Знаки препинания при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Знаки препинания при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Цель урока: Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaniya_pri_obrashchenii.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Знаки препинания  при обращении.

Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Цель урока:

Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

Ход урока

  1. Повторение теоретического материала по теме «Обращение».

-  Что называется обращением?

- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))

Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?

Обращения-метафоры:

        Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…

Обращения-метонимии:

        … Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)

Обращения-иронии:

        Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И.Крылов)

Обращения-повторения:

        Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)

Обращения фольклорные:

        Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)

Обращения-присловья:

        Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н.Гоголь)

- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?

Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные  местоимениями 2-го лица:

Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!

Обращения в усечённой форме без окончания:

Тань, идём в библиотеку?

Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:

Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)

- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)

      Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак.После него предложение продолжается с большой буквы:

Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)

  1. Закрепление

Упр.

Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.

  1. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
  1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:

Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров)        Как я люблю море, ах, как я люблю море!(А.Чехов)

  1. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:

«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н.Некрасов)

  1. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:

Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)

  1. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)

  1. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):

Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)

  1. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:

Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)

Частица   о , стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:

        О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)

  1. Закрепление изученного

Упр. . Комментированное  письмо

Перепишите  предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постанову знаков препинания.)

  1. Подведение итогов урока

- Расскажите о написании междометий.

- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.

Домашнее задание

  1. Выполните упр. Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи".

Цель урока:Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной реч...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)

Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)...

Дифференциация З - Ж в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Конспект  и презентация группового логопедического занятия. Подходит для учащихся 1 - 2 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоравитием речи.Задачи:  1. Совершенс...

Тематическая работа по теме "«Обособленные члены предложения. Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, оформление чужой речи».(в формате Статград, 2015) 8 КЛАСС

Тест содержит задания на обнаружение грамматических ошибок, на знание синтаксических характеристик: согласованные и несогласованные определения и приложения, различение обособленных обстоятельств и ут...

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....