Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_izyasnitel.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс).
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Ход урока
Никогда не стыдись спрашивать
И.В.Гете
I. Объявление темы и цели урока
II. Мотивация учебной деятельности школьников
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
- Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают толкование слов «изъяснить», «изъяснительный».)
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Какие существуют виды сложных предложений?
3) Какие виды придаточных предложений вы знаете?
4) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
3. Лингвистическое моделирование.
Замените прямую речь косвенной. Начертите схемы полученных предложений.
- «Где вы были?» - спросил отец.
- «Мы были в магазине», - ответили мы.
IV. Изучение нового материала
- Слово учителя.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы говорения и мысли ( сказал, ответил, спросил, подумал, вспомнил, решил, гордился,обрадовался, почувствовал и др.), реже – другие части речи: прилагательные, наречия, существительные ( рад, известно, ясно; разговор, сообщение и др.).
- Мы знаем ( что знаем?), что они выполнят обещание.
- Говорили ( о чем говорили? ), будто его видели в городе.
- Я рад ( чему рад? ), что вы успешно закончили работу.
- Она дала слово ( в чем? ), что выполнил все точно и аккуратно.
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:
- при помощи союзов что, как, будто,чтобы;
- при помощи союзных слов, относительных местоимений;
- при помощи частицы ли, употребленной в значении союза.
В главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то, которое служит для выделения содержания придаточного предложения. С р а в н и т е :
1) Ему было трудно признаться, что он совершил этот поступок.
2) Ему было трнудно признаться в том, что он совершил этот поступок.
Придаточное изъяснительные используются для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто выражают косвенные сообщения, с помощью союза чтобы – косвенные побуждения, с помощью союзных слов и частицы ли – косвенные вопросы ( после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится).
V. Закрепление изученного материала
1. Анализ языковых явлений.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания; укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составте схемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.
- Я полюбил эту маленькую окраину и был уверен что она самая живописная в мире.
- Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговой поляне.
- Что(бы) не говорили а я выполню эту работу.
- Я всегда удивлялся как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел.
- Берись за(то) к чему ты сроден коль хочеш что(б) в делах успешный был конец.
- Ты рада что ты дома?
- С кем поведешься (от)того и наберешься.
- Вы не должны судить меня (по)тому что я делаю.
- (По)этому берегу идти лучше (по)тому что здесь больше тени.
2. Лингвистическое конструирование.
Преобразуйте простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными; запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания; выделите грамматические основы.
О б р а з е ц: 1) Участвующие в спектакле ушли на репетицию.- Те, кто участвует в спектакле, ушли на репетицию.2) Мы читали о путешествиях Пржевальского.- Мы читали о том, как путешествовал Пржевальский.
1)Приезжающие в Киев любуются прекрасными памятниками (древне)русской литературы и иску..тва.
2)Он рассказывал о поездке по Днепру.
3)Прибывшие на к..нференцию были размещены в городской гостинице.
4)Мы внимательно следили за игрой нашей сборной.
5)Он попросил помощи у друзей.
6)Все были рады наступлению долгожда(н/нн)ой весны.
3. Задания для групп. (Примечание: задание ориентировано на учёт и реализацию индивидуальных способностей учащихся: самостоятельности, исследовательских умений, критического мышления).
Карточка № 1
Задание: Возьмите карточку № 1, прочитайте предложения, выпишите только СПП с придаточными изъяснительными, укажите средства связи главного с придаточным, в главном подчеркните как член предложения слово, к которому относится придаточное, запишите требуемый падежный вопрос, выделите указательные слова, расставить запятые.
1) После обеда был я в гостях у священника что дружит с секретарем нашего министра. 2) Ты вспомни что такое северный провинциальный городишко зимой. 3) Ольга во всяком случае была уверена что продолжать путешествие они будут вместе. 4) Он начал такие выкидывать штуки что публика с места сойти не могла. 5) То что я буду рассказывать происходило в сорок девятом году.
Вопросы в заключение работы:
- Какими способами изъяснительные придаточные прикрепляются к поясняемому слову?
Карточка № 2
Задание: Разделите пять строчек в тетради на три столбика: ЛИ, СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, СОЮЗЫ. Среди данных СПП с придаточными изъяснительными определите способы связи придаточного с главным, укажите в соответствующих колонках их порядковые номера и само средство связи.
1) В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян. 2)Все то, чего коснется человек, озарено его душой живою. 3) Долохов спрашивал офицеров, в какой степени дорога впереди их безопасна от казаков. 4) Трудно понять, как Аркадий ухитрился пронести этот хрупкий инструмент сквозь огонь военных передряг. 5) Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет. 6) Брат написал мне, что он решил все задачи. 7) Ведущий напомнил о том, что важно выполнять все условия конкурса.
Вопросы в заключение работы:
- Как отличить союз от союзного слова?
Карточка № 3
Задание: Выделите главные и придаточные предложения. Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.
1. Люблю 1. Что тебе интересно
2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит
3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток
4. Слышно было 4. То было и сегодня
Вопросы в заключение работы:
- Какие знания вам помогли соединить главное и придаточные предложения?
- Какую роль играют поясняемые слова в предложениях?
Карточка № 4
Задание: На карточке столбиком записаны главные предложения, входящие в состав СПП. Ваша задача – построить СПП с придаточными изъяснительными по данному началу, употребляя различные союзы и союзные слова.
- Невозможно рассказать, …
- Им очень хотелось, …
- Неизвестно, …
- Нельзя не любоваться тем,…
Вопросы в заключение работы:
- Какие способы связи главного с придаточным помогли составить предложения?
VI. Подведение итогов урока
Беседа с учащимися.
- Что такое сложное предложение?
- Какие существуют виды сложных предложений?
- Какие виды придаточных предложений вы знаете?
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
- При помощи чего придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову?
- Какое место по отношению к главному занимают придаточные изъяснительные?
- На что надо обращать внимание при написании союзов?
VII. Домашнее задание
Выучить и повторить теоретический материал, упр.по учебнику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"
Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)
Цели урока:научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и с...
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 9 класс
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ...
урок в 9 классе "Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными"
Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста...
Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Данный урок может применяться при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Урок богат разными формами и методами обучения....