Обучающее сочинение-характеристика человека ( 8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Цели урока:

Образовательная : Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека;

Воспитательная: Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни

Задачи урока:

Закрепить основные методы написания сочинения-описания.

Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.

Оборудование: презентация, учебник(Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс. - М.: Просвещение.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_sochinenie-harakteristika_cheloveka.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи учащихся

Обучающее сочинение-характеристика человека (лит. героя) 8 класс

Цели урока:

Образовательная : Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека;

Воспитательная: Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни

Задачи урока:

Закрепить основные методы написания сочинения-описания.

Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.

Оборудование: презентация, учебник(Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс. - М.: Просвещение.)

Ход урока

1) Оргмомент. 

2) Вводная беседа с учащимися. Объяснение целей и задач урока. Слайд 1

Материал для обсуждения:

I. Что такое описание? Слайд 2

Изобразить что-либо или рассказать о чем-либо в письменной или устной форме.

Изложить сведения о составе и особенностях чего-либо.

Создать письменный перечень чего-либо.

Сочинение или изложение, в котором описывают что-нибудь.

Вывод: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)

II. Что такое характеристика? Слайд 3 

Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка).

Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо.

Вывод: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.

Итог вводной беседы: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.

3) Работа с учебником. Анализ фрагментов описаний внешности человека

В учебнике образцом характеристики человека служит, во-первых, описание А. В. Суворова (упр. 352), во-вторых, воспоминания К. Чуковского об А. Ахматовой (упр. 410). Учащиеся знакомятся с особенностями строения характеристики, выделяют в приведенных текстах языковые средства, которые используются для обозначения качеств лица, его оценки. Так, прочитав текст о Суворове, ученики должны составить план и выявить те приемы, которые служат для характеристики великого полководца. Целесообразно при этом обратить особое внимание восьмиклассников на лексические единицы, называющие интеллектуальные и нравственные качества лица. Эти слова желательно подчеркнуть в тексте, а ряд из них прокомментировать, показать их синонимические и антонимические связи, сравнить значения слов, содержащих общие компоненты семантики (см., например, такие слова, как роскошь и комфорт, важность и солидность).

      Материалом для подготовки сравнительной характеристики служит описание Любочки и Катеньки в повести Л. Н. Толстого «Отрочество» (упр. 411).

      Учащиеся должны познакомиться с приведенным фрагментом текста и выделить в нем те признаки, на основе которых сравниваются девочки, при этом нужно проанализировать: а) синтаксическое строение текста, основанного на сопоставлении (использование параллелизма, союзов и вводных слов, служащих для сравнения и сопоставления); б) особенности его лексической организации (употребление антонимов, в том числе контекстуальных; слов, называющих внешние и внутренние качества лица). Целесообразно также обратить внимание на временной план характеристики: в ней последовательно используются формы настоящего времени.

4) Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)

1. О ком я хочу рассказать и почему?

2. Особенности внешности этого человека.

3. Основные черты его характера.

4. Дела (поступки), в которых они раскрываются.

5. Что привлекает меня в этом человеке?

Вопросы для обсуждения плана сочинения:

Это какой вид плана? (простой)

Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут? (Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)

V. Итог урока.

Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?

В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты:

При простой портретной зарисовке не всегда дается подробное описание внешности и всех черт характера человека, а выделяются только главное, особенное в нем.

Характер описания зависит от нашего отношения к этому человеку.

Темы для подготовки к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека.

  1. Характеристика моего друга
  2. Каким я хочу быть и почему?
  3. Что привлекает меня в этом человеке?
  4. Мастер золотые руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История возникновения юбки, разновидности современной юбки, эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека» Класс – 7 «а» Учитель технологии Федорова Зинаида Павловна

Цель урока : Привитие познавательного интереса, через историю юбки, к ее современности. Научиться создавать эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека.Задачи:Образовательная. Усвоение предста...

Подготовка к написанию сочинения-характеристики хорошо знакомого человека.

Тип урокаУрок развития речи учащихся Этот урок проводится на первом часе спаренного урока.На втором часе проходит непосредственно написание сочинения-характеристики. ...

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Подготовка к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека

Цель урока - сформировать у учащихся понятия“портретное описание” и “характеристика”человека...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру обучающегося на дому 3 класса "Птицы. Забота человека о птицах зимой"

Конспект открытого урока по окружающему природному миру для ученика 3 класса, обучающегося на дому, на тему "Птицы. Забота человека о птицах зимой"....

Конспект урока по предмету "Человек" класс "Особый ребенок" "Хранение одежды и обуви"

Конспект урока по предмету "Человек"  5 класс "Особый ребенок"  тема:"Хранение одежды и обуви"...