Урок развития речи. Диалог со Свободой и Волей. «Что значит быть свободным?»
методическая разработка по русскому языку на тему
Урок развития речи.
Урок формирует мировоззрение у учащихся, дает представление о концепте «СВОБОДА» и «ВОЛЯ», разграничение понятий,развивает творческое воображение и ассоциативно-образное мышление, воспитывать читательскую культуру, позволяющую понимать эстетику слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_o.v.dialog_so_svobodoy_i_voley.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Диалог со Свободой и Волей.
«Что значит быть свободным?»
Цель урока:
-формировать представление о концепте «СВОБОДА» и «ВОЛЯ», дать разграничение понятий;
- развивать творческое воображение и ассоциативно-образное мышление;
-воспитывать читательскую культуру, позволяющую понимать эстетику слова.
ЛКЗ- линвокультурологическая задача
Ход урока.
ЛКЗ№1.
Учитель: Напишите ассоциации к слову «СВОБОДА».( Учащиеся диктуют, а учитель записывает на доске)
Учитель: Как вы понимаете эту цитату: «Свобода моей руки заканчивается там, где начинается лицо другого человека» (диакон Андрей Кураев)
ЛКЗ№2.Раздаточный материал.
Учитель: Прочитайте рассказ современного петербургского писателя Александра Житинского «Хулиганы». Напишите, что в этой ситуации абсурдно, а что реально. Согласны ли Вы с тем, что хулиганы – свободные люди?
«Всю ночь под окнами слышались пьяные крики и песни. Кого-то били, кто-то визжал и матерился. К утру все утихло. Я вышел на балкон и увидел, что на небе кривым буквами нацарапано непристойное слово. Онотянулось с запада на восток.
Как назло, день выдался безоблачный, и слово очень бросалось в глаза.
Буквы были черные и жирные. Видимо, писали углем.
Прохожие пробовали не обращать на надпись внимание. Но дети настойчиво требовали объяснений. Мамаши на ходу выдумывали какие-то сказки воспитательного характера, стараясь не разрушить у детей светлого чувства оптимизма.
На следующий день прилетели вертолеты. Под брюхом каждого висел человек с мокрой тряпкой. Все вместе они старались стереть неприличное слово.
Небо основательно запачкали, но надпись все равно было видно. Наконец пошел дождь и все смыл. А ведь можно было в ту ночь позвонить в милицию.
Никто этого не сделал, и я в том числе. В следующий раз они будут пить водку и закусывать луной вместо плавленого сырка. Об этом стоит подумать».
ЛКЗ№3. Работа со словарем. Раздаточный материал.
Сравните свой ответ с данными Словаря русского языка в четырех томах (МАС). Подчеркните те значения, которыми бы могли воспользоваться хулиганы в своё оправдание. Согласны ли Вы с моей мыслью, что хулиганы не свободные люди? Попробуйте найти аргументы .
Свобода
1.Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода есть не произвол, на согласие с законами необходимости. Белинский.
2.Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений о общественно-политической жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом. Рабочие знают, что борьба за свободу трудна и тяжела, но дело свободы есть дел всего народа.
3.Отсутствие крепостной зависимости, рабства.
4.Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. Лишение свободы.//Отсутствие преград, затворов; воля, простор. Вода в гавани волнуется, шумит, будто сердится на то, что ее огородили кругом гранитными камнями. Лишив свободы и простора.
5.Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-л. или связи с кем-, чем-л. мешающим, стесняющим. Наш век – торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Пушкин // 6.Отсутствие стеснений, ограничений, возможность поступать по своей воле, всему усмотрению. Князь велел дать мне полную свободу, не стеснять ничем. Достоевский.
7.Возможность действовать в какой-л. области без ограничений, запретов, беспрепятственно. Свобода торговли. Свобода передвижения, свобода слова.
8.Легкость, отсутствие затруднений в чем-л. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! Каверин.
9.Непринужденность, отсутствие связанности. Отсутствие Кирилла Петровича придало обществу более свободы и живости. Кавалеры осмелились занять место подле дам. Пушкин. // Излишняя непринужденность, развязность. В манерах его, и без того развязных, стала появляться и та обыкновенная за бутылкой свобода, от которой всегда неловко становится трезвому собеседнику. Гончаров.
10.Свободное, незанятое время; досуг. Обед – почти единственный час отдыха и свободы для Савелова. Чернышевский.
11.Демократические свободы – политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве.
12.Свобода морей – отсутствие ограничений для плавания судов различных государств в открытых морях.
13.Свобода совести – право граждан свободно исповедовать какую-л. религию или не исповедовать никакой религии.
14.На свободе – в свободное время на досуге.
15.Дать свободу кому - чему – то же, что дать волю кому - чему.
ЛКЗ№4.
Учитель:У слова свобода есть синоним воля. Про волю существует множество пословиц.
Разделите известные пословицы на две группы. Как Вы думаете, почему воля может быть то желанной, то осуждаемой? Можете сравнить свой ответ с данными МАСа.
Воля – это хорошо: | Воля – это плохо: |
Вольному воробью и соловей в клетке завидует. | Боле воли – хуже доля. |
Своя воля всего дороже. | Вольному - ля, спасенному - рай |
Цвет в поле – человек на воле. | Воля лучше золотой клетки. |
Своя воля – царя боле. | В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково. |
И медведь в неволе пляшет. | Беглому – в поле воля. |
В каменном мешке (т.е. в тюрьме), а выдумка вольна. | Неволя крушит, да воля губит. |
Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село. |
Воля
-Одно из свойств человеческой психики выражающееся в способности добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществления стремлений. Сила воли. Воспитание воли. Преодолеть что-л. усилием воли. // Сознательное стремление к осуществлению чего-л.; упорство, настойчивость в достижении чего-л. Воля к победе.
-Желание, хотение, требование. Исполнить чью-л. волю. Сделать по своей воле.
-Власть, право распоряжаться по своему усмотрению. Теперь я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Пушкин.
-Состояние, характеризующееся отсутствием стеснений, ограничений; свобода. Вырваться на волю. // Простор, раздолье. И вот нашли большое поле. Есть разгуляться где на воле…Лермонтов
-Прост., устар. Освобождение крестьян от крепостной зависимости.
в знач. наречия волей, волею. Прост. По собственному желанию, без принуждения, добровольно. Разве силой возьмут, волей не отдам. Островский
-Воля ваша (твоя) – 1) решайте, поступайте, как хотите, делайте так, как считаете нужным, желательным – Не хочешь есть – как хочешь. Твоя воля. У нас такое правило – мы никого насильно не заставляем. Катаев. 2) (устар.) употребляется при категорическом отказе выполнить предложенное или требуемое в значении: вы можете наказать меня, взыскать с меня за неподчинение - Воля твоя, сударь, а денег я не выдам. Пушкин.
-Волею судеб – (книжн.) случайно, в силу обстоятельств.
-Вольному воля – поступай (делай, решай) как хочешь сам (выражение употребляется, когда доводы и советы говорящего не принимаются собеседником).
-На волю – (прост.) – на свежий, вольный воздух, наружу.
-Брать (взять) волю – поступать своевольно, не считаясь ни с кем.
-Дать вою кому-чему – перестать сдерживать, предоставить свободу в поступках, действиях, в проявлении чувств. Дать волю слезам. Дать волю языку. Дать волю чувствам. Дать волю фантазии.
-Давать волю рукам – 1) трогать, хватать руками; 2) бить, драться.
ЛКЗ№5.Подбор материала по усмотрению учителя.
Проанализируйте рисунки. Какие из них иллюстрируют понятия:
Свободы – __________
Воли – __________
Рабства – __________
Счастья – __________
Какие рисунки иллюстрируют несколько состояний? Почему?
ЛКЗ№6
Прочитайте отрывок из романа знаменитого английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» в переводе В. Голышева. Речь идет об устройстве мира в будущем: Согласны ли Вы с тем, что современные люди не знают, что такое настоящая свобода? Докажите примерами из своей жизни.
«Министерство правды … разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступом, на трехсотметровую высоту. Из своего окна Уинстон мог прочесть на белом фасаде написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга:
ВОЙНА – ЭТО МИР
СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ – СИЛА
По слухам, министерство правды заключало в себе три тысячи кабинетов над поверхностью земли и соответствующую корневую систему в недрах. В разных концах Лондона стояли лишь три еще здания подобного вида и размеров. Они настолько возвышались над городом, что с крыши жилого дома «Победа» можно было видеть все четыре разом. В них помещались четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику…
Министерство любви внушало страх. В здании отсутствовали окна. Уинстон ни разу не переступал его порога, ни разу не подходил к нему ближе чем на полкилометра. Попасть туда можно было только по официальному делу, да и то преодолев целый лабиринт колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулеметных гнезд. Даже на улицах, ведущих к внешнему кольцу ограждений, патрулировали охранники в черной форме, похожие на горилл и вооруженные суставчатыми дубинками…»
ЛКЗ№7.
Обратимся к классической литературе и проверим, правильно ли мы понимаем, кто свободный, а кто вольный человек. Итак, в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Герой | Волен или свободен? | Почему |
Емельян Пугачев | ||
Петруша Гринев |
Сравните свой ответ с мнением специалиста по фольклору О.Р. Николаева:
«В древнерусском, да и вообще в русском традиционном, менталитете, понятия «воли» и «свободы» не синонимичны, как в культуре Нового времени, а скорее противоположны по значениям. Свобода – это включенность человека в структуру рода и социального мира, его социальная устойчивость: «свободен тот, кто живет в пределах собственного мира, в своем кругу, руководствуясь своим мерилом ценности и красоты, пусть даже этот мир будет в каком-либо отношении и не очень хорош» (Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси). Свобода в традиционном понимании всегда сочетается с зависимостью, подчиненностью. Слово «воля» этимологически связано с «властью»; одной из основных категорий традиционной культуры является «божья воля».
Прощаясь со своим мужем перед пугачевским «приступом», Василиса Егоровна говорит: «В животе и смерти Бог волен». Поэтому желание «воли» неизбежно связано с попыткой личного «своевольного) присвоения власти, с посягательством на установленный по Божьей воле порядок. Воля – асоциальна. «Вольный» человек несвободен, он исключен из мира не только общественных, но и нравственных связей. В фольклорной традиции парадоксально сочетаются противоположные понятия «воля». Воля желанна, она поэтизируется в молодецкой лирике, но в то же время путь воли – путь греха. Сравни с пословицами: «Вольному воля, спасенному рай», «Воля хуже неволи». Воля в русском сознании ассоциируется с простором, раздольем, пространственной широтой, а во внутреннем мире души этому соответствует понимание свей социальной несвободы, скованность и «связанность» греховности. Не случайно в поэтической образности молодецкой лирики за космической широтой метафорического родства скрывается духовная «теснота» сиротства, бесприютности, безродности.
… кстати, вспомним известный штамп детективной литературы. На обращение подсудимого к следователю: «Товарищ начальник» – последний отвечает: «Тамбовский волк тебе товарищ». Как видим, здесь налицо подчеркивание асоциальности, которая не дает право на принятые в данном обществе этикетные формулы.
Любопытно, что «отповедь» советского следователя использует метафору, возникшую вполне традиционным путем: мир дикой природы иносказательно замещает мир человеческий…
Интересно, что и в «Капитанской дочке» подчеркивается одиночество Пугачева. Вот слова самозванца в его разговоре с Гриневым: «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мен должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». «Теснота», о которой говорит Пугачев обусловлена не нехваткой воли, а есть неизбежное внутреннее ощущение человека, идущего этим путем «воли». Это внутреннее одиночество обусловлено также ожиданием суда и возмездия. Осознание своей греховности глубоко личностно.
Согласно традиционным представлениям, человек сам должен нести ответ за выбранный им путь греха, ответ – перед высшим небесным судом.
Для Пушкина более значимым противопоставление «люди воли» – «люди свободы». К последним как раз и относится Петр Андреевич Гринев, подчиняющийся в своей жизни сверхличным ценностям: чести и христианской совести. Впрочем, таковы и Маша Миронова, и ее родители, и даже Савельич… Ведь по сути дела, преданность – это есть одно из проявлений свободы в ее традиционном понимании. И именно на понятии «свободы», а не «воли» делал смысловой акцент Пушкин, называя свою историческую повесть – «Капитанская дочка»»
Итог урока. Напишите эссе. «Что лучше: быть свободным или вольным?»
Работы учащихся
*****
Человек всегда во все времена стремился к свободе. Только понимание свободы у всех разное.
Свободна ли я? Я думаю, что свобода - это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, так как в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Свобода - это свобода выбора. Человек должен сам выбирать, где ему учиться и работать, где ему жить.
Свобода - это разумные законы и разумное подчинение им. Законы должны основываться на уважении к личности. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
Свобода - это свобода слова, печати, мысли. Человек должен иметь право думать и говорить то, что думает. Всякое мнение, даже ошибочное, заслуживает уважения. Нет плохих мнений, плохих вкусов.
Свобода - это возможность самому принимать решения и нести за них ответственность. Запрещение чего-либо мы, подростки, воспринимаем как ограничение свободы.
Сегодня я имею право выбирать место учебы, любимое занятие, друзей. Я могу выбирать, какую книгу прочесть, какую музыку слушать. Я не свободна от мнения окружающих. И если я в чем-то не согласна с большинством, это не значит, что я бросаю вызов. Я хочу утвердиться как личность.
*****
Свобода для меня – это свобода иметь собственное мнение . Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, я расцениваю как подавление во мне свободы, стремление унизить меня, сделать рабом. Я противник насилия и считаю, что свобода не может быть достигнута в результате борьбы.
Мои родители считают, что я должен им полностью подчиняться, выполнять все их требования, тогда из меня выйдет «настоящий человек». Мое мнение никого не интересует. Почему так? Да, я конечно понимаю, что они хотят мне добра, но ведь иногда хочется, чтобы с твоим мнением тоже считались. Когда тебя понимаю, хочется сделать что-то доброе, положительное. Я думаю, что со мной согласится большинство ребят моего возраста.
Гаврилова Ольга Вадимовна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №8 «Музыка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.
Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения...
Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение текста, включающего диалог ("Надо учить уроки").
Конспект урока по программе "Школа 2100", соответствует требованиям ФГОС....
Урок развития речи "Искусство быть другим"
Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...
Урок развития речи в 6-м классе по теме Рассуждать – значит…
Урок русского языка в 6 классе посвящен изучению темы "Типы речи. Рассуждение"...
Урок развития речи «Искусство быть другим»
Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи....