Открытый урок "Не- с существительными"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Журавлева Светлана Кардашевна

Урок-закрепление по учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской  для  6 класса. Урок направлен на закрепление и обобщение изученного материла. Ориентирован на самостоятельную работу учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushch-mi.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Не-   с существительными»

Цель урока:

- воспитать у школьников орфографическую зоркость;

- совершенствовать  правописные навыки;

- повторить и обобщить изученный материал.

Ход урока:  

1.Орг. Момент.

Урок открывается вступительным словом учителя.

2. Словарная работа (невежа, невежда).

3. Беседа по содержанию плаката – алгоритма.

4. Повторение изученного материала.

                                     Плакат- алгоритм

                                 «Не-  с существительными»

  1. Определи, употребляется ли существительное без НЕ:

Если не употребляется, то пиши слитно           

                                                                                  Если употребляется, то:

                         2.  Проверь, есть противопоставление  или его нет ( с союзом а)

          Если есть, пиши раздельно                             Если нет, то

        

                                   3.Замени существительное синонимом

        Если можно заменить, пиши слитно           Если нельзя, раздельно        

Практическая проверочная работа .

 Карточка  № 1.

Задание : выписать номера тех предложений, в которых существительное с не :

1 вар.  – пишутся слитно

2 вар. – пишутся раздельно

  1. (не) счастье состарило его за один год.
  2. Ты мне больше (не)приятель.
  3. (не) везение , а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье
  4. Рассказала бабушка много (не) былиц.
  5. В решение задачи вкралась (не)точность.
  6. Глупость (не)порок, а беда.
  7. Маша скромница и (не) дотрога
  8. Голод – (не) тетка, пирожка (не) поднесет

Карточка №2.

Задание : составить схемы предложений. Выписать существительные с НЕ-, объяснить их правописание.

  1. Нерешительность командира привела к проигрышу сражения, и неприятель перешел в наступление.
  2. А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе старый (не)вежа.

Карточка №3.

Задание : составьте предложение:

  1. Из предложения  « Вдоль дорожки мы собирали незабудки» выписать существительное – дополнение, поставить его в форме И.п., мн. Числа.
  2. Из предложения « В саду цветут астры» выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени, мн. Числа.;
  3. Из  предложения «Еще в полях белеет снег» (Ф . Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме П.п., ед.ч., с предлогом в;
  4. Из предложения «Лось вышел на опушку и заревел» выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч, П.п, с предлогом НА;
  5. Из предложения «Роняет лес багряный свой убор» (А.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме Р.п; ед. числа.

                                                Карточка № 4.

Задание : предлагается трем – четырем ученикам распределить слова по частям речи.

           Небрежный, небылица, невежа, невзлюбить, невежда, невзначай, невзрачный, невидаль, невинный, невмоготу, невредимый, недолюбливать, недооценивать, недотрога, недоумевать, нежданно – негаданно, незабудка, нездоровится, незнакомец, неминуемый, немножко, ненависть, необходимый, неожиданно, непоседливый, непрестанно, непрерывный, неряха, нестерпимый, неугомонный.

 

Лексическая пятиминутка.

Синонимы и антонимы. Дайте определение и приведите примеры.

Карточка № 5

Задание (выполняется письменно в рабочей тетради): образуйте с помощью приставки НЕ -  слова, противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без пристаки НЕ-.

Образец:  Друг – недруг(враг)

Счастье, внимательность, зависимость, правда, здоровье.

Слова для справок : рассеянность, ложь, правда, здоровье.

Индивидуальные сообщения.

Работа со словарем. Объяснение лексического значения слов невежа – невежда. Выписаь н доске пример употребления данных слов в речи.

                                             

Карточка № 6.

Задание: переписать в тетрадь, обозначить орфограмму и состав слова.

   Должно получиться примерно так:

  1. Как! С невежею! Чтобы я помирился с этим грубияном!
  2. Невежда он был круглый, ничего не читал.

Карточка №7

Задание: переписать, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ-

Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.

Слова для справок: неприятель, невнимательность, небылица, неправда, недруг .

                  4.Заключительное слово учителя.

          5.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

открытый урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме "Имя существительное"

Урок повторения по теме "Имя существительное" в 6 классе построен как интегрированный на связи русского языка и литературы. Повторяется и обобщается материал по теме, изученный в 5 классе. Весь дидакт...

открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"

Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....

Презентация открытого урока "Имя существительное"

Презентация к открытому уроку в 5 классе...

Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...