Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования
2. .2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2011.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово», 2012 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю, всего 68 часов (34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента на дополнительную подготовку к государственной (итоговой) аттестации по предмету).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_10_klass._n.g.goltsova.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лотаковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_______/___________/ директора по УВР Лотаковская СОШ
Протокол №_____ от МБОУ Лотаковская СОШ ________/Капусто Н.И./
«____»________201__г. ________/Ушакова Е.Н./ Приказ №_____ от
«____»__________201__г. «____»___________ 20___г.
Рабочая программа
по русскому языку
Класс – 10
Ф.И.О. учителя – Ушакова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Лотаковская СОШ
Утверждена на педагогическом совете
Протокол №_____ от «____»_______________ 2013 г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования
- .2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2011.
- Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово», 2012 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 час в неделю, всего 68 часов (34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента на дополнительную подготовку к государственной (итоговой) аттестации по предмету).
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Цели и задачи:
– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
Учебно- тематический план
Тема | По программе (теорет.часть) | Практическая часть | ||||
Всего часов | Из них Р.р | диктанты | Изложения | Сочинения | Тестирование и к/работы | |
1.Введение | 1 | |||||
2.Лексика. Фразеология. Лексикография. | 10 | 2 | 1 | |||
3. Фонетика. Графика. Орфография. | 2 | |||||
4. Морфемика. Словообразование. | 4 | 1 | ||||
5. Морфология. Орфография. | 51 | 8 | 2 | 3/2 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 10 | 2 | 3/2 | 1 | 3 |
Содержание программы
Базовый уровень
10 КЛАСС
Введение
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография1.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
1 Одна из задач – научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.
2 См. также раздел «Культура речи».
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
• Извлекать необходимую информацию из различных источников.
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
КТП составлено на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта (среднее (полное) общее образование). Русский язык.- 2004 г
2. Программа: Н. Г. Гольцова. Программа к учебнику Русский язык 10-11 классы М.: Русское слово, 2012
3. Учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин Русский язык 10 – 11 классы. М.: Русское слово, 2011
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата проведения | ||
По плану | фактически | ||||
Слово о русском языке. Нормы литературного языка | 1 |
| |||
Лексика. Фразеология. Лексикография. 10ч | |||||
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Подготовка к ЕГЭ (задание А11) | 1 |
| |||
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ЕГЭ (задание В8) | 1 | ||||
Р.р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | ||||
Омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | ||||
Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | ||||
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Подготовка к ЕГЭ (задание А30, А11) | 1 | ||||
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Подготовка к ЕГЭ. (задание А 30) | 1 | ||||
Р.р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями | 1 | ||||
Контрольная работа « Лексический анализ текста с решением тестовых задач. Подготовка к ЕГЭ (задания А2, А11, А30) | 1 | ||||
Анализ контрольной работы. Подготовка к ЕГЭ. | 1 | ||||
Фонетика. Графика. Орфоэпия 2 ч. | |||||
Звуки и буквы. Звук и фонема. Фонетический разбор. Чередование звуков. Подготовка к ЕГЭ (задания А13, А14) | 1 | ||||
Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Орфоэпические варианты .Активные процессы в области произношения. Подготовка к ЕГЭ (задание А1) | 1 | ||||
Морфемика. Словообразование 4 ч. | |||||
Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Работа со словарями | 1 | ||||
Словообразование. Формообразование. Словообразовательный разбор | 1 | ||||
Практикум по морфемному и словообразовательному разборам. Подготовка к ЕГЭ (задания А1, В1) | 1 | ||||
Тестирование по теме «Морфемика и словообразование». Подготовка к ЕГЭ (задания А1, В1) | 1 | ||||
Морфология. Орфография. 51 ч. | |||||
Принципы русской орфографии. | 1 | ||||
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне. Подготовка к ЕГЭ (задание А13) | 1 | ||||
Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | ||||
Правописание звонки, глухих и двойных согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ | 1 |
| |||
Р.р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Подготовка к ЕГЭ ( задания А6, А7, А27, А28) | 1 | ||||
Р.р. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. (задания А27, А28, В7). Знакомство с требованиями к части С. | 1 | ||||
Р.р. Контрольное изложение текста с элементами описания. | 1 | ||||
Правописание гласных и согласных в приставках. Подготовка К ЕГЭ | 1 | ||||
Правописание пре- и при-. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||||
Гласные И, Ы после приставок. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||||
Употребление Ъ, Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||||
Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 |
| |||
Употребление прописных букв. | 1 | ||||
Правила переноса слов | 1 | ||||
Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии. Подготовка к ЕГЭ (задания А12-А18) | 1 | ||||
Система частей речи в русском языке. | 1 | ||||
Имя существительное как часть речи | 1 | ||||
Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | ||||
Гласные в суффиксах имён существительных | 1 | ||||
Р.р. Функционально-смысловые типы речи. Подготовка к ЕГЭ (задание А29) | 1 | ||||
Р.р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения. | 1 | ||||
Р.р. Обучающее изложение текста-рассуждения. | 1 | ||||
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | ||||
Правописание суффиксов имён прилагательных. Подготовка К ЕГЭ | 1 | ||||
Р.р. Контрольное изложение текста-рассуждения. | 1 | ||||
Работа над ошибками. Подготовка к ЕГЭ. | 1 | ||||
Правописание сложных имён прилагательных и существительных. | 1 | ||||
Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных | 1 | ||||
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимений. | 1 | ||||
Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи | 1 | ||||
Р.р. Контрольное сочинение- рассуждение (часть С) | 1 | ||||
Анализ контрольных сочинений. Работа над ошибками. Подготовка К ЕГЭ. | 1 | ||||
Глагол как часть речи | 1 | ||||
Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. Подготовка к ЕГЭ | 1 | ||||
Правописание личных окончаний глаголов. Подготовка к ЕГЭ (задание А15) | 1 | ||||
Причастие. Образование причастий. Морфологические нормы. Подготовка к ЕГЭ (задания А10, А15) | 1 | ||||
Правописание суффиксов причастий. Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Подготовка к ЕГЭ (задания А12, А15) | 1 | ||||
Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. | 1 | ||||
Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. Подготовка к ЕГЭ (задание А4) | 1 | ||||
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния. Подготовка к ЕГЭ (задания А10, В2) | 1 | ||||
Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Подготовка к ЕГЭ (задание А18) | 1 | ||||
Контрольный диктант за 2 полугодие. | 1 | ||||
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи | 1 | ||||
Правописание предлогов. Подготовка к ЕГЭ (задание А18) | 1 | ||||
Союз как служебная часть речи Правописание союзов, разграничение союзов и союзных слов. Подготовка к ЕГЭ (задание А18) | 1 | ||||
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц | 1 | ||||
Частицы НЕ, НИ. Их значение, употребление и раздельное написание с различными частями речи. Подготовка к ЕГЭ (задания А17, А18) | 1 | ||||
65-66. | Контрольная работа в форме и по материалам ЕГЭ | 2 | |||
67. | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | |||
68. | Итоговый урок | 1 | |||
69-70 | Резерв. Подготовка к ЕГЭ (выполнение тестов) | 2 |
Литература:
Основная литература:
1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2012
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011
Дополнительная литература:
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
М.: Русское слово, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....