Урок русского языка в 5 классе. Тема : "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка. 5 класс. Обстоятельство. Данный урок - третий в теме "Второстепенные члены предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_formirovaniyu_uud.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор гимназии
_____ В.М.Убушаева
Технологическая карта урока по формированию УУД
1. Ф.И.О. учителя Худогулова Людмила Алексеевна
2. Класс 5 "б". Дата: 19.11.2015 год.
3. Предмет: русский язык.
4. Тема урока: " Обстоятельство."
5. Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок - третий в теме "Второстепенные члены предложения"
6. Цели урока:
Планируемые:
знать: что такое обстоятельство;
Уметь: определять обстоятельства в предложении, какой частью речи они выражены, на какие группы делятся.
Личностные: уважительное отношение к родному языку; формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
познавательные: приобретать новые знаний разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; формировать умения ориентироваться в своей системе знаний;
коммуникативные: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
7. Характеристика этапов урока
Этап урока | Время | Цель | Методы и приёмы работы/ ФОУД | УДД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организа-ционный Слайд № 1 | 2 мин | Проверка готовности учеников к уроку, эмоциональный настрой | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (коммуникативные УУД). Формирование мотивации к обучению (личностные УУД) | 1.Приветствие, проверка готовности 2.- Послушайте отрывок из стих. Д.Кугультинова "Душа слова" У каждого из слов душа своя; На душу говорящего похожа. - Как вы понимаете эти две строки? Есть ли душа у слова? - А сейчас прослушайте разговор двух невидимых, совсем незнакомых лиц. - Какое из слов в речи говорящих показалось вам самым неприятным, обидным, даже оскорбительным? - Почему? - Вывод? - Что необходимо вам, чтобы не стать никчемным? | Приветствие. - слова - это одежда наших мыслей, наши слова - это отражение нашей души. Дети инсценируют: - Как живёшь? – спросили у него. - Живу? Ничего,- ответил он - Что ты делаешь? – спросили у него. - Я? Так, ничего, - ответил он. - Посмотри на себя в зеркало, - что за вид? – сказали ему. Он заглянул, а там ничего. Да, плохо быть человеком, о котором другие говорят, что он из себя ничего не представляет. - учиться | |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 | 10 мин | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения | Наблюдение, повторение для формирования проблемной ситуации/ фронтальная работа | Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (регулятивные, познавательные УУД) Совершенствовать навыки работы в группе (коммуника-тивные УУД) | 1. - Сегодня для изучения новой темы урока мы используем сказки известного калмыцкого поэта. Как вы думаете, о ком я говорю? - Известный русский поэт сказал о творчестве Д.Кугультинова так: "Его книги доступны всем: и малым, и старым - и почитаемы по достоинству." - Запишите это предложение. - Выполним синтаксический разбор этого предложения. - Что вызвало трудность при выполнении задания? Какое слово вы не смогли определить, каким членом предложения является? 2. Определить, как называется этот член предложения, нам поможет кроссворд, заодно и вспомним изученное. - Но сначала ответьте на вопрос: - О какой птице написали сказки Г. Х. Андерсен и Д.Н.Кугультинов? Знаете ли вы названия этих сказок? - помните, кто подарил скучающему Хану птицу чудесную? (Приложение № 1) - определите ключевое слово сегодняшнего урока. | - о Давиде Никитиче Кугультинове. Учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения. Есть слова, которые не можем определить, каким членом предложения они являются - по достоинству. -"Соловей" и "Песнь чудесной птицы" -нойон Обучающиеся заполняют кроссворд, тем самым повторяют изученные понятия из раздела «Синтаксис». (По мере разгадывания кроссворда появляется слово обстоятельство) |
III. Выявление места и причины Затруднения Слайд № 5 | 2 мин | Учить умению ставить проблему, видеть противоречия | Проблемный диалог/ фронтальная работа | Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (личностные УУД) | – Значение всех слов вам понятно в кроссворде? – Можете ли вы без моей помощи определить лексическое значение выделенного слова? | – Нет. Нам непонятно значение слова «обстоятельство». – Тема урока обстоятельство. |
IV. Построение плана выхода из затруднения Слайд № 6 | 15 мин | постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Выдвижение гипотез, их проверка/фронтальная Работа в парах. Индивидуальная работа | Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД) | 1.– Вставьте пропущенные слова в предложения из сказки Д.Кугультинова. Так поезжай всё ... и ... , Вози свою птицу из ... в край. Да только ... места меняй! И не день, не два и не три - Много лет протекло в .... ... утром приказ даю, И домой направимся мы. - Что вы можете о них сказать? - На какие вопросы отвечают? - На какие группы можно поделить эти слова? - Ответьте на вопрос: для чего возят птицу из края в край? 2.– Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения обстоятельств в тексте. Если у вас возникнут затруднения, можете воспользоваться составленной вами на предыдущем уроке таблицей. 3. Можете запомнить рифмованное правило: На вопросы где? Куда? Как? Откуда? И когда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. - дозаполним карточку, которую мы заполняли при изучении определения и дополнения. - Чем закончилась сказка "Песнь чудесной птицы"? - К какому выводу вы пришли, вспомнив сказку? м | Это могут быть обстоятельства. Куда?Откуда?Как?Где?Когда Обстоятельства места, времени, образа действия) Обучающиеся выбирают способ построения нового знания. На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, выделяют ключевые понятия. Составляют алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:
Дети рассказывают, что значит родина для человека. |
V. Первичное закрепление изученного Слайд № 7 | 8 мин | проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции | Работа в группах. | Развивать умение | - Читали ли вы сказку "Сар-Герел", которую посвятил Кугультинов В.Терешковой? - Почему сказка так называется? - Повторим изученное на уроке, используя текст этой сказки. 1 группа: Укажите обстоятельства времени. Однажды Светоносец встал с постели в предчувствии невиданного дня, Случилось это в месяце апреле, а по - калмыцки - в месяце Коня. И в апреле, как - то утром рано, те, кто юн, и те, кто постарел, встретили негаданно - нежданно Взрослую красавицу Герел. 2 группа: обстоятельства места. В день, когда раскрылись все цветы И в хотонах всё было в избытке, родилась под кошмами кибитки девочка чудесной красоты. Был назначен важный этот сбор у подножия одной из гор. - для чего собрались люди у подножия горы? 3 группа: обстоятельства образа действия. В середине месяца Коня травы пахнут и свежо и пряно, и пылают в зелени тюльпаны, Чашечки застенчиво клоня. Соколом он взлетел в седло. - о каком эпизоде сказки рассказывает это предложение? | Работают в группе, действуя по алгоритму, проговаривают выводы.
Обучающиеся выполняют проверку. Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их. |
VI. Включение в систему знаний и повторение | 4 мин | развивать умение выявлять границы применимости нового знания. | Выполнение творческого задания/индивидуальная работа. Работа в парах. | Совершенствовать умение делать выводы(Регулятивные и познавательные УУД) | - Составьте и запишите со словом Луна три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –обстоятельством. - Почему вам дано задание на составление предложений со словом Луна? | Обучающиеся записывают предложения. Осуществляют взаимопроверку. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд № 8 | 3 мин | зафиксировать новое содержание урока; | Рефлексия, контроль. | Уметь оценивать правильность выполнения учебных действий (Регулятивные УУД). | – Какую цель мы поставили в начале урока? – Вы достигли поставленной цели? – Были ли у вас затруднения? Какие? - Оцените свою работу на уроке. Оценивание работы учеников (комментирование) | – Научиться находить в предложении обстоятельства, подчеркивать их. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия 2 балла – допущено свыше 5 ошибок. |
VIII. Домашнее задание. Слайд № 9 | 1 мин | Реализация здоровьесберегающих требований к уроку: обсуждение вариантов решения д/з | Дозировка, вариативность | Комментирование д/з | Запись д/з: По выбору: 1.Упр.191. стр. 88 2. Сочинить стих или сказку об обстоятельстве. Желающим прочитать сказку Д.Кугультинова "Золотое сердце" |
Приложение № 1.
Вопросы к кроссворду.
- Определите вид предложения по наличию главных членов: Тут выходит вперёд нойон.
- Определите вид предложения по цели высказывания: Хан мой, прими драгоценный дар!.
- Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения_______________
- Знак препинания в конце повествовательного предложения.
- Какими членами предложения являются слова: родная, родным в предложении: Дороже сокровищ родная страна
и небо и солнце над краем родным!
- Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Рукой не успел повелитель взмахнуть а слуги его уж собрали в путь.
-Куда собрался Хан с птицей и свитой?
- Знает родина волшебство, с ней младенец и тот батыр. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
- Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
- Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Тот силён, кто нашёл свой дом и свободу обрёл притом!.
- Какое это предложение по интонации: Да летит она в вышину, прославляя волю свою и родную свою страну!
- Почему Хан отпускает птицу и мудреца?
- Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
- Раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.
- Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Члены предложения делятся на две группы: главные и………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...