Знаки препинания при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_pri_obrashchenii.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания при обращении.
Слова-предложения и выделение междометий в речи.
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
Ход урока
- Повторение теоретического материала по теме «Обращение».
- Что называется обращением?
- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))
- Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?
Обращения-метафоры:
Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…
Обращения-метонимии:
… Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)
Обращения-иронии:
Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И.Крылов)
Обращения-повторения:
Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)
Обращения фольклорные:
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)
Обращения-присловья:
Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н.Гоголь)
- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?
Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:
Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!
Обращения в усечённой форме без окончания:
Тань, идём в библиотеку?
Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:
Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)
- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)
Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак.После него предложение продолжается с большой буквы:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)
- Закрепление
Упр.
Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.
- Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
- Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море!(А.Чехов)
- Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:
«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н.Некрасов)
- Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:
Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)
- Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)
- Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)
- Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:
Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)
Частица о , стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:
О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)
- Закрепление изученного
Упр. . Комментированное письмо
Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постанову знаков препинания.)
- Подведение итогов урока
- Расскажите о написании междометий.
- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.
Домашнее задание
- Выполните упр. Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.
Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема: Закрепление темы: «Предл...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи".
Цель урока:Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной реч...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....
Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)
Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)...
Дифференциация З - Ж в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Конспект и презентация группового логопедического занятия. Подходит для учащихся 1 - 2 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоравитием речи.Задачи: 1. Совершенс...
Тематическая работа по теме "«Обособленные члены предложения. Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, оформление чужой речи».(в формате Статград, 2015) 8 КЛАСС
Тест содержит задания на обнаружение грамматических ошибок, на знание синтаксических характеристик: согласованные и несогласованные определения и приложения, различение обособленных обстоятельств и ут...
Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"
Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....