Урок русского языка в 5 классе. Тема : "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Худогулова Людмила Алексеевна

Конспект урока русского языка. 5 класс. Обстоятельство. Данный урок - третий  в теме "Второстепенные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_formirovaniyu_uud.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Директор гимназии

_____ В.М.Убушаева

Технологическая карта урока по формированию УУД

1. Ф.И.О. учителя  Худогулова Людмила Алексеевна

2. Класс  5 "б".                               Дата: 19.11.2015 год.

3. Предмет: русский язык.

4. Тема урока: " Обстоятельство."

5. Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок - третий  в теме "Второстепенные члены предложения"

6. Цели урока:

Планируемые:

знать: что такое обстоятельство;

Уметь: определять обстоятельства в предложении, какой частью речи они выражены, на какие группы делятся.

Личностные:  уважительное отношение к родному языку; формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы  и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

познавательные: приобретать новые знаний   разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; формировать умения ориентироваться в своей системе знаний;

коммуникативные: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

7. Характеристика этапов урока

Этап урока

Время

Цель

Методы и приёмы работы/

ФОУД

УДД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

6

7

Организа-ционный

Слайд № 1

2 мин

Проверка готовности учеников к уроку, эмоциональный настрой

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (коммуникативные УУД).

Формирование мотивации к обучению (личностные УУД)

1.Приветствие, проверка готовности

2.- Послушайте отрывок из стих. Д.Кугультинова "Душа слова"

У каждого из слов душа своя;

На душу говорящего похожа.

- Как вы понимаете эти  две строки? Есть ли душа у слова?

 - А сейчас прослушайте разговор двух невидимых, совсем незнакомых лиц.

- Какое из слов в речи говорящих показалось вам самым неприятным, обидным, даже оскорбительным?

- Почему?

- Вывод? 

- Что необходимо вам, чтобы не стать никчемным?

Приветствие.

- слова - это одежда наших мыслей, наши слова - это отражение нашей души.

Дети инсценируют:

- Как живёшь? – спросили у него.

- Живу? Ничего,- ответил он

- Что ты делаешь? – спросили у него.

- Я? Так, ничего, - ответил он.

- Посмотри на себя в зеркало, - что за вид? – сказали ему.

Он заглянул, а там ничего.

Да, плохо быть человеком, о котором другие говорят, что он из себя ничего не представляет.

- учиться

II. Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

10 мин

Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения

Наблюдение, повторение

для формирования проблемной ситуации/

фронтальная работа

Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (регулятивные, познавательные УУД)

Совершенствовать навыки работы в группе (коммуника-тивные УУД)

1. - Сегодня для изучения новой темы урока мы используем сказки известного калмыцкого поэта. Как вы думаете, о ком я говорю?

- Известный русский поэт сказал о творчестве Д.Кугультинова так: "Его книги доступны всем: и малым, и старым - и почитаемы по достоинству."

- Запишите это предложение.

- Выполним синтаксический разбор этого предложения.

- Что вызвало трудность при выполнении задания?

Какое  слово вы не смогли определить,  каким членом предложения является?

2. Определить, как называется этот член предложения, нам поможет кроссворд, заодно и вспомним  изученное.

- Но сначала ответьте на вопрос:

- О какой птице написали сказки Г. Х. Андерсен и Д.Н.Кугультинов? Знаете ли вы названия этих сказок?

- помните, кто подарил скучающему Хану птицу чудесную?

 (Приложение № 1)

- определите ключевое слово сегодняшнего урока.

- о Давиде Никитиче Кугультинове.

Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения.

Есть слова, которые не можем определить, каким членом предложения они являются - по достоинству.

-"Соловей" и "Песнь чудесной птицы"

-нойон

Обучающиеся заполняют кроссворд, тем самым повторяют  изученные понятия из раздела «Синтаксис».

(По мере разгадывания кроссворда появляется слово обстоятельство)

III. Выявление места и причины

Затруднения

Слайд № 5

2 мин

Учить умению ставить проблему, видеть противоречия

Проблемный диалог/ фронтальная работа

Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (личностные УУД)

– Значение всех  слов вам понятно в кроссворде?

– Можете ли вы без моей помощи определить лексическое значение выделенного слова?
– Почему мы сразу не можем дать однозначный ответ  на данный вопрос урока? 
– Так давайте сейчас сформулируем  тему и цель нашего урока.

– Нет. Нам непонятно значение слова «обстоятельство».
(Обучающиеся дают разные ответы)

– Тема урока обстоятельство.
– Научимся опознавать в предложении обстоятельства, подчеркивать их;  определять, какой частью речи они выражены, на какие группы  делятся
.(по аналогии изучения дополнения и определения)

IV. Построение плана выхода из затруднения

Слайд № 6

15 мин

постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Выдвижение гипотез, их проверка/фронтальная

Работа в парах.

Индивидуальная работа

Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)

1.–  Вставьте пропущенные слова в предложения из сказки Д.Кугультинова.

Так поезжай всё ... и ... ,

Вози свою птицу из ...  в край.

Да только ... места меняй!

И не день, не два и не три -

Много лет протекло в ....

...  утром приказ даю,

И домой направимся мы.

- Что вы можете о них сказать?

- На какие вопросы отвечают?

- На какие группы можно поделить эти слова?

- Ответьте на вопрос: для чего возят птицу из края в край?

2.–  Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения обстоятельств в тексте.  
Вспомните, какой алгоритм мы составляли при нахождении дополнения.

Если у вас возникнут затруднения, можете воспользоваться  составленной вами на предыдущем уроке таблицей. 

3. Можете запомнить рифмованное правило:

На вопросы где? Куда? Как? Откуда? И когда?

Обстоятельство ответ даст тебе всегда.

- дозаполним карточку, которую мы заполняли при изучении определения и дополнения.

- Чем закончилась сказка "Песнь чудесной птицы"?

- К какому  выводу вы пришли, вспомнив сказку? м

Это могут быть обстоятельства.

Куда?Откуда?Как?Где?Когда

Обстоятельства места, времени, образа действия)

Обучающиеся выбирают способ построения нового знания.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, выделяют ключевые понятия.

Составляют алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают действия.
  2. Поставлю от них вопросы:  _______________.
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит - это ________________.
  5. Определю его вид __________________.
  6. Подчеркну обстоятельство ___________.
  7. Подпишу, какой частью речи выражено ___________________

Дети рассказывают, что значит родина для человека.

V. Первичное закрепление изученного

Слайд № 7

8 мин

проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции

Работа в группах.

Развивать умение 
логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы
(Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД)

- Читали ли вы сказку "Сар-Герел", которую посвятил Кугультинов В.Терешковой?

- Почему сказка так называется?

- Повторим изученное на уроке, используя текст этой сказки.

1 группа:

Укажите   обстоятельства времени.

Однажды Светоносец встал с постели  в  предчувствии невиданного дня,

Случилось это в месяце апреле, а по - калмыцки - в месяце Коня.

И в апреле, как - то утром рано, те, кто юн, и те, кто постарел, встретили  негаданно - нежданно

Взрослую красавицу Герел.

2 группа:

обстоятельства места.

В день, когда раскрылись все цветы

И в хотонах всё было в избытке, родилась под кошмами кибитки девочка чудесной красоты.

Был назначен важный этот сбор у подножия одной из гор.

- для чего собрались люди у подножия горы?

3 группа:

обстоятельства  образа действия.

В середине месяца Коня травы пахнут и свежо и пряно, и пылают в зелени тюльпаны, Чашечки застенчиво клоня.

Соколом он взлетел в седло.

- о каком эпизоде сказки рассказывает это предложение?

Работают в группе, действуя по алгоритму, проговаривают выводы.
(Текст на карточках у каждого обучающегося)

 

Обучающиеся выполняют проверку.

Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их.

VI. Включение в систему знаний и повторение 

4 мин

развивать умение выявлять границы применимости нового знания.

Выполнение творческого задания/индивидуальная работа.

Работа в парах.

Совершенствовать умение делать выводы(Регулятивные  и познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (
Коммуникативные УУД).

- Составьте  и запишите со словом  Луна три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –обстоятельством.

- Почему вам дано задание на составление предложений со словом Луна?

Обучающиеся записывают предложения.

Осуществляют взаимопроверку.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Слайд № 8

3 мин

зафиксировать новое содержание урока;
 организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Рефлексия, контроль.

   Уметь оценивать правильность выполнения учебных действий (Регулятивные УУД). 
Уметь соотносить цель и результаты деятельности;
Производить самооценку результатов деятельности
(Познавательные УУД) 
Уметь формулировать свои мысли высказывать,
обосновывать свою точку зрения
(
КоммуникативныеУУД:

– Какую цель мы поставили в начале урока?

– Вы достигли поставленной цели?

– Были ли у вас затруднения? Какие?

- Оцените свою работу на уроке.

Оценивание работы учеников (комментирование)

– Научиться находить в предложении обстоятельства, подчеркивать их.
– Определять способы  выражения).

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

http://festival.1september.ru/articles/647773/img2.gif

2 балла – допущено свыше 5 ошибок.
3 балла – допущено от 3 до 4 ошибок.
4 балла – допущено от 1до 2 ошибок.
5 баллов – ошибок в работе нет. 
Оценка ученика за урок_______
Оценка учителя______________

VIII. Домашнее задание.

Слайд № 9

1 мин

Реализация здоровьесберегающих требований к уроку: обсуждение вариантов решения д/з

Дозировка, вариативность

Комментирование д/з

Запись д/з: По выбору:

1.Упр.191. стр. 88

2. Сочинить стих или сказку об обстоятельстве.

Желающим прочитать сказку Д.Кугультинова "Золотое сердце"


Приложение № 1.

Вопросы к кроссворду.

  1. Определите вид предложения по наличию главных членов: Тут выходит вперёд нойон.
  2. Определите вид предложения по цели высказывания: Хан мой, прими драгоценный дар!.
  3. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения_______________
  4. Знак препинания в конце повествовательного предложения.
  5. Какими членами предложения являются слова: родная, родным в предложении:  Дороже сокровищ родная страна

и небо и солнце над краем родным!

  1. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Рукой не успел  повелитель взмахнуть а слуги его уж собрали в путь.

-Куда собрался Хан с птицей и свитой?

  1. Знает родина волшебство, с ней младенец и тот батыр. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
  2. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
  3. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Тот силён, кто нашёл свой дом и свободу обрёл притом!.
  4.   Какое это предложение по интонации: Да летит она в вышину, прославляя волю свою и родную свою страну!

- Почему Хан отпускает птицу и мудреца?

  1.   Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
  2.   Раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.
  3.   Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически.
  4.   Члены предложения делятся на две группы: главные и………

img1.gif (7884 bytes)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...