Занятие 2. Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.
план-конспект урока по теме

Абрамчук Ольга Ивановна

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержащийся в конспекте материал зна­комит с понятием «число прилагательных», способствует развитию умения согласования прилагательных с существитель­ными в числе, на занятии проводится работа с родственными словами, развивается  умение словообразования и употребления притяжательных прилагательных с суффиксом –й(на –ий, –ья, –ье, –ьи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 2. Тема: Суффиксальное словообразование.

 Суффиксы прилагательных.

                           Цели и задачи: знакомство с понятием «число прилагательных», развитие умений согласования прилагательных с существительными в числе, работа по словоизменению прилагательных, работа с родственными словами, развитие умений словообразования, образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –й(на –ий, –ья, –ье, –ьи).

Оборудование:  карточки со словами, картинки животных, мяч, карточки с текстом.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Развитие слухового внимания.

- Послушайте отрывки из стихотворений и назовите слова, обозначающие признаки.

Звонкой песней скворушка         Мы любим дни морозные,  

Веселит простор.                          Катка упругий лед

Белая черемуха                             Ночное небо звездное

Встала на бугор.                           И шумный Новый год.

                         Шумливые теплые дни

                         Весну на поля принесли.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

                                                                     II. Основная часть.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       1.На доске написаны два столбика слов. Из них нужно составить и записать словосочетания слов прилагательное + существительное. В прилагательных выделите суффиксы.

ПОЛЕВЫЕ

КАРМАННЫЕ

ЯРКОЕ  

ВЕСЁЛЫЙ

СНЕЖНАЯ    

ЧАСЫ

ЗИМА

ЦВЕТЫ

СОЛНЦЕ

ЧЕЛОВЕК

3. Образование качественных прилагательных.

 Если на улице идёт снег, то погода… 

Мороз – (морозная);    ветер – (ветреная); стужа – (студёная); холод – (холодная).

4. Образуйте прилагательные при помощи  суффиксов на –ий, –ья, –ье, –ьи. «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?'

 Животные: лиса, белка, волк, заяц, медведь, корова, кошка, собака, кролик, барсук, коза.

5. Образуйте как можно больше прилагательных с разными суффиксами от существительных:

труд        ______________________________________________________________

земля        ____________________________________________________________

вода        ____________________________________________________________

камень        ______________________________________________________________

 6.Физминутка.

Игра с мячом. Дети становятся в круг, логопед — в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

Вороний — вороний клюв;

Утиный — утиный хвост;

Оленья — оленья морда;

Медвежье — медвежье туловище;

Заячьи – заячьи уши;

Козье – козье молоко;

Волчьи – волчьи уши.

 7. Работа с текстом. Текст надо отредактировать, т.е. подобрать из скобок имена прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению.

- Нужное слово выделите карандашом.

- Прочитайте текст.

- Какой вид текста получился: описание, повествование, рассуждение.

- Докажите.

- Запишите несколько понравившихся предложений.

Снег.

          Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском всю местность.

          Стояли (короткие, длинные) зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность (синего, пасмурного) неба. Надвигалась (темная, огромная, пухлая) туча. (Крупными, прозрачными, большими) хлопьями стал падать снег. Наступили зимние (короткие, длинные) сумерки. Небо сыпало (ледяной, снежный) пух.

III. Итог занятия.

  1. - Каково ваше отношение к занятию?
  2. - С каким настроением вы его завершили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие 1. Тема: Суффиксальное словообразование. Суффиксы прилагательных.

План-конспект логопедического занятия на третьем этапе работы. Содержищийся в конспекте материал способствует закреплению знаний о прилагательном, развитию умений образовывать прилагательные при помощ...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Материал для подготовки к ГИА. Словообразование для 8 класса. Суффиксы прилагательных.

Упражнения на образование прилагательных для учащихся 8 класса....

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД. Тема "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Знакомство с правилом   написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;, а также первичное закрепление новых знаний....