Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_literatura.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
«Социокультурный центр»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от 28.08.2015г. Руководитель ШМО _______/Горнова М.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________/Евстифеева Г.А. 28.08. 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________ /С.Е.Санграева./ Приказ от 29.08.2015г. № 140 |
Рабочая программа курса
«Литература»
7 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель/ разработчик программы
Милютина Наталья Александровна
Квалификация учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 21 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании:
Закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012.
Учебного плана филиала МБОУ Базинской ООШ «СКЦ» на 2014-2015 учебный год от 21.05.2014.
Рабочие программы по литературе к УМК В.Я.Коровиной и др. 5-9 классы/ сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2011.
Учебники. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ав.-сост. В.Я.Коровина (и др.)- М.Просвещение, 2011.
Цели и задачи курса «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | ||
Уроки (кол-во) | Л/р П/р Экскурсии, уроки развития речи (кол-во) | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Изображение человека в литературе. | 1 | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 4 | 4 | - | - |
3 | Древнерусская литература | 3 | 2 | 1 | - |
4 | Литература 18 века | 2 | 2 | - | - |
5 | Литература 19 века | 29 | 26 | 1 | 2 |
6 | Литература 20 века | 22 | 20 | 1 | 1 |
7 | Зарубежная литература | 5 | 5 | - | - |
8 -9 | Итоговый урок | 2 | - | - | 2 |
Итого: | 68 | 60 | 3 | 5 |
всего 68;
в неделю 2.
Структура и содержание программы
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы обучающихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений и др.
Вторая группа не только систематизирует представления о родах и жанрах литературы, но и воспринимает сложную жизнь искусства слова от древности до современности. Обучающиеся обращаются к истории в произведениях литературы, так как знания, полученные на уроках истории, специфика их возраста дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Теория литературы включает в себя изучение и углубление знаний о литературных родах и жанрах. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Обучающиеся также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
В 9 классе рассматривается роль литературы в духовной жизни человека, изучаются шедевры русской литературы. Обращение к ним не только дает возможность рассмотреть лучшие произведения и осознать их роль в судьбах родной культуры, но и помогает целенаправленной выработке критериев оценки совершенного произведения искусства. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ художественных произведений.
Главная идея программы – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Предусмотрены в рамках отведенного времени часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.
В программу включены произведения зарубежной литературы, которые изучаются в конце каждого курса.
Введение Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
(Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы.Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России Расул Гамзатов. Рассказ о дагестанском поэте
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Дата про-веде-ния | Тема урока | Количест-во часов | Элементы содержания/ основные понятия | Планируемые результаты | Материально – техническое обеспечение | Примечание |
1 | Введение. Изображение человека в литературе. | 1 | Литература, искусство. Литературный герой. | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Понимать природу художественного образа, уметь пользоваться справочным материалом | Иллюстрации. | ||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | Предание как литературный жанр. | Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь пересказывать текст | Электронное приложение к учебнику | ||
3 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. | 1 | Былины как жанр устного народного творчества. | Знать определение понятия «былина», уметь составлять характеристику героя, определять тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность своеобразие былин как героических песен эпического | Иллюстрации | ||
4 | Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин. Карело-финский мифологический эпос. | 1 | Уметь характеризовать героев; оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы | Иллюстрации | |||
5 | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | Малые жанры фольклора. | Знать определение понятий «пословицы» и «поговорки»; понимать жанровые особенности | |||
6 | Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | Поучение. Летописи и летописцы. | Знать особенности поучения как жанра литературы; понимать смысл поучения Владимира Мономаха | Иллюстрации. | ||
7 | Повесть о Петре и Февронии Муромских. Нравственные идеалы Древней Руси. | 1 | Повесть. | Знать содержание повести; уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечая красоту и силу главных героев | ЭОР | ||
8 | Подготовка к сочинению «Темы и герои Древнерусской литературы». | 1 | Уметь составлять план повести, формировать навыки письменной речи. | ЭОР | |||
9 | М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «К статуе Петра Великого». | 1 | Ода как лирический жанр. | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст | Портрет. | ||
10 | Г.Р.Державин. Философские размышления в лирике. | 1 | Философские рассуждения. | Знать биографию поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений | Портрет. | ||
11 | Интерес А.С.Пушкина к истории России в стихотворении «Полтава». | 1 | Героическое стихотворение | Знать историческую основу стихотворения | Фонохрестома-тия к учебнику. Портрет. | ||
12 | Выражение чувства любви к Родине в поэме «Полтава» А.С.Пушкина. | 1 | Знать историческую основу стихотворения | Фонохрестоматия к учебнику. | |||
13 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Понятие баллады. | 1 | Определение понятия «баллада» | Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка | ЭОР. | ||
14 | Образ летописца в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов». Подготовка к сочинению . | 1 | Уметь давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной изобразительности | Иллюстрации | |||
15 | Гуманизм повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». | 1 | Повесть как жанр эпоса | Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст | Иллюстрации, ЭОР | ||
16 | Дуня и Минский. Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель». | 1 | Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст | ||||
17 | Картины быта 16 века в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Особенности сюжета поэмы. | Знать историю создания «Песни…», особенности сюжета; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром; уметь отмечать в ней фольклорные элементы | Иллюстрации Портрет поэта. | ||
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным («Песня про Царя Ивана Васильевича…»). | 1 | Поэма как лиро-эпический жанр. | Знать жанровое своеобразие «Песни…»; понимать основной конфликт; уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев | ЭОР | ||
19 | Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании художественных образов в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». | 1 | Лирическое стихотворение. | Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение. | Фонохрестоматия к учебнику. | ||
20 | Контрольная работа по творчеству А.Пушкина, М.Лермонтова. | 1 | Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты | ||||
21 | Анализ контрольной работы. Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Историческая основа повести. | Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное | Портрет, ЭОР | ||
22 | Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Антитеза, фабула. | Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев | Иллюстрации. | ||
23 | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты | ЭОР | |||
24 | Произведение И.С.Тургенева «Бирюк» как рассказ о бесправных и обездоленных. | 1 | Художественные особенности произведения. | Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, составлять план | Портрет. Иллюстрации. | ||
25 | Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Особенности жанра. | 1 | Стихотворение в прозе. | Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе | Фонохрестоматия к учебнику. | ||
26 | Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». | 1 | Развитие понятия о поэме. | Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы | Портрет. | ||
27 | Стихи Н.А.Некрасова о судьбе русского народа. | 1 | Знать рождение замысла произведения, его содержание; уметь находить художественные приёмы фольклора | ЭОР | |||
28 | Исторические баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | 1 | Развитие понятия о балладе. | Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст | Портрет. | ||
29 | Сатира на пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова- Щедрина. | 1 | Сатира, юмор. | Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра | Портрет писателя. Иллюстрации. | ||
30 | Гротеск в сказках Салтыкова - Щедрина. Подготовка к сочинению. | 1 | Сатира, юмор | Знать содержание сказок Салтыкова – Щедрина, приёмы сатирического изображения; уметь находить аналогичные приёмы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки | ЭОР | ||
31 | Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова- Щедрина. | 1 | |||||
32 | Анализ контрольной работы. Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести Л.Н.Толстого «Детство». | 1 | Автобиографический характер произведения. | Написать сочинение- миниатюру «Поступок, за который мне стыдно» | Портрет | ||
33 | Дети и взрослые в рассказе И.А.Бунина «Цифры». | 1 | Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам. | Портрет | |||
34 | Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти». Подготовка к сочинению о детстве. | 1 | Деталь произведения. | Знать понятие «деталь произведения»;уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы | Иллюстрации. | ||
35 | Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 | Средства создания комического.. | Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать тему и идею произведения; уметь оценивать действия героев | Портрет, иллюстрации | ||
36 | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 | Средства создания комического | Знать содержание рассказов, позицию автора; уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя | ЭОР | ||
37 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 | Жанр рассказа, юмор, сатира, сарказм. | Знать содержание рассказов, позицию автора; уметь видеть смешное и грустное в произведении. | |||
38 | Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня». | 1 | Социальная направленность позиции писателя. | Знать содержание рассказов, позицию автора; уметь видеть смешное и грустное в произведении | Фонохрестоматия к учебнику. | ||
39 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе (В.Жуковский, А.Толстой, И.Бунин). | 1 | Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь анализировать небольшое стихотворение | Портреты. Фонохрестоматия к учебнику. | ||
40 | Автобиографический характер повести А.М.Горького «Детство». | 1 | Автобиографическая повесть | Знать/понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев. | Портрет, иллюстрации. | ||
41 | «Яркая, здоровая, творческая личность в русской жизни» («Детство» А.М.Горький). | 1 | Портрет как средство характеристики героя. | Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребёнка особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям . | ЭОР | ||
42 | Портрет как средство характеристики героя в повести А.М.Горького «Детство». | 1 | Портрет как средство характеристики героя. | Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести; уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану | |||
43 | Романтический характер «Легенды о Данко» А.М.Горького. | 1 | Гипербола, метафора, эпитет, сравнение. | Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд. | ЭОР | ||
44 | Мысли поэта о поэте и поэзии в стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». | 1 | Гипербола, аллитерация | Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов. | Портрет. Иллюстрации. | ||
45 | Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Неологизмы, рифмы Маяковского. | Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь видеть позицию автора | Фонохрестоматия к учебнику. | ||
46 | Гуманистический пафос повести Л.Андреева «Кусака». | 1 | Гуманистический пафос произведения | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику; уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям | Портрет. | ||
47 | Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка». | 1 | Сочувствие и сострадание. | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев | Портрет, ЭОР | ||
48 | Вечные нравственные ценности в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». | 1 | Своеобразие языка прозы. | Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании | |||
49 | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения | ||||
50 | Способы создания поэтических образов в стихах Б.Пастернака. | 1 | Поэтический образ. | Понимать тему стихотворенийуметь анализировать | |||
51 | Контрольная работа. Анализ эпизода или стихотворения. | 1 | |||||
52 | Анализ контрольной работы. Война в творчестве А.Ахматовой, К.Симонова и других поэтов. | 1 | Понимать тему, уметь анализировать. | Портреты. Фонохрестома-тия . | |||
53 | Эстетические и нравственно- экологические проблемы в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади». | 1 | Понятие о литературной традиции. | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа; уметь анализировать небольшое эпическое произведение | Портрет. | ||
54 | Нравственные проблемы в рассказе Е.Носова «Кукла». Подготовка к сочинению. | 1 | Автобиографический рассказ. | Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты, находя сходство и различие | ЭОР | ||
55 | Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро». | 1 | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа; уметь давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев | Портрет. | |||
56 | Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе (В.Брюсов, С.Есенин, Н.Рубцов). | 1 | Понимать тему, уметь анализировать. | Иллюстрации. Фонохрестоматия | |||
57 | Философские проблемы в лирике А.Т.Твардовского. | 1 | Философские проблемы в лирике. | Понимать тему, уметь анализировать | Портрет. | ||
58 | Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | 1 | Публицистика, мемуары | Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы | |||
59 | Смешное и грустное в рассказах М.М.Зощенко. | 1 | Знать/ понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа; Уметь видеть смешное и грустное | Портрет. | |||
60 | Песни на слова русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | Лирические размышления. | Понимать тему, уметь анализировать | ЭОР | ||
61 | Размышления поэта Р.Гамзатова об истоках и основах жизни. | 1 | Знать факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения, уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст | Портрет. Фонохрестоматия. | |||
62 | Стихи Р.Бернса. Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | Фольклор, антитеза. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества; уметь выразительно читать стихотворение | ЭОР | ||
63 | Дж. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | Гений, тирания, бунтарь | Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути; уметь анализировать текст, видеть особенности поэтических интонаций | Портрет. | ||
64 | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | Понимать тему, уметь анализировать | ЭОР | |||
65 | О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | Гуманизм. | Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути; Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя | |||
66 | Фантастический рассказ- предупреждение Р.Брэдберри «Каникулы». | 1 | Фантастический рассказ – предупреждение. | Знать биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ- предупреждение»; уметь объяснять смысл названия рассказа | ЭОР | ||
67-68 | Итоговое тестирование. | Тесты |
Планируемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методические средства обучения
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2011
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2006
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2011
Для учителя:
- С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2005
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007
- Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
- Л.Е.Тумина. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы.- М.: ДРОФА, 200г.
- Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной
Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику Д.Ланина 7 класс
Программа рассчитана на 68 часов...