Рабочая программа по литературе на родном (русском) языке
рабочая программа
Программа по нововведенному предмету с 2018 года- литература на родном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus.lit_._na_rodnom_5-9.docx | 68.06 КБ |
ktp_rodn.lit_.5.docx | 30.04 КБ |
ktp_rodn.lit_.6.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волосовская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрена на заседании МО (протокол № __ от __.__. 20__ г.) | Утверждена приказом МОУ «ВСОШ № 2» от __.__.20__ г. № ___-о/д |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: литература
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "Литература на родном(русском) языке"
в 5-9 классах
базовый уровень
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 5 лет
Рабочая программа по родной литературе на родном (русском) языке для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011
Составитель: Аверкина О.С.
учитель русского языка и литературы
г.Волосово
2018 год
Аннотация
Рабочая программа по предмету «Литература на родном (русском) языке» для учащихся 5-9 классов разработана на основании нормативно – правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- в соответствии с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ основного общего образования в образовательных организациях Ленинградской области в 2018-2019 учебном году № 19-14011/2018 от 30.07.2018 года;
- Письмо от 25.05.2015 N 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (регистрационный №40936);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (регистрационный №40937);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (регистрационный № 41020);
- на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/;
- Основная образовательная программа основного общего образования «МОУ «Волосовская СОШ №2»;
- Учебный план МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа №2» для 5-9 классов;
- Примерной программы по литературе для 5-9 классов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляева, "Просвещение, 2011;
- в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012/ .
Цель примерной рабочей программы– приобщение учащихся к искусству русского слова, богатству русской классической литературы.
Данная цель соотносится с главными задачами реализации Примерной основной образовательной программы основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной
(русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному и культурному наследию своего народа;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- постижение обучающимися вершинных произведений русской литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
. В соответствии с учебным планом МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа №2» данная программа рассчитана на 170ч. В 5-9 классах 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Литература на родном(русском) языке» является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.».
На необходимом (базовом) уровне выпускник научится:
1) совершенствованию видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использованию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
5) овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
6) формированию ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
7) осознанию значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
8) пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
9) обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
10) воспитанию квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
11) развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
На повышенном уровне выпускник получит возможность научиться :
- пониманию родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознанию значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использованию разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты изучения предмета «Литература на
родном (русском) языке» в 5-9 классах:
1) осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению;
4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
6) развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
У выпускника будут сформированы следующие понятия:
• историко-географический образ, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости приследовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функциипознавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература
на родном (русском) языке» в 5-9 классах:
1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
2) владение разными видами чтения;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
5) способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
6) способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
7) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
8) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
9) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. Язык и речь
Родной язык. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Чтение как вид речевой деятельности. Аудирование как вид речевой деятельности. Текст и его основные признаки. Повествование как функционально-смысловой тип речи. Описание как функционально-смысловой тип речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип
речи. Функциональные разновидности языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение. Основные жанры разговорной речи.
Раздел 2. Орфоэпия
Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности орфоэпических норм в литературе 17-19 веков.
Раздел 3. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Фразеологизмы в русской речи. Фразеологизмы в произведениях русских классиков. Разные виды
лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Раздел 4. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Культура речи в произведениях классиков. Уместное использование правил русского
речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Повторение и обобщение изученного.Славянская мифология.
Раздел 5. Формы словесного выражения.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Раздел 6. Устная народная словесность.
Сказка как жанр устного народного творчества. Небылицы как вид народной
словесности. Загадки, пословицы, поговорки как малые жанры народной словесности.Считалки, скороговорки как малые жанры народной словесности.
Раздел 7. Литературное эпическое произведение.
Эпос как род литературы. Литературная сказка. Басня. Рассказ.
Раздел 8. Литературное лирическое произведение.
Лирическое произведение. Стихи о родине и о природе. Стихи о событии.
Раздел 9. Литературное драматическое произведение.
Драма как род литературы. Драматическое произведение.
Повторение изученного материала.
Рекомендуемая литература:
Мифы древних славян.
Русские народные сказки
Баба и два солдата. Барин и мужик. Барин и собака. Барин – кузнец. Барин – слуга.
Батюшка, отпусти! Беззаботный монастырь. Беспамятный зять. Большой дом из одного
кирпичика. Вещий дуб. Вещий сон. Волк и коза. Волшебная дудочка. Глупая барыня.
Глупый жених. Два вора. Девушка в колодце. Дочь – семилетка. Жена – доказчица. За
дурной головой - ногам работа! Заколдованная королевна.
Иван - коровий сын. Иванушка – дурачок. Как барин овцу купил. Как мужик гусей делил.
Кривая уточка. Лев, щука и человек. Лиса – исповедница. Марья Маревна. Медведь и
собака. Морской царь и Василиса Премудрая. Мудрые ответы. Мужик и медведь.
Наговорная водица. Не любо - не слушай. Неправый суд птиц. Нет козы с орехами. Овца,
лиса и волк. Пастушья дудочка Плотник и клин. Поп и батрак. Поп на празднике. Правда
и Кривда. Про мышь зубастую да про воробья богатого. Про одного солдата. Пузырь,
соломинка и лапоть. Разговор. Рифмы.
С того свету выходец. Сердитая барыня. Скорый гонец. Солдат и сало. Солдат и черт.
Солдатская загадка. Солдатская шинель. Соль. Старинный поп. Терем мышки. Тини-
тини, потягивай... Три калача и одна баранка. Умный работник. Фома и Ерема. Хитрая
предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении.Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. Хрустальная гора. Царевна - змея. Царица-гусляр. Церковная служба. Чернушка.Черт и мужик. Чудесная рубашка
Басни
1. Крылов И. А.
Дуб и Трость. Музыканты. Ворона и Курица. Лягушка и Вол. Парнас. Оракул. Роща и
Огонь. Волк и Ягненок. Обезьяны. Синица. Осел. Мартышка и Очки. Червонец. Лягушки,
просящие Царя. Лев и Барс. Мор зверей. Собачья дружба. Волк на псарне. Бочка. Ручей.
Лисица и Сурок. Лжец. Щука и Кот. Крестьянин и Работник. Петух и Жемчужное зерно.
Обоз. Вороненок. Слон на воеводстве. Осел и Соловей. Откупщик и Сапожник. Волк и
Волчонок. Обезьяна. Кот и Повар. Лев и Комар. Огородник и Философ. Крестьянин и
Лисица. Воспитание Льва. Гуси. Свинья. Муха и Дорожные. Листы и Корни. Скворец.
Пруд и Река. Тришкин кафтан. Механик. Пустынник и Медведь. Любопытный. Лев на
ловле. Крестьяне и Река. Мирская сходка. Камень и Червяк. Зеркало и Обезьяна. Медведь
у пчел. Крестьянин и Смерть. Подагра и Паук. Туча. Клеветник и Змея. Лиса-строитель.
2. Л.Н. Толстой
Скупой. Собака и вор. Кошка и баран. Волк и кобыла. Обезьяньи дети. Лев и мышь.
Лисица и волк. Лев, осёл и лисица. Солнце и ветер. Два петуха и орёл. Конь и кобыла.
Старик и смерть. Уж и ёж. Кошка и лисица. Олень и лошадь. Обезьяна и лисица. Лгун.
Олень и виноградник. Осёл и лошадь. Волк и старуха. Садовник и сыновья. Журавль и
аист. Павлин. Рыбак и рыбка. Комар и лев. Дикий и ручной осёл. Собака и волк. Два
товарища. Пчёлы и трутни. Лошадь и хозяева. Воробей. Ястреб и голуби. Олень. Лев и
лисица. Кот и мыши. Хозяин и работник. Летучая мышь. Ворон и лисица. Лягушки,
просящие царя. Зайцы и лягушки. Отец и сыновья. Лисица. Волк и ягнёнок. Путники. Бык
и лягушка. Волк и белка. Купец и воры. Кот с бубенцом. Две лягушки. Орёл, ворона и
пастух. Волчица и свинья. Лисица и волк. Мышь полевая и мышь городская. Мужик и
водяной. Море, реки и ручьи. Тетерев и лисица. Мышь, петух и кот. Волк и собака. Лев,
волк и лисица. Перепёлка и её дети.
Литературные сказки
1. Д. Н.Мамин-Сибиряк.Аленушкины сказки.
2. Л. Н. Толстой.Царские братья. Судома. Визирь Абдул. Царь и рубашка. Царское новое платье. Корова и
козёл. Как мужик гусей делил. Девочка и разбойники. Три медведя. Ореховая ветка.
Липунюшка. Мальчик с пальчик. Два брата. Уж. Царский сын и его товарищи. Волк и
мужик; Шат и Дон.
3. К.Г. Паустовский.Теплый хлеб. Стальное колечком. Дремучий медведь. Растрепанный воробей. Квакша.Артельные мужички. Похождения жука-носорога.
Рассказы
1. Л.Н. Толстой
Лев и собачка. Девочка и грибы. Как мальчик рассказывал про то, как его в лecy застала
гроза. Орёл. Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом. Как тетушка рассказывала
о том, как она выучилась шить. Пожарные собаки. Лебеди. Косточка. Зайцы. Русак.
Черёмуха. Булька. Булька и кабан. Котёнок. Акула. Прыжок. Рассказ аэронавта.
2. Л. Соболев
Морская душа. «Чёрная туча». Разведчик Татьян. Батальон четверых. Поединок.
«Матросский майор». «Пушка без мушки». Подарок военкома. Привычное дело. И
миномёт бил... Воробьёвская батарея. На старых стенах. Держись, старшина... На
торпедных катерах. На подступах к Севастополю. Севастополь.
3. А.И. Куприн
Слон. Белый пудель. Сапсан. Барбос и Жулька. Завирайка (Собачья душа). Ю-ю. Скворцы.
В зверинце. На реке. Чудесный доктор. В недрах земли. Тапер. Храбрые беглецы.
Изумруд. Мой полет.
4. Т. Крюкова
«Человек нового типа», «Собака Баскервилей», «Дежурство».
5. Ю. Казаков
«Тихое утро». «На полустанке». «Ночь». «Некрасивая». «Голубое и зеленое». «Тедди
(История одного медведя)». «Арктур — гончий пес». «Никишкины тайны». «Оленьи
Рога». «Манька». «Трали-вали». «Осень в дубовых лесах». «Двое в декабре». «Свечечка».
«Во сне ты горько плакал».
6. И.С. Шмелев
Яичко. Полочка. Из воспоминаний моего приятеля. Последний выстрел. Мэри. Мой Марс.
Светлая страница. Русская песня. Как мы летали. Из воспоминаний приятеля. Весенний
плеск. Как я встречался с Чеховым: I. За карасями , II. Книжники... но не фарисеи , III.
«Веселенькая свадьба». Наполеон. Рассказ моего приятеля. На морском берегу. Из
воспоминаний моего приятеля.
7. Л. Трутнев
Гроза. Первая рыбалка. Чужак. Крылатый зверь. Вертишейка. Птичник. Глупыш.
Лиходейство. Хитрая ондатра. Зимняя деревня. Чарым. Ночник. Волк. На промысле.
Особое мнение. Наваждение. Чужое зло.
8. К.Г. Паустовский
Летние дни»; «Золотой линь»; «Последний черт»; «Заячьи лапы»; «Кот-ворюга»;
«Резиновая лодка»; «Барсучий нос»; «Сивый мерин»; «Жильцы старого дома»; «Собрание
чудес»; «Подарок»; «Прощание с летом».
9. М. Пришвин
Лисичкин хлеб. Изобретатель. Ребята и утята. Лесной доктор. Еж. Золотой луг. Журка.
Говорящий грач. Предательская колбаса. Первая стойка. Ужасная встреча. Ежовый
рукавицы. Лада. Зверь бурундук. Белый ожерёлок. Разговор птиц и зверей. Гаечки. Птицы
под снегом. Беличья память. Лягушонок. Остров спасения. Лоси. Этажи леса. Берестяная
трубочка. О чем шепчутся раки. Медведь. Таинственный ящик. Вася Веселкин. Лесной
хозяин.
10. В. Астафьев
Гуси в полынье. Гирманча находит друзей. Песнопевица. Бабушка с малиной. Злодейка.
Зачем я убил коростеля?. Капалуха. Стрижонок Скрип. Белогрудка. Запах сена. Монах в
новых штанах. Осенние грусти и радости. Фотография, на которой меня нет. Щурок-
швырок.
11. П.П. Бажов
Горный мастер. Хрупкая веточка. Приказчиковы подошвы. Таюткино зеркальце.
Огневушка-Поскакушка. Синюшкин колодец. Серебряное копытце. Чугунная бабушка.
Лирические произведения
1. В.Д. Берестов
Сборники стихотворений «Подсолнух», «Зимние звезды», «Под деревом», «Дом у
колодца».
2. И. Токмакова Сборники стихотворений «Зернышко», «Радость», «Скоро в школу»,
«Деревья», «Разговоры», «Сказочка о счастье».
3. А. Сурков «Человек склонился над водой...». «Бьется в тесной печурке огонь...».
«Видно, выписал писарь мне дальний билет...».
4. И. Уткин «Затишье». «Пейзаж». «Сестра». «Ты пишешь письмо мне».
5. Д. Кедрин «Родина».
Драматические произведения
1. К. Гоцци «Турандот».
2. Маршак С. Я. «Петрушка-иностранец». «Двенадцать месяцев». «Горя бояться - счастья
не видать». «Умные вещи».
1. А. Толстой «Золотой ключик».
2. К. Паустовский «Перстенек».
3. Л. Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Язык, речь, общение.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Раздел 2. Речь.
Текст, его особенности. Структура текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи. Функциональная разновидность языка. Научный и
официально-деловой стили, их особенности. Язык художественной литературы.
Повторение.
Раздел 3. Лексика. Культура речи.
Слово и его лексическое значение. Паронимы. Лексика русского языка с точки зрения ее
происхождения. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Лексика русского языка с точки
зрения сферы ее употребления. Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистическая
окраска слова.
Повторение и обобщение изученного по лексике
Раздел 4. Фразеология. Культура речи.
Фразеологизмы, их признаки и значения. Источники фразеологизмов. Повторение и
обобщение изученного по фразеологии.
Раздел 5. Устная народная словесность.
Произведения устной словесности. Былины. Легенды. Предания.
Раздел 6. Литературное эпическое произведение
Эпическое произведение. Литературный герой. Повествование, описание, рассуждение,
диалог и монолог в эпическом произведении.
Раздел 7 . Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение. Размеры стиха. Рифма. Аллитерация. Стиховая пауза.
Раздел 8. Литературное драматическое произведение.
Драматическое произведения, его особенности. Язык драматического произведения.
Итоговый урок. Язык как материал словесности.
Рекомендуемая литература:
Устная народная словесность
Былины о русских богатырях:
Былины новгородского цикла: «Садко». «Василий Буслаев и новгородцы». «Микуля
Селянинович».
Былины русского эпоса: «Коловрат Богоподобный»
Былины о русских богатырях: «Князь Роман и Марья Юрьевна».
Тамара Рожкова. «Былина об Александре Невском»
Чувашские народные сказки.
Литературное эпическое произведение
А. Пушкин. «Повести Белкина»
Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
И. Тургенев «Бежин луг»
А. Чехов Рассказы
А. Куприн. Рассказы
М. Пришвин Рассказы
Платонов. «Сухой хлеб», «Корова», «Никита».
Современная литература (эпическое произведение)
Е.Чудинова «Лебедь»
В. Солоухин. «Камешки на ладони»
Л. Кассиль. Будьте готовы, Ваше Высочество!»
В Богомолов. «Зося»
Т.Крюкова. «Невыученные уроки»
А. Лиханов. «Мой генерал»
А. Рыбаков. «Кортик»
М. Дружинина. «Классный выдался денек!»
К. Паустовский. «Мещерская сторона»
Е. Велтистов. «Миллион и один день каникул»
Литературное лирическое произведение
Жуковский. «Жаворонок»
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи»
А. С. Пушкин. Поэзия
М.Ю. Лермонтов. Поэзия
А.А. Фет. Поэзия.
Ф.И. Тютчев. Поэзия.
А.Блок. Поэзия.
С.А. Есенин. Поэзия
Литературное драматическое произведение
К.Г. Паустовский. Пестренок. «Стальное колечко»
Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Содержание учебного предмета
7 класс
Раздел 1. Слово и словесность
Слово и словесность.
Раздел 2. Разновидности употребления языка
Разговорный язык и его разновидности. Стили литературного языка. Язык
художественной литературы.
Раздел 3. Стилистика как раздел лингвистики
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Стилистические возможности
морфологии и синтаксиса. Повторение и обобщение изученного.
Раздел 4. Устное народное творчество и ее жанры
Эпические жанры устного народного творчества. Лирические жанры устного народного
творчества. Драматические жанры устного народного творчества.
Раздел 5. Духовная литература
Библия как священная книга христианства. Жанры Библии. Библейские темы в
произведениях русской словесности.
Раздел 6.Эпические произведения, их своеобразие. Литературные сказки.
Загадки и скороговорки. Басня. Рассказ, повесть, роман. Повествование и описание как
способы словесного выражения героя в эпическом произведении. Роль пейзажа, интерьера
для характеристики героя. Сюжет и фабула.
Единица композиции. Художественная деталь.
Раздел 7. Лирические произведения, их своеобразие.
Ода как жанр лирических произведений. Элегия как жанр лирических произведений.
Композиция стихотворения. Герой лирического произведения.
Раздел 8. Драматические произведения, их своеобразие. Жанры драматических
произведений. Сюжет как конфликт, композиция драматического произведения. Герои
драматического произведения и способы их изображения.
Раздел 9. Лиро-эпические произведения, их своеобразие
Баллада. Поэма. Роман в стихах. Стихотворная проза. Роман в стихах.
Раздел 10. Взаимовлияние произведений словесности
Эпиграф. Цитата.
Итоговый урок. Обобщение изученного.
Рекомендуемая литература:
Русские народные сказки
Барин и гусак. Барин и плотник. Барин и староста. Барские гуси. Беззаботная жена. Белая
уточка. Бобовое зернышко. Вещий мальчик. Война грибов. Волк, перепелка и дергун.
Глупый волк. Два Ивана - солдатских сына. Дочь и падчерица. Завещание. Зайцы и
лягушки. Знахарь. Иванушка и домовой. Извозчик и лошадь. Как лиса училась летать.
Лихо одноглазое. Медное, серебряное и золотое царства. Мудрая дева. Мужик и барин.
Неразгаданная загадка. Неумелая жена. О щуке зубастой. Окаменелое царство. Поди туда
- не знаю куда, принеси то - не знаю что. Притворная болезнь. Про нужду. Птичий язык.
Репа и мед. Рыбацкая и охотничья байки. Семь Симеонов. Скатерть, баранчик и сума.
Солдат и пельмени. Солдатская коляда. Солдатская школа. Старик и волк. Терёшечка.
Топанье и ляганье. Фома Беренников. Хитрый козел. Царевна – отгадчица. Царь, старик и
бояре.
Басни
1. Крылов И. А.
Волк и Пастухи. Две Бочки. Мальчик и Змея. Пчела и Мухи. Муравей. Крестьянин и Змея
(«К Крестьянину вползла Змея...»). Трудолюбивый Медведь. Лисица и виноград. Медведь
в сетях. Совет Мышей. Булыжник и Алмаз. Свинья под Дубом. Крестьянин и Змея
(«Когда почтен быть хочешь у людей...»). Паук и Пчела. Лисица и Осел. Пестрые Овцы.
Котел и Горшок. Дикие Козы. Соловьи. Голик. Крестьянин и Овца. Скупой. Волк и
Мышонок. Два мужика. Котенок и Скворец. Две собаки. Кошка и Соловей. Рыбьи пляски. Прихожанин. Ворона. Лев, Серна и Лиса. Крестьянин и Лошадь. Белка («У
Льва служила Белка...»). Щука. Кукушка и Орел. Бритвы. Сокол и Червяк. Бедный Богач.
Булат. Купец. Пушки и Паруса. Осел. Мирон. Крестьянин и Лисица. Филин и Осел. Волк
и Кот. Лещи. Лев. Три Мужика. Пастух. Белка («В деревне, в праздник, под окном...»).
Мыши. Лиса. Волки и Овцы. Два мальчика. Лев и Мышь. Кукушка и Петух. Вельможа.
2. Л.Н. Толстой
Скупой. Собака и вор. Кошка и баран. Волк и кобыла. Обезьяньи дети. Лев и мышь.
Лисица и волк. Лев, осёл и лисица. Солнце и ветер. Два петуха и орёл. Конь и кобыла.
Старик и смерть. Уж и ёж. Кошка и лисица. Олень и лошадь. Обезьяна и лисица. Лгун.
Олень и виноградник. Осёл и лошадь. Волк и старуха. Садовник и сыновья. Журавль и
аист. Павлин. Рыбак и рыбка. Комар и лев. Дикий и ручной осёл. Собака и волк. Два
товарища. Пчёлы и трутни. Лошадь и хозяева. Воробей. Ястреб и голуби. Олень. Лев и
лисица. Кот и мыши. Хозяин и работник. Летучая мышь. Ворон и лисица. Лягушки,
просящие царя. Зайцы и лягушки. Отец и сыновья. Лисица. Волк и ягнёнок. Путники. Бык
и лягушка. Волк и белка. Купец и воры. Кот с бубенцом. Две лягушки. Орёл, ворона и
пастух. Волчица и свинья. Лисица и волк. Мышь полевая и мышь городская. Мужик и
водяной. Море, реки и ручьи. Тетерев и лисица. Мышь, петух и кот. Волк и собака. Лев,
волк и лисица. Перепёлка и её дети.
Литературные сказки
1. М. Горький. Самовар
2. П. Бажов. Серебряное копытце
3. А. Платонов. Разноцветная бабочка
4. А. Гайдар. Горячий камень
5. А. Толстой. Сорочьи сказки. Сорока. Гусак. Грибы. Рачья свадьба. Порточки
6. Е. Шварц. Два брата
7. К. Паустовский. Тёплый хлеб
8. В. Катаев. Дудочка и кувшинчик
9. В. Каверин. Песочные часы
10. Б. Заходер. Отшельник и Роза
Рассказы
1. Г. Скребицкий
Чему научила сказка. Белый кораблик. День рождения. Заботливая мамаша. Воришка.
Джек; Сиротка. Пушок. На пороге весны. Здравствуй, весна!. За селезнями.
Длиннохвостые разбойники. Зелёный шум. Чир Чирыч. Загадочная находка. Наседка.
Ранние гости. Соловьиная дудочка. Дружба. На разливе. Курочка-камышница.
Неожиданное знакомство. Старый блиндаж. Чудо техники. Лесной голосок. Полуночник.
Белая шубка. Аистята. Скрипун-невидимка. Домик в лесу. Речной волк. Митины друзья.
Лебеди. Любитель песни. Он поднялся со дна моря. Куйка. Лесной прадедушка. Голубой
дворец.
2. В.Солоухин
Каравай заварного хлеба. Мошенники. Ножичек с костяной ручкой. Мститель.
Подворотня. Белая трав. Летний паводок. Закон набата. Моченые яблоки. Варвара
Ивановна. Зимний день. Кувшинка. Выводок. Под одной крышей. Золотое зерно.
Счастливый колос. Девочка на урезе моря. Двадцать пять на двадцать пять. Немой. Рыбий
бог. Мед на хлебе.
3. И.С. Тургенев
Ермолай и мельничиха. Малиновая вода. Касьян с Красивой Мечи. Бирюк. Певцы. Живые
мощи. Стучит!. Лес и степь.
4. А.П. Чехов
Пересолил. Толстый и тонкий. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев.
Восклицательный знак. Лошадиная фамилия. Хирургия. Дорогая собака. Размазня.
Шуточка. Дочь Альбиона. Свадьба с генералом. Налим. Злоумышленник. Ванька.
Мальчики. Беглец. Каштанка. Белолобый. Произведение искусства. В аптеке. На
мельнице. Переполох. Тоска. Беззащитное существо. Жалобная книга
5. Е. Чудинова
Прекраса. Детские годы Святослава-князя. Восход Красного Солнышка. Уроки Анны
Ярославны.
Лирические произведения
1. М.В. Ломоносов. Оды похвальные. Оды духовные.
2. В.А. Жуковский. Море. Людмила.
3. А.С. Пушкин. Элегии («Безумных лет угасшее веселье…», «Опять я ваш, о юные
друзья!..»)
4. Е. Евтушенко. Свадьбы. Фронтовик
5. А. Вознесенский. Баллада 41-го года
6. Н. Рубцов. Русский огонек. Видения на холме
7. Г. Еремеев. Война вошла в мальчишество мое...
8. О. Дмитриев. Не корите меня, поэты.... Поколение. Вратарь. Военная игра
9. В. Фирсов. Лето сорок пятого. Похоронки. Пиджак
10. В. Высоцкий. Штрафные батальоны. Песня о земле. Он не вернулся из боя
11. Ф. Чуев. Начало войны. Вечером. Звезда. Рассказ авиатехника
12. Н. Дмитриев. В пятидесятых рождены
13. Ю. Поляков. Ответ фронтовику
14. О. Хлебников. Урок истории страны...
Драматические произведения
1. Е.Л. Шварц. «Дракон»
2. А.П. Чехов. «Медведь»
3. Т.Габбе. «Город мастеров»
4. Е.Л. Шварц. «Дракон»
5. В.С. Розов. «Вечно живые»
6. А.В. Вампилов. «Старший сын»
7. А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии»
Содержание учебного курса
8 класс
Раздел1.Введение. Мастерство образного слова. Виды искусств.-1ч
Мастерство образного слова. Виды искусств.
Раздел 2.Славянская мифология.-3ч
Историография.Источники сведений.Формирование славянской мифологии.Мифологическая картина мира.Народные праздники славян.
Раздел 3.Интеллект предков .Фольклор и письменные памятники. Чудодейственная словесность.-2ч
Предания. Легенды. Исторические песни.«Памятники русского фольклора» — академическая книжная серия издательства «Наука», фольклорный аналог серии «Литературное наследство».
Раздел 4.Древнерусский язык.-4ч
Древневосточнославянский язык. История. Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология.
Раздел 5. Церковнославянский язык.-3ч
История.Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология. Типографика. Влияние на другие языки.
Раздел 6.Устное народное творчество.-3ч
Особенности фольклора.Устный характер творчества (произведения не записывались).
Автор – народ (нет авторского права).Непосредственный контакт исполнителя со слушателем.Синкретизм (объединение элементов разных видов искусства- словесного, музыкального, театрального).Импровизационность (некоторые части произведения могут создаваться непосредственно во время исполнения).Вариативность(наличие множества вариантов, новое исполнение – новый вариант).Различия между фольклором и литературой.Основные жанры фольклора.
Раздел 7.Язык 17-го века.-2ч
Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология.
Раздел 8. Язык 18-го века.-4ч
Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология.
Раздел 9. Язык 19-го века.-4ч
Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология.
Раздел 10. Язык 20-го века.-4ч
Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология.
Раздел 11. Язык 21-го века.-3ч
Диалекты и социолекты.Письменность.Лингвистическая характеристика.Фонетика и фонология.Морфология.
Раздел 12. Итоговый урок.-1ч
Содержание учебного курса
9 класс
Раздел 1. Вводное занятие.
Родной язык и литература – это словесность.
Раздел 2. Средства художественной изобразительности
Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. Эпитет. Сравнение и способы его словесного выражения..
Параллелизм.
Развернутое сравнение.
Олицетворение.
Аллегория.
Символ.
Гипербола.
Фантастика.
Парадокс.
Алогизм.
Гротеск.
Бурлеск.
«Макаронический» стиль.
Этимологизация. Внутренняя форма слова.
Этимологизация в произведении словесности.
Народная этимология.
Ассоциативность языковых средств.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем.
Квипрокво.
Раздел3. Жизненный факт и поэтическое слово
Поэтическое слово
Объект изображения, тема и идея произведения
Способы выражения идеи в различных родах словесности
Художественная правда
Раздел 4. Историческая жизнь поэтического слова
Язык древнерусской литературы
Язык словесности XVIII века
Язык произведений сентиментализма и романтизма
Язык произведений реализма
Индивидуальный стиль.
Произведение словесности
Раздел 5. Произведение словесности
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.
Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.
Художественный образ и художественная действительность.
Словесная форма выражения художественного содержания.
Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания
Раздел 6. Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности.
Новая жизнь художественных образов. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности
Раздел 7. Что вы узнали на уроках словесности в 5-9 классах
Язык как материал словесности.
Произведение словесности.
Литературные произведения, иллюстрирующие изучаемые теоретические понятия
А.К. Толстой «Не ветер, вея с высоты…», Б.Л. Пастернак «Июль, тасакающий в одежде…», Ф. Кривин притча «Сила убеждения», М. А. Булгаков «Роковые яйца» (сцены), А. Вознесенский «Роща», Н.В. Гоголь «Нос», В.И. Майков «Елисей или раздражѐнный Вакх», Д.И. Фонвизин «Бригадир» (сцены), С. Я. Маршак «Словарь», И. Бунин «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», Н.А. Заболоцкий «Прохожий», «Повесть временных лет» (отрывки).
Учебно-тематический план
5 класс
Раздел | Название | Часы | Контроль |
Раздел 1 | Язык и речь | 12ч | 2 к.р. |
Раздел 2 | Орфоэпия | 1ч | |
Раздел 3 | Лексикология и фразеология | 3ч | 1к.р. |
Раздел 4 | Язык и культура | 3ч | |
Раздел 5 | Формы словесного выражения | 1ч | |
Раздел 6 | Устная народная словесность | 4ч | 1к.р. |
Раздел 7 | Литературное эпическое произведение | 4ч | |
Раздел 8 | Литературное лирическое произведение | 3ч | |
Раздел 9 | Литературное драматическое произведение | 2ч | |
Раздел10 | Итоговый урок | 1ч | 1 к.р. |
ИТОГО | 34 |
Учебно-тематический план
6 класс
Раздел | Название | Часы | Контроль |
Раздел 1 | Язык и речь,общение | 1ч | |
Раздел 2 | Речь | 8ч | 1к.р. |
Раздел 3 | Лексика.Культура речи | 11ч | 2к.р. |
Раздел 4 | Фразеология.Культура речи | 3ч | |
Раздел 5 | Устная народная словесность | 2ч | |
Раздел 6 | Литературное эпическое произведение | 3ч | |
Раздел 7 | Литературное лирическое произведение | 3ч | |
Раздел 8 | Литературное драматическое произведение | 2ч | |
Раздел9 | Итоговый урок | 1ч | 1 к.р. |
ИТОГО | 34 |
Учебно-тематический план
7 класс
Раздел | Название | Часы | Контроль |
Раздел 1 | Слово и словесность | 1ч | |
Раздел 2 | Разновидности употребления языка | 3ч | |
Раздел 3 | Стилистика как раздел лингвистики | 4ч | 1к.р. |
Раздел 4 | Устное народное творчество и ее жанры | 4ч | |
Раздел 5 | Духовная литература | 2ч | |
Раздел 6 | Эпические произведения, их своеобразие | 9ч | 1 к.р. |
Раздел 7 | Лирические произведения, их своеобразие | 5ч | |
Раздел 8 | Драматические произведения, их своеобразие | 3ч | |
Раздел 9 | Лиро-эпические произведения, их своеобразие | 2ч | 1 к.р. |
Раздел10 | Взаимовлияние произведений словесности | 1ч | |
Раздел11 | Итоговый урок | 1ч | |
ИТОГО | 34 |
Учебно-тематический план
8 класс
Раздел | Название | Часы | Контроль |
Раздел 1 | Введение. Мастерство образного слова. Виды искусств | 1 | |
Раздел 2 | Славянская мифология | 3 | |
Раздел 3 | Древнерусский язык | 2 | 1к.р. |
Раздел 4 | Церковно-славянский язык | 4 | |
Раздел 5 | Устное народное творчество | 3 | 1 к.р. |
Раздел 6 | Интеллект предков .Фольклор и письменные памятники. Чудодействе нная словесность | 3 | |
Раздел 7 | Язык 17-го века | 2 | |
Раздел 8 | Язык 18-го века | 4 | |
Раздел 9 | Язык 19-го века | 4 | . |
Раздел10 | Язык 20-го века | 4 | |
Раздел11 | Язык 21-го века | 3 | 1 к.р |
Раздел 12 | Итоговый урок | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Учебно- тематический план
9 класс
Раздел | Название | Часы | Контроль |
Раздел 1 | Вводное занятие | 1 | |
Раздел 2 | Средства художественной изобразительности | 15 | 2 к.р. |
Раздел 3 | Жизненный факт и поэтическое слово | 4 | |
Раздел 4 | Историческая жизнь поэтического слова | 6 | 1к.р. |
Раздел 5 | Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения | 4 | 1к.р. |
Раздел 6 | Произведение словесности в истории культуры | 2 | |
Раздел 7 | Итоговый урок | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе по литературе на родном языке на 2018-2019 уч. год
Календарно-тематическое планирование по курсу ___Литература на родном языке ___ 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю )
Предварительный просмотр:
Приложение к рабочей программе по литературе на родном языке на 2018-2019 уч. год
Календарно-тематическое планирование по курсу ___Литература на родном языке ___6 класс
(34 часа, 1 час в неделю )
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | ||||||||||
личностные | предметные | метапредметные | |||||||||||||
| |||||||||||||||
1 | Язык, речь, общение. Ситуация общения. | Урок общеметодологической направленности | формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. | научиться дифференцировать понятия язык и речь, определять коммуникативную функцию языка. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетан | ||||||||||
Раздел 2. Речь (8ч) | |||||||||||||||
2,3 | Текст, его особенности. Структура текста. Ключевые слова. | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, о народах и этнических группах России. | Предметные: научиться работать с лингвистическим текстом. | Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. | ||||||||||
4,5 | Функционально-смысловые типы речи. Функциональная разновидность языка. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
6 | Научный и официально-деловой стили, их особенности | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, о народах и этнических группах России. | Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. | ||||||||||
7 | Язык художественной литературы. | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. | Предметные: научиться определять тему текстов разных типов речи по алгоритму решения лингвистической задачи; научиться определять тип речи текста. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания слова текста. | ||||||||||
8 | Повторение. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
9 | Контрольная работа № 1 | Урок развивающего контроля | Тест№ 1 | Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. | |||||||||
Раздел 3. Лексика.Культура речи (11ч) | |||||||||||||||
10 | Слово и его лексическое значение. | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться определять лексическое значение слова. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова. | ||||||||||
11 | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.. | Урок рефлексии | |||||||||||||
12 | Паронимы. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
13 | Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
14 | Контрольная работа № 2 | Урок развивающего контроля | Тест№ 2 | Личностные: формирование навыков самоконтроля и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении | Коммуникативные: формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и лексического содержания слова. | |||||||||
15 | Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться применять полученные знания при составлении устного и письменного текста. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | ||||||||||
16 | Диалектизмы. | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться применять полученные знания при составлении устного и письменного текста. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | ||||||||||
17 | Профессионализмы. | ||||||||||||||
18 | Стилистическая окраска слова. | ||||||||||||||
19, 20 | Контрольная работа № 3 Анализ к.р. | Урок развивающего контроля Урок рефлексии | Тест№ 3 | Личностные: формирование навыков самоконтроля и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении | Коммуникативные: формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и лексического содержания слова. | |||||||||
Раздел 4. Фразеология.Культура речи (3ч) | |||||||||||||||
21 | Фразеологизмы, их признаки и значения.. | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Предметные: научиться определять в тексте и устной речи профессиональные и диалектные слова; научиться выявлять устаревшие слова в устной и письменной речи. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования содержания лингвистического текста. | ||||||||||
22 | Источники фразеологизмов | Урок открытия нового знания | |||||||||||||
23 | Повторение и обобщение изученного по фразеологии. | Урок рефлексии | |||||||||||||
Раздел 5.Устная народная словесность(2ч) | |||||||||||||||
24 | Произведения устной словесности. | Урок общеметодологической направленности | Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | Предметные: научиться использовать знания о жанрах фольклора при исследовании текста лингвистического содержания. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексических конструкций. | ||||||||||
25 | Былины. Легенды. Предания. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
Раздел 6. Литературное эпическое произведение(3ч) | |||||||||||||||
26 | Эпическое произведение. Литературный герой. | Урок общеметодологической направленности | Формирование умения определять данный род литературы | научиться работать с соответсвующим текстом. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | ||||||||||
27, 28 | Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении | Урок открытия нового знания | |||||||||||||
Раздел 7. Литературное лирическое произведение(3ч) | |||||||||||||||
29 | Лирическое произведение | Урок общеметодологической направленности | Формирование умения определять данный род литературы | научиться работать с соответсвующим текстом. | |||||||||||
30 | Размеры стиха. Рифма. Стиховая пауза. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
31 | . Аллитерация. | Урок общеметодологической направленности | |||||||||||||
Раздел 9. Литературное драматическое произведение(2ч) | |||||||||||||||
32 | Драматическое произведения, его особенности. Язык драматического произведения. | Урок общеметодологической направленности | Формирование умения определять данный род литературы | научиться работать с соответсвующим текстом. | |||||||||||
33 | Итоговый урок. Язык как материал словесности. | Урок рефлексии | |||||||||||||
Раздел 10. Итоговый урок(1ч) | |||||||||||||||
34 | Контрольная работа № 4 | Урок развивающего контроля | Тест№ 4 | Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Предметные: научиться проводить самооценку и самодиагностику. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного курса изучения родного (русского) языка
Рабочая программа...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык"
Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего ...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский)язык"...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык"....