рабочая программа по литературе к учебнику Я.В.Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабоая программа по литературе 5 класс к учебнику Я.В.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_kl.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Воспитательные задачи:
- 1. Формирование ценностного отношения к деятельности как способу саморазвития человека, ведущему к успеху личности.
- Формирование ценностного отношения к миру культуры, культурной идентификации человека.
- Формирование ценностного отношения к преимуществам творческого человека.
Ключевые компетентности:
- Информационная
- Коммуникативная
- Самоменеджмент
- Приобретение социального опыта
Интеграция с предметами: изо, музыка, история, биология, внутрипредметная.
Технология проблемного обучения
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество | 2 |
Русские народные сказки. | 8 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 2 |
Из литературы XIX века. | 46 |
Из литературы XX века. | 34 |
Из зарубежной литературы. | 10 |
ИТОГО | 105 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
- В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема урока | Основные понятия | УУД | интеграция | Виды контроля | Воспитательная задача | компетентность | примечание |
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека | Книга, литература, мировоззрение | Знать что такое худож. И учебная литература, структурные элементы учебника. Понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учеб предмета и вида искусства. Уметь находить в учебнике необходимую информацию | Литература, история, культурология | взаимоконтроль | 1 | 12 | ||
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора | Фольклор, жанр | Знать малые жанры фольклора. Понимать язык произведений УНТ. Уметь давать определение малым жанрам, отличать их друг от друга | Унт, история, культурология, этнография | взаимоконтроль | 2 | 1,4, | ||
3 | Детский фольклор | Фольклор, жанры фольклора | Знать жанры детского фольклора. Понимать принципы построения или создания произведений. Уметь объяснять принадлежность к тому или иному жанру | Внутрипредметная | взаимокнтроль | 2 | 12,4 | ||
4 | Сказка как особый жанр фольклора | Сказка, жанр, фольклор | Знать жанровые особенности сказки, традиционные принадлежности, хар-ые жанровые особенности. Понимать особенности народных сказок, в чем заключается мастерство сказителя. Уметь определять хар-ые для сказок обороты речи. | История, культурология, мхк | самоконтроль | 2,3 | 2,4 | ||
5 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | Сказка, волшебная сказка | Знать к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка». Понимать общее движение сюжета и идею. Уметь определять особенности сказки, читать волшебную сказку. | мхк | самоконтроль | 2,3 | 1,2,3 | ||
6 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | Мораль, сюжет, герой | Знать героев сказки. Уметь формулировать мораль, находить отражение в ней народные идеалы | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
7 | Иван-царевич победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки. | Главный герой, второстепенный герой, поэтика произведения | Понимать народную мудрость, понимать действия и характеры героев. Уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим) | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
8 | Изобразительный характер формул волшебной сказки. Вариативность народных сказок | Сюжет, варианты сюжета | Понимать поэтику сказки, видеть художественные приемы в сказке. Уметь находить отличия сказок | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
9 | «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания | Героическое содержание сказки | Знать к какому виду сказок относится данная сказка. Уметь видеть жанровые признаки героической сказки и пересказывать ее фрагменты | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
10 | Особенности сюжета сказки | Сюжет, фабула | Знать особенности сюжета сказки. Уметь видеть нравственное превосходство героя, осмысливать содержание сказки. | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
11 | Сказки о животных | Главные герои-животные | Понимать жанровые особенности сказок о животных, иносказательный смысл. Уметь объяснять идею сказок о животных | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,3,1 | ||
12 | Возникновение древнерусской литературы | Литература, древняя Русь | Знать определение понятия летопись. Понимать как возникла древнерусская литература. Основная мысль «Повести временных лет» | история | самоконтроль | 1,2,3 | 1,2,4 | ||
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Летопись, | Уметь определять черты фольклора в летописи | История | взаимоконтроль | 2 | 2,3 | ||
14 | М.В. Ломоносов «Случилось месте два астронома в пиру…» | Биография, астрономия | Понимать значимость личности Ломоносова. Знать определение роды литературы. Уметь определять смысл прочитанного стихотворения | История, география, астрономия | самоконтроль | 1,2,3 | 1,2,4 | ||
15 | Русские басни .Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | Басня, аллегория, олицетворение | Знать жанровые особенности басни, мораль, аллегория, олицетворение. Уметь определять к какому роду литературы относится басня. Находить жанровые особенности. | Внутрипредметная | самоконтроль | 2 | 1,2,3,4 | ||
16 | И.А.Крылов. Слово о баснописце | биография | Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль. Уметь выразительно читать басню. | история | самоконтроль | 2,1 | 1,2, | ||
17 | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | Особенности басни | Понимать что высмеивает автор в баснях, находить аллегория, мораль. Уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи | История, культурология | взаимоконтроль | 1,2,3 | 1,2 | ||
18 | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Басня, мораль | Знать художественные особенности басни | История, внутрипредметная | самоконтроль | 2,3 | 1,2 | ||
19 | Басенный мир И.А. Крылова | басня | Знать основные мотивы творчества Крылова. Понимать иносказательный смысл басни. Уметь оценивать отношение автора к героям | история | взаимоконтроль | 3 | 1,2 | ||
20 | В.А.Жуковский сказочник Сказка «Спящая царевна» | Биография автора, авторская сказка | Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев. Уметь сопоставлять литературную и народную сказки | История, МХК | самоконтроль | 3 | 1,2 | ||
21 | Роберт Льюис Стивенсон баллада «Вересковый мед» | баллада | Знать сведения об авторе, о событиях, которые описываются в балладе. Понимать какие черты характера прославляет тор. Уметь находить признаки жанра баллады | унт | взаимоконтроль | 1,3 | 1,2 | ||
22 | А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Художественный мир произведения | Знать сведения о жизни автора, что такое псевдоним. Уметь разбивать большие абзацы на более мелкие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки | Культурология, история | взаимоконтроль | 2,3 | 1,2 | ||
23 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | баллада | Знать историю создания баллады, определение баллады, ее жанровые особенности. Понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические. Уметь выразительно читать балладу. | Культурология, история | взаимоконтроль | 3 | 1,2 | ||
24 | А. Погорель ский. Страницы сказки. Фантастическое и реальное в сказке | Сюжет, фабула, художественный мир произведения | Знать что такое сюжет. Уметь находить фантастическое и реальное в сказке. | внутрипредметная | самоконтроль | 3,1 | 1,2 | ||
25 | Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | Сюжет, фабула, мораль | Знать содержание произведения. Уметь выявлять нравственные черты характера. | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 1,24 | ||
26 | В.М.Гаршин. человек обостренной совести. Сказка «Attalea Princeps» | Сюжет, фабула, художественный мир произведени | Знать факты биографии писателя. Уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, отношение автора к изображаемому. | внутрипредметная | самоконтроль | 3,1 | 1,2,4 | ||
27 | «Attalea Princeps» героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | Сюжет, фабула, художественный мир произведени | Знать понятие антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. Уметь анализировать текст | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 1,2,4 | ||
28 | А.С. Пушкин Слово о поэте. Стихотворение «Няне», «У Лукоморья…» | Сюжет, художественный мир произведени | Знать сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни. Уметь выразительно читать стихотворение. Определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, | внутрипредметная | самоконтроль | 3,1,2 | 1,2, | ||
29 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | Сюжет, художественный мир произведени | Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки. Понимать систему образов, основные мотивы. | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 1,3 | 1,2,4 | ||
30 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | Ритм, рифма, строфа | Знать определение понятий. Понимать отличие речи прозаической от стихотворной | Внутрипредметная,мхк | самоконтроль | 2,1 | 1,3, | ||
31 | Помощники царевны. Богатыри. Народная мораль, нравственности | Герои, мораль | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1 | 4,2 | ||
32 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | Герои, сюжет | Уметь работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность сказки | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1 | 2,4 | ||
33 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | Герои, сюжет, художественный мир. | Уметь работать с лексикой, определять жанровые особенности, проводить работу по стилистике | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1,3 | 1,2,3 | ||
34 | М.Ю.Лермонтов Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | Герои, римт, рифма | Знать отдельные факты биографии поэта. Понимать его героическую направленность, отношение автора к родине. | Внутрипредметная, мхк, история | самоконтроль | 3,2,1 | 1,2,3 | ||
35 | Образ простого солдата-защитника Родины в стихотворении «Бородино» | Образ героя, портрет | Уметь объяснять какие чувства объединяют героев, какие изобразительно-выразительные ср-ва использует автор, через чтение передать патриотический пафос | Внутрипредметная, мхк, история | взаимоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
36 | Н.В.Гоголь. Особенности повести как эпического жанра. Сюжет повести «Заколдованное место» | Повесть, эпические жанры | Знать факты биографии писателя. Сюжет повести. Понятие повесть. уметь анализировать своеобразие языка произведения | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 2,3 | 1,2 | ||
37 | Реальное и фантастическое в сюжете повести | Повесть, сюжет, эпизод | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика. Уметь определять их роль в повести, выделять части в повести, составлять план | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1 | 2,3 | ||
38 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Сборник, повесть | Знать какие произведения входят в сборник. Уметь строить монологические высказывания, пересказывать эпизоды | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1,2,3, | 2,3 | ||
39 | Контрольная работа | Знать содержание изученных произведений, определять теорико-литературные понятия. | самоконтроль | 1 | 3 | ||||
40 | Н.А. Некрасов Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | лирика | Знать биографические сведения, нашедшие отражение в произведении. Уметь охарактеризовать особенности поэтики автора, определять роль эпитетов. | Внутрипредметная, мхк, история | самоконтроль | 3,1 | 1,2,4 | ||
41 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз.Красный нос» | Лирика, поэма | Знать историю создания поэмы, смысл названия поэмы, понятия рифмы, способы рифмовки. | Внутрипредметная, мхк, история | самоконтроль | 2,3 | 1,2,4 | ||
42 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | Тема, лирика | Уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании детей, | Внутрипредметная, мхк, история | взаимоконтроль | 2,3 | 2,3,4 | ||
43 | И.С.Тургенев. слово о писателе. «Муму» | Биография, повесть | Знать данные биографии автора, историю создания произведения. Понимать значение «крепостное право». Уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России со знаниями об этом периоде. | Внутрипредметная, история | самоконтроль | 2,3 | 1,2,4 | ||
44 | История отношений Герасима и Татьяны. Геасим и его окружение | Герои, сюжет | Знать сюжет произведения, понимать духовные и нравственные качества Герасима. Уметь сопоставлять главного героя с окружающими, давать хар-ку героям по их поступкам, поведению, использовать цитаты из текста | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 4 | ||
45 | Герасим и Муму. Счастливый год | Герои, сюжет | Знать текст произведения, понимать чувства и переживания Герасима. Уметь строить высказывание, объяснять перемены, произошедшие с героем | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 4 | ||
46 | Осада коморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню | Образ героя | Знать в чем первосходство Герасима над другими крестьянами. Уметь проводить частичный анализ | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 4 | ||
47 | Духовные и нравственные качества Герасима | Образ героя | Уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героям | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 3,4 | ||
48 | Анализ сочинений | Уметь выполнять работу над ошибками, выделять виды ошибок | самоконтроль | 1 | 3 | ||||
49 | А.А.Фет. слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | Лирика, тропы | Знать факты биографии поэта. Уметь определять художественные приемы, выразительно читать. Понимать авторское отношение к природе | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 2,3 | 1,2,4 | ||
50 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Кавказский пленник» | рассказ, сюжет тема, проблема, идея | Знать акты биографии автора. Историю создания произведения. Уметь анализировать произведение | Внутрипредметная, история | самоконтроль | 2,3 | 1,2,3 | ||
51 | Жилин и Костылин – два разых характера, две разные судьбы | Тема, проблема | Знать понятия сопоставление, средства раскрытия характера действующих лиу. Уметь выявлять авторскую позицию | внутрипредметная | взаимоконтроль | 2,3 | 2,4 | ||
52 | Странная дружба Жилина и Дины | Тема, проблема | Уметь давать хар-ку героям, отбирать материал из произведения. Определять отношение автора к героям. | внутрипредметная | взаимоконтроль | 2 | 2,4 | ||
53 | Краткость и выразительность языка рассказа. Сюжет, композиция, идея произведения | Художественный мир произведения | Понимать простоту и динамику произведения, при анализе отмечать сопричастность автора к гегою | внутрипредметная | взаимоконтроль | 2,1 | 2,4 | ||
54 | Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | Уметь работать над типом речи – рассуждением, над композицией сочинения | самоконтроль | 1,2 | 3,4 | ||||
55 | А.П.Чехов. слово о писателе. «Хирургия» | Биография, рассказ | Знать биографию автора. Уметь сопоставлять рассказ о писателе на основе прочитанного. Понимать на чем основан юмор автора | Внутрипредметная, история | самоконтроль | 1,2 | 1,2,4 | ||
56 | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | Юмор, сатира | Уметь определять примеры юмористической и сатирической оценки героев в рассказах. | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2,3 | 1,2,4 | ||
57 | Образы природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З. Суриков | Художественный образ | Знать основные сведения авторов. Уметь выразительно читать стихи и анализировать их | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 2,3 | 2,3 | ||
58 | Образы природы в русской поэзии. Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З. Суриков | Художественный образ, тропы | Знать основные сведения авторов. Уметь выразительно читать стихи и анализировать их | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 2,3 | 2,3 | ||
59 | Образ русской природы в поэзии. Анализ стихотворения | Художественный образ, тропы | Знать план лирического произведения. Уметь работать над выразительным чтением, анализировать текст | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 2,3 | 2,3 | ||
60 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | Биография, рассказ, сюжет | Знать факты о писателе. Понимать авторское отношение к описываемым событиям. Уметь сравнивать сравнивать произведения Бунина со стихотворениями русских поэтов о природе. | Внутрипредметная, мхк, история | самоконтроль | 3,2,1 | 2,3,1 | ||
61 | В.А.Короленко. слово о писателе. «В дурном обществе» | Биография, рассказ | Знать факты жизни писателя. Уметь объянять роли пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи | Внутрипредметная | самоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
62 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | Повесть, сюжет | Знать определение понятий сюжет, композиция. Уметь выделять границы эпизодов, особенности композиции | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 1,2,4 | ||
63 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей | Образ героя, сравнение | Уметь объяснять роль противопоставления образов | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 4,2 | ||
64 | Глава «Кукла» - кульминация произведения. Простота и выразительность языка повести | Фабула, кульминация | Дать хар-ку персонажей, уметь проследить динамику произведения | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1 | 2,3 | ||
65 | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | Образ героя | Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
66 | С.А.Есенин. слово о поэте. Образ родного дома в стихах | Биография, образы в лирике | Знать основные факты о биографии. Уметь анализировать стихотворение | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
67 | Стихотворение «С добрым утром!» Самостоятельная работа | Лирика, ритм, рифма, тропы | Уметь подробно анализировать лирическое произведение | Внутрипредметная,мхк | самоконтроль | 1,3 | 2,3 | ||
68 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки | Сказ. | Знать факты биографии автора, жанр сказа. Уметь отличать сказ от сказки | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1,2,3, | 1,2,3 | ||
69 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | сказ | Знать язык сказа. Уметь находить в сказе реальность и фантастику | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
70 | «Малохитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | сказ | Знать произведения Бажова. | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,3 | ||
71 | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «теплый хлеб». | Герой, средства выразительности | Знать биографию автора, сюжет сказки, героев. Уметь объяснять смысл названия | внутрипредметная | взаимоконтроль | 3,2 | 1,2,3 | ||
72 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб» | Средства выразительности | Знать содержаниесказки, отличать литературную сказку от народной | внутрипредметная | взаимоконтроль | 2,1 | 3 | ||
73 | Выразительные средства в сказке «Теплый хлеб» | Средства выразительности | Уметь видеть необычное в обычном, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
74 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | Сюжет, герои | Знать сюжет рассказа. Понимать взаимоотношения героев. | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,3 | ||
75 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | Драма, пьеса | Знать факты биографии, определение понятия драма. Понимать особенности пьесы. Отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение | Внутрипредметная, театр | взаимоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
76 | Положительныые и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы. | Ритм, герои, драма, пьесв | Уметь хар-ть героев. Понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с УНТ | внутрипредметная | взаимоконтроль | 2,1 | 2,3 | ||
77 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы | Роды и жанры литературы | Знать роды и жанры литературы. Уметь выразительно читать пьесу по ролям | внутрипредметная | самоконтроль | 2,1 | 1,2,3 | ||
78 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | Зарубежная литература | Знать в чем заключается своеобразие худ. мира Андерсена-сказочника. Понимать особенности сюжета. | Внутрипредметная, история, мхк | самоконтроль | 1,2,3 | 2,3 | ||
79 | Два мира сказки «Снежная королева» | Художественный мир произведения | Уметь рассказывать события из жизни. Определять особенности авторской сказки. | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 2 | 2,4 | ||
80 | Писатели-сказочники и ихгерои | сказочники | Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения. | Внутрипредметная, мхк | взаимоконтроль | 1,3,2 | 1,2,3,4 | ||
81 | Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном. | Зарубежная лит-ра, образ героя | Знать факты жизни биографии. Уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,1,4 | ||
82 | Сочинение-миниатюра «о чем рассказал мнецветок» | Уметь обращать внимание на красоту природы и мира. | самоконтроль | 1 | 3 | ||||
83 | А.П..Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель в рассказе «Никита» | Биография, образ героя, худ. ср-ва | Знать биографию автора. Понимать поведение главного героя, его общение с окружающим миром природы. | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
84 | Тема человеческого труда в рассказе «Никита» | Тема, проблема, иедя | Уметь выделять в его содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы | внутрипредметная | самоконтроль | 2 | 1,2,4 | ||
85 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». | Тема, проблема, идея | Знать факты биографии, судьбу рассказа. Уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2,3 | 2,1,3, | ||
86 | Человек и природа врассказе | Тема, проблема, идея | Понимать отношение Васютки к окружающему миру. Уметь объяснять поведение героя в лесу | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2 | 4,2, | ||
87 | Сочинение «Тайга — наша кормилица» по рассказу «Васюткино озеро» | Знать принцип составление сложного плана | самоконтроль | 2,1 | 3 | ||||
88 | В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» «Белогрудка» | Тема, проблема, иедя | Знать произведения. Уметь перессказывать | внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2,3 | |||
89 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь. «Сказание о Кише» | Биография, сказание | Знать биографию автора. Понимать обычаи верования, нравы северного народа. Уметь объяснять почему лондон назвал произведением сказанием. | Культурология, история, внутрипредметная | взаимоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
90 | Поэтическая летопись Великой Отечественной Войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | Тема, рассказ | Знать поэтическую летопись войны. Жанровые особенности баллады. Уметь переживать событиям | История, мхк | самоконтроль | 1,2,3 | 4,1,2,3 | ||
91 | Подвиги бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...» | Тема, идея | Знать о бойцах крепости-героя, факты жизни героя. Уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении | история | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,4,3 | ||
92 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи | Уметь анализировать события прошлого | история | самоконтроль | 1,2 | 2 | |||
93 | Война и дети — тема многих произведений о войне | Тема, проблема, идея | Знать как раскрыввается тема войны в творчестве поэтов. | история | взаимоконтроль | 1,2 | 2,3,4 | ||
94 | Стихотворения И.А.Бунина «помню долгий зисний вечер...» | Лирика, тропы | Знать биографию автора. Уметь анализировать стихотворение | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2,3 | 1,2,3 | ||
95 | Картина В.М.Васнецова «аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка» | Лирика, тропы | Знать авторов биографии. Уметь сопоставлять стихотворения с картиной | Внутрипредметная, мхк | самоконтроль | 1,2,3 | 2,4 | ||
96 | Рубцов «Родная деревня». | Лирика, тропы | Уметь выразительно читать стихотворения | Внутрипредметная,мхк | самоконтроль | 2,3 | 2,3,4 | ||
97 | С.Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор. | Рассказ, сюжет, образы героев | Знать биографию автора, содержание, героев, понятие юмор. Уметь сжато пересказывать | Внутрипредметная | Взаимоконтроль, самоконтроль | 2,3,1 | 2,3,4 | ||
98 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | Биография, тема, проблема, идея | Знать биографию атора. Уметь воспроизводить все приключени и события в жизни Робинзона. Понимать авторское отношение к изображаемому | Внутрипредметная, история | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,3, | ||
99 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойра» | Биография, тема, проблема, идея | Знать биографию автора. Понимать время и место действия. Уметь пересказывать текст, составлять план | Внутрипредметная, история, культурология | взаимоконтроль | 1,2,3 | 2,3,4 | ||
100 | Том Сойр и его друзья | Образ героев | Уметь отбирать эпизоды, помогающие ярче увидеть увидеть хар-р Тома | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
102 | Стихотворения-шутки Ю.Ч.Ким «Рыба-кит» | Лирика, тропы, юмор | Знать факторф биографии, особенности стихотворений-шуток. | внутрипредметная | самоконтроль | 1,2 | 2,3 | ||
102 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях аргументируя свой ответ. | самоконтроль | 1 | 3 | ||||
103-105 | резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...