Это интересное причастие. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок в 7 классе. Этимология причастия. Причастия и синонимичные выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района Волгограда»
Урок русского языка
«Все самое интересное о причастии»
в 7б классе
в рамках городского фестиваля
«Дни русского языка»
Разработка учителя
русского языка и литературы
Лейко О.А.
Волгоград, 2015
Цель урока: вызвать интерес учащихся к этимологии и лексике русского языка, отработать умение подбирать синонимы к словам и выражениям, определять причастие и причастный оборот, находить в тексте.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Ход урока.
Слово учителя.
Русский язык… Это богатство слов и выражений, кладовая нашего народа, которую мы, современное поколение должны беречь. «Язык – это океан», - писал Олег Николаевич Трубачев. Да, океан безбрежный…
Наш урок проходит в рамках городского фестиваля «Дни русского языка». Посвящен фестиваль академику Олегу Николаевичу Трубачеву, нашему земляку, известному лингвисту, ученому-этимологу, писателю. Мы знакомились с его биографией, очерками. Посещали музей славянской азбуки.
О.Н.Трубачев был одним из ведущих ученых в области этимологии славянских языков. Под его руководством создавался «Этимологический словарь славянских языков». Обратимся к страницам этого словаря.
Работа над страницей этимологического словаря.
Давайте внимательно посмотрим на страницу из этимологического словаря и ответим на вопрос: что мы узнаем о слове?
-Найдите на странице словаря причастие. Что вы о нем знаете?
-Расскажите о причастии как о части речи.
-Немного из истории причастий.
Выступления учащихся.
Ученик 1. Термин «ПРИЧАСТИЕ» старославянского происхождения. В старославянский язык слово вошло через латинский как буквальный перевод – «участвующий». Значение связано с тем, что причастие по своим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
Ученик 2. Владимир Иванович Даль, автор знаменитого словаря, дал такую характеристику причастиям: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». В причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.
Ученик 3. Михаил Васильевич Ломоносов обратил внимание на то, что «сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
Ученик 4. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом…». В этих словах Пушкин обратил внимание на выразительность причастия, без которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастий в устной речи.
Учитель.
Причастия имеют оттенок книжности, употребляются, как правило, в письменной речи. Многие из причастий имеют стилистический оттенок торжественности. Причастие может использоваться как выразительное средство речи.
-Замените выражения синонимичными с причастиями.
Лошадь, которая скачет
Листья, которые опали с деревьев
Книга, которую прочитали
Экскурсия, которую проводят в музее
-Как вы думаете, почему известный лингвист XIX века Востоков назвал причастия «действенными прилагательными»?
-До сих пор в русской лингвистике ведутся споры о том, является ли причастие самостоятельной частью речи или это форма глагола. А как думаете вы?
-Да, причастие – это особая часть речи, очень нужная в нашей речи.
Работа с текстом.
И.Верзилин. ЮМОРЕСКА
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда уставший путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднявшийся столб песка закрыл все вокруг, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.
Но, увы, кран был не водопроводный, а…
-Прочитайте текст. Какой был кран? Какие это слова?
-Выпишите причастия и причастные обороты с определяемыми словами.
(торчащий из песка водопроводный кран, освежающей водой, вытянувшаяся в стойку кобра, уставший путник, поднявшийся столб)
Работа над синонимичными выражениями.
-В русской лексике есть слова, близкие по своему значению. Как они называются? (Синонимы)
-Выражения в речи, несущие одинаковую мысль, имеющие одинаковое значение, тоже называются синонимичными.
-Перед вами на слайде Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света.
-Данные вам предложения измените по образцу:
Галикарнасский мавзолей который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
-Запишите полученные предложения. Не забывайте о знаках препинания в предложениях с причастным оборотом.
Карточка 1.
1.Это шедевр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.
2.По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
3.Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4.На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
Карточка 2.
1.На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колоннадой.
2.На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная квадрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
3.Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия мавзолея.
4.Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться мавзолеями.
-Прочитайте полученные предложения. (Читаются предложения 1-й группы, а затем второй)
-Что узнали о слове мавзолей?
-Что такое квадрига? Попробуйте найти связь между «квадригой» и геометрической фигурой. (Квадрига – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми) В случае затруднения будем обращаться к словарям.
Дополнительный материал.
Найдите эквиваленты из текста.
Французское «труд, достойный мастера» (шедевр)
Греческое «помещение со сводообразным потолком» (камера)
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» (эра)
Греческое «глыба, блестящий камень» (мрамор)
Старославянское: его происхождение связано со словом «порох» (прах)
Выводы
-Что узнали на уроке?
-Чем понравился /не понравился урок?
-О чем хотели бы узнать?
Слово учителя.
Урок хотелось бы закончить словами О.Н.Трубачева: «Но если литературный язык и его лексикон развиваются и расцветают в немалой степени благодаря вершинным индивидуальным творческим достижениям, то живет он и его культура главным образом в употреблении массового читателя и носителя»
Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Относитесь к слову бережно, любите свой язык, свою речь.
Ученик 1. Термин «ПРИЧАСТИЕ» старославянского происхождения. В старославянский язык слово вошло через латинский как буквальный перевод – «участвующий». Значение связано с тем, что причастие по своим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
Ученик 2. Владимир Иванович Даль, автор знаменитого словаря, дал такую характеристику причастиям: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». В причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.
Ученик 3. Михаил Васильевич Ломоносов обратил внимание на то, что «сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»
Ученик 4. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом…». В этих словах Пушкин обратил внимание на выразительность причастия, без которого письменная речь будет бедной и вялой, и на отсутствие причастий в устной речи.
Работа с текстом.
И.Верзилин. ЮМОРЕСКА
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда уставший путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднявшийся столб песка закрыл все вокруг, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.
Но, увы, кран был не водопроводный, а…
Работа с текстом.
И.Верзилин. ЮМОРЕСКА
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда уставший путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднявшийся столб песка закрыл все вокруг, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.
Но, увы, кран был не водопроводный, а…
Работа с текстом.
И.Верзилин. ЮМОРЕСКА
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда уставший путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднявшийся столб песка закрыл все вокруг, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.
Но, увы, кран был не водопроводный, а…
Работа с текстом.
И.Верзилин. ЮМОРЕСКА
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда уставший путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднявшийся столб песка закрыл все вокруг, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.
Но, увы, кран был не водопроводный, а…
Карточка 1.
1.Это шедевр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.
2.По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
3.Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4.На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
Карточка 2.
1.На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колоннадой.
2.На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная квадрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
3.Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия мавзолея.
4.Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться мавзолеями.
Карточка 1.
1.Это шедевр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.
2.По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
3.Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
4.На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
Карточка 2.
1.На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колоннадой.
2.На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная квадрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
3.Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия мавзолея.
4.Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться мавзолеями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Презентация к уроку обобщения "Это интересное причастие".
Данный материал представляет собой занимательные игры по теме " Причастие". Можно использовать как на уроке русского языка, так и во время проведения внеклассных мероприятий....
Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса
Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела "Морфология"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс
Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс...
"Сольфеджио - это очень интересно", 2 класс
https://cloud.mail.ru/public/3CvY/2rrrXCB4tКак сделать объяснение сухого теоретического материала на уроке сольфеджио интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои...
"ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ И ПОЧЕМУ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА – ЭТО СЛОЖНО, НО ИНТЕРЕСНО". 10 класс. Индивидуальный проект.
Данная методическая разработка (технологическая карта урока) поможет учителю в проведении вводного занятия курса "Индивидуальный проект". Основная идея состоит в знакомстве обучающихся с про...