Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inos_6_klass_otkryt.urok_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ А (ИНОС)

СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ

СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОЛ-, ПОЛУ-.

Цель: расширить представление учащихся по орфоэпии и лексике; закрепить умение видеть пройденные орфограммы в словах; формировать умения правильного написания существительных с пол- и полу-; развивать орфографическую зоркость, общенаучные, интеллектуальные умения и навыки; способствовать воспитанию умственных возможностей школьников, воспитывать у учащихся внимательность, усидчивость, работоспособность, желание учиться.

Ход урока:

I. Орфоэпическая минутка.

Орфоэпия – от греческого Orthos – правильный + epos – речь.

Проверка Д/з (ДГП)

Правильное произношение слов.

Работа у доски.

Баловать, не рек. баловать…

(Проецируется на экран)

II. Лексическая минутка.

Лексика-от греческого lexis-слово, выражение.

полдня

Лучшие гневаются мгновенно,Средние гневаются         ,

Низкие гневаются день и ночь,

Худшие – никогда не_свободны от гнева.

                                Древнеиндийское изречение.

Градация- (лат. gradatio постепенное повышение, gradus ступень, степень) – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения. (Расположение ряда слов по возрастающей или убывающей значимости)

Такие стилистические фигуры делают речь более яркой, образной, эмоциональной.

Вопросы к ученикам.

  1. Как вы понимаете смысл данного изречения?
  2. По какому признаку автор расположил слова в данном изречении. (Расположите слова в порядке ослабления их смыслового и эмоционального значения)

III. Орфографическая минутка.

Орфография – от греч. Orthos- правильный + gratho пишу.

 Выделяем в данном изречении пройденные орфограммы и объясняем их правописание.

Чтобы научиться верно писать и чтобы знать, когда применять правила, надо замечать при письме орфограммы, развивать свою орфографическую зоркость.

II. Продолжаем работать по лексике.

В этом изречении нам встретился еще лексический повтор.

Вопрос.

Служит ли он средством художественной выразительности речи? (Нет)

В данном предложении он уместен или нет? (Нет)

Вывод: т.е. этот лексический повтор неоправдан (неуместен). Он приводит к однообразию, монотонности речи.

Перечислите способы устранения неоправданного лексического повтора:

  1. тире;
  2. местоимение, синонимы, описательные обороты, однокоренные слова;
  3. однородные члены;
  4. замена частью словосочетания.

В данном случае избавиться от лексического повтора можно с помощью тире. (Записываем предложение в исправленном  виде).

Лучшие гневаются мгновенно,

полдня

Средние -         ,

Низкие – день и ночь,

Худшие – никогда не_свободны от гнева.

Объяснение орфограмм:

Низкие

        Обозначение на письме согласных звуков в корне.

Худшие

Когда есть сомнения в написании буквы согласного в корне, следует писать ту букву, которая пишется гласными и сонорными [p], [н], [м], [л].

Лучшие – в сочетаниях букв чн, нч, чк, чщ, нщ никогда не пишется ь.

Ночь – в конце имен существительных ь после шипящих пишется только в словах 3 склонения.

Гневаются – чтобы не ошибаться в написании –тся, -ться, в глаголах, нужно поставить вопрос.

Обращаем внимание на написание слова полдня.

На экране появляются слова с разным написанием существительных с пол- и полу-.

Полдюжины

Пол-очка

Пол-Москвы

Полуразрушенный

Полжизни

Полулежа

Пол-ложки

Обратите внимание, что существительные с пол- и полу- могут писатьс2耀и через дефис, и слитно.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Правописание существительных с пол- и полу-.

Записываем тему урока в тетрадь.

IV. Объяснение нового материала.

Через дефис.

1.         Пол-лимона

Пол-ложки        перед -л

Пол-линии

2.        Пол-яблока

        Пол-окна        перед гласными

Пол-абрикоса

3.        Пол-Москвы

        Пол-Байкала        перед прописными буквами

Пол-Азии        

Слитно.

Полдоски

Полпарты        перед согласными в нарицательных существительных

Полстены

Слитно с полу-

Полуразвалины, в течение получаса, полумесяц, полузащитник, полутьма.

Раздельно.

Пол большой доски, пол нашей школы, пол чайной ложки, пол открытой банки.

Учащиеся сами делают выводы о правильном написании существительных с пол- и полу-.

V.Закрепление.

Работаем с книгами. (Упр. 232(1) стр.126)

Раскрыть скобки и правильно написать существительное с пол- и полу-. (Комментированное письмо)

Цифровой диктант.

1 вариант. (У каждого на столе карточки)

(полу)легальный, (пол)университета, (пол)холодильника, (пол)зала, (полу)правда, (пол)яйца, (пол)ложки, (пол)ларца, (пол)стакана, (пол)Ростова, (пол)одиннадцатого.

2 вариант. (У каждого на столе карточки)

(Пол)зимы, (полу)темный, (полу)автомат, (пол)дня, (пол)литра, (пол)метра, (пол)Австралии, (пол)арии, (пол)обложки, (пол)яблони, (пол)Новосибирска.

На доске.

Слитно-1                                                                                Раздельно-2

Ответы:

1 вариант.                                                                                2 вариант.

12111222122                                                                        11112122222

Игровой момент. (по книге РРЧ)

Упр. 271, стр.146

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.

Названия городов (написать с пол-)

1. Дот – вал - висок

Пол – Владивостока

2.Лось- вал-яр

Пол – Ярославля

3.Риск-ноль

Пол – Норильска

4. Дог-овал

Пол-Вологды

5.Рак- сан – род

Пол-Краснодара

6.Кига-торг-сом

Пол-Магнитогорска

7.Виски-бор-сон

Пол-Новосибирска

8.Вата-сор

Пол-Саратова

VI. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Чему научились?

VII. Задание на дом.

Стр.124-126 (правило)

Упр.234(РЯ) СПР сх.45 ДГП (10 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-"

Этот урок поможет учащимся освоить непростую тему правописания сложных существительных с пол- и полу. Материал интересный и занимательный....

Урок по русскому языку по теме: "Слитное и раздельное написание "Не" с причастиями".

Урок рассчитан на слабый класс. Мотивацией к освоению непростой темы служит ролевая игра "  В гостях у жителей Лукоморья". Я сама люблю такие уроки. Мне кажется, они больше доходят до сердца дете...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".

Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме....

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».

Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

На уроке использую метод активного обучения, который позволяет в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ученик учится учиться: самостоятельно приобретать новые знания, работать...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок по русскому  языку в 9 классе на тему  «Бессоюзное сложное предложение». Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные слож...