Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_pri_obrashchenii.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 17
Пунктуация при обращении.
Слова-предложения и выделение междометий в речи.
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
Ход урока
- Проверочная работа
Упр.236 (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 10-11 кл.)
Списать текст, вставляя недостающие знаки препинания.
Дополнительные задания. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, выписать все словосочетания, указать способ связи. Выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения.
(Работа выполняется на листочках и оценивается учителем.)
- Повторение теоретического материала по теме «Обращение».
- Что называется обращением?
- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))
- Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?
Обращения-метафоры:
Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…
Обращения-метонимии:
… Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)
Обращения-иронии:
Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И.Крылов)
Обращения-повторения:
Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)
Обращения фольклорные:
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)
Обращения-присловья:
Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! (Н.Гоголь)
- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?
Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:
Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!
Обращения в усечённой форме без окончания:
Тань, идём в библиотеку?
Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:
Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)
- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)
Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)
- Закрепление
Упр. 402 (Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 кл.)
Учитель диктует предложения (1, 3, 5, 9, 10, 13, 15), затем учащиеся объясняют поставленные знаки препинания и стилистические функции обращений с последующей самопроверкой по учебнику.
- Знакомство с теоретическим материалом по теме «Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях»
- Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)
- Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:
«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! (Н.Некрасов)
- Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:
Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)
- Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)
- Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)
- Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:
Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)
Частица о , стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:
О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)
- Закрепление изученного
Упр.391. Комментированное письмо
Перепишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. (Работу учащиеся выполняют в тетради, один из учащихся по выбору учителя комментирует постанову знаков препинания.)
- Подведение итогов урока
- Расскажите о написании междометий.
- Назовите особенности пунктуации слов-предложений да и нет.
Домашнее задание
- Выполните упр. 392, 393 (В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.)
- Повторить правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...