Открытый урок "Не- с существительными"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-закрепление по учебнику М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской для 6 класса. Урок направлен на закрепление и обобщение изученного материла. Ориентирован на самостоятельную работу учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushch-mi.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Не- с существительными»
Цель урока:
- воспитать у школьников орфографическую зоркость;
- совершенствовать правописные навыки;
- повторить и обобщить изученный материал.
Ход урока:
1.Орг. Момент.
Урок открывается вступительным словом учителя.
2. Словарная работа (невежа, невежда).
3. Беседа по содержанию плаката – алгоритма.
4. Повторение изученного материала.
Плакат- алгоритм
«Не- с существительными»
- Определи, употребляется ли существительное без НЕ:
Если не употребляется, то пиши слитно
Если употребляется, то:
2. Проверь, есть противопоставление или его нет ( с союзом а)
Если есть, пиши раздельно Если нет, то
3.Замени существительное синонимом
Если можно заменить, пиши слитно Если нельзя, раздельно
Практическая проверочная работа .
Карточка № 1.
Задание : выписать номера тех предложений, в которых существительное с не :
1 вар. – пишутся слитно
2 вар. – пишутся раздельно
- (не) счастье состарило его за один год.
- Ты мне больше (не)приятель.
- (не) везение , а труд и настойчивость приведут к успехам в ученье
- Рассказала бабушка много (не) былиц.
- В решение задачи вкралась (не)точность.
- Глупость (не)порок, а беда.
- Маша скромница и (не) дотрога
- Голод – (не) тетка, пирожка (не) поднесет
Карточка №2.
Задание : составить схемы предложений. Выписать существительные с НЕ-, объяснить их правописание.
- Нерешительность командира привела к проигрышу сражения, и неприятель перешел в наступление.
- А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе старый (не)вежа.
Карточка №3.
Задание : составьте предложение:
- Из предложения « Вдоль дорожки мы собирали незабудки» выписать существительное – дополнение, поставить его в форме И.п., мн. Числа.
- Из предложения « В саду цветут астры» выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени, мн. Числа.;
- Из предложения «Еще в полях белеет снег» (Ф . Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме П.п., ед.ч., с предлогом в;
- Из предложения «Лось вышел на опушку и заревел» выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч, П.п, с предлогом НА;
- Из предложения «Роняет лес багряный свой убор» (А.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме Р.п; ед. числа.
Карточка № 4.
Задание : предлагается трем – четырем ученикам распределить слова по частям речи.
Небрежный, небылица, невежа, невзлюбить, невежда, невзначай, невзрачный, невидаль, невинный, невмоготу, невредимый, недолюбливать, недооценивать, недотрога, недоумевать, нежданно – негаданно, незабудка, нездоровится, незнакомец, неминуемый, немножко, ненависть, необходимый, неожиданно, непоседливый, непрестанно, непрерывный, неряха, нестерпимый, неугомонный.
Лексическая пятиминутка.
Синонимы и антонимы. Дайте определение и приведите примеры.
Карточка № 5
Задание (выполняется письменно в рабочей тетради): образуйте с помощью приставки НЕ - слова, противоположные по значению; рядом с образовавшимся словом поставьте сходные по смыслу слова без пристаки НЕ-.
Образец: Друг – недруг(враг)
Счастье, внимательность, зависимость, правда, здоровье.
Слова для справок : рассеянность, ложь, правда, здоровье.
Индивидуальные сообщения.
Работа со словарем. Объяснение лексического значения слов невежа – невежда. Выписаь н доске пример употребления данных слов в речи.
Карточка № 6.
Задание: переписать в тетрадь, обозначить орфограмму и состав слова.
Должно получиться примерно так:
- Как! С невежею! Чтобы я помирился с этим грубияном!
- Невежда он был круглый, ничего не читал.
Карточка №7
Задание: переписать, заменяя выделенные слова сходными по смыслу с приставкой НЕ-
Ложь не поможет. Новая атака противника была отбита. Враги распространяли о нем всякие выдумки. Рассеянность при письме приводит к ошибкам.
Слова для справок: неприятель, невнимательность, небылица, неправда, недруг .
4.Заключительное слово учителя.
5.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.
Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....
открытый урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме "Имя существительное"
Урок повторения по теме "Имя существительное" в 6 классе построен как интегрированный на связи русского языка и литературы. Повторяется и обобщается материал по теме, изученный в 5 классе. Весь дидакт...
открытый урок по русскому языку в 6 классе "Существительные общего рода"
Урок разработан на базе учебника Русского языка 6 класс под ред. Ладыженской, урок усвоения новых знаний....
Презентация открытого урока "Имя существительное"
Презентация к открытому уроку в 5 классе...
Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Открытый урок "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Технологическая карта открытого урока "Имена существительные собственные и нарицательные" в 5 классе
Технологическая карта открытого урока в 5 классе...