Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской
Цели и задачи:
- изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
- определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
- научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
Ход урока
Организационное начало
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!
Мотивирование к учебной деятельности
- На доске записаны слова:
череда, чередовать,
очередь, очередность
- Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.
- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).
- А какое лексическое значение у данного корня?
(меняться местами; следовать друг за другом)
- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?
(чередование)
Актуализация знаний
- Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?
-Лаг- – -лож-
-Раст- – -рос- – -ращ-
Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;
-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)
- Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.
Прик_снуться, прик_асаться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?
(тоже есть чередование гласных)
Определите нашу цель и задачи
Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.
Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень -кас-?
Овладение новым знанием
- Давайте вернемся к словам
прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание
- Проведем наблюдение:
-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.
-А теперь скажите, что вы заметили?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)
- Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило.
- Проверим себя по учебнику (чтение правила).
(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)
Первичное закрепление
- Составление алгоритма:
Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – - кас-?
- Выделить корень.
- Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.
Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.
Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад
Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:
4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.
Физминутка. Грамматическая зарядка
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.
Сл…жить вещи.
Первое сл…гаемое.
Зар…сли кустарника.
Предл…жить блины.
Р…стительный мир.
К…снуться чуда.
Выр…щенный цветок.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Березка подр…сла.
Не к…саются влаги.
Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.
- Солнце к…снулось края степи.
- Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
- Приятно к…снуться ароматного блинчика.
- Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
- Мы к…снулись трудного вопроса.
Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.
Вы узнали авторов этих предложений?
- “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
- “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
- “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
- “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
- Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
- Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
- Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
- Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
- Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
- Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Индивидуальное задание
Ф.И. _____________________________________ класс _______________
“3”
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.
К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.
2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.
3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.
“4”
1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно ______________________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.
Эта проблема _____________________ меня меньше всего.
Мать нежно _______________ моего плеча.
2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.
“5”
1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.
2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.
(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)
Итог урока
- Чем вам запомнился сегодняшний урок?
- Какие новые знания вы усвоили?
- Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
- Что показалось наиболее интересным?
- Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
Рефлексия
- Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
- У меня не было затруднений.
- Я только слушал предложения и ответы других.
- Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
- Я сам не мог справиться с заданиями.
- Я доволен собой и своей работой.
Домашнее задание
Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.
Всем девчонкам и мальчишкам,
Кто здесь отвечал,
Выставляю я пятерки
В классный нас журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о и а в корне гор-гар
Данный материал может использоваться как при изучении новой темы, так и для повторения ....
Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"
Цели: 1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...
Буквы Е и И в корнях с чередованием
Урок для учащихся с базой знаний по этой теме...
«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...
Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-
Урок изучения нового материала по теме " Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Комментарии
Спасибо за конспект!
Спасибо за конспект! Обязательно воспользуюсь материалом!