Конспект урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystvitelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

* * *

Цели урока.

Личностная: помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Метапредметные: содействовать развитию умений анализировать изученный материал, диалогической и монологической речи.

Предметные: обеспечить закрепление знаний об образовании действительных причастий настоящего времени через организацию деятельности учащихся по первичному закреплению навыка выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

* * *

Задачи учителя: учить устанавливать причинно-следственные связи при применении правила, создать условия для развития речевой культуры.

* * *

Задачи учащихся: выбрать соответствующий суффикс для действительного причастия настоящего времени, продемонстрировать виды разбора при изучении данной темы.

* * *

I Оргмомент.

* * *

II Актуализация изученного.

Проверка домашнего задания.

Упр. 120 (1, 3), упр. 121 (3, 4).

Слайд . Прочитайте предложения, соответствующие схемам.

Какие знания нужны были для выполнения домашнего задания? Что такое причастный оборот? Как причастный оборот выделяется на письме?

* * *

III Мобилизующий этап.

Слайд . Используются причастия из домашних упражнений.

Пропускающие, находящийся, готовящиеся, мелькающая.

Разделите причастия на две группы по двум признакам одновременно. (В первой группе действительные причастия настоящего времени образованы от невозвратных глаголов I спряжения, а во второй – от возвратных глаголов II спряжения.)

Какие знания понадобились на этом этапе?

Для чего нужно это знание?

* * *

IV Формулирование темы, цели и задач (для учащихся) урока.

Определив необходимость имеющихся знаний, сформулируйте тему и цель урока. Как будем добиваться достижения цели?

Слайд .

* * *

V Закрепление изученного.

Слайд .

1. Восстановите схему. Повторите, как образуются действительные причастия настоящего времени.

* * *

2. Распределительный диктант.

ущ(ющ) / ащ(ящ)

Дремлющие сосны, барабанящий дождь, плачущие от дождя деревья, стелющийся туман, качающиеся камыши, просыпающиеся птицы, дышащее озеро, спящая река, шепчущиеся травы, слышащийся звон.

* * *

3. Виды разбора.

Трава, выгорающая2, 6 на солнце, становится желтой.7

* * *

VI Физминутка.

РАЗ – подняться, потянуться!

ДВА – согнуться, разогнуться!

ТРИ – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На ЧЕТЫРЕ – руки шире,

ПЯТЬ – руками помахать,

ШЕСТЬ – за парту тихо сесть.

СЕМЬ – ВОСЕМЬ – лень отбросим,

ДЕВЯТЬ – ДЕСЯТЬ – не будем куролесить,

ОДИННАДЦАТЬ – ДВЕНАДЦАТЬ – будем заниматься.

* * *

VII Самостоятельная дифференцированная работа.

УУ 1

Списать. Вставить нужную букву в суффиксы действительных причастий настоящего времени. Выделить суффиксы. Расставить недостающие знаки препинания.

Бор__щийся за свободу народ

пол_щая огород хозяйка

больно кол__щиеся кусты ежевики

дорога стел__щаяся по зимнему полю

рожь колыш__щаяся под тёплым ветерком

колебл__щиеся за окном ветви берёз

ветер гон__щий по небу чёрные тучи

сестра держ__щая за ручку младшего брата

терп__щий бедствие корабль

лесорубы пил__щие ствол дерева

УУ 2

Списать. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Расставить недостающие знаки препинания. Графически обозначить орфограммы в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Обозначить определяемые слова при причастных оборотах, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения.

До нас донос__т__ся шепч__щие звуки колыш__щ__хся ветвей. Ласково ве__щий ветер к__сается лица. Та__щие в небе обл__ка стел__щийся вд__ли дымок блещ__щие бел__зной берёзовые стволы – вот зн__комая и такая милая сер__цу к__ртина.

Ястреб ре__щий в небе словно ув__лич__вает, ра__ш__ряет пространство. Лучи солнца брызж__щие из-за леса пр__дают к__ртине волшебный золотисто-алый блеск.

УУ 3

Используя записанные на уроке словосочетания, составьте текст на одну из тем: «Раннее утро», «Тихая река», «Таинственные звуки». Также используйте предложения с причастным оборотом.

* * *

VIII Итог урока.

Что мы делали, чтобы правильно написать букву в суффиксе действительных причастий настоящего времени?

Повторить алгоритм.

* * *

IX Рефлексия.

Понадобится ли это правило в жизни? Для чего?

* * *

X Домашнее задание.

§ 136, упр. 125, словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Конспект урока русского языка "Страдательные причастия настоящего времени"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....

Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....