | Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Контрольный тест. | 1 | Урок внеклассного чтения | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания | Познакомить учеников с писателями Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; проверить остаточные знания по изученным темам | Выразительное чтение, развитие монологической речи. Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
Раздел 7. Зарубежная литература (8ч) | |||||||
63 | Литература эпохи Возрождения. У. Шекспир. Слово о писателе. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, начать знакомство с биографией и творчеством Шекспира. | Выразительное чтение, развитие монологической речи. | |
64 | У. Шекспир. Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…» | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Дать понятие о сонете как форме лирической поэзии. Изучить тематику сонетов | Выразительное чтение, развитие монологической речи | |
65 | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». | 1 | Урок-практикум | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Выявить основные проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»; развивать навыки анализа текста. | Умение работать по заданному алгоритму. | |
66 | Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Кратко познакомить учеников с писателем. Показать сатирическую направленность комедии. | Выразительное чтение, развитие монологической речи | |
67 | Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 1 | Урок внеклассного чтения | Пересказ, вопросы и задания | Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя; выявить глубинное содержание его романа; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Умение работать в парах. Развитие монологической речи. Умение выслушивать мнение своих товарищей. | |
68 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Пересказ, вопросы и задания | Расширить понятие о жанре исторического романа; рассказать о В. Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развивать навыки анализа текста. | Формирование умения работать по заданному алгоритму. Умение правильно строить свое высказывание. | |
69 | Подведение итогов учебного года. Тестирование. | 1 | Урок контроля знаний | Вопросы с кратким и развернутым ответом | Проверить усвоение знаний учащихся по всему курсу литературы за год обучения. | Работать с основными компонентами учебника (вопросы и задания по тексту). | |
70 | Читательская конференция. Задание на лето. | 1 | Урок-беседа | Пересказ, элементы анализа текста | Развивать навыки анализа самостоятельно прочитанного произведения. | Развитие монологической речи, развитие навыка анализа текста. |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
- Рабочие программы по литературе. 5-9 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2013.
- Рабочая программа по литературе. 8 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013.
Учебно-теоретические материалы
- В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др. Литература 8 кл. Учеб. для образоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Обучение сочинениям. Развитие речи: 5-11 классы. Издательство «Учитель», 2008.
- Мошенская Г.Н., Королева Н.С. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.
Учебно-практические материалы
- Ерохина Е.Л. Тесты по литературе: 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Учебно-справочные материалы
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2005.
- Словарь литературоведческих терминов.
Учебно-наглядные материалы
- Раздаточный материал по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной
Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...
Рабочая программа по литературе к учебнику Д.Ланина 7 класс
Программа рассчитана на 68 часов...