Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-a_v_kornyah_kos-kas.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Буквы О и А в корнях -кос-  –  -кас-

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской

Цели и задачи:

  • изучить правило написания букв О – А в корнях  -КОС-  –  -КАС-;
  • определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием            гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
  • научить применять изученное правило на практике, графически обозначать            условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной               орфограммой в речи.

Ход урока

Организационное начало

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!

Мотивирование к учебной деятельности

  • На доске записаны слова:

череда, чередовать,

очередь, очередность

  • Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.

-  Как вы думаете,  какая связь между всеми этими словами?

(У них общий корень. Слова однокоренные).

- А какое лексическое значение у данного корня?

(меняться местами;    следовать друг за другом)

- Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?

(чередование)

Актуализация знаний

  • Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?

-Лаг- – -лож-

-Раст-  –  -рос-  – -ращ-

Е и И в корнях с чередованием  ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;

-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)

  • Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами.  Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

     Соб_раться, распол_гаться, отр_сти,  расст_лать,  предпол_жение,  зам_рать, сл_жение,  р_стовщик,  отп_реть,  разр_стался, р_сток.

     Прик_снуться, прик_асаться.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?

(тоже есть чередование гласных)

Определите нашу цель и задачи

Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.

 Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень           -кас-?

 Овладение новым знанием

  • Давайте вернемся к словам

     прикоснуться, прикасаться.

И добавим еще два:

 прикосновение и касание  

  • Проведем наблюдение:

-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.

-А теперь скажите, что вы заметили?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-,  пишется корень -кас-,                  а  в словах, в которых после корня нет суффикса  -а- ,  пишется корень -кос-)

  • Теперь вы готовы сформулировать правило.

Ученики формулируют правило.

  • Проверим себя по учебнику (чтение правила).

(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)

Первичное закрепление

  • Составление алгоритма:

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос-  – - кас-?

  1. Выделить корень.
  2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3.  Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.  

Прик_сался,   к_снется, к_снулся,  (не) к_сается, к_сить,  к_скад

Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:

4.  Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

 Физминутка.  Грамматическая зарядка

Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - качаемся в стороны.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.

 Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.
  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.
  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

 Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

 Вы узнали авторов этих предложений?

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не           отдам”.
  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
  7. Над дверью домика, где жила Сова,  распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
  • Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)

   Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

   Картофель — целебный продукт. Он  богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

     Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель  улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он  в   печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

      Позеленевшие клубни  опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения,  не стоит даже прик_саться.

 

Объяснение написания слов с  -кос- и  -кас-.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Индивидуальное задание

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

“3”

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь,  к…сательная,  к…саешься,  к…немся,  к…сается,             сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

“4”

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС-  –  -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

“5”

1.      Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2.      Составьте словарный диктант на тему  “Правописание корней с чередованием гласных”.  Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

 

Итог урока

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?
  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Рефлексия

  • Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
  1. У меня не было затруднений.
  2. Я только слушал предложения и ответы других.
  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  4. Я сам не мог справиться с заданиями.
  5.  Я доволен собой и своей работой.

Домашнее задание

Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Всем девчонкам и мальчишкам,

Кто здесь отвечал,

Выставляю я пятерки
В классный нас журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о и а в корне гор-гар

Данный материал может использоваться как при изучении новой темы, так и для повторения ....

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

Буквы Е и И в корнях с чередованием

Урок для учащихся с базой знаний по этой теме...

«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...

Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-

Урок изучения нового материала по теме " Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...


 

Комментарии

Максимова Татьяна Витальевна

Спасибо за конспект! Обязательно воспользуюсь материалом!