Суффиксальное словопроизводство первого десятилетия XXI в. (на материале СМИ)
статья по русскому языку на тему

Катчиева Лилия Микояновна

В статье рассматривается основной способ словопроизводства начала   XXI в. Материалом послужили СМИ. Статья опубликована в международном педагогическом журнале "Предметник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bayramkulova_l._m._statya.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Байрамкулова Лилия Микояновна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Лицей №1598 г. Москвы

Суффиксальное словопроизводство первого десятилетия XXI в.

 (на материале СМИ)

       Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения. С развитием общества появляются новые предметы, явления, которые запечатлеваются в новых словах и новых значениях.

       Как показывают наблюдения, новообразования последнего времени широко представлены в языке газеты.  Это объясняется тем, что газета, как один из видов массовой коммуникации, разносторонне и быстро отражает события каждого нового дня. В наши дни газета – самый чуткий регистратор, можно сказать,  индикатор новых слов, значений, словосочетаний. Она значительно быстрее всех других жанров письменной речи отражает сдвиги, которые происходят во всех сферах жизни общества, и в большинстве случаев является первым письменным источником, фиксирующим появление новых слов, значений и выражений.

       По функции воздействия на адресата и отбору языковых средств для достижения коммуникативно-прагматического результата газетный текст наших дней ориентирован на интертекстуальность, использование образных языковых средств, скрытый или явный подтекст, выражение этической, социальной или интеллектуальной оценки.

       Сформировался новый тип адресанта (автора) публицистического текста, что обусловлено рядом социальных, идеологических и языковых причин, одной из которых является снятие цензуры. Новый тип пишущих – это творческая личность, не всегда считающаяся с установленными ранее стереотипами газеты, стремящаяся к мастерству (с помощью слова) в выражении мысли согласно общественному мнению или личному мировоззрению.

       В поисках выразительных средств речи журналисты иногда прибегают к словотворчеству.  Создание индивидуально-авторских неологизмов (окказионализмов) обычно связано с использованием словообразовательных

ресурсов современного русского языка. Эстетическая ценность таких новообразований определяется искусством автора, его умением применить наиболее яркие и стилистически оправданные экспрессивные краски тех или иных словообразовательных моделей.

     Появление новых слов непосредственно в языке газеты и, кроме того, «посредничество газеты» при переходе новых слов в общеупотребительную лексику – все это может служить иллюстрацией особенностей словообразовательных процессов в языке. Кроме того, именно в газете возникают и определяются многие важнейшие тенденции развития современного русского литературного языка.

     Самым распространенном способом современного окказионального словообразования в языке СМИ  является суффиксация, то есть  образование новых слов с помощью суффиксов.

     Суффиксальные новообразования представлены в основном существительными, и здесь наиболее активны абстрактные суффиксы  -изм, -ация, -ений, -щин: Макдонализация. Что это значит и почему Европа ее боится? [АИФ,   2008, № 15];  Алкоголизация населения идет все быстрее  [МК,  10.12.07];   Глобализм данной проблемы заключается в нерешенности ее истоков [КП, 14.12.07]. Гангстеризм на улицах крупных городов превышает все установки экспертов  [там же]. Гонка цен и зарплаты, инфляция формируют у трудящихся современный облик периода «путинщины» [Правда, 20.11.07]

       Достаточно активны также суффиксы -чик /-щик, -ец /-овец, -ик, -ист, обозначающие лицо. Тимошенковцы показали себя во всей красе. [АИФ, 15.12.07].

       Существительные со значением лица, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой, образуется с помощью суффиксов: -ник: високосники  (о  людях,  родившихся  29  февраля)  [заголовок в МК, 28.02.08]; -ар- (для придания экспрессивного оттенка усиления): Лошара (от слова «лох») по аналогии со словом «котяра» [МК, 23.09.07].

       В период демократизации всех сторон жизни российского общества в языке актуализировались «демократические»  способы, к числу которых относится и суффиксальная универбация.

     «Универбацией принято называть способ образования слова на основе словосочетания, при котором в производное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания, так что по форме производное слово соотносительно с одним словом, а по смыслу – с целым словосочетанием» [Земская, 1996:82]:  персоналка (персональная выставка); музыкалка  (музыкальный конкурс в КВН); гуманитарка (гуманитарная помощь); плешка (Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова); кулек  (шутл.-ирон. «колледж культуры»).

       Следует отметить и возросшее число сложных прилагательных, входящих в опорное словосочетание: противоугонка (противоугонное средство); русскоязычники (русскоязычное население стран Прибалтики); наружка (наружная реклама); встречка   (встречная полоса).

       Стремление говорящего минимизировать создаваемый суффиксальный универбат, а также законы морфонологии приводят к освобождению производящих основ от сложных суффиксов [Рагульская, 2007: 216]: мерцалка (мерцательная аритмия), вневедомка (вневедомственная охрана); а также от одной из частей сложносоставного наименования, например: одноактовка (одноактовая опера), обменник (обменный пункт).

       По такому же принципу формируются и определенные лексико-семантические группы. Сюда относятся названия отраслей промышленности и хозяйства(оборонка, нефтянка, социалка); а также различных объектов административной и социальной сферы:

  • автомобильных дорог, шоссе: (Рублевка, Каширка, Можайка,
    Калужка
    и др.);
  • улиц, проспектов, площадей, районов: Мичуринка (Мичуринский проспект), Манежка (Манежная площадь);
  • станций метро: Вернадка (станция метро «Проспект Вернадского»), Речка (станция метро «Речной вокзал»);
  • театров: Табакерка (Театр-студия п./р. Олега Табакова);
  • лиц: силовик (работник силовых структур), социальщик (работник социальной сферы);

       Таким образом, в настоящее время универбация – это так же один из  активных словообразовательных процессов в русском языке.

       Далеко не новым  явлением в языке являются отымённые   производные. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры в различных толковых словарях (амперметр, вакханалия, донкихотствовать).

Многие из широко используемых в активном запасе русского языка отонимных деривантов возникли давно и уже прошли период становления и адаптации в языке, став общеупотребительными: альпинизм, кириллица, спрартакиада. Некоторые появились недавно (кремленолог, путинизм), и их значение еще не известно широким слоям носителей языка.

Помимо того, отонимные производные создаются в разговорной речи и являются наглядной демонстрацией неограниченных потенциальных ресурсов   языка, они возникают и в СМИ.

Отонимные производные в СМИ разнообразны по своему морфологическому статусу и представляют собой все знаменательные части речи.     Самая обширная группа - существительные, среди которых нарицательные имена различной семантики: европейскость, саакашизм  от М.Саакашвили; регионал - от названия украинской политической силы «Партия регионов»; киркоровщина – от Ф. Киркоров;  поттеромания - от Гарри Поттер) и собственные имена, относящиеся в основном к классу топонимов (Ленинленд, Путинград, Эсенговия).

     Следующими по частотности употребления идут прилагательные (ющенковский от В.А.Ющенко, протимошенковский от  Ю.В.Тимошенко, проНАТОвский).

Далее следуют наречия (по-буйновски - от А.Буйнов, фабрично - от названия телепроекта «Фабрика звезд») и глаголы (онатились – от НАТО).

Производящие основы подобных новообразований относятся к самым разным классам онимов: антропонимам, топонимам, эргонимам и т.д.

     Большая часть отантропонимических дериватов – это образования  от фамилий: Кличко – кличкомания, Т.А.Тарасова – тарасята, В.В.Путин - Путинбург. Активность антропонимов в качестве первооснов новообразований, а именно «собственных имен лиц наших современников», Е.А.Земская относит к проявлению одной из характерных черт настоящего периода развития языка, – усилению личностного начала [Земская 2000:99].

Оттопонимические дериваты восходят к названиям континентов государств, населенных пунктов, внутригородских объектов: антироссийскость, эсенговия, майданный. К новым словам, образованным от эргонимов, можно отнести следующие: приватовцы (сотрудники Приватбанка), суперзвездовцы (члены редколлегии специального выпуска газеты «Аргументы и факты» – «Суперзвезды»), плюсовский (название телеканала «1+1»).

       Диапазон значений, выражаемых отонимными производными, очень широк. Это названия политических терминов (антиамериканизм),   общественно-политических (ющизм, саакашизм) и общественно-культурных явлений (поттеромания, кличкомания), наименования членов различных политических партий (народник, союзники, единоросс), участников музыкальных групп (машинист - об Андрее Макаревиче, солисте группы «Машина времени») или телешоу (шансисты - от названия конкурса молодых певцов «Шанс» на украинском телевидении), поклонников известного артиста, певца (галкинцы) и т.д.

Словообразовательная характеристика названных языковых единиц позволяет подтвердить данные ученых об активности использования тех или иных словообразовательных моделей в языке СМИ [Попова 2005:72-113].

По мнению Е.А. Земской, «герой современного словообразования –  человек» [Земская 2000:103]. Это подтверждается большим процентом отонимных дериватов-существительных, образованных с суффиксом -ец (мн. ч. -цы), которые обозначают группы людей, объединенных общими интересами (политическими, общественными и т.д.).  Например, руховцы от «Народный рух Украины», пугачевцы – от А.Пугачева,   скрябинцы,  океановцы –  от  названий  музыкальных  групп «Скрябин», «Океан Эльзы».

Большое   число   отонимных   дериватов   образовано   с   помощью компонента -мания: Бравомания - от названия группы «Браво»,  Цоемания - от В.Цой).  Со значением «массовый интерес к деятельности человека (группы людей), чье имя стало производящей основой нового слова». Такие производные, как дядисэмовский, луивиттоновское, джулия-робертосовские, подтверждают мнение исследователей о том, что сложные новообразования «являются одной из особенностей словотворчества в современных СМИ» [Попова 2005:98].

       Многие отонимные производные образованы с участием иноязычных препозитивных  единиц,   наиболее  частотные  из   которых  в  нашем материале -евро-, анти-  (евроатлантисты, евробеженцы, еврооптимисты, еврошоковый  [путь], антироссийскость, антикиваловские [настроения], антижеваговская [цитата]). Широкое  распространение в современных СМИ приобрели онимные дериваты,    представляющие    собой    усеченные    формы    фамилий, используемые в качестве неофициального именования, своеобразного отфамильного  прозвища: Горби  -  от  М.С.Горбачев,  Кафель   -  от Е.Кафельников, Курни  от  А. Курникова, Плющ – от Е.Плющенко, Макар – от А. Макаревич, Шнур от С.Шнуров. При этом некоторые из новообразований являются своеобразными омонимами нарицательным существительным (кафель – Кафель, шнур – Шнур).

Кроме   узуального    словообразования   в   языке    СМИ   активно

используется и окказиональное, среди которого к наиболее частотным способам создания отонимных производных можно отнести контаминацию, или, по другой терминологии, гибридизацию: Русобелия (от Россия и  Белоруь), Ягущенко  (от фамилий фигуристов  А. Ягудина и   Е. Плющенко); Бояротнюк - от Боярский + Заворотнюк); Пауловидение (от Р.Паулс и названия международного конкурса «Евровидение»), а также частный случай гибридизации, который некоторые исследователи называют графическим словообразованием [Попова 2007:206], например: ВИТЯзъ – В.Ющенко, телеЯШИНизация – от В.Н.Яшин – гендиректор «Связьинвеста»; поЧУВСТВОвать – от названия альбома «Чувство» музыкальной группы «Капуччино» и др.

Популярность слово- и имятворчества в СМИ подтверждается не только частым использованием определенных моделей, но и созданием своеобразных серий отонимных производных (Гарри Поттер –   поттериада, поттериана, поттеристы, поттероманы, поттеровскищ; «1+1» (название телеканала) – плюсы, плюсовский [сериал] или уже приведенные выше производные от топонима Европа), а также формированием целых словообразовательных гнезд. Например, от названия телешоу «Фабрика звезд» образована усеченная форма Фабрика и дериваты фабрикант/ты(ка), фабричные (изделия), фабрично, фабриковать со значением «взращивать молодые таланты певцов в рамках названного телешоу». Подобные образования, так же как и усеченные формы фамилий, приводят к омонимии: фабрика - Фабрика; Фабрика (телешоу) и Фабрика (музыкальная группа).

Экспрессия отонимных образований в СМИ зависит от многих факторов, в том числе тематики публикации или телепередачи, их целевой направленности, отношения автора информации к излагаемым событиям или к конкретным лицам, его политических привязанностей, т.е. характеризует не только объекты, но и самих субъектов информации.

В целом экспрессию, заключенную в отонимных производных, можно условно разделить на положительную, чаще всего создаваемую благодаря использованию суффиксов (блестяшка – о солистке музыкальной группы «Блестящие» или татушка – аналогичный дериват от названия группы «Тату»), и отрицательную, возникающую или на основе определенных словообразовательных средств (например, приставка анти-: антикиваловские  настроения - от С.Кивалов) или сознательно «культивируемую» автором публикации и однозначно воспринимаемую читателем, исходя из известных фактов биографии объекта печатного или телевизионного текста. Именно через использование стилистически маркированных словообразовательных средств, атрибутов конкретной семантической наполненности, вовлечение новообразований в особые микроконтексты раскрывается авторская целеустановка, отношение к героям публикации, создается определенный настрой при чтении данного текста. Например, с одной стороны, характеристика Министров иностранных дел и обороны Украины в статье «Невъездные слова» [АИФ, 2007, №5] как «отъявленные евроатлантисты», а с другой – фраза  «Мужем «блестяшки» станет парень по имени Андрей» в статье « «Блестящая» Ксения Новикова примеряет фату» [МК, 14.11.07].

Конечно, далеко не все из рассмотренных отонимных производных выйдут за пределы массмедийного пространства и войдут в литературный язык, но главное, что они отражают реальное состояние языка на современном этапе развития, его динамику. Они демонстрируют, с одной стороны, процессы, типичные для русского языка конца XX - начала XXI вв., которые возникли на гребне демократизации общества и языка, а с другой – широкие потенциальные возможности русского языка как системы и неограниченные словообразовательные возможности онимов как подсистемы.

     Таким образом, анализ фактического материала, извлеченного из прессы первого десятилетия XXI в., позволяет наблюдать самые подвижные, протекающие на наших глазах языковые процессы. В чем же секрет эстетического воздействия окказионализмов на читателя? В чем источники их экспрессии? Многие авторские неологизмы создаются на основе образного осмысления их словообразующей модели. Немало окказионализмов обязано своей выразительностью экспрессивным суффиксам или особым словообразовательным моделям, которые усиливают интенсивность качества, динамизм действия.    Особую активность обнаруживают так называемые «ключевые слова эпохи», то есть те слова, которые находятся в фокусе социального внимания.

       Названные в работе новации, обязанные коренным изменениям в общественно-политической, экономической и культурной жизни нашей страны за последние десятилетия, привели к некоторому обновлению состава лексики русского языка. Все механизмы его действуют сверхактивно. Рассмотренные примеры показывают, что новые слова могут создаваться по продуктивным словообразовательным типам и малопродуктивным, и вовсе непродуктивным. Они могут относиться к стилистически нейтральным словам, и к характерным для разговорной речи; могут иметь свободный и связанный корень, но независимо от этого эти слова несут окраску новизны, необычности. Однако какие из окказионализмов нашего времени уйдут в небытие, а какие сохранятся, напоминая об эпохе, покажет лишь будущее.

Список использованной литературы

     1. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства //
Русский язык конца 20 столетия. -М.: Наука, 1996.

     2. Рагульская Г.В. Актуализация суффиксальной универбации в русском языке новейшего периода (90-е годы ХХ – начало ХХ1вв.) // Мир русского слова и русское слово в мире. XI конгресс МАПРЯЛ, т.1, Херон пресс, София, 2007.  -С.215-219.

     3. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства /
Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995). 2-е изд., М., 2000.

     4. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства /
Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995). 2-е изд., М., 2000.

     5. Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В.  Неология и неография современного русского языка. М., 2005.

     6. Попова Т.В. Новое в русском словообразовании конца XX - начала
XXI вв. // Мир русского слова и русское слово в мире. XI конгресс
МАПРЯЛ, т.1, Херон пресс, София, 2007. -С.206-208.

Список сокращений

АИФ   -  «Аргументы и факты»

КП      - «Комсомольская правда»

МК   - «Московский комсомолец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...

«СССР в первые послевоенные десятилетия».; 5-6 уроки в теме

К учебнику «История России. 1945-2008гг» под редакцией А.А.Данилова, АИ. Уткина, А.В. Филиппова М., Просвещение, 2009...

Занятие 1. Тема: Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержищийся в конспекте материал способствует закреплению знаний о прилагательном, развитию умений образовывать прилагательные при помощ...

Занятие 2. Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержащийся в конспекте материал зна­комит с понятием «число прилагательных», способствует развитию умения согласования прилагательных с...

Конспект занятия "Суффиксальный способ образования слов"

Конспект фронтального логопедического занятия для обучающихся 2-3 классов по формированию морфологического понятия  о суффиксах...

СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

Среди протестантов и других не православных христиан популяр­ны рассказы о страданиях их бра­тьев и сестёр, полученных от советской вла­сти с начала 30-х годов XX века. Но поче­му-то в...

Тест Россия и мир в первое послевоенное десятилетие 11 класс

Тест Россия и мир в первое послевоенное десятилетие.11 класс....