Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний по теме "Вводные слова,предложения,обращение" 8 класс (1 урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_i_sistematizatsiya_po_teme_vvodnye_slova_i_obrashcheniya_1_urok.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО :Чехлякова Елена Николаевна
Тема: Повторение и обобщение по теме « Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями» (1 урок)
Тип урока: повторение и обобщение.
Технология, использованные на уроке: уровневая дифференциация, игровая, ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование :проектор, компьютер , ноутбуки(для работы с эл.тренажером - программой ФРАЗА), толковый словарь.
Класс: 8
Цели:
1) Закрепление умения оформлять на письме данные синтаксические конструкции.
2) Орфографический контроль.
Задачи:
Образовательные:
- углубление знаний учащихся об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях;
- обобщение и расширение знаний о данных группах слов, словосочетаний, предложений;
Воспитательные:
- воспитание у школьников культуры общения;
- развитие интереса к родному языку.
Развивающие:
- развитие у учащихся коммуникативных качеств, умений выполнять разные социальные роли;
- формирование у учащихся умений социальной оценки своей деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования.
- Организационный момент.
- Словарно-лексическая работа (игра «Эрудит»)(СЛАЙД №2)
- Сообщение темы урока
- Основные группы вводных слов(СЛАЙД №3-10)
- Закрепление и обобщение пройденного материала
- Списывание с доски.
- Синтаксическая разминка (СЛАЙД №3)
- Выборочный диктант (СЛАЙД № 4)
- Составление предложений с изменением текста (СЛАЙД №5)
- ФИЗМИНУТКА.
- Работа в группе :
- Анализ текста (сильная группа) самостоятельно/ проверка
- Игра «Ромашка»/ самостоятельная работа
- Подведение итогов урока.
- Оценка результатов
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент.
Добрый день! А день сегодня, действительно, добрый. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи! Сегодня мы вспомним, какую роль выполняют обращения и вставные конструкции в тексте. Назовем их основные функции, и, конечно же, напомним друг другу, как узнавать обращения и вставные конструкции в устной речи и при письме, и как выделят их знаками препинания.
- Словарно-лексическая работа (игра «Эрудит»)
Задание: по лексическому значению узнайте слово.
1. Совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма (гимнастика). 2. Спортивная командная игра, в которой игроки стараются руками забросить мяч в корзину (баскетбол). 3. Научный опыт (эксперимент). 4. Свободное обсуждение какого-либо вопроса в прессе, на собрании, спор (дискуссия). 5. Основной вид деятельности, занятий (профессия). |
- Проверьте, правильно ли вы написали данные слова.(СЛАЙД 1)
Познакомьтесь с написанием еще двух словарных слов: симфония, лауреат. Знаете ли вы их толкование? Послушайте, каково их лексическое значение. (Индивидуальное задание по Толковому словарю).
- Составьте с одним из этих 7-ми слов, прибавив свое слово, словосочетание и разберите его.
- Словосочетания с какими способами связи вы можете составить?(Работа в паре)
III. Сообщение познавательной цели урока.
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями», выявить пробелы в ваших знаниях.
А так ли уж важно нам знать обращения, вводные слова? Или, может быть, не стоит нам на этом заострять внимание? Как вы думаете?
2. Чтение учащимися стихотворения А. Кушнера «Вводные слова» и вывод об их роли в нашей речи.
Вводные слова.
Возьмите вводные слова. | Я слушаю с открытым ртом |
От них кружится голова, | И радуюсь всему подряд. |
Они мешают суть сберечь | Меня, как всех, не раз, не два |
И замедляют нашу речь, | Спасали вводные слова, |
И все ж удобны потому, | И чаще прочих среди них |
Что выдают легко другим, | Слова «во- первых», «во- вторых». |
Как мы относимся к тому, | Они, начав издалека, |
О чем, смущаясь, говорим. | Давали повод не спеша |
Мне скажут «К счастью…» | Собраться с мыслями, пока |
И потом | Не знаю, где была душа. |
Пусть что угодно говорят, | |
Предполагаемый ответ учащихся. |
Конечно, роль обращений и вводных слов в нашей речи велика. Вы сами в таком маленьком вступлении употребили одно обращение (ребята) и вводное слово (может быть). И я согласен с поэтом А. Кушнером.
Действительно, обращения и вводные слова иногда замедляют нашу речь, но, с другой стороны, помогают нам назвать того, к кому мы обращаемся с речью, выразить своё отношение к тому, о чём мы сообщаем, связать наши мысли. Следовательно, изучать и употреблять обращения и вводные слова в нашей речи необходимо.
IV.Давайте вспомним основные группы вводных слов .(СЛАЙД 3-10)
V.Выполнение учащимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
1. Осложненное списывание с доски.(СЛАЙД 11)
(По) вашему пути Сделать (по) вашему
(Во) вторых рядах (Во) вторых, решить задачу
Анализ языкового материала:
- Какими частями речи являются одинаково звучащие слова в левой и правой колонке?
- Какие из них могут быть вводными словами?
- Какой вывод можно сделать о связи морфологии с синтаксисом? С орфографией?
- Приведите примеры предложений с вводными словами и запишите их.
2. Синтаксическая разминка.
(для слабых учащихся даются слова для справок)
Задание: в текст, написанный на доске, вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Определить их значение. Составить свои 4-5 предложений на тему «А что для меня счастье?» (использовать вставные конструкции).
Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.
Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…
3. Выборочный диктант. (СЛАЙД №12)
Задание. Выписать только предложения с вводными словами, расставить запятые- 1 ряду, с обращениями -2 ряду.
- Дай Джим на счастье лапу мне.
- Может вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг. - Что дремучий лес призадумался,
Грустью темною затуманился? - Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай поток седой. - Мы хозяина кажется утомили.
4. Предложения с изменением текста.(Работа в паре)
Задание. Перестройте предложения так, чтобы второе предложение, выражающее дополнительные пояснения, стало вводным.
- Эти стихи произвели на меня большое впечатление. Я прочитал их в журнале «Юность».
- Более ста шестидесяти лет назад в Москве открылся Малый театр. Это было в 1824 году.
5.ФИЗМИНУТКА.
- Работа в группах.
- Анализ текста ( Расставить знаки препинания)
Вежливость- понятие нравственное. Словарь так определяет это явление: «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».
Значит, вежливость- это проявление уважения. Вежливость- это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет- неотъемлемый элемент вежливости.
Будьте добры. Будьте любезны… «Будьте любезны, передайте, пожалуйста, билет». После таких слов хочется сделать не только то, о чём просят (такой пустяк!), но и что-то ещё: помочь пожилому человеку выйти из автобуса, перевести через улицу, довести до дома…
Вежливость, как правило, родит ответную вежливость, а грубость - ответную грубость.
(По Н.И.Формановской)
- Главная мысль.
- Стиль.
- Наличие вводных конструкций в тексте и их роль.
- Записать 2-ой абзац, объяснить знаки препинания.
- Игра «Ромашка» (для слабых учащихся)
Вставить в предложения обращения или вводные слова.
(Дети по очереди вытягивают лепесток, читают задание и приводят примеры)
- Сяд..м рядком да п..говорим ла..ком.
- Распахни мне об(ъ, ь)ятья твои густолистый развесистый лес!
- К м..ему уд..влению мальчик (не) спал.
- Моя душа я помню с детских лет ч..десного искала.
- Действительно ночью п..лил дождь.
7. Проверка анализа текста (В это время слабые дети выполняют сам.работу за ноутбуками по программе ФРАЗА)
VI. Подведение итогов урока.
Формулирование выводов по изученному материалу (групповое дифференцированное домашнее задание: см. зад. 11, 13).
VII. Оценка результатов урока.
VIII. Домашнее задание.
Выписать из текстов художественной литературы примеры предложений с обращениями, вводными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Функция» в 9 классе.
В ходе урока учащиеся повторяют определение и свойства функции, способы задания функций и построения их графиков. Проводится контроль знаний : повторительный математическ...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Треугольник» (геометрия, 7 класс).
Конспект урока геометрии....
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Треугольник» (геометрия, 7 класс).
Конспект урока геометрии....
Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Основы кинематики» 9 класс. УМК Н. М. Шахмаев, А.В. Бунчук.
Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Основы кинематики» 9 класс. УМК Н. М. Шахмаев, А.В. Бунчук. Это мультимедийное приложение можно использовать в качестве опоры п...
Урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". 9 класс
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". План-конспект урока, презентация, приложения....
Урок обобщения и систематизации знаний. Решение систем уравнений Алгебра 9 класс
В основе разработки лежат групповые, индивидуальные, информационно-коммуникативные и тестовые методики. В разработке представлен материал для подготовки учащихся к ОГЭ. Рассматриваются задания п...
Презентация урока химии Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие соединения" 10 класс
Данный урок проводится в 10 классе при обобщении и систематизации знаний по теме "Кислородсодержащие соединения"....