открытый урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок повторения по теме "Имя существительное" в 6 классе построен как интегрированный на связи русского языка и литературы. Повторяется и обобщается материал по теме, изученный в 5 классе. Весь дидактический материал берётся из стихотворения И.А.Бунина "Детство", текст которого представлен в Медиа файле. К уроку подготовлена презентация, раздаточный материал, индивидуальное домашнее задание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повторение изученного по теме "Имя существительное"
Цели урока:
Повторить изученный материал по данной теме на примере стихотворения И.А.Бунина «Детство»
Закрепить представление о тексте, совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных, их морфологических признаков.
Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность мышления.
Воспитывать эстетический вкус обучающихся.
Оборудование:
Презентация;
текст И.А.Бунин «Детство»;
тест
жетоны разных цветов: красный 5, жёлтый 4. зелёный 3.
Ход урока
I Орг. Момент.
Учитель. Здравствуйте! Я рада видеть вас. У нас сегодня необычный урок, но начнём мы его с обычного действия: подпишите число и классная работа. Сегодня за ответы вы будете получать жетоны разных цветов, не теряйте их, так как в конце урока они превратятся в отметки.
- Итак, вы думаете, что сейчас ноябрь и вы в 23 кабинете. А вот и нет!
(пение птиц) - Что это? Поют птицы. Где мы? В сосновом бору. (слайд 1 с лесом)
II Формулировка темы.
- Теперь мы можем начать наш необычный урок. Подключайте фантазию, свои воспоминания. Лето, жара, лес, сосны, ветерок, прохлада. Какие чувства испытываете? (радость, счастье, удовольствие) Какие части речи я вам назвала? (сущ.) А вы мне? (сущ.)
- Итак, мы подошли к нашей теме: «Имя существительное»(слайд 2) Мы много знаем об этой части речи, поэтому сегодня наша задача – повторить изученное в 5-ом классе по этой теме, а на следующих уроках мы будем узнавать новое о существительном.
III Актуализация знаний.
- А как вы определили, что я называла именно существительное? (отвечает на вопросы кто? Что?)
- Что такое имя существительное? (формулируем определение). (слайд3)Как любая самостоятельная часть речи сущ. имеет свои признаки и выполняет определённую синтаксическую роль. Это мы и будем повторять.
IV Переход к теме.
Не забываем, что урок у нас необычный. С нами в сосновом бору незримо присутствует известнейший поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, которому 22 октября исполнился бы 141 год.( слайд4 с портретом) Это так много. А каковы же его впечатления о сосновом боре? Отличаются ли они от наших? Однажды на маленького Бунина сосновый бор произвёл такие впечатления, что, уже будучи взрослым, он описал их в стихотворении «Детство». А что мы знаем о детстве Бунина? Нам расскажет… (инд.задание)
V Индивидуальное задание. Детство Бунина. (Слайды 5 с портретами маленького Бунина, его семьи)
VI Чтение стихотворения. (распечатано)
- Перейдём к стихотворению «Детство». Послушайте его и ответьте: Каково настроение стихотворения? Какие ключевые слова можете назвать? (слайд 6 с фильмом)
Детство.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк…Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся согрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
(Пауза после прочтения обязательна. Чтобы появилось желание обменяться впечатлениями, надо дать обучающимся возможность почувствовать текст.)
- Каковы ваши впечатления о стихотворении? (Необыкновенно теплые воспоминания о детстве, проникнуты солнечным светом, радостью, счастьем, солнцем, теплом, красотой и др.) Отличаются ли они от наших? Оказывается, во все времена природа оказывала и оказывает незабываемые впечатления.
- Перед нами воспоминание о детстве. Детская память имеет свойство хранить самые яркие, красочные, счастливые эпизоды. Но не забудем, что мы на уроке русского языка и рассмотрим стихотворение. Докажите, что это текст. ( заголовок, предложения связаны по смыслу и грамматически, их объединяет одна тема, настроения, основная мысль)
VI . Работаем над текстом стихотворения.
Найдите ключевые слова. (солнце, свет, сосна) Запишите их.
-Какие это части речи? Какие постоянные признаки у них общие? Запишите. (неодушевлённые и нарицательные). Как вы определили? Какое сущ. здесь может быть и собственным? Когда? (Солнце – звезда)
- Нам не попались одушевлённые сущ. Давайте сами домыслим, какие в бору могут встретиться сущ. одушевлённые? (бабочка, белка, ёж и др.) (слайд7)
2. Какими постоянными признаками различаются наши слова? (род, склонение)
- Определите род сущ.
- Выпишите из стихотворения примеры сущ. женского рода. (палата, сосна, кора, сухость) Какое из них употреблено в переносном значении? Какой художественный приём использует здесь автор? (метафора)
- Выделите окончания. Почему у сущ. «сухость» нулевое окончание? (оно 3 скл) А первые 3 слова? Запишите сверху скл. Как вы различили?
- В чём особенность написания сущ.3 скл.? (ь на конце)
- В каких ещё сущ. пишется Ь после шипящей на конце? Выпишите из моих предложений сущ. с шипящей на конце и объясните постановку Ь.(у доски одновременно 2 человека)
Пока мы ехали до соснового бора, миновали несколько берёзовых рощ. Кругом такая тишь! С ветки на ветку перелетает грач. В норку под сосной скользнула мышь. За рекой вдали виднеются крыши дач. Надо возвращаться домой, чтобы нас не застала ночь.
3. Запишите слова, определите из склонение: шёлк и солнце ( в столбик). Какие сущ. относятся ко 2-ому скл.? Объясните орфограммы: приведите свои примеры с этими орфограммами (по 1 человеку у доски класс диктует). (жёлудь, крыжовник, жёлтый, чёрный, лестница, праздник, честность)
4. Мы вспомнили постоянные признаки сущ. А какие непостоянные признаки вы знаете? (падеж и число)
- Как определить число? А все ли сущ. изменяются по числам? Найдите в стихотворении сущ., которые имеют форму только одного числа. (блеск, свет, кора, солнце) Форму какого числа они не имеют? (мн.ч.)
- А есть ли в стихотворении сущ. во мн. ч.? Укажите форму ед.ч.(палата-палаты)
5. Итак, мы не повторили последний признак непостоянный – падеж. Как правильно определить падеж? Для этого поработаем по вариантам: 1 вариант, выпишите словосочетания глагол+сущ с предлогом. (дышать в бору, бродить по палатам, прильну к сосне) определите падеж сущ., 2 вариант выпишите 3 словосочетания прил. + сущ: сухим смолистым ароматом, солнечным палатам, яркий свет. Какому варианту было труднее определить падеж? Почему?
– Укажите вид словосочетаний.
- Произведите разбор 1 словосочетания (по вариантам у доски). – 2 человека
7. Итак, сущ. может быть и главным и зависимым в словосочетании, а как в предложении? Посмотрим, как обстоят дела в одном из предложений стихотворения. Выпишите предложение: «А ствол – гигант, тяжёлый, величавый» Выполним синтаксический разбор предложения. (1 человек у доски) Почему ставится тире?
VIII Подведение итогов.
Итак, ребята, нам надо выбираться из бора, но прежде мне бы хотелось подвести итоги нашей работы в виде небольшого теста (распечатано)
IX Рефлексия.
Пора прощаться с соснами и Буниным, мы возвращаемся в ноябрь, в свой класс, но впечатления наши останутся надолго, может быть, и навсегда. Давайте же поделимся своими чувствами, мыслями по поводу урока в виде синквейна.
Алгоритм написания синквейна. (слайд8)
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме?
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
X Домашнее задание дифференцированное. (слайд 9)
Творческая работа мини-сочинение «В сосновом бору» с грамматическим заданием – определить падежи и склонения и выделить окончания // упр. 196 5 слов по заданию
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме: "Обобщение по теме: "Имя существительное"
открытый урок в 5 классе с учетом требований ФГОС ООО...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Открытый урок русского языка по теме "Род несклоняемых имён существительных" в 6 классе.
В работе конспект открытого урока с технологической картой по теме "Род несклоняемых имен существительных" в 6 классе. Урок проводился в форме путешествия и посвящен решению проблемы постано...
Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».
Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.Задачи урока:Образовательные: Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных–чик и ...
Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».
Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное». (На материале повести сказки Э.Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)...
Открытый урок русского языка в 6 классе "Несклоняемые имена существительные"
Открытый урок будет полезен прежде всего своей практической значимостью, интересными заданиями, которые нравятся всем обучающимся....