Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_55.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ. СРЕДСТВА СВЯЗИ
ПРИДАТОЧНЫХ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫХ С ГЛАВНЫМ.
ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление умений: 1) определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
ХОД УРОКА
- Орг. момент.
- Словарный диктант.
Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.
Задание: найти слова с двумя приставками, сделать их словообразовательный разбор и разбор по составу. ( Призадуматься, исподлобья.)
- Проверка домашнего задания:
- Упражнения 53 и 55: схемы предложений ( по 3 в каждом упражнении) выполняется на доске; устно разбираются в классе задания.
- Вопросы на повторение теории:
- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
-К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?
-Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
-Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
-Что такое косвенная речь?
-С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто)
-Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения)
-Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
-Обязательны ли указательные слова в главном предложении?
4. Закрепление темы «СПП с придаточными изъяснительными».
1) Работа с учебником.
Выполним упражнения 54, 57 ( устно – синтаксическая синонимия), 58 (письменно – конструирование предложений).
- Графический диктант с самопроверкой.
Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта записываем на доске правильные ответы.
- И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.(Р.Тагор).
[…того… ] , ( котором…). Какого? Определительное.
- Ах! То было и моим,
Чем так сладко жить,
То, чего, расставшись с ним,
Вечно не забыть. (В.А.Жуковский).
[То…, (чем…), то] , (чего…). Какое? Что именно? Местоименно-определительное.
3. Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.
(Л.Фейхтвангер).
(Кто…), [тот… ] Какой? Кто именно? Местоименно-определительное.
4. Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то… ] , (чего…). Что именно? Местоименно-определительное.
5.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н.В.Гоголь).
[ ], (отчего …). Что? Изъяснительное.
- За все, что человек берет, он платит собой.(М.Горький).
[ …все, (что…), …] Что именно? Местоименно-определительное.
- Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет. (И.А.Бунин).
[…тот] , (кому…). Какой? Кто именно? Местоименно-определительное.
- Прасковья Федоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. (Л.Н.Толстой).
[…того ] , (в котором…). Какого? Определительное.
9. Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.
[ ], (…которую…). Какую? Определительное.
10.Ясно было, кто стрелял.
[ ], (кто…). Что? Изъяснительное.
11.Будешь знать, как с ружьем баловать!
[ ] , (как…). Что? Изъяснительное.
5.Словарная работа.
Выписать в рабочий словарь слова в рамках: мозаика, результат, эффект, оптимист, пессимист. Уточнить значения слов (упр.63). Составить с этими словами сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
6. Работа с текстом.
Определить стилистическую принадлежность текста упражнения 62. Выполнить задания упражнения.
7 Итог.
Оценки за урок.
8 Домашнее задание.
Упражнение 60 (письменно), 64 (устно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"
Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)
Цели урока:научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и с...
урок в 9 классе "Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными"
Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста...
Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Данный урок может применяться при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Урок богат разными формами и методами обучения....
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс).
Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического ...