Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnoy_yazyk.docx | 108.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ,
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( 2010г),
- Примерной рабочей программы по русскому родному языку 5-9 классы.
-Учебного плана МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»
- федерального перечня учебников;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программах по учебным предметам, курсам МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Учебник «Русский родной язык» 5 класс.Авторы:О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др.Москва, «Просвещение», 2019г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Учебник «Русский родной язык» 6 класс.Авторы:О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др.Москва, «Просвещение», 2019г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Учебник «Русский родной язык» 7 класс.Авторы:О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др.Москва, «Просвещение», 2019г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Учебник «Русский родной язык» 8 класс.Авторы:О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др.Москва, «Просвещение», 2019г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Учебник «Русский родной язык» 9 класс.Авторы:О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др.Москва, «Просвещение», 2019г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Основные цели и задачи изучения родного (русского) языка в основной школе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На основании требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах;
- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
- основными нормами русского литературного языка;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- умение пользоваться различными лингвистическими словарями; освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план предусматривает обязательное изучение родного
( русского) языка на этапе основного общего образования в объеме: 5 класс — 34 ч, 6 класс-34 часа, 7 класс — 34часа , 8 класс —34часа, 9 класс — 68часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа по родному (русскому языку) позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать лингвистические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения лингвистических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть задачу;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные
В результате изучения родного (русского) языка на базовом уровне ученик должен
Знать
основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), средства языка и уметь ими пользоваться;
коммуникативные качества речи и тенденции развития языка;
Уметь
правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
понимать назначение стилей речи;
правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
обнаруживать ошибки на всех уровнях структуры языка;
составлять официальные документы;
оформлять рефераты;
овладеть способами исследовательской деятельности;
владеть этикетными нормами и нормами поведения в типичных ситуациях;
владеть навыками публичного выступления
вести деловую беседу, участвовать в полемике.
Содержание учебного предмета
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Язык и культура
Наш родной русский язык. Из истории письменности. Язык- волшебное зеркало мира и национальной культуры. История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки. О чём могут рассказать имена людей и названия городов.
Раздел 2. Культура речи
Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Речь точная и выразительная . Основные лексические нормы. Стилистическая окраска слова. Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет: нормы и традиции.
Раздел 3. Речь. Текст
Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально- деловой стиль . Объявление. Научно- учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов.
6 класс (34 ч)
Раздел 1. Язык и культура
Из истории русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики. Современные неологизмы. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.
Раздел 2. Культура речи
. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм. Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи. Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён существительных. Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Текст
Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое единство итекста. Тексты описательного типа. Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.
7 класс (34 ч)
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях.
Трудные случаи употребления паронимов.
Типичные грамматические ошибки.
Традиции русской речевой манеры общения.
Нормы русского речевого и невербального этикета.
Раздел 3. Речь. Текст
Традиции русского речевого общения.
Текст. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы.
Разговорная речь. Спор и дискуссия.
Публицистический стиль. Путевые заметки.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Притча.
8 класс (34 ч)
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика и её особенности. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Русский человек в обращении к другим.
Раздел 2. Культура речи
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. Нормы употребления терминов. Трудные случаи согласования в русском языке. Особенности современного речевого этикета.
Раздел 3. Речь.Текст
Информация : способы и средства её получения и переработки. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. Аргументация. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Виды доказательств. Разговорная речь. Самопрезентация. Научный стиль речи. Реферат. Учебно- научная дискуссия. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма.
9 класс (68часов)
Раздел 1. Язык и культура
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи
Активные процессы в области произношения и ударения. Трудные случаи лексической сочетаемости. Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.
Раздел 3. Речь. Текст
Русский язык в Интернете.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование раздела(темы) | Количество часов всего | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на уроки развития речи |
1. | Язык и культура | 8 | 1 | - |
2. | Культура речи | 18 | 1 | 1 |
3. | Речь.Текст | 8 | 1 | - |
ИТОГО | 34 | 3 | 1 |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела(темы) | Количество часов всего | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на уроки развития речи |
1. | Язык и культура | 8 | 1 | - |
2. | Культура речи | 18 | 1 | 1 |
3. | Речь.Речевая деятельность.Текст | 8 | 1 | - |
ИТОГО | 34 | 3 | 1 |
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование раздела(темы) | Количество часов всего | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на уроки развития речи |
1. | Язык и культура | 8 | 1 | - |
2. | Культура речи | 15 | 1 | 1 |
3. | Речь.Текст | 11 | 1 | - |
ИТОГО | 34 | 3 | 1 |
8 класс
№ п/п | Наименование раздела(темы) | Количество часов всего | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на уроки развития речи |
1. | Язык и культура | 7 | 1 | - |
2. | Культура речи | 19 | 1 | 1 |
3. | Речь.Текст | 8 | 1 | - |
ИТОГО | 34 | 3 | 1 |
9 класс
№ п/п | Наименование раздела(темы) | Количество часов всего | Количество часов на контрольные работы | Количество часов на уроки развития речи |
1. | Язык и культура | 19 | 1 | 1 |
2. | Культура речи | 19 | 1 | 0 |
3. | Речь.Текст | 28 | 1 | 5 |
ИТОГО | 66 | 3 | 6 |
Календарно- тематическое планирование по родному (русскому) языку 5 класс
№п\п | Дата по плану | Дата по факт | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов |
Язык и культура речи (8часов) | ||||
1 | Русский язык- национальный язык русского народа. | 1 | ||
2 | Язык как зеркало национальной культуры. | 1 | ||
3 | Создание славянского алфавита. | 1 | ||
4 | Крылатые слова и выражения. | 1 | ||
5 | Русские пословицы и поговорки. | 1 | ||
6 | Русские имена. | 1 | ||
7 | Старинные русские города. Происхождение их названий. | 1 | ||
8 | Контрольная работа по разделу «Язык и культура речи». | 1 | ||
Культура речи (18часов) | ||||
9 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
10 | Понятие о варианте нормы. | 1 | ||
11 | Роль звукописи в художественном тексте. | 1 | ||
12 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
13 | Лексические нормы употребления имён существительных. | 1 | ||
14 | Лексические нормы употребления имён прилагательных. | 1 | ||
15 | Лексические нормы употребления глаголов в современном русском языке. | 1 | ||
16 | Контрольная работа . | 1 | ||
17 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
18-19 | Категория рода. | 2 | ||
20-21 | Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. | 2 | ||
22 | Правила речевого этикета. | 1 | ||
23 | Устойчивые формы речевого этикета в обращении. | 1 | ||
24 | Обращение в русском речевом этикете. | 1 | ||
25 | Современные формулы обращения к незнакомому человеку. | 1 | ||
26 | Р.р. Контрольное изложение. | 1 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст.(8 часов) | ||||
27 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. | 1 | ||
28 | Точность, логичность и выразительность речи. | 1 | ||
29 | Формы речи. | 1 | ||
30 | Текст и его основные признаки. | 1 | ||
31 | Функциональные разновидности языка | 1 | ||
32 | Обобщающее повторение. | 1 | ||
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
34 | Итоги года. | 1 |
6 класс
№п\п | Дата по плану | Дата по факт | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов |
Язык и культура речи (8часов) | ||||
1 | Краткая история русского литературного языка | 1 | ||
2 | Роль церковнославянского (старославянского ) языка в развитии русского языка. | 1 | ||
3-4 | Диалекты как часть народной культуры. | 2 | ||
5 | Лексические заимствования как результаты взаимодействия национальных культур. | 1 | ||
6 | Национально- культурная специфика русской фразеологии. | 1 | ||
7 | Роль заимствованной лексики в современном русском языке. | 1 | ||
8 | Контрольная работа. | 1 | ||
Культура речи (18 часов) | ||||
9-11 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 3 | ||
12-13 | Стилистические особенности произношения и ударения . | 2 | ||
14-15 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 2 | ||
16 | Контрольная работа. | 1 | ||
17-18 | Синонимы и точность речи. | 2 | ||
19-21 | Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов | 3 | ||
22 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
23 | Нормы употребления существительных в соответствии с типом склонения. | 1 | ||
24 | Национальные особенности речевого этикета. | 1 | ||
25 | Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет. | 1 | ||
26 | Контрольное изложение. | 1 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (8 часов) | ||||
27 | Язык и речь. | 1 | ||
28 | Виды речевой деятельности. | 1 | ||
29 | Эффективные приёмы чтения. | 1 | ||
30 | Текст, тематическое единство текста. | 1 | ||
31 | Тексты описательного, повествовательного типа. | 1 | ||
32 | Функциональные разновидности языка. | 1 | ||
33 | Контрольная работа. | 1 | ||
34 | Итоги года. | 1 |
Календарно- тематическое планирование
по родному (русскому) языку 7 класс
№п\п | Дата | Название разделов, тем уроков | Количество часов | |
по плану | по факт | |||
Язык и культура речи 8часов | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | ||
2 | Устаревшие слова- живые свидетели истории. | 1 | ||
3 | Историзмы. | 1 | ||
4 | Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. | 1 | ||
5-6 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | 2 | ||
7 | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | 1 | ||
8 | Контрольная работа. | 1 | ||
Культура речи 15 часов | ||||
9 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | ||
10-12 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях | 3 | ||
13-14 | Трудные случаи употребления паронимов. | 2 | ||
15 | Контрольная работа. | 1 | ||
16-18 | Типичные грамматические ошибки | 3 | ||
19-20 | Традиции русской речевой манеры общения. | 2 | ||
21-22 | Нормы русского речевого и невербального этикета. | 2 | ||
23 | Контрольное изложение. | 1 | ||
Раздел 3.Речь.Текст. | 11 | |||
24 | Традиции русского речевого общения | 1 | ||
25 | Текст. Виды абзацев. | 1 | ||
26 | Заголовки текстов, их типы. | 1 | ||
27 | Разговорная речь. Спор и дискуссия. | 1 | ||
28 | Публицистический стиль. Путевые заметки. | 1 | ||
29 | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности | 1 | ||
30-31 | Язык художественной литературы. Притча. | 2 | ||
32 | Итоговое повторение | 1 | ||
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
34 | Итоги года. | 1 |
Тематическое планирование 8 класс
№п\п | Дата по плану | Дата по факт | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов |
Язык и культура речи (7часов) | ||||
1 | Исконно русская лексика. | 1 | ||
2 | Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского литературного языка. | 1 | ||
3-4 | Старославянизмы. | 2 | ||
5-6 | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | 2 | ||
7 | Контрольная работа. | 1 | ||
Культура речи (19часов) | ||||
8 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
9-10 | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | 2 | ||
11-12 | Акцентологические ошибки в современной речи. | 2 | ||
13 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
14-15 | Терминология и точность речи. | 2 | ||
16 | Контрольная работа. | 1 | ||
17 | Нормы употребления терминов в научном стиле речи. | 1 | ||
18 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | ||
19-20 | Типичные грамматические ошибки. | 2 | ||
21-22 | Нормы построения словосочетаний по типу согласования. | 2 | ||
23 | Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. | 1 | ||
24 | Новые варианты приветствия и прощания. | 1 | ||
25 | Речевая агрессия. | 1 | ||
26 | Контрольное изложение. | 1 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст. | ||||
27 | Язык и речь. | 1 | ||
28 | Виды речевой деятельности. | 1 | ||
29 | Эффективные приёмы слушания. | 1 | ||
30 | Текст как единица языка и речи. | 1 | ||
31 | Функциональные разновидности языка | 1 | ||
32 | Язык художественной литературы. | 1 | ||
33 | Контрольное сочинение. | 1 | ||
34 | Итоги года. | 1 |
Календарно- тематическое планирование
по родному (русскому) язык 9 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура | 19ч. | |||
1 |
|
| Отражение в русском языке культуры и истории русского народа | 1 |
2-3 |
|
| Ключевые слова русской культуры | 2 |
4-5 |
|
| Крылатые слова и выражения | 2 |
6-7 |
|
| Развитие языка как закономерный процесс . | 2 |
8-9 |
|
| Основные тенденции развития современного русского языка | 2 |
10-11 |
|
| Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | 2 |
12-13 |
|
| Словообразовательные неологизмы в современном русском языке | 2 |
14 | Проект «Словарный бум в русском языке новейшего периода» | 1 | ||
15 |
|
| Р.Р. Контрольное изложение | 1 |
16-17 |
|
| Переосмысление значений слов в современном русском языке. | 2 |
18-19 | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. | 2 | ||
Раздел 2.Культура речи | 19 | |||
20-23 |
|
| Активные процессы в области произношения и ударения. | 3 |
22-25 |
|
| Трудные случаи лексической сочетаемости | 4 |
26-29 |
|
| Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений. | 4 |
30 | Контрольная работа. | 1 | ||
31-33 |
|
| Речевой этикет в деловом общении | 3 |
34-36 | Правила сетевого этикета. | 3 | ||
37 | Проект «Правила поведения в Интернет- дискуссии» | 1 | ||
Раздел 3. Речь. Текст. 28 | ||||
38-39 | Русский язык в Интернете | 2 | ||
40-42 | Виды преобразования текстов. | 3 | ||
43 | Р.Р. Работа с текстом. | 1 | ||
44-46 | Разговорная речь. Анекдот. Шутка. | 3 | ||
47-49 | Официально- деловой стиль. Деловое письмо. | 3 | ||
50 | Р.Р. Письмо. | 1 | ||
51-52 | Научно- учебный подстиль. Доклад. Сообщение | 2 | ||
53 | Р.Р. Выступление на тему «Что в имени тебе моём?» | 1 | ||
54-56 | Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 3 | ||
57-59 | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | 2 | ||
60-61 | Р.Р.Сочинение- рассуждение | 2 | ||
62-64 | Итоговое повторение. | 3 | ||
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
66 | Итоги года | 1 |
№ | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов |
Язык и культура (17 ч) | ||||
1 |
|
| Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 1 |
2-3 |
|
| Ключевые слова (концепты) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 2 |
4 |
|
| Контрольное тестирование (входная диагностика) | 1 |
5-6 |
|
| Крылатые слова и выражения | 2 |
7 |
|
| Развитие языка как объективный процесс. | 1 |
8-9 |
|
| Внешние и внутренние факторы языковых изменений, активные процессы в современном русском языке. | 2 |
10-11 |
|
| Многозначные термины и иностранные слова. | 2 |
12-13 |
|
| Неиссякаемый источник—фразеология. | 2 |
14-15 |
|
| Что делает речь яркой и образной. | 2 |
16-17 |
|
| РР. Сочинение на морально-этическую тему | 2 |
Культура речи (32 ч) | ||||
18-20 |
|
| Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произношение и ударение в словах. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 3 |
21-22 |
|
| Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | 2 |
23-26 |
|
| Лексические ошибки и их исправление. | 4 |
27-30 |
|
| Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. | 4 |
31 |
|
| Контрольное тестирование (промежуточная диагностика) | 1 |
32-34 |
|
| Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | 3 |
35-37 |
|
| Грамматика. Морфологические ошибки. | 3 |
38-40 |
|
| Разнотипность частей сложного предложения. Синтаксические ошибки. | 3 |
41-42
|
|
| Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Словарные пометы. | 2 |
43-46 |
|
| Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | 4 |
47-48 |
|
| Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 2 |
49 | Контрольное тестирование. | 1 | ||
Речь. Речевая деятельность. Текст (19 ч)
| ||||
50-51 |
|
| Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 2 |
52 |
|
| Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. | 1 |
53 |
|
| Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 |
54 |
|
| Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 |
55 |
|
| Функциональные разновидности языка | 1 |
56 |
|
| Разговорная речь. Анекдот, шутка. | 1 |
57-58 |
|
| Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. | 2 |
59 |
|
| Учебно-научный стиль. | 1 |
60-61 |
|
| Речевые жанры научного стиля: доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. | 2 |
62 |
|
| Публицистический стиль. Проблемный очерк. | 1 |
63-64 |
|
| Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. | 2 |
65-66 |
|
| Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. | 2 |
67 |
|
| Контрольное тестирование (итоговая диагностика) | 1 |
68 |
|
| Зачетная работа по курсу. Защита проекта. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень
Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 7 класса (базовый уровень) на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на ...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский родной язык»Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена основе Фундаментального ядра сод...
Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год
Аннотация к рабочей программе по «Русской родной литературе» для 9 классаРабочая программа учебного курса «Русская родная литература» для 9 класса разраб...
ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса на 2020-2021 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 8 классана 2020-2021 учебный год...